Автор: Попова Мария Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 35 "Зёрнышко"
Населённый пункт: Московская область, Егорьевский район, деревня Селиваниха
Наименование материала: Статья
Тема: «Содержание познавательно – математической деятельности в режиме дня»
Раздел: дошкольное образование
«Содержание познавательно – математической деятельности в режиме дня»
Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением
открывающий для себя окружающий мир. Процесс применения математических
знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Известно, что многие дети
испытывают затруднение при усвоении математических знаний. Причин этому
много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро
теряют интерес к математике. И главная задача педагогов, при ознакомлении с
математическими понятиями, заинтересовать детей игровой деятельностью и
сохранить к ней интерес. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте,
которая открывает широкие возможности для воспитания и обучения ребёнка.
Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации
учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что формирование элементарных
математических представлений следует осуществлять не только в организованной
образовательной деятельности, но и в режиме дня с использованием игровых
приемов. А также приобретаемые по математике знания следует использовать в
разных видах деятельности детей.
Чтобы работа по формированию элементарных математических представлений в
игровой форме была системной, мы используем обычные режимные моменты. Это:
Утренний приём детей: выясняем с детьми кто пришёл первый, то второй, кого
больше пришло девочек или мальчиков и т.д.
Утренняя гимнастика: упражнения с предметами (-положите мяч перед собой,
прыжки вокруг мяча, поднять над головой…),перестроение в две колонны, образуют
круг, маршируют по залу по прямоугольнику, бегут по «ругу», «в рассыпную»,
«змейкой», выполнение упражнений на счёт и т.д.
После сна: расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие
(у кого самые длинные), сравнить цвет резинок, длину ленточек.
Прием пищи: попросить детей разложить ложки, перед этим с помощью воспитателя
определить количество детей, сидящих за столом; Уточняем с детьми
местонахождение столовых приборов и продуктов: тарелка стоит на столе, суп налит
в тарелку, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – в левой и т.п.
Заниматься математикой можно и во время прогулки.
Самое простое, что можно придумать, - это считать определенные встречные
предметы.
Чаще проговариваем, например, такие фразы: «Посмотри, здесь стоят две
красные машины и одна синяя. Всего - три. В песочнице играют два мальчика и три
девочки. Всего пять детей». Так постепенно осваивается и состав числа.
Предлагаем детям на прогулке отыскивать «все, чего по два». Это непросто, но
интересно. Во время прогулки очень удобно знакомиться с понятиями: «толстый -
тонкий», «далеко - близко» и т.д.
Собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые; предлагаем выложить
детям из них шарфики для осени (длинные и короткие); Собирая листья на участке,
обращаем внимание детей на форму лепестков, их структуру, подсчитываем их
количество. Зимой на снегу аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и
воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;
определяем количество: каких цветов больше на клумбе: белых или красных. Чего
больше красных цветов или цветов всего?
Мы организуем наблюдения за изменениями, происходящими в разное время года,
обращаем внимание на части суток, долготу светового дня.
Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует
умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают
большой эффект в обучении дошкольников владению речью.
Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра,
вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние.
Еще поддерживать интерес к математическим понятиям можно с помощью
стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых игр и
физкультминуток. Детям нравится это занятие, они в игре легко запоминают тексты
(тренируется память), с интересом дома рассказывают родителям (обучение и
развитие продолжается за стенами детского сада).
В работе с 4-5летними детьми особое место отводится играм – занятиям по
сюжетам знакомых сказок, так называемый математический театр. Такие занятия
помогают избежать умственных и психических перегрузок, создает свободу выбора и
возможности высказаться каждому ребенку. А постоянно подкрепляемая игровая
мотивация изменяет отношение к математическому содержанию задач.
Виды математических театров:
• Плоскостной, би-ба-бо театры по сюжетам знакомых сказок (Репка, Теремок,
Три медведя, Колобок и др.).
С помощью сказок дети легче сравнивают игрушки по величине: кто больше - зайка
или мишка, кто меньше, кто такого же роста; устанавливают временные отношения,
закрепляют знания порядкового и количественного счёта, а также определяют
пространственное расположение предметов.
К тому же сказки помогают легче запомнить простейшие математические понятия
(справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память,
инициативность.
Заниматься математикой можно и во время подвижных игр. Любые знания
усваиваются лучше и легче, если во время занятий задействована крупная и мелкая
моторика ребенка.
Промаршировать с детьми сначала на счет «один -два», затем на счет «один – два –
три», а после и «один – два – три – четыре».
На счет можно прыгать на двух ножках, приседать, наклоняться вперед или в
стороны.
Во время игры с мячиком бросать или катить его по полу друг другу, называя числа.
Занятия по ознакомлению детей с окружающим миром и занятия по развитию речи
также многое дают детям в плане математического развития.
Например, дети совместно с воспитателем ведут календарь природы, пользуясь
знаниями о временах года.
Важное место в формировании математических представлений дошкольников
отводим использованию дидактических игр и упражнений в свободной
деятельности детей. С этой целью в группе создан Центр занимательной математики.
Игра для ребёнка – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму,
свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей
о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и
пространственных отношениях. Проводимые нами дидактические игры выстроены с
учетом программных задач по ФЭМП.
Игры способствуют развитию любознательности, наблюдательности,
сообразительности, внимания, памяти, мышления, речи, стимулируют детскую
активность в них.
Дидактические игры в нашей средней группе:
– это цветное лото на форму; различные парные картинки на количество и цифры,
дидактические игры на размеры предметов и форму, на пространственное
расположение предметов, сюжетные картинки для узнавания частей суток, лэпбук для
знакомства с цифрами, картотеки физкультминуток и пальчиковых игр, игры с
палочками
Таким образом я считаю что, познавательно-математическая деятельность может
использоваться воспитателем в течении всего дня и дает возможность ребенку
заниматься с интересом и удовольствием, постигая мир математики в виде игры, без
перегрузок и напряжения, усваивая многое из того, чему раньше они начинали
учиться только в школе. А чем более подготовленный придёт ребёнок в школу - тем
успешнее, а значит, счастливее будет для него начало очень важного для каждого
человека периода-школьного детства.