Напоминание

"Готовимся к ОГЭ по русскому языку"


Автор: Вдовенко Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Пушкинская ООШ №22"
Населённый пункт: п. Мичурина, Алексинский р–н, Тульская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Готовимся к ОГЭ по русскому языку"
Раздел: среднее образование





Назад




Экзамен по русскому языку для 9

класса (ОГЭ) состоит из трех частей

:

1. Написание сжатого изложения

2. Выполнение тестов

3. Написание сочинения-рассуждения

Сжатое

изложение

текста

это

краткий пересказ его основного содержания,

в котором необходимо сохранить только всё

самое

важное

с

точки

зрения

смысла,

опуская

подробности.

По

объему

сжатым

считается изложение, в котором содержится

половина

от

исходного

текста,

то

есть

примерно от 70 до 80 слов.

Д л я

с ж а т и я

т е к с т а

и с п о л ь з у ю т

специальные приемы:

1. Исключение.

2. Обобщение

3. Упрощение

Исключать из текста можно повторы,

однородные

члены,

цитаты,

уточнения

и

вводные

слова,

фрагменты

предложений

или

целые

предложения,

если

в

них

не

содержится существенной информации.

Пример использования приема

исключения

Исходный текст:

Воспитание

имеет

много

аспектов:

тренер воспитывает тело – мускулы, силу,

энергию,

физическую

волю,

математик

в о с п и т ы в а е т

у м ,

с п о с о б н о с т и

абстрактного мышления. Но есть ещё одна

важная

сфера

воспитания

воспитание

души.

Сжатый текст:

Воспитание

имеет

много

аспектов.

Но

есть

одна

важная

сфера

воспитания

воспитание души. ( исключили однородные

ч л е н ы

и

ф р а г м е н т ы

с л о ж н о г о

предложения)

При обобщении заменяют однородные

члены обобщающим словом, двух простых

предложений одним сложным.

Пример использования приема

обобщения

Исходный текст:

Многие утверждают, что слушать музыку

дома

даже

лучше,

чем

в

зале: никто

не

шепчется,

не

шуршит

конфетными

бумажками, не кашляет.

Сжатый текст:

Многие

утверждают,

что

слушать

музыку дома даже лучше, чем в зале: никто

не

мешает.

(замена

однородных

членов

обобщающим словом)

При упрощении соединяют нескольких

предложений в одно; заменяют предложения

или его часть указательным местоимением,

сложное

предложение

-

простым,

прямую

речь - косвенной, фрагмент предложения -

синонимичным выражением.

Пример использования приема

упрощения

Исходный текст:

А в т о м о д е л и ,

к о т о р ы е

с н а б ж е н ы

электродвигателями, принимают участие

в настоящих спортивных соревнованиях.

Сжатый текст:

Автомодели

с

электродвигателями

принимают у ч а с т и е

в

н а с т о я щ и х

спортивных

соревнованиях. (замена

сложного предложения простым)

На

экзамене

текст

и зл ож е н и я

читается

дважды

с

интервалом

в

четыре

минуты. Поэтому на черновике желательно

оставлять

промежутки

между

строками,

чтобы

при

повторном

чтении

было

место

для

записи

того,

что

не

успели

записать

сразу.

Также

при

работе

с

черновиком

в

целях

экономии

времени

рекомендуется

использовать

сокращенную

запись

слов.

Выполненную

черновую

запись

следует

доработать,

сжать

и

переписать

еще

раз.

Затем

проверить

на

наличие

ошибок,

недоработок, пересчитать количество слов и

приступать к переписыванию начисто.

Максимально

за

изложение

можно

набрать 7 баллов.

Тестовая

часть

экзамена

представляет собой 13 тестовых заданий по

предложенному

тексту,

12

из

которых

проверяют

знание

следующих

тем

грамматики, лексики и стилистики русского

языка:

1.Языковые средства выразительности речи

(эпитет, метафора, гипербола,

олицетворение, сравнение, фразеологизм)

2.Правописание

приставок пре

-

при

и

приставок, оканчивающихся на з – с

3. Правописание н и нн в суффиксах разных

частей речи.

4. Стилистическая окраска слова

5. В и д ы

п о д ч и н и т е л ь н о й

с в я з и

в

словосочетании (согласование, управление,

примыкание)

6. Грамматическая основа предложения.

7.Знаки

препинания

при

обособленных

членах

предложения

(причастных

и

деепричастных оборотах)

8. Обособление вводных слов и обращений

9. Виды придаточных предложений

10.Сочинительная,

подчинительная

и

бессоюзная связь в сложном предложении.

11.Сложное предложение с разными видами

связи.

За тестовую часть экзаменационной

работы

максимально

можно

набрать

13

баллов.

Сочинение-рассуждение

я в л я е т с я

т р е т ь е й

ч а с т ь ю

экзаменационной работы. Его предлагается

написать в одном из трех вариантов:

1.С о ч и н е н и е - р а с с у ж д е н и е

н а

лингвистическую тему(15.1)

2.

Сочинение-рассуждение

по

анализу

прочитанного

текста,

используя

два

аргумента из текста.(15.2)

3.

Сочинение-рассуждение

на

морально-

этическую тему, используя один аргумент из

жизненного опыта, второй – из текста.(15.3)

Для успешного написания одного из

этих сочинений учащиеся должны понимать

основную

мысль

текста;

устанавливать

авторскую позицию в тексте; выражать свое

отношение

к

теме

текста;

логически

последовательно

излагать

свою

точку

зрения.

Так

как

учащиеся

чаще

всего

в ы б и р а ю т

н а п и с а н и е

с о ч и н е н и я -

рассуждения 15.3, остановимся подробнее

на нем.

З а д а н и е

1 5 . 3

п р е д п о л а г а е т

написание

сочинения-рассуждения

на

морально-этическую

тему

с

опорой

на

предложенный

текст

и

с обствен н ый

жизненный

опыт.

Объем

сочинения

не

должен

быть

менее

70

слов.

За

основу

будущего сочинения берется определение,

которое

ученик

должен

дать

указанному

качеству

или

жизненному

я вл е н и ю ,

связанному со смыслом текста. Поскольку

написать необходимо

именно рассуждение,

его основу должны составить размышления,

анализ,

а

не

пересказ

представленного

ранее текста.

Алгоритм написания и структура

сочинения

1.

Перечитать

текст.

Сформулировать

и

записать

определение,

которое

станет

началом

вступительной

части, тезисом

сочинения; Завершить вступительную часть

необходимо

пояснениями к определению

одним-двумя

предложениями.

При

этом

можно использовать конструкции: «на мой

взгляд»,

«исходя

из

этого»,

«по

моему

мнению» и подобные им.

2.Перейти

к

написанию

основной

части

а) привести аргумент из текста.

б)

привести аргумент

из

собственного

жизненного опыта;

При написании этой части стоит избегать:

простого

пересказа

содержания;

а

также

включения информации, не относящейся к

делу.

3. Завершить работу выводом, в котором на

основании

представленных

аргументов

подтвердить

правильность

и

доказанность

тезиса.

.

В

соответствии

с

выделением

трех

структурных

частей

в

сочинении

должно

быть как минимум три абзаца, максимум -

четыре.

За написание сочинения-рассуждения

максимально можно набрать 9 баллов.

Требования к тексту

Кроме

требований

к

объему

и

структуре,

сочинение

должно

такж е

соответствовать ряду критериев:

-.цельность

текста,

последовательность,

связность;

- соблюдение орфографических правил;

- соответствие пунктуационным нормам;

-отсутствие

речевых

и

грамматических

ошибок;

- фактическая точность написанного текста.

За

выполнение

вышеперечисленных

т р е б о в а н и й

м о ж н о

з а р а б о т а т ь

дополнительно 10 баллов. Соответственно

за

все

три

ча

сти

экзаменационной

работы

можно набрать 39 баллов.

Выставление оценки за экзамен

«5» - 34-39 баллов, «4» - 25-33 баллов,

«3» -15-24 баллов, «2» - 0-14 баллов

Готовимся к ОГЭ

по

русскому языку

Методические рекомендации по

подготовке к экзамену для

учащихся

Составитель:

учитель русского языка и

литературы МБОУ «Пушкинская

ООШ №22»

Вдовенко С.В.



В раздел образования