Напоминание

«Содержание познавательно – математической деятельности в режиме дня»


Автор: Попова Мария Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 35 "Зёрнышко"
Населённый пункт: Московская область, Егорьевский район, деревня Селиваниха
Наименование материала: Статья
Тема: «Содержание познавательно – математической деятельности в режиме дня»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Содержание познавательно – математической деятельности в режиме дня»

Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением

открывающий для себя окружающий мир. Процесс применения математических

знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Известно, что многие дети

испытывают затруднение при усвоении математических знаний. Причин этому

много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро

теряют интерес к математике. И главная задача педагогов, при ознакомлении с

математическими понятиями, заинтересовать детей игровой деятельностью и

сохранить к ней интерес. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте,

которая открывает широкие возможности для воспитания и обучения ребёнка.

Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации

учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что формирование элементарных

математических представлений следует осуществлять не только в организованной

образовательной деятельности, но и в режиме дня с использованием игровых

приемов. А также приобретаемые по математике знания следует использовать в

разных видах деятельности детей.

Чтобы работа по формированию элементарных математических представлений в

игровой форме была системной, мы используем обычные режимные моменты. Это:

Утренний приём детей: выясняем с детьми кто пришёл первый, то второй, кого

больше пришло девочек или мальчиков и т.д.

Утренняя гимнастика: упражнения с предметами (-положите мяч перед собой,

прыжки вокруг мяча, поднять над головой…),перестроение в две колонны, образуют

круг, маршируют по залу по прямоугольнику, бегут по «ругу», «в рассыпную»,

«змейкой», выполнение упражнений на счёт и т.д.

После сна: расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие

(у кого самые длинные), сравнить цвет резинок, длину ленточек.

Прием пищи: попросить детей разложить ложки, перед этим с помощью воспитателя

определить количество детей, сидящих за столом; Уточняем с детьми

местонахождение столовых приборов и продуктов: тарелка стоит на столе, суп налит

в тарелку, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – в левой и т.п.

Заниматься математикой можно и во время прогулки.

Самое простое, что можно придумать, - это считать определенные встречные

предметы.

Чаще проговариваем, например, такие фразы: «Посмотри, здесь стоят две

красные машины и одна синяя. Всего - три. В песочнице играют два мальчика и три

девочки. Всего пять детей». Так постепенно осваивается и состав числа.

Предлагаем детям на прогулке отыскивать «все, чего по два». Это непросто, но

интересно. Во время прогулки очень удобно знакомиться с понятиями: «толстый -

тонкий», «далеко - близко» и т.д.

Собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые; предлагаем выложить

детям из них шарфики для осени (длинные и короткие); Собирая листья на участке,

обращаем внимание детей на форму лепестков, их структуру, подсчитываем их

количество. Зимой на снегу аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и

воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;

определяем количество: каких цветов больше на клумбе: белых или красных. Чего

больше красных цветов или цветов всего?

Мы организуем наблюдения за изменениями, происходящими в разное время года,

обращаем внимание на части суток, долготу светового дня.

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует

умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают

большой эффект в обучении дошкольников владению речью.

Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра,

вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние.

Еще поддерживать интерес к математическим понятиям можно с помощью

стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых игр и

физкультминуток. Детям нравится это занятие, они в игре легко запоминают тексты

(тренируется память), с интересом дома рассказывают родителям (обучение и

развитие продолжается за стенами детского сада).

В работе с 4-5летними детьми особое место отводится играм – занятиям по

сюжетам знакомых сказок, так называемый математический театр. Такие занятия

помогают избежать умственных и психических перегрузок, создает свободу выбора и

возможности высказаться каждому ребенку. А постоянно подкрепляемая игровая

мотивация изменяет отношение к математическому содержанию задач.

Виды математических театров:

• Плоскостной, би-ба-бо театры по сюжетам знакомых сказок (Репка, Теремок,

Три медведя, Колобок и др.).

С помощью сказок дети легче сравнивают игрушки по величине: кто больше - зайка

или мишка, кто меньше, кто такого же роста; устанавливают временные отношения,

закрепляют знания порядкового и количественного счёта, а также определяют

пространственное расположение предметов.

К тому же сказки помогают легче запомнить простейшие математические понятия

(справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память,

инициативность.

Заниматься математикой можно и во время подвижных игр. Любые знания

усваиваются лучше и легче, если во время занятий задействована крупная и мелкая

моторика ребенка.

Промаршировать с детьми сначала на счет «один -два», затем на счет «один – два –

три», а после и «один – два – три – четыре».

На счет можно прыгать на двух ножках, приседать, наклоняться вперед или в

стороны.

Во время игры с мячиком бросать или катить его по полу друг другу, называя числа.

Занятия по ознакомлению детей с окружающим миром и занятия по развитию речи

также многое дают детям в плане математического развития.

Например, дети совместно с воспитателем ведут календарь природы, пользуясь

знаниями о временах года.

Важное место в формировании математических представлений дошкольников

отводим использованию дидактических игр и упражнений в свободной

деятельности детей. С этой целью в группе создан Центр занимательной математики.

Игра для ребёнка – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму,

свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей

о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и

пространственных отношениях. Проводимые нами дидактические игры выстроены с

учетом программных задач по ФЭМП.

Игры способствуют развитию любознательности, наблюдательности,

сообразительности, внимания, памяти, мышления, речи, стимулируют детскую

активность в них.

Дидактические игры в нашей средней группе:

– это цветное лото на форму; различные парные картинки на количество и цифры,

дидактические игры на размеры предметов и форму, на пространственное

расположение предметов, сюжетные картинки для узнавания частей суток, лэпбук для

знакомства с цифрами, картотеки физкультминуток и пальчиковых игр, игры с

палочками

Таким образом я считаю что, познавательно-математическая деятельность может

использоваться воспитателем в течении всего дня и дает возможность ребенку

заниматься с интересом и удовольствием, постигая мир математики в виде игры, без

перегрузок и напряжения, усваивая многое из того, чему раньше они начинали

учиться только в школе. А чем более подготовленный придёт ребёнок в школу - тем

успешнее, а значит, счастливее будет для него начало очень важного для каждого

человека периода-школьного детства.



В раздел образования