Автор: Вдовенко Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Пушкинская ООШ №22"
Населённый пункт: п. Мичурина, Алексинский р–н, Тульская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Готовимся к ОГЭ по русскому языку"
Раздел: среднее образование
Экзамен по русскому языку для 9
класса (ОГЭ) состоит из трех частей
:
1. Написание сжатого изложения
2. Выполнение тестов
3. Написание сочинения-рассуждения
Сжатое
изложение
текста
–
это
краткий пересказ его основного содержания,
в котором необходимо сохранить только всё
самое
важное
с
точки
зрения
смысла,
опуская
подробности.
По
объему
сжатым
считается изложение, в котором содержится
половина
от
исходного
текста,
то
есть
примерно от 70 до 80 слов.
Д л я
с ж а т и я
т е к с т а
и с п о л ь з у ю т
специальные приемы:
1. Исключение.
2. Обобщение
3. Упрощение
Исключать из текста можно повторы,
однородные
члены,
цитаты,
уточнения
и
вводные
слова,
фрагменты
предложений
или
целые
предложения,
если
в
них
не
содержится существенной информации.
Пример использования приема
исключения
Исходный текст:
Воспитание
имеет
много
аспектов:
тренер воспитывает тело – мускулы, силу,
энергию,
физическую
волю,
математик
в о с п и т ы в а е т
у м ,
с п о с о б н о с т и
абстрактного мышления. Но есть ещё одна
важная
сфера
воспитания
–
воспитание
души.
Сжатый текст:
Воспитание
имеет
много
аспектов.
Но
есть
одна
важная
сфера
воспитания
–
воспитание души. ( исключили однородные
ч л е н ы
и
ф р а г м е н т ы
с л о ж н о г о
предложения)
При обобщении заменяют однородные
члены обобщающим словом, двух простых
предложений одним сложным.
Пример использования приема
обобщения
Исходный текст:
Многие утверждают, что слушать музыку
дома
даже
лучше,
чем
в
зале: никто
не
шепчется,
не
шуршит
конфетными
бумажками, не кашляет.
Сжатый текст:
Многие
утверждают,
что
слушать
музыку дома даже лучше, чем в зале: никто
не
мешает.
(замена
однородных
членов
обобщающим словом)
При упрощении соединяют нескольких
предложений в одно; заменяют предложения
или его часть указательным местоимением,
сложное
предложение
-
простым,
прямую
речь - косвенной, фрагмент предложения -
синонимичным выражением.
Пример использования приема
упрощения
Исходный текст:
А в т о м о д е л и ,
к о т о р ы е
с н а б ж е н ы
электродвигателями, принимают участие
в настоящих спортивных соревнованиях.
Сжатый текст:
Автомодели
с
электродвигателями
принимают у ч а с т и е
в
н а с т о я щ и х
спортивных
соревнованиях. (замена
сложного предложения простым)
На
экзамене
текст
и зл ож е н и я
читается
дважды
с
интервалом
в
четыре
минуты. Поэтому на черновике желательно
оставлять
промежутки
между
строками,
чтобы
при
повторном
чтении
было
место
для
записи
того,
что
не
успели
записать
сразу.
Также
при
работе
с
черновиком
в
целях
экономии
времени
рекомендуется
использовать
сокращенную
запись
слов.
Выполненную
черновую
запись
следует
доработать,
сжать
и
переписать
еще
раз.
Затем
проверить
на
наличие
ошибок,
недоработок, пересчитать количество слов и
приступать к переписыванию начисто.
Максимально
за
изложение
можно
набрать 7 баллов.
Тестовая
часть
экзамена
представляет собой 13 тестовых заданий по
предложенному
тексту,
12
из
которых
проверяют
знание
следующих
тем
грамматики, лексики и стилистики русского
языка:
1.Языковые средства выразительности речи
(эпитет, метафора, гипербола,
олицетворение, сравнение, фразеологизм)
2.Правописание
приставок пре
-
при
и
приставок, оканчивающихся на з – с
3. Правописание н и нн в суффиксах разных
частей речи.
4. Стилистическая окраска слова
5. В и д ы
п о д ч и н и т е л ь н о й
с в я з и
в
словосочетании (согласование, управление,
примыкание)
6. Грамматическая основа предложения.
7.Знаки
препинания
при
обособленных
членах
предложения
(причастных
и
деепричастных оборотах)
8. Обособление вводных слов и обращений
9. Виды придаточных предложений
10.Сочинительная,
подчинительная
и
бессоюзная связь в сложном предложении.
11.Сложное предложение с разными видами
связи.
За тестовую часть экзаменационной
работы
максимально
можно
набрать
13
баллов.
Сочинение-рассуждение
я в л я е т с я
т р е т ь е й
ч а с т ь ю
экзаменационной работы. Его предлагается
написать в одном из трех вариантов:
1.С о ч и н е н и е - р а с с у ж д е н и е
н а
лингвистическую тему(15.1)
2.
Сочинение-рассуждение
по
анализу
прочитанного
текста,
используя
два
аргумента из текста.(15.2)
3.
Сочинение-рассуждение
на
морально-
этическую тему, используя один аргумент из
жизненного опыта, второй – из текста.(15.3)
Для успешного написания одного из
этих сочинений учащиеся должны понимать
основную
мысль
текста;
устанавливать
авторскую позицию в тексте; выражать свое
отношение
к
теме
текста;
логически
последовательно
излагать
свою
точку
зрения.
Так
как
учащиеся
чаще
всего
в ы б и р а ю т
н а п и с а н и е
с о ч и н е н и я -
рассуждения 15.3, остановимся подробнее
на нем.
З а д а н и е
1 5 . 3
п р е д п о л а г а е т
написание
сочинения-рассуждения
на
морально-этическую
тему
с
опорой
на
предложенный
текст
и
с обствен н ый
жизненный
опыт.
Объем
сочинения
не
должен
быть
менее
70
слов.
За
основу
будущего сочинения берется определение,
которое
ученик
должен
дать
указанному
качеству
или
жизненному
я вл е н и ю ,
связанному со смыслом текста. Поскольку
написать необходимо
именно рассуждение,
его основу должны составить размышления,
анализ,
а
не
пересказ
представленного
ранее текста.
Алгоритм написания и структура
сочинения
1.
Перечитать
текст.
Сформулировать
и
записать
определение,
которое
станет
началом
вступительной
части, тезисом
сочинения; Завершить вступительную часть
необходимо
пояснениями к определению
одним-двумя
предложениями.
При
этом
можно использовать конструкции: «на мой
взгляд»,
«исходя
из
этого»,
«по
моему
мнению» и подобные им.
2.Перейти
к
написанию
основной
части
а) привести аргумент из текста.
б)
привести аргумент
из
собственного
жизненного опыта;
При написании этой части стоит избегать:
простого
пересказа
содержания;
а
также
включения информации, не относящейся к
делу.
3. Завершить работу выводом, в котором на
основании
представленных
аргументов
подтвердить
правильность
и
доказанность
тезиса.
.
В
соответствии
с
выделением
трех
структурных
частей
в
сочинении
должно
быть как минимум три абзаца, максимум -
четыре.
За написание сочинения-рассуждения
максимально можно набрать 9 баллов.
Требования к тексту
Кроме
требований
к
объему
и
структуре,
сочинение
должно
такж е
соответствовать ряду критериев:
-.цельность
текста,
последовательность,
связность;
- соблюдение орфографических правил;
- соответствие пунктуационным нормам;
-отсутствие
речевых
и
грамматических
ошибок;
- фактическая точность написанного текста.
За
выполнение
вышеперечисленных
т р е б о в а н и й
м о ж н о
з а р а б о т а т ь
дополнительно 10 баллов. Соответственно
за
все
три
ча
сти
экзаменационной
работы
можно набрать 39 баллов.
Выставление оценки за экзамен
«5» - 34-39 баллов, «4» - 25-33 баллов,
«3» -15-24 баллов, «2» - 0-14 баллов
Готовимся к ОГЭ
по
русскому языку
Методические рекомендации по
подготовке к экзамену для
учащихся
Составитель:
учитель русского языка и
литературы МБОУ «Пушкинская
ООШ №22»
Вдовенко С.В.