Напоминание

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР


Автор: Громова Елена Вячеславовна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад 284
Населённый пункт: Город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 284 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ

В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

(методические рекомендации)

Подготовила

учитель-логопед

Громова Елена Вячеславовна

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР

(методические рекомендации)

Технология обучения мнемотехнике

Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит их на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, необходимо

использовать приемы мнемотехники (наглядного моделирования) в коррекционно-

развивающей работе

с воспитанниками группы.

Отличительные особенности

технологии:

четкое

теоретическое

обоснование,

индивидуализация

приёмов

запоминания,

использование

образных

кодов,

обеспечивающих

быстрое

запоминание, система контроля навыка запоминания, позволило мне прогнозировать

белее эффективные результаты в коррекции речи воспитанников речевой группы.

В

логопедической

работе

наглядное

моделирование

выступает

как

определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для

восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

В

настоящее

время

разработано

множество

методик

рационального

запоминания на основе наглядного моделирования, которое называют по-разному:

Лев

Семенович

Выготский

называл

мнемотехникой,

Воробьева

Валентина

Константиновна

предлагает

метод

наглядного

моделирования,

представленный

сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна - предметно-

схематическими

моделями,

Глухов

В.П.

-

блоками-квадратами,

Большева

Т.В.

-

коллажем, Ефименкова Людмила Николаевна - схемой составления рассказа.

Наглядное

моделирование –

это

воспроизведение

существенных

свойств

изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод мнемотехники помогает ребенку зрительно представить абстрактные

понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1 . Принцип

развивающего

образования,

в

соответствии

с

которым

главной

целью является развитие ребенка;

2

. Принцип

научной

обоснованности

и

практической

применимости

-

содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и

дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике

дошкольного образования.

3 . Принцип формирования функциональной системы в обход пострадавшего

звена.

Нарушение

слухового

внимания,

снижение

вербальной

памяти,

продуктивности

запоминания

у

детей

с

ОНР

требует

активизации

зрительного

анализатора, зрительного контроля.

Практика

показывает преимущества

наглядного

моделирования

в

работе

с

детьми:

- материал интересен воспитанникам;

- наглядный материал усваивается лучше, чем вербальный;

- имеет ситуацию успеха;

- вызывает положительные эмоции.

Особенность методики – применение не только изображения предметов, но и

символов.

Мнемотехникой

можно

начинать

заниматься

с

раннего

возраста,

но

рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный

запас. Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на

начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции. В

качестве

условных

заместителей

могут

выступать

символы

разнообразного

характера:

геометрические фигуры;

символические

изображения

предметов

(условные

обозначения,

силуэты,

контуры, пиктограммы);

планы и условные обозначения;

контрастные рамки; и др.

Дети учатся анализировать объекты по различным параметрам, объединяли

представления

об

отдельных

предметах

и

их

свойствах

в

целостные

знания,

находили точные, образные слова.

Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:

-

модели

(условно-схематичные,

двигательно-сериационные,

временно-

пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);

- картинографию;

- коллажи;

- планы-схемы;

- мнемотаблицы.

Как

любая

работа,

этапы

работы

с

мнемотехниой

строятся от простого к сложному. Для начала детей

знакомим

с

мнемоквадратами

понятными

изображения,

которые

обозначают

одно

слово,

словосочетание,

его

характеристики

или

простое

предложение.

Затем

задания

усложняются,

демонстрируя

мнемодорожки

– дидактический

материал,

схема,

в

которую занесена определённая информация.

В мнемодорожках можно использовать символическое

изображение

слов,

обозначающих

предмет,

действие,

признак

или

предлог

для

работы над предложением.

И, наконец, самая сложная структура – мнемотаблицы, это схема, в которую

заложена

определенная

информация.

Они

представляют

собой

изображения

основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и

воспроизвести

целый

рассказ

или

даже

стихотворение.

Первоначально

таблицы

составляет педагог, родители, потом к этому процессу подключают и ребенка, таким

образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию,

визуализацию образов ребенком.

Занятие с использование таблиц состоит из нескольких этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2. Перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в

образы.

3. Пересказ с опорой на символы, то есть происходит отработка метода

припоминания.

Мнемотаблицы могут быть:

1.

Предметные

(таблицы,

в

которых

изображены

определенные

предметы/персонажи).

Мнемотаблица к сказке «Маша и медведь.

2.

Предметно

-

схематические

(таблицы,

в

которых

есть

определенные

предметы/персонажи, а также схематическое изображение предметов/персонажей).

Мнемотаблица к сказке «Колобок».

3.

Схематические

(таблицы,

в

которых

предметы/персонажи

изображены

схематически).

М н е м о т а б л и ц а

к

с к а з к е

« К у р о ч к а

Р я б а » .

Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся

предметно

схематическая

модель.

Этот

вид

мнемотаблиц

включает

меньшее

количество

изображений.

И

только

после

этого

дается

схематическая

мнемотаблица.

Методы мнемотехники были использованы в работе над всеми видами речевого

высказывания в связной речи: пересказ, составление рассказов по картине и серии

картин, описательный рассказ, творческий рассказ, заучивание стихотворений.

В формировании и коррекции связной речи воспитанников используются

порциально методики

наглядного

моделирования Воробьевой

Валентины

Константиновны

представленный

сенсорно-графическими

схемами,

Ткаченко

Татьяны Александровны - предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. -

блоками-квадратами,

Большевой

Т.В.

-

коллажем,

Ефименковой

Людмилы

Николаевны - схемой составления рассказа.

Работу

лучше

начинать

с

использования мнемоквадратов.

Данные

схемы

помогают воспитанникам самостоятельно определять главные свойства и признаки

рассматриваемого

объекта,

обогащают

словарный

запас.

Важно

учитывать,

насколько ребёнок освоил принцип замещения. Для того чтобы понять основную

последовательность и связность текста, удержать его в памяти, нужно познакомить

воспитанников

с мнемодорожкой. Поняв

алгоритм

работы

с

мнемодорожкой,

воспитанники легко осваивают обучающие мнемотаблицы. В данной работе можно

использовать

схемы

Т.А.

Ткаченко

и

мнемотаблицы

Л.Н.

Ефименковой.

Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении описательных рассказов,

пересказе текстов, рассказывании по серии сюжетных картин и по сюжетной

картине,

разучивании

стихотворений,

пальчиковых

игр,

загадок,

пословиц,

поговорок.

Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи

у детей с общим недоразвитием речи была очевидна, так как в процессе активно

задействованы

оба

фактора,

облегчающие

процесс

становления

связной

речи

(наглядность и план высказывания).

Описательные рассказы.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители

к а ч е с т в е н н ы х

х а р а к т е р и с т и к

о б ъ е к т а :

• принадлежность к родовидовому понятию (называют предмет или объект);

•величина, цвет, форма (признаки);

•составляющие детали (составляющие части);

•качество поверхности (свойства);

• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

• как он используется (какую пользу приносит)?

• за что нравится (не нравится)?

При

сравнительном

описании

выделяются

сначала

одинаковые

признаки

предметов,

а

затем

их

отличия.

Данные

схемы

использовала

при

описании

предметов, животных, растений, человека и др.

Значительные

трудности

возникают

у

детей

логопатов

при

составлении

рассказов

по сюжетной

картине

и

серии

картин. На

практике

“рассказы”,

самостоятельно

составленные

воспитанниками

логопедической

группы

это,

в

основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Для

повышения

эффективности

работы

по

развитию

навыка

составления

рассказов

по

сюжетным

картинам

рекомендую

использовать

приём

фрагментарного рассказывания(с подготовительной группы). Ребёнок, постепенно

открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте,

объединял их в один сюжет.

Эта работа состоит из 3-х этапов:

- выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

- определение взаимосвязи между ними;

- объединение фрагментов в единый сюжет.

При составлении рассказов дети упускают диалоги героев, слова-признаки,

характеризующие

и

описывающие

персонажей.

Нужно

стараться

акцентировать

внимание воспитанников именно на это. Диалоги обозначить стрелкой с вопросом

от

того

героя,

который

начинает

диалог.

Это

поможет

детям

не

“потерять”

характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе и т.д. Слова –

признаки,

характеризующие

персонажей, обозначить либо знаком вопроса, или,

если необходимо передать настроение героя – использовать пиктограммы - эмоции.

Методика обучение пересказу классическая: чтение рассказа, рассматривание

мнемотаблицы,

чтение

рассказа

2-й

раз

с

использованием

мнемотаблицы

с

установкой на пересказ. Закодировать в мнемотаблицу можно любой рассказ. В

начале обучения с помощью логопеда (требуются наводящие вопросы), затем дети

смогут самостоятельно, с опорой на мнемотаблицу, составить пересказ. Дети видят

всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении

предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итогом

такой работы, когда дети поймут смысл перекодировки символов, знаков, схем и

могут использовать их в речи будут красиво составленные связные пересказы.

Одним

из

приёмов

мнемотехники

является

работа

с коллажем.

Это

лист

картона

(ватмана),

на

который

наносятся

различные

картинки,

буквы,

геометрические фигуры, предметы бросового и природного материала и т.д. Это

обучающее

пособие

решает

разные

задачи:

развитие

фотографической

памяти,

образного восприятия, логического мышления, расширение словарного запаса и т.д.

Данное пособие используется в разных видах детской деятельности. Воспитанники

учатся связывать все элементы коллажа, составлять сюжеты.

Помогает

воспитанникам

решить

трудности

в

составлении

описательных,

повествовательных и творческих рассказов приём картинографии. Для усложнения

рассказа распространёнными предложениями, вводятся модели «красивые слова» –

употребление

детьми

качественных

прилагательных;

«слова

действия»

употребление глаголов. Незаменимое место отводится моделям «настроения», с

помощью которых дети во время пересказа смогут внести в рассказ эмоциональные

нотки

настроения.

Использование

картинно-графических

схем

способствует

образованию

наиболее

отчётливых

и

правильных

представлений

об

изучающих

предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей, развитию внимания,

мышления,

наблюдательности.

Наличие

зрительного

плана

сделает

рассказы

воспитанников чёткими, связными, полными, последовательными.

Мнемотаблицы

особенно

эффективны

при разучивании

стихотворений

пальчиковых игр пословиц, поговорок. Суть заключается в следующем: на каждое

слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким

образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по

памяти,

используя

графическое

изображение,

воспроизводит

стихотворение

целиком. Для разучивания каждого произведения можно разрабатывать и составлять

свои мнемотаблицы, подбирать рисунки к выбранному тексту. И так, шаг за шагом,

создавать мнемотаблицы.

Проводя работу в таком направлении постепенно воспитанники, совместно с

педагогом, научаться понимать смысл и принцип работы приемов мнемотехники,

пользоваться схемами, так как это интересная творческая работа, способствующая

активному развитию детей по многим направлениям.

Таким

образом,

использование

на

практике

в

ДОУ

учителями-логопедами

приемов и методов мнемотехники

- позволит обеспечить совершенствование процесса коррекции речи детей с

ОНР на основе использования нетрадиционного метода мнемотехники;

- повысит эффективность и качество обучения детей с ОНР: коррекцию речи и

психических процессов, что позволит в достаточной степени подготовить их к

успешному обучению в школе;

- можно представить как способ организации коррекционного-образовательного

процесса,

основанный

на

взаимодействии

педагогов

ДОУ,

родителей

и

воспитанников.



В раздел образования