Автор: Арефьева Надежда Борисовна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГАПОУ МО "МЦК–Техникум имени С.П. Королёва"
Населённый пункт: город Королёв, Московская область
Наименование материала: Урок по профессиональной компетенции "Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно–коммунального хозяйства"
Тема: "Древнейшие государства. Древний Египет. Города–государства Шумера"
Раздел: среднее профессиональное
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира (всего 9 ч.)
Урок 2.1. Древнейшие государства (2 ч.)
Цели урока:
1.
Образовательные:
Познакомить обучающихся с древними водопроводами;
Заинтересовать учебным и дополнительным материалом по теме.
2. Развивающие:
Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе
разных источников информации,
Обобщать
отдельные
факты,
умения
рассуждать,
логически
мыслить,
элементарно анализировать исторические факты.
3. Воспитательные:
Воспитывать чувство прекрасного, уважения к тем людям, которые создавали
шедевры мировой культуры.
В результате изучения темы обеспечивается достижение следующих результатов:
личностных:
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность
и
способность
вести
диалог
с
другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
М2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
предметных:
П1.
сформированность
представлений
о
исторической
науке,
ее
специфике,
методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития
России в глобальном мире;
П2. владение
комплексом
знаний
об
всеобщей
истории
и
истории
России
и
человечества
в
целом,
представлениями
об
общем
и
особенном
в
мировом
историческом процессе;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация (авторская презентация по теме занятия),
проектор, компьютер, учебник
Формы ведения урока: инструктаж, диалог, объяснение, упражнения, работа с
дидактическим материалом, профориентационная деятельность.
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: групповая
работа, индивидуальная, работа с текстом.
План занятия
1. Вводная часть – 10 минут
1.1. Организационный момент
1.2. Мотивация занятия
1.3 Контроль исходного уровня знаний
2. Основная часть – 25 минут
2.1. Путешествие в Древний Египет
3. Заключительная часть – 10 минут
3.1. Контроль уровня усвоения знаний
3.2. Подведение итогов
3.3. Домашнее задание
Ход занятия
Вводная часть
1.1. Организационный момент
Приветствие студентов.
Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.
Запись темы и плана занятия
Ход урока.
Повторение в виде фронтального опроса (цепочка):
Вопросы цепочки:
1.
На каком материке расположен Египет? (Африка)
2.
В какой части Африки? (На северо-востоке)
3.
На берегах, какой реки? (Нил)
4.
Как называют правителя Египта? (Фараон)
5.
Знатные люди Египта? (Вельможи)
6.
Первая столица Египта? (Мемфис)
7.
Кто записывал указы фараона? (Писцы)
8.
Гробница фараона? (Пирамида)
9.
Гроб для мумии? (Саркофаг)
10. Вера в сверхъестественные силы? (Религия)
11. Несвободный человек? (Раб).
12. Особое приспособление для полива – столб и качающаяся жердь? (Шадуф)
Обратить внимание на карту:
Вступление.
На сегодняшнем уроке мы совершим увлекательное и познавательное путешествие
по стране Большого Хапи вместе с египетским мальчиком Сети и его отцом Усерхетом –
управляющим полями фараона. Фараон Тутмос I приказал Усерхету проследить, как идет
сбор зерна по стране в хранилища фараона, усердно ли трудятся сборщики налогов, как
идет погрузка зерна в далекие средиземноморские страны на севере страны.
Наш путь будет проходить по реке Нил от первого порога к устью, до Средиземного моря.
У Усерхета своя работа, а цель нашего путешествия – познакомиться с водоснабжением
Древнего Египта, вспомнить древние архитектурные памятники этой страны.
Наш путь сегодня будет не только по Древнему Египту, но мы заглянем и к
шумерам,
посетим
Древний
Восток
и
узнаем
всё
про
первые
ванны
и
туалеты,
водоснабжение и древние водопроводы.
В путь!
Древний Египет
В современном мире специалисты называют древнейшую цивилизацию Египта - речной
цивилизацией, поскольку основным источником воды был и остается, как известно, Нил.
А вот и наша машина времени, на которой мы отправляемся в далекое путешествие
по Нилу. Здесь Нил - словно улыбка, там - лента, ласкающая скалы. А дальше - зеркало, в
котором уже пять тысяч лет колышутся отражения все тех же древних камней. В начале
лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливался. В ноябре вода спадала, оставляя
черный плодородный ил. Такая земля давала хорошие урожаи, поэтому земледелие было
главным занятием египтян. Сет увидев, как мы вглядываемся в берега великой реки, поля,
где усердно трудились египтяне, говорит, что жители его страны часто поют хвалебные
песни Нилу, а Египет называют даром Нила.
Вот одна из этих песен.
Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!
Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.
Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.
Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.
Еда появляется после его разлива.
Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.
Благодаря
плодороднейшей
почве
у
большинства
египтян
достаточно
богатый
рацион: пшеницу и ячмень использовали для приготовления хлеба и пива; выращивали
дыни, гранаты, виноград, финики и фиги, а также овощи, в том числе лук, чеснок, фасоль,
горох,
салат
и
огурцы.
Пчелиный
мед
использовали
в
качестве
сладости.
Масло
изготовляли из льняных семян, шафрана и кунжута. Археологи предполагают, что первые
ткани были сделаны изо льна и вытканы в Египте около 8000 лет назад. А знаменитый
египетский лотос - его любили за красоту. Им украшали жилища, статуи богов. Лотос был
символом плодородия. Высушенные корневища лотосов отваривали и ели, как мы едим
картошку. Богата земля Средиземноморья. Ведь не зря Н.И.Вавилов - наш отечественный
селекционер, изучая центры происхождения культурных растений, выделил среди прочих
Средиземноморский центр. (Как Вы знаете, наш Техникум ухаживает
за могилой его жены Е.И. Барулиной-Вавиловой на Болшевском кладбище, тем самым
отдавая долг Величайшему учёному. А общение с сотрудниками Всероссийского музея
растениеводства даёт нам интересные встречи, социальный опыт, настрой на дальнейшее
сотрудничество). Этот Средиземноморский центр, где располагались величайшие древние
цивилизации, дал около 11 % видов культурных растений.
Самые первые сведения о том, как люди научились строить плотины и дамбы,
прокладывать
каналы,
направлять
течение
рек
и
создавать
системы
водоснабжения,
обнаружены
в
письменных
источниках
древних
народов,
населяющих
Египет,
Месопотамию, Индию и Китай. Человечество во многом обязано появлением водопровода
природным явлениям, в частности, неравномерному и нерегулярному выпадению осадков.
Такая ситуация была характерна для Месопотамии и Египта.
Например, в Месопотамии 2 месяца в году шли беспрерывные проливные дожди, а
остальные
10
месяцев
царила
засуха.
Разливы
рек
и
дожди
приносили
огромное
количество воды, которую необходимо было собрать и удержать. Из-за таких особенностей
климата уже в IV тысячелетии до н. э. древние египтяне и жители Месопотамии стали
сооружать
примитивные
оросительные
системы
(каналы,
водохранилища,
плотины),
которые позволяли не только получать обильные урожаи, но и значительно расширять
посевные
площади.
Такие
оросительные
Системы
повышали
производительность
земледельческого труда и, соответственно, способствовали развитию земледелия.
Во
времена
фараона
Менеса,
то
есть
около
5000
лет
назад,
в
стране
были
сооружены первые резервуары для накопления воды в периоды наводнений. В те же
времена египтяне научились рыть каналы и строить дамбы. Приблизительно через 500 лет,
то есть около 2500 года до нашей эры, в Египте уже была создана целая система каналов,
рвов и желобов, которые служили жителям на протяжении многих столетий.
Максимальное использование удобств, которые могла дать вода, произошло благодаря
тому, что египтяне научились изготавливать трубы сначала из глины, а позже из меди и
свинца.
С
возникновением
первых
городов
в
Древнем
Египте
появились
различные
устройства и сооружения для подъема воды, отвода ее в нужные мести и сохранения в
искусственных
колодцах,
глубина
которых
достигала
100
метров.
В
давние
времена
египтяне также изобрели устройство, состоявшее из черпаков, подвешенных на цепи,
перемещающейся по кругу при помощи вращающегося колеса. Это устройство получило
название нория. Она представляла собой цепь, на которой подвешены ковши или черпаки,
передвигавшиеся
по
кругу
при
помощи
колеса,
для
захвата
жидкостей
и
сыпучих
материалов.
Раскопки
древних
сооружений
показали,
что
египтяне,
применяя
воду,
научились сооружать своеобразные туалеты с сиденьями из мягкого камня – известняка.
Что же касается очистки воды для того, чтобы она оказывалась более пригодной для питья,
то древние жители делали это, сооружая небольшие дамбы из песка в местах водозабора.
С древнейших времен воды Нила несли египтянам бедствия и процветание. Нил
являлся основным источником воды в стране. Ежегодные разливы реки обуславливали
необычайное плодородие речной долины. Однако иногда потоки воды несли с собой
опустошение земель. Нил течет по наносной равнине, поэтому его приливы и отливы
вызывают
ежегодное
движение
земли.
Когда
уровень
воды
в
Ниле
становится
минимальным, земля полностью высыхает. Во время разлива сухая земля впитывает воду,
как губка, и разбухает на 30–70 см. После того, как вода спадает, земля вновь опускается
до своего обычного уровня, но не равномерно.
Древний Египет занимал всю дельту Нила на севере и тянулся на юг по песчанику и
известняку.
Территория
государства
была
разделена
на
два
отдельных
царства,
располагавшихся вверху и внизу по течению Нила. Около 3000 года до н. э. фараон Менес
(Мена) объединил оба царства в единое мощное государство, просуществовавшее более
3000 лет. Свое правление он начал со строительства резервуаров для отвода воды во время
наводнений, рытья каналов и ирригационных канав для мелиорации болотистой почвы.
Перекрытие
реки
дамбой
было
столь
важным
событием,
что
сопровождалось
церемонией
с
участием
фараона.
Предполагается
даже,
что
фараон
Менес
изменил
естественное русло Нила для того, чтобы построить столицу своего царства Мемфис на
месте, где до этого текла река.
Развитие инженерного искусства в Египте способствовало созданию к 2500 году до
н.
э.
обширной
системы
каналов,
рвов
и
желобов,
просуществовавшей
до
римского
вторжения. Египтяне достигли довольно высокого уровня в конструировании дренажных
систем благодаря особой роли, которую вода играла в их жизни и в ритуалах очищения и
похорон фараонов. По религиозным представлениям египтян смерть была лишь переходом
от одной формы жизни к другой. Для загробной жизни им требовались еда, одежда и
другие предметы обихода. В некоторых гробницах археологи находили и ванные комнаты.
Во время раскопок усыпальницы фараона Сахуры в Абусире были обнаружены
ниши в стенах и развалины каменных бассейнов. Они были отделаны металлом и могли
быть использованы в качестве туалета. Сток в бассейне был перекрыт свинцовой пробкой,
крепившейся цепочкой к бронзовому кольцу. Бассейн мог опустошаться через медную
трубу, ведущую к коллектору, расположенному ниже. Диаметр трубы был около 60 см, а
толщина ее стенок составляла около 2 см.
В храмовой пирамиде, построенной Аменхотепом IV (Эхнатоном), была найдена
латунная
дренажная
труба,
ведущая
из
верхнего
храма
вдоль
мощеной
дороги
к
наружному храму на реке. Древние египтяне широко использовали трубы и различные
техники
изготовления
медных
сплавов.
Они
применяли
глиняные
трубы,
изготавливавшиеся из соломы и глины. Процесс их создания заключался в следующем:
сначала сушили на солнце, а затем обжигали в печи. Совершенствуя глиняные трубы,
египтяне
смогли
осушить
самые
низкие
районы
долины
Нила,
что
позволило
им
превратить всю страну в цветущий сад.
Система орошения в Египте примитивна, и большая часть работ осуществляется
вручную.
Главная
трудность
-
поднять
воду
из
реки
на
берег.
Из-за
периодических
затоплений берег постепенно снижается по мере утопления реки; поэтому, если вода
поднимается до уровня берегов, ее очень легко направить по каналам до границы долины.
Однако, когда река возвращается в свое русло, берег уже очень высок: уровень воды
обычно на 4-5 метров ниже берегов. и он быстро опускается еще ниже.
Чтобы
поднять
воду,
используют
"сакья"
-
скрипучее
водоотливное
колесо,
которое
вращают ослы или быки. Или же воду из Нила черпают "шадуфом" - кожаным ведром на
"журавле", из которого вода переливается в следующий, стоящий выше "шадуф", и так
пока вода не поднимется до нужного уровня поля.
Подсчитано, что такое устройство может поднимать до 50 литров воды в минуту, и
рисунки, найденные в египетских гробницах, показывают, что эта система применялась на
берегах Нила более трех тысяч лет. Несмотря на новшества прогресса, ее и не думают
совершенствовать.
Шадуф (древнеегипетская настенная роспись)
ероятно,
уже
в
Древнем
Царстве, в
некоторых
случаях,
пользовались
специальными сооружениями - шадуфами для подъема воды на более высокие поля, куда
нельзя было провести каналов. Особенное же значение приобретают водоподъемные
приспособления со Среднего Царства, когда приступают к освоению так наз. «высокой»
земли, т. е. той, куда не попадают вовсе или в крайне недостаточном количестве воды
разлива.
Плотины
делались
из
земли,
вынутой
при
устройстве
каналов,
из
хвороста,
тростника, камыша и ила, смешанного с соломой. Большие плотины для прочности
усаживались
деревьями.
Из
камня
выкладывались,
повидимому,
только
наиболее
ответственные части плотин: горловины и набережные больших зданий.
Наиболее
простым
водоподъемным
приспособлением
было
кожаное
ведро,
которым
черпали
воду
и
выливали
в
канаву.
Значительным
усовершенствованием
явился шадуф.
Кожаное
ведро
привязывалось
веревкой
к
концу
длинного
шеста,
укрепленного на стойке таким образом, чтобы шест мог опускаться вверх и вниз. На
другом
конце
шеста
привязывался
груз,
который
уравновешивал
ведро,
наполненное
водой. Произведенные расчеты показывают, что с помощью такого сооружения можно
было в течение часа поднять на высоту двух метров 3400 л воды, на 3 м — 2700 л, на 4 м.
— 2050 л, на 5 м — 1850 л и на 6 м — 1650 л. Если судить по аналогичным шадуфам,
применяемым
в
Египте
еще
и
теперь,
когда
нужно
было
поднять
воду
на
высоту
нескольких
метров,
считали
более
рациональным
устраивать
своего
рода
лестницу
шадуфов: из нижнего шадуфа вода наливалась в расположенный выше, и уже из этого
последнего она выливалась в канавки, идущие по полям. Понятно, что при этом терялось
много
воды,
и
только
нужда
в
земле,
заставлявшая
пользоваться
и
высоко
расположенными участками, оправдывала такую неэкономную работу.
З н ач и т е л ь н о
б ол е е
с о в е р ш е н н ы м
в од о п од ъ е м н ы м
с о о р у ж е н и е м
является сакиё (сакиё — арабское название). На двух опорах (обычно кирпичные стенки)
неподвижно
укреплено
бревно.
Посредине,
между
обеими
опорами,
горизонтально
расположено на оси, укрепленной одним концом в землю, а другим—в неподвижное
бревно,
деревянное
колесо,
по
ободу
которого
насажены
деревянные
же
зубья.
Перпендикулярно по отношению к этому колесу установлено другое, такого же точно
вида, причем оно расположено так, что зубья его сцепляются с зубьями первого. Второе
колесо насажено на довольно длинную деревянную ось, проложенную под землей; на
другом
конце
этой
оси
сделано
легкое
деревянное
же
колесо,
на
которое
навязаны
широкогорлые сосуды. Это последнее колесо наполовину погружено в воду. Пара быков,
впряженных в оглоблю, прикрепленную к первому колесу, идя по кругу, приводят в
движение все сооружение: первое колесо зубьями захватывает второе, которое в свою
очередь вращает то, на которое насажены сосуды. Опускаясь, сосуды наполняются водой,
а
подымаясь,
выливают
ее
на
специально
устроенные
желоба,
по
которым
вода
направляется
в
канавки.
Сакиё
впервые
применяется
в
Новом
Царстве,
широкое
же
распространение она находит уже в эллинистическом Египте. По сравнению с шадуфом
сакиё было более производительным сооружением, так как при подъеме воды до высоты 6
м оно могло орошать в течение всего лета поле размером от 5 до 12 акров, кроме того,
сакиё могла черпать воду из колодца, шадуф же только из канала.
Прототип 'Архимедова винта', использовавшийся в Древнем Египте для орошения земель.
Реконструкция
На выставке "2019 год - 500-летие наследия Леонардо да Винчи" мы с вами видели
Архимедовы винты, которые поднимают воду. И даже наблюдали за их работой.
К эллинистическому же времени относятся и наиболее ранние дошедшее до нас
экземпляры водоподъемного винта, называемого обычно Архимедовым (это совершенно
ошибочное название основано на том, что изобретение его приписывается Архимеду,
жившему в 111 в. до н. э., хотя на самом деле такой винт применялся в Египте до него).
Подробное описание такого водоподъемного винта дает римский писатель Витрувий. (I в.
до н. э.).
Для изготовления винта брали бревно, цилиндрически обструганное, длиною раз в
7—10
больше,
чем
диаметр
бревна.
На
обоих
концах
наносили
пометки,
делившие
окружность
бревна
на
8
частей,
причем
пометки
на
обоих
концах
должны
были
находиться
на
одной
линии;
эти
линии
наносились
на
бревно.
Затем
на
боковой
поверхности
бревна
наносились
круговые
линии,
располагавшиеся
друг
от
друга
на
расстоянии,
равном
г/8
окружности
бревна.
Наконец,
через
места
пересечения
горизонтальных и "вертикальных делений наносили диагонали, обвивавшие все бревно.
По этим диагональным линиям прикрепляли затем тонкие, густо просмоленные, планки.
Бревно с прикрепленными к нему винтообразными планками закрывалось затем футляром
из продольно уложенных досок, также густо просмоленных. Этот футляр охватывался
металлическими обручами. Концы балки были укреплены в металлических цапфах таким
образом, что все сооружение могло вращаться. Винт приводился в движение давлением
ног человека: для этого к футляру винта были прикреплены ступеньки иногда посередине,
иногда по краям (и тогда их двигали два человека); человек, державшийся за специально
устроенный горизонтальный шест, переступал со ступеньки на ступеньку и тем самым
вращал все сооружение. Это сооружение укладывалось наклонно, причем один его конец
был опущен в воду; при вращении винт захватывал воду и постепенно подымал ее.
Понятно, что высота, на которую поднимали воду, не могла быть очень велика, но в этих
пределах винт обладал большей производительностью, чем шадуф, вследствие чего он
играл,
по-видимому,
значительно
большую
роль
в
водоснабжении
поселков,
чем
в
сельском хозяйстве.
Все основные ирригационные работы: рытье каналов, устройство плотин, а также
поддержание
их
в
надлежащем
порядке,
осуществлялись,
главным
образом,
трудом
зависимого
крестьянского
населения.
Указания
на
такой
порядок
осуществления
ирригационных работ мы имеем уже в текстах Древнего Царства. Таким же способом
осуществлялись
эти
работы
в
последующие
времена.
В
эллинистическое
время,
как
сообщают нам папирусы, крестьяне были обязаны ежегодно отрабатывать на подобных
работах пять дней.
Египтяне были искусны в работах по металлу. Они плавили металл в горшках из
огнеупорных материалов – тиглях. Высокие температуры обеспечивались тем, что люди
раздували
огонь
при
помощи
тростниковых
мехов
с
глиняными
наконечниками.
Расплавленный металл выливали и давали ему остыть, затем его отбивали гладкими
камнями до необходимой толщины. Далее металл резали, придавая ему определенную
форму. Найденная в одной из гробниц роспись показывает технологию процесса выплавки
металла. Дома состоятельных египтян были очень просторными. Они включали в себя
залы, спальни, столовые, ванные комнаты и комнаты для прислуги. Ванная у египтян
представляла собой небольшую комнату с квадратной плитой из известняка в углу. На этой
плите стоял хозяин дома, а рабы поливали его водой. Сточная вода стекала в большой бак
под полом или по глиняной трубе вдоль стены в бак на улице. Воду из них затем выливали
слуги. Были обнаружены также туалеты с сидениями из известняка, сток из которых,
скорее всего, осуществлялся прямо в песчаную почву.
П. С. Гуревич, автор вузовского учебника «Культурология», приводя замечание
безымянного
сантехника:
«Цивилизация
начинается
с
канализации»,
добавляет:
«Не
исключено, что он был недалёк от истины». Изобретение туалета уходит корнями вглубь
веков, и уже сложно сказать, где этот признак цивилизации появился впервые. По одной из
версий, первый туалет был построен на острове Крит задолго до начала н. э. Критяне уже
тогда делали внутренние туалеты со смывом. Выглядели они как каменные стульчаки, к
которым
при
помощи
сложной
системы
труб
подводилась
вода.
3800
лет
назад
их
придумала царица Крита, присевшая облегчиться возле ручья и увидевшая, как всё, что
она
извергла,
было
смыто
течением.
Прообраз
туалета,
предназначенного
для
практического применения, появился приблизительно 3000 лет до н. э. в Месопотамии.
Канализация уже существовала в Древнем Египте: археологи обнаружили там сточные
каналы, которым свыше 2500 лет, а стульчак из известняка, найденный близ Тель-эл-
Амарны, датируется ориентировочно 1350 г. до н. э.
Первыми задумавшимися об удобстве того процесса, для которого
придуман унитаз, были древние шумеры (нынешняя территории Ирака), о чем
свидетельствует находка резного трон-стульчака царицы Шубад, которая датируется 2600
годом до н.э... древние шумеры уже пытались сделать процесс более удобным(за попытку
хвалим, но как им пользоваться, как сидеть? …одни догадки). Унитаз выставлен в
британском музее истории туалета., в то время как в Европе мысль об
усовершенствовании этой части своей жизни появилась значительно позже.
Такой же древний туалет относится и к цивилизации Мохенджо-Даро (2500 лет до н.
э.
на
территории
нынешнего
Пакистана).
Здесь
обнаружен
большой
бассейн
для
ритуальных
омовений,
общественные
туалеты
и
система
городской
канализации
с
отстойниками и стоками для воды. Вода подавалась в дома из небольших скважин.
Сточные воды выводились по крытым стокам, которые располагались вдоль главных улиц.
В некоторых домах, видимо, принадлежавших богатым горожанам, найдены отдельные
комнаты для купания и подземные печи для подогрева воды. Продвинутые системы
подземного
отвода
дождевых
и
бытовых
стоков
существовали
также
в
Вавилоне,
Карфагене, Иерусалиме.
Жители
Китая
также
приблизились
в
своем
быту
к
предметам,
напоминающим
современный унитаз. В Китае, в захоронении императора западной династии Хан (206 год до
н. э. – 24 год н. э.), следопыты нашли каменное сидение с подлокотниками и сливной бачок,
наполнявшийся проточной (водопроводной!)
водой.
Уже в 100 году до н.э. они смывали
отходы водой.(ох уж эти made in China).
А над территорией Шотландии мы видим туалеты со стульчаками, свисающими над
глиняными стоками. Возраст этих подобий общественных туалетов — около 5000 лет.
В Древней Османской империи были широко распространены водные процедуры,
похожие на римские бани, использовали кувшины для омовения и мраморные ванны. До
нашего времени дошли тексты, содержащие множество иллюстраций, которые детально
описывают процесс ухода за человеческим телом
Например, уже в Древней Индии около 6 тысяч лет назад использовались ванны –
археологи нашли остатки этих приспособлений с подведёнными к ним коммуникациями.
Более чем пять тысяч лет назад ванна в Индии стояла практически в каждом доме. "Поток
воды целебен, он излечивает от любой болезни и остужает горячку" - так написали
индийские мудрецы в своих священных древних книгах "Наука жизни" около двух тысяч
лет назад.
Восточные страны, в отличие от западных, соблюдали чистоту, например китайцы в
первом веке до нашей эры уже пользовались устройством, напоминающим современный
унитаз, в котором присутствовал водный смыв отходов.
Японцы издревле принимали ванны – «фуро» – чтобы избавиться от утомления и
напряжения. В горячую ванну залезали по очереди, начиная с главы семьи и заканчивая
детьми, но перед принятием ванны все мылись в душе, чтобы вода в ванне оставалась
чистой. Всеводод Овчинников в книге «Ветка сакуры» пишет: «Японский дом рассчитан
на лето. Его внутренние помещения действительно хорошо вентилируются во время
влажной жары. Однако достоинство традиционного японского жилища обращается в свою
противоположность, когда его же отчаянно продувает зимой. … Японцы словно бы
смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Они довольствуются тем, чтоб согреть
себе руки или ноги, не помышляя отопить само помещение. Можно сказать, что в
традиции японского жилища нет отопления, а есть обогревание.
Лишь своей кожей почувствовав в японском доме, чем оборачивается его близость к
природе в зимние дни, по-настоящему осознаёшь значение японской бани – фуро: это
главный вид самоотопления. В повседневной жизни каждого японца независимо от его
положения и достатка нет большей радости, чем нежиться в глубоком деревянном чане,
наполненном
немыслимо
горячей
водой.
Зимой
это
единственная
возможность
по-
настоящему согреться.
Залезать в фуро нужно, предварительно вымывшись из шайки, как в русской бане, и
тщательно сполоснувшись. Лишь после этого японцы погружаются по шею в горячую
воду, подтягивают колени к подбородку и блаженствуют в этой позе как можно дольше,
распаривая
тело
до
малиновой
красноты.
Зимой
после
такой
бани
целый
вечер
не
чувствуешь сквозняка, от которого колышется даже картина на стене. Летом она приносит
облегчение от изнурительно влажной жары.
Японец привык нежиться в фуро если не ежедневно, то, во всяком случае, через
день. Напасти́
столько горячей воды на каждого человека было бы недоступной роскошью
для большинства семей. Отсюда и обычай мыться из шайки, чтобы чан оставался чистым
для всей семьи. В деревнях соседки топят фуро по очереди, чтобы сэкономить на дровах и
воде. По той же причине сохранились общественные бани. Они традиционно служат
местом общения соседей. Обменявшись новостями и набравшись тепла, все расходятся по
своим нетопленым жилищам».
3. Заключительная часть – 10 минут
3.1. Контроль уровня усвоения знаний
Вот и закончилось наше путешествие. Усталые и довольные от увиденного и
услышанного, мы благодарим за внимание и гостеприимство Усерхета и Сета и просим их
не отказать в последней просьбе – отгадать имя французского ученого, разгадавшего в
начале прошлого века тайну египетских иероглифов.
Да, это Жан-Франсуа Шампольон. - французский востоковед, основатель
египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14
сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов.
3.2. Подведение итогов
Вам понравилось? А чтобы вы рассказали египтянам и шумерам о нашем времени,
будущие Мастера по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-
коммунального хозяйства?
3.3. Домашнее задание:
Не могу не рассказать вам про папирус и далее будет и домашнее задание.
«Этот желтоватый мягкий свиток сделан из особого болотного растения, в зарослях
которого у берегов Нила так хорошо ловить рыбу и водяных птиц. Вот от стеблей этого
растения и отрезают ровные куски, потом режут их по всей длине на тонкие полосы. Эти
полосы склеивают в прямоугольный кусок, на него накладывают новые полосы, но так,
чтобы волокна этих полос легли поперек волокон первого куска. Потом такой сложенный
из двух слоев кусок бьют деревянным молотком, чтобы он стал тонким и оба его слоя
плотно пристали друг к другу. Затем папирус кладут под пресс, и выделяющийся при этом
сок прочно склеивает оба слоя. Остается только высушить папирус – и он готов. Но на
таком куске папируса большая рукопись не поместится, поэтому обычно берут несколько
кусков, склеивают, ровно подрезают и на полученном длинном куске пишут то, что нужно.
Когда рукопись готова, ее скатывают в аккуратный свиток. Это египетская книга».
В одном из папирусов есть такие задачи:
Задача 1. В семи домах было по семь кошек, каждая кошка съела семь мышек, каждая
мышка съела семь колосков, из каждого колоска могло получиться семь мер зерна. Надо
сосчитать, сколько получится, если все сложить вместе.
(1.Сколько кошек обитало в семь домах? ответ: 49
2.Сколько мышей съели кошки? ответ: 49*7=343
3.Сколько колосков съели мыши, прежде чем были съедены кошками? Ответ: 343*7=2401
4.Сколько мер зерна дали бы колоски, съеденные мышами? Ответ: 2401*7=16807
7+49+343+2401+16807=19607
Задача 2. Фигура - прямоугольный треугольник. Высота 10, основание 4. Узнайте его
площадь.
(Но формулы, с помощью которой можно вычислить площадь прямоугольного
треугольника у древних египтян не было. На какую хитрость пошли египтяне? (Египтяне
складывали два прямоугольных треугольника, вычисляли площадь прямоугольника и
брали половину полученного результата). S=20).
(Домашнее задание - решите дома задачи).