Автор: Ромащенко Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №1
Населённый пункт: Острогожск
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Экологическая акция.
Раздел: дошкольное образование
Экологическая акция.
Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
В. Берестов.
Аннотация проекта .
Проект направлен на формирование экологической культуры детей и
взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного
возраста в условиях детского сада. Вид проекта: исследовательский,
детско - родительский.
Введение.
На протяжении многих веков человечество живет рядом с
удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих
растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в
которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко
задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего
живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли,
источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно
не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев,
но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Актуальность и социально- экономическая значимость.
Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных
детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший
интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим
растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они
считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь
экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами
ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день.
Деревья - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так
интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется
маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет
большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Анализ ситуации.
Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда
взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают
ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора
березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение
детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять
элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц,
животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя
изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Цели и задачи проекта
Цель:
Формировать у детей исследовательские способности в процессе
изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей
средой.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении,
функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру
живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые
знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую
деятельность.
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений саженцев
деревьев.
Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и
уходу за саженцами.
Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего
природного окружения, прививать любовь к деревьям.
Участники проекта
Дети старшей группы, родители, педагог.
Сроки реализации проекта: 1-3 месяца.
Этапы реализации проекта.
Содержание практической деятельности
- Изучение методической литературы.
- Подбор справочной, детской художественной литературы.
- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.
- Целевая прогулка : «От маленького, до большого!»
- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на
территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане и
других деревьях.
- Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов:
Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать
ответы и желания детей.)
- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и
наблюдения.
- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
- Оформление листа домашних заданий родителей с детьми ( Сочинение
стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми).
Методический материал, имеющийся в детском саду.
- Набор карточек «Деревья».
- Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».
- Схема для описательного рассказа о деревьях.
- Настольные, дидактические игры.
Оценка результатов проекта.
Предполагаемые продукты проекта.
- Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.
- Фотовыставка.
- Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные
детьми и родителями).