Автор: Калугина Наталья Сергеевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Детско–юношеский центр"
Населённый пункт: П.Прохоровка, Прохоровский район, Белгородская область
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Программа дополнительного образования "Юный агроном"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Прохоровского района Белгородской области
Дополнительная общеразвивающая
программа
«ЮНЫЙ АГРОНОМ»
Возраст обучающихся 14-17 лет
Срок реализации 1 год, 34 часа.
Автор: Калугина Наталья Сергеевна
методист МБУ ДО «ДЮЦ»
1
Оглавление
№
Раздел программы
стр
1
Целевой раздел
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
Планируемые результаты освоения программы «Юный
полевод»
4-5
2
Содержательный раздел
2.1
Реализация содержания программы «Юный полевод»
в образовательном процессе дополнительного
образования.
6
2.2
Перспективное тематическое планирование
7
2.3
Содержание
8-10
2.4
Способы и направления поддержки инициативы
учащихся.
11
3
Организационный раздел
3.1
Материально-техническое обеспечение
12
3.2
Методическое обеспечение
12
2
1.1. Пояснительная записка
Актуальность
В Концепции модернизации российского образования говорится, что
развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом,
конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать
решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это
во многом зависит от людей, стоящих у истоков становления личности, –
педагогов.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в
Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» , педагоги
должны переориентировать содержание образовательного процесса на
обеспечение самоопределения личности, создание условий для её
самореализации. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности,
которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и
внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность
обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором
выступает характер деятельности.
Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей
дальнейшей
профессии.
Эта
проблема
оказывается
достаточно
сложно
решаемой,
так
активная
позиция
в
этом
плане
у
многих
еще
не
сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы,
но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе
представляют.
Поэтому
важна
помощь
учителей,
взрослых
на
этапе
формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном
самоопределении,
заставляют
нас
по-новому
взглянуть
на
организацию
профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не
только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать
такими личностными качествами, которые позволили
бы им реализовать
себя
в
профессиональном
и
социальном
плане.
Программа
внеурочной
деятельности «Юный полевод», позволяет познакомить уч-ся с основами
растениеводства
и
нацелить
на
приобретение
сельскохозяйственных
профессий
3
Содержание представленной программы предназначено для реализации
работы по ознакомлению с основами полеводства , дополняя основную
образовательную программу в области естественнонаучных дисциплин.
Цель программы
Развивать и поддерживать интерес обучающегося к исследованиям,
открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с
окружающей средой, обеспечивая самоопределение в профессиональной
сфере, его личностный рост.
Задачи программы
1. Формировать у обучающихся способности видеть многообразие мира в
системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Расширять представления о с/х
растениях и способах их выращивания.
2. Развивать собственный познавательный опыт и профессиональное
самоопределение.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Особенностью данной программы является знакомство с способами
выращивания основных с/х растений. Изучение типологии почв и
севооборотов. Проведения эксперимента,
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Принцип нормативности - соответствие программы Федеральному
государственному образовательному стандарту дополнительного
образования, Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации».
- Принцип системности предусматривает решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной
деятельности, но и при организации практик.
- Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы
реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными
особенностями школьников.
- Принцип индивидуализации предусматривает развитие индивидуальных
способностей обучающегося, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе учета его интересов, потребностей.
- Принцип интеграции – образовательный процесс строится на основе
взаимодействия содержания образовательных областей,
взаимопроникновения в разные виды деятельности.
4
Характер освоения: программа построена на принципах развивающего
обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.
Возраст обучающихся: с 14 до 17 лет.
Срок усвоения – долговременный, 34 часа в год
1.2. Планируемые результаты освоения программы «Юный полевод»
В результате освоения данной программы каждый обучающийся овладеет
следующими компетенциями:
- интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения результатам исследований;
- обладает элементарными представлениями из области живой
естествознания;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных
видах деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к
взрослому;
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в различных видах деятельности.
5
2.1. Реализация содержания программы «Юный полевод» в
образовательном процессе ОУ
Содержание данной программы реализуется в следующих трех блоках
педагогического процесса:
- непосредственно-образовательная деятельность по формированию
целостной картины мира с применением опытов по определенной теме ;
- совместная деятельность взрослого и детей: опыты, трудовая и игровая
деятельность и др.;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
При реализации программы применяются исследовательские методы
обучения:
- Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение
педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение,
просмотр учебных кинофильмов и видеороликов, беседы познавательного
характера, наблюдение) и репродуктивный (создание педагогом условий для
формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых
опытов и экспериментов).
- Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление
большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на
пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через
собственных, творческий поиск).
Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно-
ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на
самостоятельное экспериментирование и поисковую активность подростков..
Педагогические мероприятия содержат познавательный материал,
соответствующий возрастным особенностям обучающихся.
6
2.2 Перспективное тематическое планирование.
№
Название темы
кол-во часов.
1
Типология почв. Виды эрозий.
Рациональное природопользования.
4
2
Биологические особенности и
классификация с/х культур.
16
3
Виды минеральных и органических
удобрений. Способы и дозы внесения.
4
4
Сельскохозяйственные машины и
механизмы.
2
5
Болезни и вредители с/х культур
2
6
Севообороты
3
7
Методика постановки полевых опытов
3
Итого 34 часа
7
2.3 Содержание программы
1.Типология
почв.
Виды
эрозий.
Рациональное
природопользование.
(4часа).
Виды
водного,
воздушного,
пищевого
режима
черноземных
и
каштановых, подзолистых и дерново-подзолистых почв. Содержание гумуса,
реакция почвенного раствора, глубина гумусового горизонта (А+В);
- солонцовые и солонцеватые почвы; отрицательные свойства этих почв;
мероприятия по их улучшению;
-
ветровая
и
водная
эрозии
почв,
характера
их
проявления
и
меры
борьбы с ними;
Рациональное природопользование — система деятельности, призванная
обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий,
наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных
интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.
Практическая работа «Определение почвы по структуре и механическому
составу (по внешнему виду, цвету и с помощью увлажнения и изготовления
«шарика» или «жгутика»);
2. Биологические особенности и классификация с/х культур.(16ч)
I.Зерновые. Возделываются для получения зерна.
1.Типичные хлеба (хлеба I группы) – пшеница, рожь, тритикале, ячмень, овес.
2.Просовидные хлеба (хлеба II группы) – кукуруза, просо и др.
3.Зерновые бобовые – горох, бобы, люпин, чина, фасоль и др.
4.Прочие зерновые – гречиха и другие незлаковые.
II.Технические. Служат источником сырья для промышленности.
1.Масличные:
-
жирномасличные
–
подсолнечник,
рапс,
лен,
горчица,
рыжик
идр.;
-
эфирномасличные – тмин, мята, шалфей мускатный, кориандр и др.
2.Прядильные (волокнистые):
- растения с волокном на семени – хлопчатник; - растения с волокном в
стеблях (лубяные) – лен прядильный и др.;
- растения с волокнами в листьях – юкка, сизаль и др.
3. Сахароносные:
-корнеплоды – сахарная свекла, цикорий;
-другие сахароносы – сахарный тростник.
4.Крахмалоносные – клубнеплоды: картофель, топинамбур.
5.Лекарственные, инсектицидные и др. – мак, валериана, табак идр.
III.
Кормовые. Являются
о сновным
источником
корма
д л я
сельскохозяйственных животных.
8
1.Корнеплоды (листоплодные)
–
свекла,
морковь,
репа,
брюква,
кормовая
капуста.
2.Однолетние бобовые травы – вика, сераделла, пелюшка, однолетние виды
клевера.
3.Однолетние злаковые травы – суданская трава, могар, райграс однолетний,
пайза и др.
4.Многолетние бобовые травы – клевер, люцерна, лядвенец и др.
5.Многолетние злаковые травы – тимофеевка, ежа, райграс и др.
IV. Бахчевые. Культуры продовольственного, кормового или технического
назначения.
1.Кормовые – тыква, кабачки, арбуз кормовой.
2.Пищевые – дыня, кабачки, тыква столовая, арбуз столовый.
3.Технические – люффа.
Практические работы; «Определение растений по семенам», «Определение
растений по гербарным материалам»
3.
Виды
минеральных
и
органических
удобрений.
Способы
и
дозы
внесения (4ч)
органические
и
минеральные
удобрения
(простые,
сложные
и
микроудобрения).
Их
виды,
содержание
основных
элементов
питания;
значение
удобрений
в
сохранении
и
повышении
плодородия
почвы,
в
повышении
урожайности
и
улучшении
качества
с/х
продукции;
способы
внесения удобрений. Экологические проблемы применения удобрений.
Практическая работы «Расчет доз внесения удобрений»
4. Сельскохозяйственные машины и механизмы
.(2ч)
- с/х машин и орудий для основной и предпосевной подготовки почвы;-
с/х машин и орудий для посева и ухода за посевами зерновых и пропашных
культур, для уборки и послеуборочной обработки семян и товарной
продукции.
5. Болезни и вредители сельскохозяйственных культур (2ч)
6.Севообороты(3ч)
Основные
понятия,
принципы
составления,
организация
севооборотов
во
времени и пространстве; значение севооборотов; значение многолетних трав
в
структуре
севооборотов;
Практическая
работа
«Составление
севооборотов».
7.Методика постановки полевых опытов (3ч)
9
методики
постановки
и
проведения
полевых
опытов:
выбор
темы;
разработка
схемы
опыта;
основных
элементов
методики
полевого
опыта
(вариант, площадь делянки, повторность и повторения, защитные полосы,
методы размещения вариантов на делянках опыта);
-
выбора
участка
для
закладки
опыта;
учет
урожая
в
опыте;
документация и отчетность в опыте;
10
2.4. Способы и направления поддержки инициативы учащихся.
- Побуждать обучающихся, формулировать имеющиеся у них идеи и
представления, высказывать их в явном виде.
- Поддерживать проявление инициативы в самостоятельных наблюдениях,
опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной
литературы.
- Давать возможность исследовать свои предположения (гипотезы) в
свободной и ненапряженной обстановке, особенно – путем обсуждений в
малых группах.
- Предоставлять возможность применять новые представления
применительно к широкому кругу явлений, ситуаций – так, чтобы они могли
оценить их прикладное значение.
- Оформить стенд «Рациональное природопользование».
- Разработка и реализация проектов, их презентация для сверстников,
педагогов, родителей.
- Принять участие в конкурсе «Сельскохозяйственные профессии».
- Организация экскурсий на сельхозпредприятия и учебные заведения по
данному профилю.
- Встреча с аграриями.
11
3.1. Материально-техническое обеспечение
№
Приборы и оборудование
1
Коллекция почв
2
Коллекция семян с/х культур
4
Гербарий с/х культур
5
Коллекция минеральных удобрений
6
Таблицы с/х машин и механизмов
7
Гербарий сорняков
8
Коллекция вредителей с/х культур
9
Учебные фильмы и видеоролики
12
3.2 Методическое обеспечение
1. Васько В.Т. Теоретические основы растениеводства / В.Т. Васько. - М.:
Профи-информ, 2004. - 200 с.
2.
Маркова
И.А.
Основы
сельскохозяйственных
пользований:
Учебное
пособие / И.А. Маркова, М.Е. Гузюк, И.В. Вервейко. - СПб.: ЛТА, 2001. - 127
3. Основы растениеводства. Учеб.-метод. пособие / Сост. Н.А. Протасова. -
Воронеж: ВГУ, 2009. - 39 с.
4. Потаев В.С. Организация производства на предприятиях АПК: учебное
пособие. - Улан-Удэ: БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2009. - 111 с.
5.
Протасова
Н.А.
Химические
элементы
в
жизни
растений
/
Н.А.
Протасова, А.Б. Беляев // Соросовский Образовательный журнал. - 2001. - Т.
7. - № 3. - С. 25-32.
6. Растениеводство / Под ред. Г.С. Посыпанова. - М.: Колос, 2007.- 612 с.
7. Растениеводство / Под ред. П.П. Вавилова. - М.: Агропромиздат, 1986. -
514 с.
8. Растениеводство. Учебное пособие / Сост. Н.В. Безлер, Д.И. Щеглов. -
Воронеж: ВГУ, 2011. - 52 с.
13