Напоминание

Деловая игра на практических занятиях по юридическим дисциплинам


Автор: Демиденко Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель юридических дисциплин
Учебное заведение: БПОУ ОО "Сибирский профессиональный колледж"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Деловая игра на практических занятиях по юридическим дисциплинам
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Сегодня широкое внедрение в практику преподавания различных дисциплин

игровых методик связано не с желанием педагога развлечь обучающихся, сделать

занятия

более

живыми,

менее

скучными

и

однообразными.

Внимание

к

дидактической

игре

как

методу

обучения

и

образовательной

технологии

напрямую

связано

с

рядом

социокультурных

явлений

современности,

со

стремлением

найти

новые

грани

взаимоотношений

между

педагогом

и

студентами.

Игровая

деятельность

заключена

в

действии,

а

ведь

именно

действие,

способность выбирать решение, находить выход из сложной ситуации – это то,

чего

мы

ждём

сегодня

от

студента,

что

хотим

в

нем

сформировать.

Для

современных

педагогов,

особенно

в

условиях

перехода

к

компетентностной

модели

образования,

важно

то,

что

игровая

деятельность

дает

больше

возможностей

для

развития

самостоятельности,

творчества,

активности

и

воображения студентов, формирования у них желания деятельностного освоения

мира.

Основные вопросы применения игрового метода в процессе обучения были

достаточно глубоко изучены Я.М. Бельчиковым, Л.С. Выготским, Р.М. Мироновой

и

другими

учёными.

Несмотря

на

значительное

количество

публикаций

по

данному

вопросу,

остаётся

нерешённой

проблема

традиционности

/

нетрадиционность организации игры, её системы и структуры. Как отмечает Л.А.

Евдокимова,

однотипная

структура

игры,

традиционность

построения

могут

снижать её эффективность.

Деловая игра обычно готовится по следующей схеме: выбор темы игры →

определение задач игры и методов их решения → разработка сценария и плана

игры

подготовка

оснащения,

дидактического

материала

распределение

участников по командам → распределение ролей → оформление кабинета для

игры → собственно игра (основной этап) → заключительный этап (анализ, оценка

и самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Несомненна

руководящая

роль

педагога

в

процессе

проведения

игры.

Преподаватель осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью

студентов.

Однако

при

этом

он

может

быть

руководителем,

участником,

наблюдателем.

Преподаватель

в

некоторые

моменты

игры

может

самоустраниться, дать студентам максимальную самостоятельность.

Цели деловых игр на занятиях по юридическим дисциплинам разнообразны:

обсуждение

темы

в

творческой

игровой

форме;

раскрытие

многоаспектности

обсуждаемой проблемы, обнаружение различных подходов к решению проблемы,

тренировка способности понимать и принимать иную точку зрения. Примеры

деловых игр.

«Семейное право»

Тема

деловой

игры

-

наиболее

волнующая

студентов,

например:

«Брак.

Имущественные

права

супругов».

На

предшествующем

занятии

студентам

раздается сценарий игры – краткое описание ситуации. Определяется состав

участников

игры.

Студентам

нужно

дома

подготовиться

самостоятельно

и

использовать при этом семейный и гражданский кодексы, так как речь пойдет об

имущественных

правах

супругов.

Деловая

игра

начинается

с

озвучивания

правовой ситуации между супругами. Далее мы заслушиваем две стороны (муж и

жена, роли которых исполняют студенты). Затем в диалог вступают остальные

участники

(судья,

адвокат,

дети

супругов,

соседи,

близкие

родственники).

Желательно и даже необходимо вводить в игру как можно больше действующих

лиц, так как обстановка занятия такова, что все без исключения студенты хотят

принимать

участие

в

процессе

игры.

Лучше,

если

роль

есть

у

каждого

из

студентов группы.

«Административное право»

Тема: «Возбуждение дела об административном правонарушении». В начале

игры излагается реальная ситуация правонарушения, а студенты сами определяют

необходимые роли и распределяют их между собой. Можно попросить студентов

мотивировать,

почему

они

выбирают

те

или

иные

роли.

В

ходе

игры

обучающиеся,

в

соответствии

со

своими

ролями

в

процессе,

самостоятельно

готовят документы, необходимые для рассмотрения дела об административном

правонарушении. Моделируется процедура рассмотрения дела.

Примеров проведения деловых игр на практических занятиях по юридическим

дисциплинам можно привести множество. Каждый педагог может придумывать

всё новые и новые игры бесконечно. Но следует помнить цели применения игры

на

занятии.

Это

не

внешняя

занимательность,

не

стремление

«развеселить»

студентов. Используя игру, преподаватель вносит в учебную аудиторию элементы

реальности, позволяет студентам осознать эту реальность, поработать с нею,

освоиться в ней. А это и есть самое важное, так как напрямую влияет на степень

подготовки

выпускника

к

будущей

профессиональной

деятельности,

к

необходимости

принимать

самостоятельные

решения

в

самых

разнообразных

профессиональных

ситуациях.

Кроме

того,

игра

позволяет

преподавателю

посмотреть на своих подопечных со стороны, другими глазами – увидеть не

только

качество

подготовки

по

теме,

уровень

знаний

и

навыков,

но

и

человеческие, личностные качества обучающихся. А еще игра помогает снять

первоначальное

психологическое

напряжение

студентов,

их

отчужденность,

сделать общение более естественным, простым, откровенным.

Несомненно,

что

на

занятиях

деловая

игра

помогает

активизировать

студентов,

вызвать

интерес

к

учебной

дисциплине,

создать

вокруг

предмета

наполненную

событиями

интеллектуально-образовательную

среду.

При

этом

следует заметить, что использование игр в учебном процессе имеет разумные

пределы и рамки. Играть имеет смысл только в хорошо подготовленных группах

и,

конечно,

не

на

первом

занятии.

В

некоторых

случаях

студентов

увлекает

внешняя, формальная сторона игры в ущерб ее содержанию. Следует удерживать

их от избыточной театрализации, когда она уже не идет на пользу делу, не

помогает раскрыть юридическое содержание проблемы, а напротив, «забивает»

его, а также от эмоциональных взрывов, к примеру, проявлений грубости.

И главное – студентам надо предоставлять как можно больше возможностей

для самореализации, принятия самостоятельных решений, проявления творчества.

Для этого не стоит сковывать деловую игру строгими рамками, устанавливать с

самого начала жесткий регламент сюжета и структуры. Преподавателю следует

больше идти за студентами, чем вести их за собой, по крайней мере, у них должно

создаваться такое впечатление. То есть руководящая роль педагога, которую никто

не умоляет, должна стать в процессе игры незаметной для обучающихся.

Итак, деловая игра на занятиях по юридическим дисциплинам используется

для решения комплексных задач усвоения нового материала, его закрепления и

развития у студентов творческих способностей. В рамках практического занятия

она дает возможность студентам не только изучить учебный материал, но и

взглянуть

на

него

с

различных

позиций.

Деловая

игра

функционирует

как

реальный процесс, который вовлекает всех без исключения студентов группы в

активную учебную деятельность. Студенты с удовольствием вступают в диалог,

участвуют в дискуссии, отстаивают свое мнение, обосновывают свои ответы,

опираясь

на

нормативные

источники

Российского

законодательства.

В

ходе

деловой

игры

они

раскрепощаются,

развивают

ораторское

искусство,

учатся

выступать

на

публике,

развивают

умения

общаться

с

другими

членами

коллектива.

Проводимые

игры

дают

стабильно

хороший

учебный

результат.

Контрольные мероприятия показывают, что студенты долго помнят тот материал,

который был проигран ими на практических занятиях в форме деловой игры.



В раздел образования