Автор: Скрыпник Денис Олегович
Должность: аспирант кафедры "Педагогическое образование",
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет",
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Реализация государственной молодежной политики в условиях системы образования города федерального значения Севастополя"
Раздел: высшее образование
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В
УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
СЕВАСТОПОЛЯ
Молодёжь – это большая социальная группа, чьи характеристики напрямую связаны с
развитием Российской Федерации. Без этой социальной группы невозможно полноценное и
самое главное перспективное развитие общества и государства в целом.
Город
федерального
значения
Севастополь
–
уникальная
(особая)
территория
на
которой
молодёжная
политика
находится
в
стадии
качественного
формирования
и
интеграции в правовое поле Российской Федерации. На протяжении многих лет молодежь и
собственно сама молодежная политика в городе федерального значения Севастополе не была
охвачена
должным
вниманием
со
стороны
институтов
гражданского
общества,
образовательных учреждений и органов государственной власти, что негативно отразилось
на потенциале молодого поколения. Теперь стремление к национальному благополучию
становится важным этапом активизации деятельности в сфере молодёжной политики: работы
с молодёжью, разработки концепций и программ развития современной государственной
молодёжной политики в Российской Федерации.
В
настоящее
время
молодёжная
политика
представляет
собой
широкий
спектр
возможностей
для
самореализации
молодежи
в
обществе.
Необходимо
отметить,
что
значительным
потенциалом
для
реализации
молодежной
политики
обладает
система
образования
города
федерального
значения
Севастополя,
деятельность
которой
непосредственно должна быть связана с молодым поколением.
В статье 2 федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» раскрывается одно из основных понятий «образование», которое
является неотъемлемой частью осуществления молодежной политики. «Образование» - это
единый
целенаправленный
процесс воспитания
и
обучения,
являющийся
общественно
значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а
также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта
деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального,
духовно-нравственного,
творческого,
физического
и
(или)
профессионального
развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Важность реализации государственной молодежной политики прослеживается на всех
уровнях
образовательного
процесса
от
общеобразовательных
школ
до
высших
учебных
заведений,
ведь
именно
перед
ними
стоит
задача
осуществления
образовательной
и
воспитательной деятельности среди молодого поколения.
В городе федерального значения Севастополе образовательный кластер представлен:
1.
Общим средним образованием в количестве 67 общеобразовательных учреждений,
из которых: 42 общеобразовательные школы, 7 гимназий, 7 школ с углублённым изучением
предметов, 2 – школы-интерната, 1 – школа категории «Начальная школа – детский сад»,
3 – образовательных центра, 5 частных школ.
2.
Средним
профессиональным
образованием
в
количестве
10
профессиональных
образовательных организаций.
3.
Высшим образованием в количестве 6 государственных университетов (или их
филиалами).
Включение молодых граждан в реализацию государственной молодежной политики в
условиях
современной
системы
образования
способствует
формированию:
активизации
непосредственного
участия
в
личностно-ориентированном
обучении,
социальной
активности, творческих способностей, благоприятной адаптации в обществе, повышению
уровню компетентности в сфере современного образования, самореализации и занятости в
общественно-значимых для государства сферах деятельности.
Деятельность образовательных учреждений в сфере молодежной политики должна
иметь целенаправленное действие и организовываться с учетом следующих особенностей:
-
личностной
и
(или)
профессиональной
направленности
возрастной
группы
молодёжи;
- актуальности современных проблем и задач по их решению;
- тенденций развития современного общества.
Принято
считать,
что
«молодежь»
–
это
возрастная
группа,
включающая
в
себя
молодых граждан различного статуса – от школьников до молодых специалистов (в возрасте
от
14
до
30
лет,
постоянно
или
временно
проживающих
на
территории
города
Севастополя).
Таким образом, первым образовательным учреждением, в задачи которого должны
входить общие принципы реализации государственной молодежной политики, являются –
школы (в которых активно развивается ученическое (школьное) самоуправление), с этим
утверждением согласны более 55% опрошенных респондентов.
Реализация молодежной политики в условиях средних и высших образовательных
учреждений позволяет молодым гражданам осуществлять деятельность на новом уровне, это
объясняется тем, что представители студенчества обладают большей самостоятельностью и
широкими возможностями по сравнению с учащимися в школах.
Наиболее
распространенной
формой
работы
с
молодежью
в
вузах
является
воспитательная работа, которая осуществляется через организованные советы обучающихся
(студенческие
советы).
Проведя
исследование
в
вопросе
функционирования
советов
обучающихся
было
опрошено
182
студента
Севастопольского
государственного
университета.
Исходя из полученных результатов опроса необходимо отметить наличие следующих
проблем:
- недостаточность информирования студентов о деятельности совета и возможностях,
которые он может предоставить обратившемуся студенту (более 57 % респондентов);
-
раскрытие
потенциальных
возможностей
и
талантов
среди
студентов,
данная
проблема
требует
выбора
эффективных
подходов
и
поиска
решений
(более
73%
респондетов);
- в деятельности совета принимают участие наиболее активные студенты (одни и те
же),
при
этом
большая
часть
обучающихся
не
вовлекается
в
данную
деятельность
(более 69 % респондентов).
В
сфере
осуществления
воспитательной
работы
со
студентами
возникает
необходимость
повышения
качества
и
эффективности
работы,
разработки
новых
форм
работы со студентами, которые будут отвечать запросам современного студенчества.
Также важно отметить, что не следует исключать из внимания работу по адаптации
студентов в профессиональной деятельности, осуществление «плавного» планового перехода
из статуса «студент» деятельности на старших курсах или по окончании высшего учебного
заведения, сталкиваются с проблемой поиска высокооплачиваемой работы, а найдя ее – с
первыми профессиональными трудностями.
Несмотря на определенный прогресс повышения качества и эффективности работы
при реализации государственной молодежной политики в условиях системы образования в
городе федерального значения Севастополя, возникает необходимость в стимулировании
креативной молодежи, взаимодействии молодёжи разных социальных и возрастных групп
между
собой
и
создании
концепции
повышения
уровня
информированности
молодого
поколения
о
деятельности
молодежной
политики
в
городе
федерального
значения
Севастополе. Выбранный вектор развития молодежной политики и региональной системы
образования в будущем станет движущей силой развития конкурентоспособности молодежи
и образования в целом.