Автор: Шерстнева Галина Павловна
Должность: методист
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР – детский сад №"210"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формы общения педагога с родителями"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 210» г.Перми
Формы общения педагога с родителями.
Методист Шерстнева Г.П.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка
необходимо их взаимодействие.
В дошкольном учреждении ребенок приобретает навыки общения с другими
детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Благодаря особому, семейному эмоциональному микроклимату у ребенка
формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.
Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентиры
ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной
жизни.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной
ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение
в
ряде
нормативно-правовых
документов,
в
том
числе
в
«Концепции
дошкольного
воспитания»,
в
законе
«Об
образовании».
В
законе
«Об
образовании»
записано, что родители являются первыми педагогами.
Они
обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребенка в раннем возрасте. Дошкольное образовательное
учреждение помогает родителям в воспитании и развитии ребенка, определяет
условия взаимодействия, формы и методы сотрудничества.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с
родителями
воспитанников,
суть
которых
обогатить
их
педагогическими
знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и
наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские встречи, конференции,
«Круглые
столы».
Родительские
встречи
–
это
действенная
форма
организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами
воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. К
таким
встречам
могут
подключиться
специалисты
ДОУ
(учитель-логопед,
педагог-психолог, врач) и поделиться опытом семейного воспитания родители.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями.
Ее цель – обмен мнениями по тому или иному вопросу, ее особенность –
активное
участие
и
педагога
и
родителей.
Планируя
тематику
бесед,
воспитатель
стремиться
охватить
все
стороны
воспитания.
В
результате
родители
должны
получить
новые
или
практические
знания
по
вопросу
воспитания и обучения ребенка.
Тематические
консультации организуются с целью ответить на вопросы,
интересующие
родителей.
Консультации
близки
к
беседам,
основная
их
разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор
бесед. Главное назначение консультации – родители убеждаются в том, что в
детском саду они могут получить поддержку и совет.
«Заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей.
Читая
почту,
педагог
может
заранее
подготовить
полный
ответ,
изучить
литературу,
посоветоваться
с
коллегами
или
переадресовать
вопрос
специалисту. Родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают
говорить вслух.
Наглядно-информационные методы. К ним относятся записи на диктофон,
видеофрагменты организации совместной деятельности разных направлений,
занятий,
(в
режимных
моментах);
фотовыставки,
выставки
детских
работ,
стенды, ширмы, папки-передвижки.
Нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу
телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление
неформальных контактов с родителями, вовлечение их в жизнь детского сада.
Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой
обстановке,
сближаются
с
педагогами.
Принимают
участие
в
играх
с
педагогическим
содержанием,
в
выставках
разной
тематики,
конкурсах
различного направления: интеллектуальных, художественно-эстетических.
«Устный журнал» состоит из 3-6 рубрик. Родителям заранее предлагается
литература для ознакомления с проблемой. практические задания, вопросы для
обсуждения. («Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста»).
«Дни открытых дверей». Родители могут побывать в любой группе, в
кабинетах специалистов.
«Круглые столы». Реализуется принцип партнерства, диалога с родителями.
Идет общение в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем
воспитания детей.