Автор: Ягудина Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №74 "Филиппок"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Организация экспериментальной деятельности в дошкольной организации
Раздел: дошкольное образование
Организация экспериментальной деятельности в дошкольной
организации
«Умейте
открыть
перед
ребенком
в
окружающем
мире
что-то
одно,
но
открыть
так,
чтобы
кусочек
жизни
заиграл
перед
детьми
всеми
красками
радуги.
Оставляйте
всегда
что
-
то
недосказанное, чтобы ребенку захотелось
еще и еще раз возвратиться к тому, что
он узнал».
(В. А. Сухомлинский)
Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в
целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно
познаёт мир, в котором он живёт. Сначала познания позволяют ему войти в
мир,
привыкнуть
к
миру;
затем
–
постепенно,
но
активно
постигать
накопленный до него опыт человечества; и наконец, став взрослым, внести
свой позитивный вклад в обогащение этого мира.
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её
многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети дошкольного
возраста
способны
к
освоению
таких
фундаментальных
понятий,
как
пространство и время, действие и покой, изменение и развитие, живое и
неживое, строение, назначение материалов предметов. На каждом возрастном
этапе познание мира, осуществляется своими специфическими способами.
Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно
поисковая
деятельность
способна
мобилизовать
самим
дошкольников
в
познании
реальности,
самостоятельном
раскрытии
её
связей,
отношений
закономерностей,
в
преобразовании
опыта.
Исследовательская,
поисковая
активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира,
он хочет познать этот мир.
Ребенок-дошкольник,
по
своей
естественной
природе
является
настоящим первооткрывателем. Для придания этому процессу естественного
освоения окружающего мира системного характера необходимо организовать
специальные
занятия
Особенностью
таких
экспериментальных
занятий
является то, что педагог выступает не как субъект, диктующий ребенку ту или
иную оценку изучаемого предмета, а как равный партнер, который также
познает исследуемое явление или предмет.
В
качестве
тем
на
инновационных
развивающих
занятиях
могут
использоваться различные предметы и явления из окружающего мира. Дети
ко всему проявляют живой интерес в этом возрасте. Самое главное для
педагога – это создать стройную структуру занятий, после которых у детей
сложится системное восприятие полученной информации.
Экспериментальное изучение камней.
В
ходе
исследования
минералов
различного
типа
дети
могут
познакомиться
с
различными
видами
камней,
с
их
происхождением
и
использованием
камней
в
повседневной
жизни.
Для
изучения
подойдут
самые разнообразные горные породы, которые должны различаться по цвету,
структуре, объему, массе и пр. параметрам.
Занятия
могут
начинаться
с
исследования
древних
известковых
окаменелостей, угля, кораллов, различных видов грунта. При этом педагог
может наглядно демонстрировать, как влияет на формирование камней вода,
ветер и температурные воздействия.
Изучение свойств воды.
Для
проведения
исследовательских
занятий
с
детьми
дошкольного
возраста вода подходит лучше всего. Она безопасна и позволяет проводить
большое
количество
опытов.
Педагог
может
рассказать
детям
во
время
занятий о физических и химических свойствах воды, продемонстрировав их
наглядно. Можно из экспериментов по изучению свойств воды переходить к
изучению человека, растений или живых организмов.
Изучение человека.
Это довольно сложная и важная тема для детского восприятия, которая
должна раскрываться постепенно в ходе нескольких занятий. Можно вместе с
детьми исследовать руку, кожу, уши, нос, обоняние, тактильные ощущения,
осязание и звуки, выстраивая занятия в виде интересных и запоминающихся
для детей экспериментов.
Исследование магнита и его свойств.
Такие
эксперименты
очень
нравятся
всем
детям,
потому
что
все
демонстрационные
эксперименты
напоминают
фокусы
или
волшебство.
Бегущие навстречу друг другу фигурные магнитики или разбегающиеся в
разны стороны магниты вызывают у детей бурю восторгов. В таких опытах
можно использовать бумагу, ткань, металлические изделия.
Исследования грунтов.
Интересной темой для экспериментальных занятий с дошкольниками
станет изучение различных грунтов и их свойств. Здесь можно использовать
большое количество демонстрационного материала из различных видов почв,
на опыте демонстрировать их свойства, используя воду. Для изучения этой
темы можно использовать песок различного типа, глину, черноземную почву.
Изучение физических свойств атмосферы.
В
рамках
рассмотрения
этой
темы
воспитатель
может
провести
интересные опыты вместе с детьми по исследованию обычного воздуха. Для
этого можно использовать надувные шары, которые так любят все дети.
Только в данном случае они станут предметом интересного исследования.
Также можно использовать воздушных змеев и красивые бумажные ленточки,
которые будут наглядно демонстрировать движение воздушных потоков.
Изучение электричества.
В ходе занятий, посвященных этой теме, дети получат азы обращения с
электроприборами,
узнают,
почему
нужно
включать
электроприборы
в
розетку, изучат правила безопасности при обращении с электроприборами.
Воспитатель
может
наглядно
показать
малышам
на
занятиях,
как
электрические
заряды
передвигаются
по
проводам
и
объяснить,
почему
нельзя брать в руки оголенный провод.
Изучение солнечной системы.
В подготовительной группе можно проводить исследовательские занятия
по
освоению
азов
космических
знаний.
Детям
можно
рассказывать
о
созвездиях и планетах, подкрепляя рассказы красочными иллюстрациями и
специальными моделями, изображающими вращение Земли вокруг Солнца.
Изучение света и цвета.
При изучении этой темы дети могут понять, чем свет отличается от
цвета и почему в радуге 7 оттенков. Можно в интересной форме рассказать
малышам о спектральной природе солнечного света и продолжить изучение
цветовой гаммы в рамках освоения азов рисования.
Каждое
экспериментальное
занятие
педагог
должен
тщательно
планировать,
выделяя
задачи
и
цели
развивающих
экспериментальных
занятий с детьми дошкольного возраста.
В ходе проведения занятий воспитатель должен стремиться обучить
детей самостоятельно усваивать материалы и делать собственные логические
выводы в ходе эксперимента. В ходе проведения простейших опытов дети на
практике должны постигать причинность явления и событий.
Кроме
развития
логических
способностей
и
увеличения
базовых
фундаментальных
знаний
во
время
таких
занятий
необходимо
уделять
внимание нравственному воспитанию детей. В ходе изучения живой природы
дети
должны
осознавать,
что
ее
нужно
беречь
и
охранять,
внимательно
относиться к любому живому существу.
Воспитание людей будущего должно закладываться именно на таких
развивающих
занятиях
с
детьми
в
рамках
ДОУ.
От
того,
как
педагогам
дошкольного учреждения удастся подготовить ребенка, будет зависеть их
последующее обучение в школе и общение с одноклассниками.
Литература
1.
Куликовская,
И.Э.
Детское
экспериментирование.
Старший
дошкольный возраст. Учеб. пособ. — / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.
– М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
2.
Сивкова,
Н.И.
Влияние
инноваций
на
формирование
мотиваций
обучения. / Н.И. Сивкова. – М.: Народное образование, 2010. – 130 с.
3.
Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе
исследования,
игры
и
дискуссии.
/
М.В.
Кларин.
—
Рига,
НПЦ
«Эксперимент», 2005 — 176 с.
4.
Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
Детство-пресс 2010.