Авторы: Самохвалова Елена Андреевна, Белошапкина Мария Леонидовна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31 "Колокольчик"
Населённый пункт: Красноярский край, п. Подгорный
Наименование материала: статья
Тема: Планирование образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Планирование образовательной деятельности
с детьми дошкольного возраста
Самохвалова Е. А.
Старший воспитатель
Белошапкина М. Л.
Воспитатель
МБДОУ №31 «Колокольчик»
Одним из важных моментов реализации программы является планирование
образовательного
процесса. В
планирование
деятельности
включаются
все
специалисты
ДОУ:
музыкальный
руководитель,
инструктор
по
физической
культуре, педагог-психолог, воспитатели. ФГОС ДО не накладывает ограничений
на формы планирования образовательной деятельности ДОУ.
В
соответствии
с
профессиональным
стандартом
педагога,
воспитатель
детей дошкольного возраста при планировании образовательной деятельности
осуществляет две обобщенные трудовые функции: педагогическая деятельность
по
реализации
программы
и
педагогическая
деятельность
по
реализации
образовательного процесса. Реализация обеих трудовых функций предполагает
трудовые
действия
педагога:
планирование
и
реализация
образовательной
работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами и основными
образовательными программами.
Управление процессом реализации программы предполагает: планирование
образовательной
деятельности,
организацию
образовательного
процесса,
мотивации стимулирования персонала по качеству реализации ОП и безусловно
контроль. Сегодня мы рассмотрим функцию управления процессом реализации
программы
через
планирование
образовательной
деятельности
с
детьми
дошкольного возраста.
Образовательная
деятельность
в
нашем
образовательном
учреждении
строится
на
основе
образовательной
программы
дошкольного
образования
разработанной
в
соответствии
с
ФГОС
ДО,
с
примерной
основной
образовательной программой дошкольного образования, вариативной примерной
основной образовательной
программой
дошкольного
образования
«Успех»,
которая основывается на комплексно-тематическом принципе планирования.
Различают
3
уровня
планирования:
стратегическое,
тактическое,
оперативное.
Стратегический уровень планирования задает ФГОС ДО – он определяет
цели, задачи и содержание образования, планируемые результаты.
Тактическое планирование обеспечивает реализацию программы за счет
комплексно-тематического
плана,
который
представлен
примерными
темами
недели, и итоговыми мероприятиями.
Оперативное планирование, конкретизирует содержание образовательной
деятельности детей на каждый день.
Построение
всего
образовательного
процесса
вокруг
одной
центральной
темы
позволяет
организовать
информацию
оптимальным
способом,
выбрать
логику их освоения в течение недели.
Планируя темы недели, мы учитываем следующие требования:
темы недели должны быть
социально и личностно значимы для
общества,
семьи
и
государства,
вызывают
личностный
интерес
детей
(по
крайней мере, большей части группы);
они
посвящены:
явлениям
нравственной
жизни;
окружающей
природе; миру искусства и литературы; традиционным для семьи, общества и
государства
праздничным
событиям;
событиям,
формирующим
чувство
гражданской принадлежности;
темы недели формулируются в деятельностном подходе.
Планирование и реализация темы недели осуществляется в двух формах: в
совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности
детей.
В
соответствии
с
этим
положением
Стандарта
план
образовательной
деятельности выглядит следующим образом:
Совместная деятельность взрослого и
детей
Самостоятельна
я деятельность детей
Взаимодействие с
семьями детей по
реализации
образовательной
программы
дошкольного
образования
Непосредственно
образовательная
деятельность
Образовательная
деятельность,
осуществляемая в ходе
режимных моментов
Почему
мы
так
планируем?
Любая
деятельность
осваивается
под
руководством другого человека, который знает, как это делать и это происходит в
непосредственно-образовательной
деятельности.
В
ходе
режимных
моментов
образовательная деятельность направлена на применение, освоение этого вида
деятельности. И только потом этот вид деятельности переходит в активность и
для этого нужны условия, которые создает педагог в центрах активности. В
процессе взаимодействия с семьями детей мы планируем способы вовлечения
родителей в образовательный процесс.
Цели
образовательной
деятельности
задана
образовательной
программой
дошкольного
образования: развитие
личности
детей
дошкольного
возраста
в
различных
видах
общения
и
деятельности
с
учетом
их
возрастных,
индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Что потребовало внесение изменений в планирование НОД с детьми с учетом
того, что целевые ориентиры определены как результат развития ребенка?
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность
обладает развитым воображением
достаточно хорошо владеет устной речью
ребенок
проявляет
любознательность,
задает
вопросы
взрослым
и
сверстникам
и
т.д.
Он
субъект
образовательного
процесса.
Наш
способ
планирования учитывает эти требования. Перейдем к планированию НОД.
Планирование непосредственно-образовательной деятельности.
Определяется тема образовательной деятельности с детьми. В названии темы
обозначен вид деятельности.
На данном этапе планирования формулируются цели на основе стандарта
дошкольного образования и образовательной программы ДОО.
Мы учитываем следующие правила постановки целей:
цель должна быть конкретной (конкретизировать конечный результат,
срок достижения результата);
цель
должна
быть
диагностичной
(результат
можно
зафиксировать,
измерить, оценить);
цель должна быть достижима за тот промежуток времени, на который
она ставится, реальна (достижима при имеющихся ресурсах);
цель должна быть оптимальной (обеспечивает достижение большего
результата
при
минимальных
затратах
времени
и
ресурсов
по
сравнению
с
другими вероятными целями);
цель
должна
быть
согласованной
(с
целями
предыдущих
этапов,
с
существующими нормативами, с вышестоящими планами);
цель должна быть оптимистичной (ориентирована на возможности и
интересы детей, а не на их проблемы).
Планируем задачи, их три:
1.
Обучающая.
Обучаем
освоению
способов
различных
видов
детской
деятельности.
2. Развивающая. Развиваем умения, которые необходимы для конкретного
вида деятельности.
3. Воспитательная.
В
наших
планах
появился
раздел, планируемые
результаты,
которые
связаны с целями и задачами. Именно они станут объектом мониторинга, а их
достижение
будет
свидетельствовать
об
успешности
детей
в
данном
виде
деятельности, эффективности выбранных методов, средств, организационных
форм.
Далее мы планируем образовательную среду, выделяя
предметно-практическую
среду,
обеспечивающую
необходимые
средства и атрибуты для данного вида деятельности. Активизирующий характер
предметно-практической
среды
предполагает
вариативность,
альтернативность
материалов, используемых предметов. Например, при организации продуктивной
деятельности
педагог
предлагает
детям
разные
изобразительные
материалы,
видеоряд или фоторяд, разные объекты для рассматривания и т.д.
Среда
взаимодействия
«взрослый
—
ребенок»: планируются формы
общения
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
(например,
по
М.И.
Лисиной:
ситуативно-личностная
форма
общения,
ситуативно-деловая,
внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная), определяется модель
сотрудничества
(совместно
-
индивидуальная,
совместно-последовательная,
совместно-взаимодействующая), способы помощи.
Среда
взаимодействия
«ребенок
—
ребенок»: планируются
способы
организации видов деятельности в парах, микрогруппах, индивидуальные виды
деятельности, разные способы объединения детей в пары и группы.
среду
отношений
ребенка
к
миру,
другим
людям,
к
себе
самому:
планируются
способы
организации
самооценки,
способы
организации
самостоятельного суждения, способы актуализации опыта ребенка.
Вместе привычного компонента ХОД ЗАНЯТИЯ мы стали планировать
Руководство деятельностью
1
этап
-
мотивационно
–
целевой.
В
его
основе
–
образовательная
ситуация,
обеспечивающая
актуализацию
личных,
социальных
или
познавательных мотивов детей. «Я хочу помочь…», или «Я хочу узнать», или
«Мы хотим проверить» и т.д.
Как конструируется образовательная ситуация? Данный этап планирования
предполагает определение способов постановки проблемы, описание игровых
ситуаций, обращение к опыту ребенка, его переживаниям, чувствам, желаниям,
интересам, стимулирование мотивов общения, моральных мотивов деятельности,
познавательных мотивов.
Именно
на
этом
этапе
организации
деятельности
ребенка
происходит
актуализация личных мотивов, что и определяет субъектный статус ребенка в
процессе деятельности. Если мотива деятельности у ребенка нет — теряется
развивающий смысл деятельности. Постановка цели деятельности (совместно с
ребенком).
Здесь
мы
планируем
организацию
диалога,
рассуждений
по
обозначенной
теме.
За
счет
этих
приемов
педагог
подводит
детей
к
самостоятельной
постановке
цели. Только
в
этом
случае
ребенок
становится
субъектом
деятельности,
способным
принимать
собственные
решения.
Цель
может быть общая, однако всегда есть дети, которые общую цель не разделяют,
для них важна индивидуализация цели с помощью индивидуальных вопросов,
интервьюирования и т.п. Именно эта ситуация может стать собственно проектом
образовательной деятельности ребенка.
2 этап практический – планируется организация поиска способа решения
проблемы, достижения цели.
На данном этапе планируется диалог с детьми «Как это можно сделать?».
За счет системы косвенных и наводящих вопросов стимулируются суждения
детей о возможных способах решения проблемы. Учитывая, что дети могут
предложить
разные
способы
достижения
поставленной
цели,
важно
предусмотреть
возможные
варианты
детских
инициатив
и
соответственно
средств их реализации и собственных действий. Сначала средства и способы
достижения цели ребенку предоставляет взрослый, но в дальнейшем он учится
самостоятельно находить и использовать разнообразные средства и способы для
достижения собственных целей. Это один из путей развития самостоятельности.
Если от ребенка не поступает инициатив, педагог предлагает ему выбрать
способ
действия
из
нескольких.
В
этом
случае
инициатива
ребенка
будет
заключаться в самостоятельном выборе из нескольких предложенных вариантов.
При планировании организованных видов деятельности мы предусматриваем
возможные
трудности,
в
том
числе
индивидуальные
затруднения
конкретных
детей
и
планируем
варианты помощи,
которые
помогают
ребенку
самостоятельно решить возникающую проблему за счет создания ситуаций
припоминания,
повторение
знакомых
действий,
действия
по
аналогии,
вызов
ассоциаций,
демонстрацию
похожих
действий,
индивидуальный
показ,
параллельное выполнение работы взрослого и ребенка, способы «рука в руке», «я
начну, а ты продолжишь» и т.п.
В
структуре
любого
вида
деятельности
всегда
есть контроль
и
самоконтроль. Поэтому, планируя этот этап деятельности, мы предусматриваем:
наблюдения 1. за теми умениями, которые здесь и сейчас осваивает
ребенок (правильность действий); 2. Достигает ли он цели деятельности
различные
приемы
самооценки
с
учетом
возрастных
этапов
становления самооценки в дошкольном возрасте (сравнение своей работы с
работой мастера, со своими предыдущими работами или с работами сверстников
и т.д.).
3 этап результативный. Для дошкольников важно увидеть применение
результатов своего труда. Это подтверждает смысл деятельности, мотивирует ее.
Поэтому
мы
планируем
практико-ориентированные
педагогиче ские
мероприятия:
организацию
выставки,
концерт,
оформление
помещений,
ситуации дарения, «продажи», оказания помощи и т.д.
Таким образом, при организации различных видов деятельности у ребенка
расширяется
опыт
совме стной
со
взро слым
активно сти
и
опы т
самостоятельности, формируются способности, определяющие его субъектность:
способность
анализировать
ситуацию,
выделять
задачу,
ставить
цель,
набор
средств
и
способов
достижения
целей,
решения
задач,
проблем,
навыки
саморегуляции деятельности и поведения, навыки самоконтроля деятельности и
поведения.