Автор: Бальжинимаева Гармаханда Адлибишиевна
Должность: учитель физическй культуры
Учебное заведение: МАОУ "Агинская СОШ №4"
Населённый пункт: пгт.Агинское
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Подвижные игры как средство развития двигательных качеств младших школьников
Раздел: начальное образование
Педагогический проект
« Подвижные игры как средство развития двигательных качеств
младших школьников»
Актуальность и практическая значимость проекта
Традиционный
«сидячий»
ритм
жизни
сегодняшнего
школьника
характеризуется сниженной физической активностью, поэтому формирование
установки
на
занятия
физической
культуры
является
важным
аспектом
воспитания
учащихся.
Подвижные
игры
-
одно
из
основных
средств
физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети
обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего,
двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются
движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность,
уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия
и даже соблюдать определенные правила.
Поэтому считаю необходимым разработать
комплекс методических
материалов по формированию двигательных качеств младших школьников
посредством подвижных игр.
Вид проекта: физкультурно-оздоровительный.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта – учитель физической культуры, учащиеся 1-4 классов,
фельдшер школы
Цель проекта: разработка и создание комплекса дидактических материалов
по формированию двигательных качеств младших школьников посредством
подвижных игр.
Задачи:
1) Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу
по выбранной теме.
2) Изучить и подобрать соответствующие игровые методики.
3)
Разработать
программу
внеурочной
деятельности,
направленную
на
развитие двигательных качеств младших школьников в процессе подвижных
игр;
4)
Вести
мониторинг
изменения
двигательных
качеств
младших
школьников в результате применения подвижных игр на уроках физической
культуры и во внеурочной деятельности.
Практическая
значимость
проекта.
Данный
комплекс
дидактических
материалов может использоваться в работе учителей физической культуры,
начальных
классов
в
подготовке
младших
школьников
в
дальнейшей
спортивной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1.
Эффективная
реализация
программы
внеурочной
деятельности
«Подвижные игры» для учащихся 3-4 классов.
2.
Создание дидактического пособия по организации подвижных игр
для формирования двигательных качеств младших школьников.
3.
Методические
рекомендации
по
организации
и
проведению
подвижных игр с детьми младшего школьного возраста.
План реализации проекта:
Этап
Сроки
Содержание деятельности
I
Подготовительный
Июль-
август
2017г.
Изучение нормативно-правовой и
учебно-методической литературы;
Сбор, анализ, подбор необходимых
информационных источников по теме
проекта;
II
Основной
Сентябрь-
октябрь
2017г.
Структурирование собранного
необходимого информационного
материала;
Разработка рабочих программ,
программы внеурочной деятельности,
направленной на развитие
двигательных качеств.
Разработка сборника подвижных игр.
III
Реализационный
Ноябрь
2017-
апрель
2019
Мониторинг физических качеств,
необходимых для развития и
совершенствования;
Апробация дидактических материалов;
Проведение открытых уроков,
внеурочных занятий в ОУ;
Участие детей в различных
спортивных мероприятиях.
IV Аналитический
Май 2019
Подведение итогов; Обобщение опыта
на различных семинарах,
педагогических салонах, площадках,
проводимых как в образовательном
учреждении, так и в муниципальных и
краевых мероприятиях в форме
доклада, мастер-класса и др.
Механизмы реализации проекта
Работа
начинается
с
изучения
нормативно-правовой,
учебно-
методической
литературы
и
сбора
необходимых
информационных
источников.
Отбирается
и
структурируется
материал,
с
учетом
которого
разрабатывается
и
реализуется
программа
внеурочной
деятельности
«Подвижные игры».
Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации
программы
является
систематическое
наблюдение
(педагогическая
диагностика и мониторинг за состоянием и динамикой развития показателей
двигательной
подготовленности
учащихся).
Мониторинг
ведется
на
протяжении реализации всего проекта.
Сущность мониторинга заключается
в
обосновании
эффективности
проведения
подвижных
игр
с
учащимися
младших классов на развитие их физических качеств и повышение их уровня
физической
подготовленности.
На
основании
изучения
особенностей
развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности
для учащихся нами была разработана и реализуется программа внеурочной
деятельности «Подвижные игры» для
учащихся 3- 4-го классов. Новизна
программы заключается в использовании игровых технологий, что является
очевидным
признаком
соответствия
современным
требованиям
к
организации учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у
обучающихся при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической
культурой
и
спортом,
развиваются
физические
качества,
формируются
личностные и волевые качества.
Также на 3 этапе при реализации проекта проводился полный анализ и
обобщение полученных результатов
с целью обоснования программы
занятий подвижными играми для развития двигательных качеств учащихся
младших классов.
На уроках физической культуры элементы соревнования включаются
на каждый урок. Даже простые беговые упражнения следует выполнять с
обязательной оценкой техники выполнения и выявления лучшего, такие как
эстафеты – беговые, с прыжками, с мячами и т.д. Отбираются оптимальные
подвижные игры, эстафеты, способствующие развитию двигательных качеств
и размещаются в дидактическом пособии «Веселые старты».
Методика проведения подвижных игр
На уроках в 1—2-х классах подвижные игры занимают ведущее место.
Это
объясняется
необходимостью
удовлетворить
большую
потребность
в
движениях,
свойственную
детям
младшего
возраста.
Дети
растут,
у
них
развиваются важнейшие системы и функции организма.
Такие
действия,
как
бег,
под
лазание,
равновесие,
ползание,
ритмическая ходьба, прыжки, дети лучше усваивают в играх. Они легче
воспринимают движения. Двигательный опыт у детей этого возраста очень
мал, поэтому вначале рекомендуется проводить несложные игры сюжетного
характера с элементарными правилами и простой структурой. В 1-м классе
начинают проводить игры, которые они играли в детском саду (хороводные,
салки
с
разными
вариантами,
сюжетные
игры
с
речитативом,
с
пением,
сюжетные игры — перебежки).
Подвижные игры в начальных классах должны проводиться на каждом
уроке. Возможны без игр только контрольные уроки, в которых оценивается
выполнение отдельных упражнений. Если эти упражнения можно включить в
игру, то лучше провести их игровым методом, плотность урока будет выше.
Урок будет, проходит в более эмоциональной обстановке, результаты будут
лучше.
В 1-2-х классах можно составлять урок только из одних разнообразных
игр. В такие уроки включается 4-5 игр разной подвижности и с разными
видами движений с тем, чтобы воздействовать на различные группы мышц
учащихся, игр, способствующих воспитанию разнообразных физических и
морально-волевых качеств. Урок, состоящий из игр, требует от участников
владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. В
такой урок включается 2-3 игры, знакомые детям, и 1-2 — новые.
Методически правильно проведенный игровой урок имеет большое
воспитательное
значение,
но
его
образовательная
ценность
часто
бывает
недостаточной,
так
как
в
играх
трудно
следить
за
правильным
формированием
навыков
у
каждого
участника.
В
1
-м
классе
не
рекомендуется
проводить
с
учащимися
командные
игры,
так
как
они
вызывают большую ранимость у проигравших детей. Дети этого возраста
еще не умеют оценивать свои возможности, каждый считает себя лучшим.
Начинать
проводить
соревнования
лучше
всего
в
группах:
какая
группа
учащихся лучше и быстрее выполнит задание, например в игре «К своим
флажкам» и др.С приобретением двигательного опыта и с повышением у
детей
интереса
к
коллективной
деятельности
можно
включить
в
уроки
учащихся 2-го класса игры с элементами соревнований в парах (в беге, в
гонке обручей, в прыжках через скакалку, в катании и метании мяча и др.).
Можно проводить игры: «Эстафета зверей» или «Вызов номеров», в которых
по очереди соревнуются только двое названных игроков.
Используя
короткие
состязания,
можно
подвести
к
соревнованиям
коллективным — команда против команды. В основном такие командные
игры занимают место в уроках учащихся 3-х классов.
Все уроки учащихся 3-4-х классов включают подвижные игры, кроме
контрольных. Они проводятся в основной и заключительной частях урока.
В 3—4-х классах (подростки младшего возраста) используют многие игры,
пройденные
в
предшествующем
классе.
В
них
включаются
более
разнообразные движения, вводятся усложненные препятствия. По времени
игры более длительны. Учащиеся уже имеют опыт игры в коллективе и
обладают
целым
рядом
игровых
навыков.
В
этот
период
появляется
значительно
больше
игр
командных.
Широко
привлекаются
дети
этого
возраста
к
соревнованиям
«Веселые
старты».
Рекомендуются
игры
с
быстрым движением, с бегом на скорость, с прыжками, с подлезанием и
перелезанием,
с
сопротивлением.
В
связи
с
ростом
физических
возможностей:
повышением
функциональной
деятельности,
укреплением
мышечной
системы
—
можно
использовать
игры
с
кратковременными
силовыми напряжениями («Бой петухов», «Перетягивание в парах» и др.).
Силовые игры лучше начинать с парных перетягиваний, так как это позволит
руководителю
легко
следить
за
правильностью
выполнения
приемов
сопротивления. Затем можно предложить учащимся игры с коллективным
сопротивлением также с кратковременными силовыми напряжениями («Тяни
в круг», «Подвижный ринг» и др.). Для развития быстроты и выносливости
используются игры, в которых учащиеся находятся все время в движении
(«Ловля парами», «Невод»). Проводить подобные игры рекомендуется не
более 15 минут, чтобы не переутомлять участников. В этот период дети
начинают интересоваться играми, требующими решения довольно сложных
двигательных
задач,
умение
владеть
мячом:
передачи,
ловля,
выбивание,
метание
(«Не
давай
мяча
водящему»,
«Охотники
и
утки»,
«Передал
—
садись»).
Дети начинают проявлять большой интерес к спорту, к спортивным
играм,
поэтому
во
многие
подвижные
игры
включаются
элементы,
подготавливающие детей к занятиям различными видами спорта.
Промежуточные результаты:
Обобщен опыт работы на августовской конференции учителей в форме
мастер-класса
«Подвижные
игры
как
средство
развития
двигательной
активности младших школьников».
Учащиеся 4 классов ежегодно участвуют в эстафете «Веселые старты»,
становятся победителями и призерами.
Результаты учащихся в эстафете «Веселые старты» за последние 3 года.
4 класс
Учебный год
этап
место
2015 - 2016
муниципальный
2 место
2016 – 2017
муниципальный
1 место
межмуниципальный
1 место
краевой
5 место
2017 – 2018
муниципальный
1 место
межмуниципальный
1 место
краевой
1 место
Проведение мониторинга физической подготовленности младших
школьников позволил выявить уровень развития физических качеств на
каждом этапе обучения и внести соответствующие корректировки в процесс
физического воспитания.
С учетом принципов физического воспитания составлены комплексы
целенаправленного
формирования
физических
качеств,
в
которых
просматривается
постепенное
увеличение
нагрузки,
разнообразие
и
доступность
средств
воздействия
на
каждое
из
качеств,
усложнение
структуры
выполнения
упражнения
при
достижении
обучаемости
(совершенствования)
учащихся,
а
так
же
в
3-4
классах
предусмотрены
варианты сочетания с упражнениями различного характера.
Анализ мониторинга уровня физической подготовленности
учащихся МАОУ «АСОШ№ 4»
Учебный
год
Полуго
дие
Физические качества
Быстрота
Выносливость
Гибкость
Сила
Скорость
2016-
2017
1
24
26
36
53
37
2
22
25
34
51
35
2018-
2019
1
23
25
35
52
38
2
21
23
33
50
39
2019
1
21
22
32
48
45
Динамик
а
итого
+3
+4
+4
+5
+12