Автор: Киселева Наталия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР дс № 123
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Друг познается в беде"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
"Друг познается в беде"
Автор:
Киселева Наталия Александровна
воспитатель
МАДОУ ЦРР №123
Г. Тюмень
Цель. Обогащать лексику антонимами, активизировать мыслительную и речевую
активность детей; учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией;
закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлении о
дружбе.
Демонстрационный материал. Мягкая игрушка – заяц; картинки «Огород, сад»,
воробушки.
Ход занятия.
Сегодня из леса к нам пришел заяц Веня. Ему нужна наша помощь. У них в лесу
поселился маленький злой волшебник Гул. Он заколдовал всех друзей Вени. Больше они
вместе не гуляют по лесу и не играют. В лес пришла грусть и мрак. Один Веня ничего не
может сделать. Но мы можем помочь Вене и жителям леса. Для этого нам надо
выполнить несколько заданий: рассказать Гулу о дружбе и научить вежливым словам.
Ну что, поможем?
Тогда приступаем к выполнению заданий.
Первое задание. Начинаем с вежливых слов. Я вам буду читать по две строчки
стихотворений, а вы должны закончить их подходящими вежливыми словами.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
Второе задание. Назови противоположное слово. Противоположные слова называются
антонимами. Встаем полукругом. Я буду бросать вам мяч и называть слово, вы должны
назвать противоположное слово и бросить мяч мне. (хороший – плохой, злой – добрый,
смелый – трусливый, нежный – грубый, веселый – грустный, щедрый – жадный).
Третье задание. Нам надо помочь Руси накрыть стол к обеду. Моря сказал, что он ест
только те блюда и пьет только те напитки, в названии которых только два слога.
Ответы детей. (кофе, компот, кисель, каша, гречка, пюре, гуляш, салат, пирог).
Дальше. Компот и кисель нравиться, только из тех фруктов и ягод, названия которых
состоят из трех слогов. Где выращивают ягоды и фрукты? Идем в сад.
(Дети рассматривают картинку и называют фрукты и ягоды: клубника, малина, черешня,
яблоко)
Молодцы, справились.
Следующее задание. Начинка у пирога должна быть из овощей, название которых также
состоят из трех слогов. Идем в огород.
(Дети рассматривают картинку, называют овощи: помидор, капуста, картошка, капуста,
огурец).
Четвертое задание. Гул попросил у Вени игрушки. Но игрушки ему нужны только те, в
названии которых присутствует тот звук, на который начинается его имя. С какого звука
начинается имя маленького, злого волшебника? Назовите игрушки с этим звуком.
Предположительные ответы детей. (Машина, автомат, самолет, мозаика, мяч).
Молодцы, справились.
Устали? Вставайте в круг. Разминка. Встали в круг и взялись за руки.
Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)
Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)
Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)
И друг другу улыбнитесь
Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)
Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)
И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди. (повторить 2 раза)
Дети садятся на стулья.
Пятое задание. Я прочитаю вам сказку М.Пляцкого под названием «Урок дружбы». Гул
послушает, и может поймет, как важно иметь друзей. (Воспитатель читает сказку)
Понравилась сказка? Что вы можете сказать о поступке Чирика? Как он поступил по
отношению к Чику? А как поступил Чик по отношению к Чирику? Как вы думаете, как
поступит Чирик в следующий раз?
Ответы детей.
И последнее, шестое задание. Мы должны назвать как можно больше пословиц о дружбе.
Без беды друга не узнаешь.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Без друга в жизни туго.
Друзья познаются в беде.
Вот и мы с вами помогли в беде Вене и жителям леса. И нас тоже можно назвать
друзьями. Во все времена люди ценили дружбу, берегли ее.
Ведь человеку очень тяжело жить одному, без друзей.