Напоминание

Подвижные игры как средство развития двигательных качеств младших школьников


Автор: Бальжинимаева Гармаханда Адлибишиевна
Должность: учитель физическй культуры
Учебное заведение: МАОУ "Агинская СОШ №4"
Населённый пункт: пгт.Агинское
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Подвижные игры как средство развития двигательных качеств младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Педагогический проект

« Подвижные игры как средство развития двигательных качеств

младших школьников»

Актуальность и практическая значимость проекта

Традиционный

«сидячий»

ритм

жизни

сегодняшнего

школьника

характеризуется сниженной физической активностью, поэтому формирование

установки

на

занятия

физической

культуры

является

важным

аспектом

воспитания

учащихся.

Подвижные

игры

-

одно

из

основных

средств

физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети

обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего,

двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются

движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность,

уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия

и даже соблюдать определенные правила.

Поэтому считаю необходимым разработать

комплекс методических

материалов по формированию двигательных качеств младших школьников

посредством подвижных игр.

Вид проекта: физкультурно-оздоровительный.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта – учитель физической культуры, учащиеся 1-4 классов,

фельдшер школы

Цель проекта: разработка и создание комплекса дидактических материалов

по формированию двигательных качеств младших школьников посредством

подвижных игр.

Задачи:

1) Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу

по выбранной теме.

2) Изучить и подобрать соответствующие игровые методики.

3)

Разработать

программу

внеурочной

деятельности,

направленную

на

развитие двигательных качеств младших школьников в процессе подвижных

игр;

4)

Вести

мониторинг

изменения

двигательных

качеств

младших

школьников в результате применения подвижных игр на уроках физической

культуры и во внеурочной деятельности.

Практическая

значимость

проекта.

Данный

комплекс

дидактических

материалов может использоваться в работе учителей физической культуры,

начальных

классов

в

подготовке

младших

школьников

в

дальнейшей

спортивной деятельности.

Ожидаемые результаты:

1.

Эффективная

реализация

программы

внеурочной

деятельности

«Подвижные игры» для учащихся 3-4 классов.

2.

Создание дидактического пособия по организации подвижных игр

для формирования двигательных качеств младших школьников.

3.

Методические

рекомендации

по

организации

и

проведению

подвижных игр с детьми младшего школьного возраста.

План реализации проекта:

Этап

Сроки

Содержание деятельности

I

Подготовительный

Июль-

август

2017г.

Изучение нормативно-правовой и

учебно-методической литературы;

Сбор, анализ, подбор необходимых

информационных источников по теме

проекта;

II

Основной

Сентябрь-

октябрь

2017г.

Структурирование собранного

необходимого информационного

материала;

Разработка рабочих программ,

программы внеурочной деятельности,

направленной на развитие

двигательных качеств.

Разработка сборника подвижных игр.

III

Реализационный

Ноябрь

2017-

апрель

2019

Мониторинг физических качеств,

необходимых для развития и

совершенствования;

Апробация дидактических материалов;

Проведение открытых уроков,

внеурочных занятий в ОУ;

Участие детей в различных

спортивных мероприятиях.

IV Аналитический

Май 2019

Подведение итогов; Обобщение опыта

на различных семинарах,

педагогических салонах, площадках,

проводимых как в образовательном

учреждении, так и в муниципальных и

краевых мероприятиях в форме

доклада, мастер-класса и др.

Механизмы реализации проекта

Работа

начинается

с

изучения

нормативно-правовой,

учебно-

методической

литературы

и

сбора

необходимых

информационных

источников.

Отбирается

и

структурируется

материал,

с

учетом

которого

разрабатывается

и

реализуется

программа

внеурочной

деятельности

«Подвижные игры».

Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации

программы

является

систематическое

наблюдение

(педагогическая

диагностика и мониторинг за состоянием и динамикой развития показателей

двигательной

подготовленности

учащихся).

Мониторинг

ведется

на

протяжении реализации всего проекта.

Сущность мониторинга заключается

в

обосновании

эффективности

проведения

подвижных

игр

с

учащимися

младших классов на развитие их физических качеств и повышение их уровня

физической

подготовленности.

На

основании

изучения

особенностей

развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности

для учащихся нами была разработана и реализуется программа внеурочной

деятельности «Подвижные игры» для

учащихся 3- 4-го классов. Новизна

программы заключается в использовании игровых технологий, что является

очевидным

признаком

соответствия

современным

требованиям

к

организации учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у

обучающихся при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической

культурой

и

спортом,

развиваются

физические

качества,

формируются

личностные и волевые качества.

Также на 3 этапе при реализации проекта проводился полный анализ и

обобщение полученных результатов

с целью обоснования программы

занятий подвижными играми для развития двигательных качеств учащихся

младших классов.

На уроках физической культуры элементы соревнования включаются

на каждый урок. Даже простые беговые упражнения следует выполнять с

обязательной оценкой техники выполнения и выявления лучшего, такие как

эстафеты – беговые, с прыжками, с мячами и т.д. Отбираются оптимальные

подвижные игры, эстафеты, способствующие развитию двигательных качеств

и размещаются в дидактическом пособии «Веселые старты».

Методика проведения подвижных игр

На уроках в 1—2-х классах подвижные игры занимают ведущее место.

Это

объясняется

необходимостью

удовлетворить

большую

потребность

в

движениях,

свойственную

детям

младшего

возраста.

Дети

растут,

у

них

развиваются важнейшие системы и функции организма.

Такие

действия,

как

бег,

под

лазание,

равновесие,

ползание,

ритмическая ходьба, прыжки, дети лучше усваивают в играх. Они легче

воспринимают движения. Двигательный опыт у детей этого возраста очень

мал, поэтому вначале рекомендуется проводить несложные игры сюжетного

характера с элементарными правилами и простой структурой. В 1-м классе

начинают проводить игры, которые они играли в детском саду (хороводные,

салки

с

разными

вариантами,

сюжетные

игры

с

речитативом,

с

пением,

сюжетные игры — перебежки).

Подвижные игры в начальных классах должны проводиться на каждом

уроке. Возможны без игр только контрольные уроки, в которых оценивается

выполнение отдельных упражнений. Если эти упражнения можно включить в

игру, то лучше провести их игровым методом, плотность урока будет выше.

Урок будет, проходит в более эмоциональной обстановке, результаты будут

лучше.

В 1-2-х классах можно составлять урок только из одних разнообразных

игр. В такие уроки включается 4-5 игр разной подвижности и с разными

видами движений с тем, чтобы воздействовать на различные группы мышц

учащихся, игр, способствующих воспитанию разнообразных физических и

морально-волевых качеств. Урок, состоящий из игр, требует от участников

владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. В

такой урок включается 2-3 игры, знакомые детям, и 1-2 — новые.

Методически правильно проведенный игровой урок имеет большое

воспитательное

значение,

но

его

образовательная

ценность

часто

бывает

недостаточной,

так

как

в

играх

трудно

следить

за

правильным

формированием

навыков

у

каждого

участника.

В

1

классе

не

рекомендуется

проводить

с

учащимися

командные

игры,

так

как

они

вызывают большую ранимость у проигравших детей. Дети этого возраста

еще не умеют оценивать свои возможности, каждый считает себя лучшим.

Начинать

проводить

соревнования

лучше

всего

в

группах:

какая

группа

учащихся лучше и быстрее выполнит задание, например в игре «К своим

флажкам» и др.С приобретением двигательного опыта и с повышением у

детей

интереса

к

коллективной

деятельности

можно

включить

в

уроки

учащихся 2-го класса игры с элементами соревнований в парах (в беге, в

гонке обручей, в прыжках через скакалку, в катании и метании мяча и др.).

Можно проводить игры: «Эстафета зверей» или «Вызов номеров», в которых

по очереди соревнуются только двое названных игроков.

Используя

короткие

состязания,

можно

подвести

к

соревнованиям

коллективным — команда против команды. В основном такие командные

игры занимают место в уроках учащихся 3-х классов.

Все уроки учащихся 3-4-х классов включают подвижные игры, кроме

контрольных. Они проводятся в основной и заключительной частях урока.

В 3—4-х классах (подростки младшего возраста) используют многие игры,

пройденные

в

предшествующем

классе.

В

них

включаются

более

разнообразные движения, вводятся усложненные препятствия. По времени

игры более длительны. Учащиеся уже имеют опыт игры в коллективе и

обладают

целым

рядом

игровых

навыков.

В

этот

период

появляется

значительно

больше

игр

командных.

Широко

привлекаются

дети

этого

возраста

к

соревнованиям

«Веселые

старты».

Рекомендуются

игры

с

быстрым движением, с бегом на скорость, с прыжками, с подлезанием и

перелезанием,

с

сопротивлением.

В

связи

с

ростом

физических

возможностей:

повышением

функциональной

деятельности,

укреплением

мышечной

системы

можно

использовать

игры

с

кратковременными

силовыми напряжениями («Бой петухов», «Перетягивание в парах» и др.).

Силовые игры лучше начинать с парных перетягиваний, так как это позволит

руководителю

легко

следить

за

правильностью

выполнения

приемов

сопротивления. Затем можно предложить учащимся игры с коллективным

сопротивлением также с кратковременными силовыми напряжениями («Тяни

в круг», «Подвижный ринг» и др.). Для развития быстроты и выносливости

используются игры, в которых учащиеся находятся все время в движении

(«Ловля парами», «Невод»). Проводить подобные игры рекомендуется не

более 15 минут, чтобы не переутомлять участников. В этот период дети

начинают интересоваться играми, требующими решения довольно сложных

двигательных

задач,

умение

владеть

мячом:

передачи,

ловля,

выбивание,

метание

(«Не

давай

мяча

водящему»,

«Охотники

и

утки»,

«Передал

садись»).

Дети начинают проявлять большой интерес к спорту, к спортивным

играм,

поэтому

во

многие

подвижные

игры

включаются

элементы,

подготавливающие детей к занятиям различными видами спорта.

Промежуточные результаты:

Обобщен опыт работы на августовской конференции учителей в форме

мастер-класса

«Подвижные

игры

как

средство

развития

двигательной

активности младших школьников».

Учащиеся 4 классов ежегодно участвуют в эстафете «Веселые старты»,

становятся победителями и призерами.

Результаты учащихся в эстафете «Веселые старты» за последние 3 года.

4 класс

Учебный год

этап

место

2015 - 2016

муниципальный

2 место

2016 – 2017

муниципальный

1 место

межмуниципальный

1 место

краевой

5 место

2017 – 2018

муниципальный

1 место

межмуниципальный

1 место

краевой

1 место

Проведение мониторинга физической подготовленности младших

школьников позволил выявить уровень развития физических качеств на

каждом этапе обучения и внести соответствующие корректировки в процесс

физического воспитания.

С учетом принципов физического воспитания составлены комплексы

целенаправленного

формирования

физических

качеств,

в

которых

просматривается

постепенное

увеличение

нагрузки,

разнообразие

и

доступность

средств

воздействия

на

каждое

из

качеств,

усложнение

структуры

выполнения

упражнения

при

достижении

обучаемости

(совершенствования)

учащихся,

а

так

же

в

3-4

классах

предусмотрены

варианты сочетания с упражнениями различного характера.

Анализ мониторинга уровня физической подготовленности

учащихся МАОУ «АСОШ№ 4»

Учебный

год

Полуго

дие

Физические качества

Быстрота

Выносливость

Гибкость

Сила

Скорость

2016-

2017

1

24

26

36

53

37

2

22

25

34

51

35

2018-

2019

1

23

25

35

52

38

2

21

23

33

50

39

2019

1

21

22

32

48

45

Динамик

а

итого

+3

+4

+4

+5

+12



В раздел образования