Автор: Аверьянова Марина Павловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 162"
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: Конспект занятия для детей 6 – 7 лет.
Тема: "Музыка в мире сказки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
образовательной деятельности
Направление деятельности: «Музыкальное развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие».
Тема: «Музыка в мире сказки»
Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности
для детей 6-7 лет.
Тема: «Музыка в мире сказки »
Цель:
Развитие
познавательных
способностей,
творчества,
в
процессе
знакомства
с
музыкальными произведениями.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное отношение к классической музыке, песенному творчеству,
воплощать свою деятельность в театрализации.
Развивающие:
Развивать правильную, образную речь.
Образовательные:
Формировать певческие, танцевальные навыки, умение играть в оркестре.
Расширять и активизировать словарный запас: Контрабас, фагот.
Приемы руководства деятельностью детей на занятии:
1.
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: слушание музыки,
рассматривание портретов, иллюстраций сказок.
2.
Приемы активизации деятельности детей: беседа, создание развивающей среды,
загадывание загадок, анализ и выводы.
3.
Приемы
организации
практической
деятельности
детей:
показ
слайдов,
использование картин с изображением «Бабы Яги», музыкальных инструментов.
4.
Приемы
поддержания
интереса
у
детей:
ситуация
выбора,
музыкальное
сопровождение, чередование видов деятельности.
5.
Приемы
оценки
и
самооценки:
поощрение,
совместное
с
педагогом
и
детьми
обсуждение занятия.
Создание
среды
для
организации
и
проведения
занятия:
Иллюстрации
с
изображением
музыкальных
инструментов,
«Бабы
Яги»,
музыкальные
инструменты:
треугольники, колокольчик, ксилофон, маракасы; костюмы сказочных героев, презентация.
Виды детской деятельности:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательная.
Музыкально-художественная.
Чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
-
развитие
у
воспитанников
интереса
к
слушанию
классических
музыкальных
произведений, к чтению сказок, к танцевальному, песенному творчеству;
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и
сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии:
1.
Ребенок задает вопрос.
2.
Активно участвует в творчестве.
3.
Проявляет самостоятельность.
4.
Сопереживает.
5.
Эмоционально реагирует.
6.
Соподчиняет мотивы.
7.
Проявляет волевое усилие.
8.
Аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей:
Области
Интеграция
Решаемые задачи
Познавател
ьное
развитие
Рассматривание
иллюстраций,
Слушание
нового
музыкального
произведения.
Развивать
интерес
к
слушанию,
пению,
игре
на
музыкальных
инструментах,
т анцева л ь ном у
творчеству. Принимать
активное, заинтересованное
участие в образовательном процессе.
Социально-
коммуника
тивное
развитие
Распределение
иллюстраций
по
характеру
музыкального
произведения.
Развивать
умения
самостоятельно
излагать
свои
мысли, развивать воображение.
Беседа о
прослушанных
музыкальных
произведениях,
Учить
использовать
вербальные
и
невербальные
средства
общения,
умение
передавать
характер
музыкального произведения в движении.
Художестве
нно-
эстетическ
ое развитие
Прививать
любовь
к
с к а з к а м ,
воплощением их в
творчество.
Воспитывать эмоциональное реагирование на
музыкальные произведения.
Физическо
е развитие
Зарядка для голоса
и языка.
Учить
правилам
певческого
дыхания,
развитие
голосового аппарата.
Речевое
развитие
Загадывание
загадок
Формировать умения делать выводы, умозаключения.
Прочтение стихов
План занятия:
1.Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
2. Основная часть:
Слушание пьес: «В пещере горного короля» Э. Грига
«Баба Яга» М. П. Мусоргского
Пение: 1) «Сказка, сказка, приходи» Е. Соколовой
Песня – оркестр: «В гостях у сказки» В. Дашкевич
Танцы: 1) « Соловей – Разбойник»
2) «Красная Шапочка»
3) «Водяной и русалки»
4) «Менуэт»
Игра: «Весёлый-бубен»
Загадки про сказочных героев.
Чтение стихов
3.Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итога занятия
Раздача сладкого сюрприза
Длительность О. Д.
5 мин
35 мин
5 мин.
45 мин.
Ход образовательной деятельности
Части ОД
Содержание
Области
1 .
В в о д н а я
часть.
Создание
проблемной
ситуации.
Создание
мотива
для деятельности
детей
Определение
цели.
2.Основная
часть.
Слушание пьес:
«В пещере
горного короля»
Э. Грига
«Баба Яга» М. П.
Мусоргского
Пение: 1)
«Сказка, сказка,
приходи» Е.
Соколовой
Песня – оркестр:
« В
г о с т я х
у
с к а з к и »
В .
Дашкевич
Танцы:1)
« С о л о в е й
–
Разбойник»
2)«Красная
Шапочка»
3)«Водяной
русалки»
4) «Менуэт»
Игра:«Весёлый-
бубен»
Загадки про
сказочных
героев.
Чтение стихов
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете кто я? (ответы
детей)
Я, сегодня буду Сказой Рассказовной. А вы почему в
сказочных костюмах?
(ответы детей)
Вы любите
сказки?
(ответы
детей)
А
вы
хотели
бы
попасть
в
сказочную страну? (ответы детей) А на чём туда можно
попасть? (ответы детей)
Я
приглашаю
вас
сегодня
в
сказочную
страну
и
отправимся мы на ковре самолёте (дети садятся на
ковёр и «летят»).
Прилетели (дети садятся на стульчики).
Помните, на прошлых занятиях мы слушали музыку
норвежского композитора Э. Грига, так вот сейчас вы
услышите одно из его произведений. Постарайтесь его
узнать. ( Звучит запись, показать слайды) .
(ответы
детей)
Правильно,
это
пьеса
«В
пещере
горного короля».
А о ком же там говорится?
(ответы детей)
Какая музыка по характеру?
(ответы детей)
А как музыка звучала в начале?
(ответы детей)
Правильно, дети. В начале пьесы музыка звучит
издалека,
отрывисто,
будто
тролли
крадутся.
Постепенно
звучность
усиливается,
одна
и
та
же
мелодия становится всё громче, быстрее, будто тролли
приближаются.
Дети, а давайте изобразим в движении эту музыку
(дети двигаются под музыку).
А какие инструменты вы услышали в оркестре?
( ответы детей)
Верно,
контрабасы,
фаготы.
Звучат
они
низко,
зловеще. Музыка вначале похожа на марш, а в конце –
на танец, суровый, фантастический, таинственный. В
конце
пьесы
слышатся
угрожающие
выкрики
и
колдовские заклинания. Таинственная горная сказочная
природа изображается в этой музыке. (звучит запись).
Ребята, с помощью музыки мы с вами очутились в
мире сказки.
В пещерах, где жили тролли, было очень холодно. И
для того чтобы согреться они дышали на свои ладошки
вот так: одну грели без шума, а другую с шумом. (дети
повторяют)
Но
чтобы
стало
чуть-чуть
светлее,
они
зажигали свечи и перед сном их тушили. Но так как им
было жалко расставаться со светом, они долго дули на
свечи, а потом быстро задували их и засыпали.
Проснувшись утром, они делали зарядку для своего
язычка:
сначала покусывали его кончик, затем весь
язык, а потом жевали его на одной стороне и на другой.
И
чистили
зубки
языком,
верхние
зубки
и
нижние
(дети повторяют).
Социально-
коммуникати
вное
развитие
Речевое
развитие
Познавательн
ое развитие
Художествен
но-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Социально-
коммуникати
вное
развитие
Речевое
развитие
Познавательн
ое развитие
Ребята, в мире сказки живут разные сказочные герои,
гномы, тролли, волшебные существа и даже динозавры
- эти животные, которые жили на земле много веков
назад.
Вы уже знакомы с маленьким динозавриком,
который помогает нам подготовится к пению (показ
иллюстраций). Давайте нарисуем его своим голосом
(дети рисуют).
Молодцы, ребята. А сейчас мы вспомним добрых
персонажей сказок, о которых поется в песне «Сказка,
сказка, приходи»
Е. Соколовой. Ребята, молодцы, хорошо исполнили
песню.
Ребята, мы с вами послушали музыку норвежского
композитора, но о сказочных героях писали музыку и
русские
композиторы. А какие герои есть в русских сказках?
Я вам называю первое слово, а вы продолжаете.
Кощей….(Бессмертный)
Змей…….(Горыныч)
Конёк…...(Горбунок)
Курочка…(Ряба)
Василиса…(Прекрасная, Премудрая)
А сейчас я вам загадаю загадку, про какого
персонажа мы будем слушать музыку.
Загадка:
На метле вчера летала,
С высоты большой упала.
Эй, избушка, курьи- ножки,
Мчись к бабуле по дорожке. (Баба-Яга).
Молодцы. Сегодня мы с вами послушаем музыку
Модеста Петровича Мусоргского «Избушка на курьих
ножках» ( Баба- Яга). (Слушаем) Какое настроение в
этой
музыке?
(ответы
детей)
Молодцы.
А
теперь
посмотрите на иллюстрации, где изображена Баба Яга,
выберете ту иллюстрацию, которая подходит к нашей
музыке (выбирают). Молодцы.
А давайте немного отдохнём и поиграем в игру
«Весёлый бубен».
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот загадку отгадай.
Загадки:
1)
Из болота не вылазит,
Там живёт в трясине, грязи,
Любит плавать под водой
Добродушный…(водяной)
2)
На ветвях сидит не птица
А сидит краса девица
Сладким голосом поёт
Над рекою в чаще:
Околдует, зазовёт
И на дно утащит...(русалка)
3)
Она была подружкой гномов
И вам, конечно, же, знакома. (Белоснежка и 7
гномов)
3.Заключительн
ая часть.
Оценка
деятельности
д е т е й
и
самооценка.
Подведение
итогов занятия.
Раздача
угощений.
4)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла,
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил….(Красная Шапочка)
5)
Он разбойник, он злодей,
С в и с том
о н
п у г а л
л юд е й … ( С о л о в е й -
Разбойник)
6)
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали….(Дюймовочка)
7)
Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок
Его звали? …(Иван-Царевич)
8)
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлеба пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белою в танце плыла…
Кто
мастерица
эта
б ы л а ? . . . . ( В а с и л и с а
Премудрая)
Молодцы, хорошо отгадали загадки. Ребята мы все
нарядные и находимся в сказочной стране, может быть
нам устроить бал?
( Ребята исполняют свои музыкальные номера, перед
исполнением представляют себя стихотворением.
Танцы:1) « Соловей – Разбойник»
2) «Красная Шапочка»
3) «Водяной и русалки»
4) «Менуэт»
Песня-оркестр: «В гостях у сказки» В. Дашкевич
Ребята, на этом наше путешествие в мир сказочной
музыки заканчивается, сядем все на ковёр самолёт и
вернёмся в наш детский сад ( садятся и «летят»)
Ребята, вот мы с вами и прилетели в детский сад.
Скажите,
что
вам
запомнилось
из
нашего
путешествия? Какие музыкальные произведения мы с
вами
слушали?
Кто
композитор?
(ответы
детей)
Молодцы.
А
за
то
что
вы
правильно
отвечали
на
вопро сы
мои
и
исполнили
свои
с ка з оч н ы е
музыкальные номера, я приготовила для вас угощения
(раздача угощений).
До свидания!
Социально-
коммуникати
вное
развитие.
Длительность занятия: 45 мин.