Напоминание

Формирование знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников посредством матричной и графической фиксации учебной информации


Авторы: Берсенева Галина Вячеславовна, Ильичева Валентина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НОШ № 43 г. Череповца
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников посредством матричной и графической фиксации учебной информации
Раздел: начальное образование





Назад




Г.В. Берсенева

В.А. Ильичева

Череповецкий государственный университет

Формирование знаково-символических универсальных учебных

действий у младших школьников посредством матричной и графической

фиксации учебной информации

Аннотация

Статья

посвящена

проблеме

формирования

знаково-символических

универсальных учебных действий у младших школьников. Одним из средств

формирования

данных

действий

является

использование

матричной

и

графической фиксация учебной информации.

Важной

задачей

современной

системы

образования

является

формирование

совокупности

универсальных

учебных

действий

(УУД),

которые

обеспечивают

возможность

каждому

ученику

самостоятельно

осуществлять деятельность учения, осуществлять самосовершенствование и

самообразование.

Они

создают

условия

для

развития

личности

и

ее

самореализации.

Все универсальные учебные действия представлены четырьмя блоками:

коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.

Согласно

ФГОС

НОО

одним

из

видов

универсальных

учебных

действий,

которые

помогают

познавать

окружающий

мир,

работать

с

информацией, являются познавательные универсальные учебные действия.

Данные УУД помогают ориентироваться в потоке информации, уметь ее

перерабатывать,

анализировать,

осмысливать

текст,

контролировать

свою

деятельность, решать проблемы.

На сегодняшний день учащиеся должны осваивать системы социально

принятых

знаков

и

символов,

существующих

в

современной

культуре

и

необходимых не только для обучения, но и для его социализации.

2

В

связи

с

этим,

особую

группу

познавательных

универсальных

учебных

действий

составляют

знаково-символические

универсальные

учебные

действия.

Овладение

данными

универсальными

учебными

действиями актуально в связи с тем, что современный человек живет в мире

символов

и

знаков,

ему

необходимо

уметь

устанавливать

взаимосвязь

реальности и мира символов. В частности, использование знаков позволяет

отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом

виде, показывает различные отношения. Проблемой формирования знаково-

символических

универсальных

учебных

действий

занимались

такие

педагоги,

как

А.Г.

Асмолов,

Г.В.

Бурменская,

И.А.

Володарская,

О.А.

Карабанова, Л. Г. Петерсон, Н.Г. Салмина и другие.

Знаково-символические действия выполняют следующие функции:

1. кодирование — передача и прием информации;

2. схематизация

использование

знаково-символических

средств,

выполняющие функции отображения учебного материала;

3. моделирование − выделение и отображение существенных признаков

объекта с помощью оперирования знаково-символическими средствами

1

.

К

знаково-символическим

универсальным

учебным

действиям

относятся: замещение, кодирование/декодирование, моделирование.

По

мнению

С.П.

Ожигиной,

знаково-символические

универсальные

учебные

действия

обеспечивают

конкретные

способы

преобразования

учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие

функции

отображения

учебного

материала,

выделения

существенного,

отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных

знаний

2

.

Высшим уровнем работы со знаково-символическими средствами

является, по мнению Н.Г. Салминой, моделирование.

1



Балашов, Ю. В. К вопросу о формировании знаково-символических УУД в процессе обучения

решению текстовых задач [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар.

науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 83-86, с. 83

2



Ожигина, С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования у младших

школьников в процессе преобразования содержания учебного материала/ Начальная школа: плюс до и после.

– 2012. - № 2. – С.82-85, с. 83

3

В

начальной

школе

трудности

вызывает

«неумение

кодировать

(декодировать)

информацию,

представленную

знаково-символическими

средствами, идентифицировать изображение с реальностью, наличествующей

в нём, выделять в моделях закономерности, оперировать моделями, знаково-

символическими

средствами.

В

связи

с

этим

формирование

знаково-

символических

универсальных

учебных

действий

необходимо

вести

систематически.

Для

формирования

знаково-символических

универсальных

учебных

действий

используется

матричная

и

графическая

фиксация

учебной

информации.

Матричная

фиксация

учебной

информации

п р ед п ол а г а е т

использование матрицы, которая отличается от таблицы, тем, что у нее есть

два входа. Представление учебной информации в виде матриц способствует

установлению

учащимися

коротких

связей

между

отдельными

видами

знаний, как элементами таблицы, тем самым обеспечивая их системность.

Матрицы используется в различных учебно-методических комплексах. Так в

УМК «Гармония» матрицы представлены в рабочих тетрадях. Один вход по

горизонтали

величины,

второй

вход

по

вертикали

номера

прямоугольников.

Вместе

с

матрицей

дается

диаграмма.

Пользуясь

диаграммой, учащимся необходимо заполнить таблицу.

Матрицы широко используются и на уроках окружающего мира, где

необходимо произвести классификацию по каким-либо признакам.

Приведем пример из рабочей тетради по окружающему миру А.А.

Вахрушева

(УМК

«Школа

2100»).

Тема

«Аквариум

маленькая

искусственная экосистема». Первый вход по вертикали – «профессии» живых

организмов, второй вход – это функции, которые выполняют организмы.

Таким

образом,

одновременно

матрица

помогает

«добывать»

недостающую информацию, что ускоряет усвоение учащимися знаний.

Среди графической фиксации учебной информации выделяют: схему,

чертеж, график, диаграмму, графическую инструкционная карта, таблица,

4

специфические

средства

наглядности:

цифры,

буквы,

буквосочетания,

записанные крупным шрифтом. Данные виды фиксации повышают уровень

знаний

и

умений

в

ходе

обучения

у

младших

школьников,

а

также

способствуют

формированию

знаково-символических

универсальных

учебных действий.

Данной

проблемой

занимались

многие

ученые

и

педагоги:

М.П.

Воюшина (виды моделирования при анализе художественных произведений),

Н.Б. Истомина (метод установления соответствия между символическими,

схематическими,

вербальными

и

предметными

моделями),

Н.Г.

Салмина

(вопросы

графических

средств

обучения,

сущность

и

виды

знаково-

символической деятельности), Л.Ф. Фридман (этапы работы с моделью). По

мнению Е.Г. Гурбатовой, приобщение детей к знаковому моделированию

естественно

начинать

с

наглядного

моделирования,

основанного

на

использовании иконических знаков

3

.

Исследования

данных

ученых

доказывают

необходимость

и

возможность формирования знаково-символических универсальных учебные

действия у младших школьников в процессе использования матричной и

графической

фиксации

учебной

информации.

Но

в

настоящее

время

в

реальном педагогическом процессе не полностью и не в системе реализуются

методы и приемы работы, не четко представлены педагогические условия

формирования знаково-символических универсальных учебных действий у

младших школьников посредством использования матричной и графической

фиксации учебной информации.

Для

проверки

гипотезы

был

проведён

естественный

эксперимент,

который включал в себя такие виды экспериментов как констатирующий, и

формирующий. Для эксперимента были выбран 3 класс в составе 28 человек

МОУ «СОШ № 43» г. Череповца. Класс обучается по УМК «Гармония».

3



Гурбатова,

Е.Р.

Вопросы

обучения

младших

школьников

и

дошкольников

знаковому

моделированию (о полимоделировании и мономоделировании на занятиях математикой). / Начальная школа:

плюс до и после .- № 04, -2011, с. 23–25, с. 23.

5

Цель

экспериментальной

работы:

исследовать

эффективность

формирования знаково-символических универсальных учебных действий у

младших

школьников

в

процессе

матричной

и

графической

фиксации

учебной информации.

В

ходе

констатирующего

этапа

были

выделены

такие

критерии

и

показатели: умение моделировать (умение дифференцировать план знаков и

символов

и

предметный

план;

умение

преобразовывать

объект

из

чувственной

формы

в

модель;

умение

преобразовывать

модели

с

целью

выявления

общих

законов,

определяющих

данную

предметную

область;

структурирование информации в нужной форме), преобразование модели

(видоизменение;

переконструирование;

достраивание

м од е л и ).

Использовались следующие методики: «Проба на определение количества

слов

в

предложении»

(С.

Н.

Карпова),

«Кодирование»

(11

субтест

теста

Векслера в версии А.Ю. Панасюка), изучение продуктов деятельности.

Исследование

показало,

что

на

высоком

уровне

сформированности

данных УУД находятся 18 % учащихся, на среднем уровне – 71 %, на низком

уровне – 11 %. У школьников в основном вызывает трудности операция

преобразования модели, достраивания или видоизменения модели. Учащиеся

работают при кодировании медленно. Умеют составлять и преобразовывать

модель

в

случае

необходимости.

Учащие ся

не

всегда

умеют

дифференцировать план знаков и символов и предметный план. Не всегда

структурирует информацию в нужной форме.

Так же для оценки степени формирования знаково-символических УУД

в

процессе

матричной

и

графической

фиксации

учебной

информации

использовалось анкетирование учителей, которое показало, что на первое

место

среди

предметов,

на

которых

уделяется

больше

внимания

формирования знаково-символических УУД, учителя выделяют математику.

К данной группе не отнесли остальные уроки: окружающий мир, технология,

ИЗО, технология. Так же учителя считают целесообразным использование

6

матричной и графической фиксации учебной информации для формирования

знаково-символических УУД.

Таким

образом,

проведенный

констатирующий

этап

показал

актуальность специальной работы по формированию знаково-символических

УУД в процессе матричной и графической фиксации учебной информации.

При

использовании

матричной

и

графической

фиксации

учебной

информации

формировалось

у

школьника

осмысленное

отношение

к

формированию знаково-символических универсальных учебных действий, в

котором он как исследователь играл главную роль, выбирая средство для

построения, определяя цель применения, интерпретируя результаты изучения

модели. Если ученик может самостоятельно составлять модели, то означает,

что он переходит на новый уровень – наглядно-графический.

При

формировании

знаково-символических

универсальных

учебных

действий

учитывался

разный

уровень

подготовки

учащихся

и

их

индивидуальные особенности. В связи с этим одним из условий является

групповая

форма

работы,

которая

способствует

учету

индивидуальных

особенностей.

Одним

из

средств

формирования

зн а ко во - с и м вол и че с к и х

универсальных учебных действий являлся метод моделирования. При этом

могут

использовались

различные

приемы

моделирования:

рисунок,

схематический чертеж, таблица.

В качестве источника информации часто выступал текст. Необходимо

произвести качественное прочтение, предложенной в тексте информации для

преобразования

текста

в

модель.

Основной

подход

к

формированию

качественного чтения у младших школьников был направлен на овладение

ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте,

который

реализуется

через

смысловое

чтение.

Таким

образом,

одним

из

условий

эффективного

формирования

знаково-символических

УУД

он

называет

использование

приемов

смыслового

чтения,

различные

виды

чтения, создание единой базы условных обозначений совместно с классом.

7

Таким

образом,

приоритетными

направления

исследования

в

формировании

у

младших

школьников

знаково-символиче ских

универсальных

учебных

действий

при

использовании

матричной

и

графической фиксации учебной информации считаем:

1. в систематическом и самостоятельном составлении различных видов

моделей: рисунок, схематический чертеж, таблица, матрица;

2.

постоянном

выделении

младшими

школьниками

признаков

и

скрытых отношений в текстах, объектах, процессах;

3. создании проблемных ситуаций.

Литература

8

1. Балашов, Ю. В. К вопросу о формировании знаково-символических

УУД в процессе обучения решению текстовых задач [Текст] // Актуальные

вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г.

Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 83-86.

2. Гурбатова,

Е.Р.

Вопросы

обучения

младших

школьников

и

дошкольников

знаковому

моделированию

полимоделировании

и

мономоделировании на занятиях математикой). / Начальная школа: плюс до и

после.- № 04, -2011, с. 23–25

3. Ожигина,

С.П.

Формирование

универсального

учебного

действия

моделирования

у

младших

школьников

в

процессе

преобразования

содержания учебного материала/ Начальная школа: плюс до и после. – 2012. -

№ 2. – С.82-85

9



В раздел образования