Напоминание

Конспект интегрированной непосредственно–образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи с элементами театрального творчества в подготовительной группе «В лесу весной» .


Автор: Пчелина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ОЦ №1
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект интегрированной непосредственно–образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи с элементами театрального творчества в подготовительной группе «В лесу весной» .
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект интегрированной непосредственно-образовательной

деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи с

элементами театрального творчества в подготовительной группе

Воспитатель: Пчелина Т.Н. МАОУ ОЦ№ 1 г. Челябинск

Тема: «В лесу весной»

Цель:

1.

Продолжать

знакомить детей

с

обобщённым понятием

«Лес»

(как

экосистема).

2.

Продолжать учить видеть взаимосвязь живых существ, обитающих в нём,

необходимые условия их жизнедеятельности.

3.

Развивать

мыслительные

операции

(анализ,

синтез,

обобщение) ,

способствовать

практическому

применению

полученных

знаний

по

смежным лексическим темам.

4.

Закрепление представлений о лесе и его особенностях весной; уточнение,

расширение и активизация словаря по темам: «Весна», «Лес», «Дикие

животные», «Перелётные птицы», «Деревья», «Первоцветы».

5.

Совершенствовать

грамматический

строй

речи,

учить

подбирать

однокоренные

слова

к

слову

«лес»,

продолжать

согласовывать

имя

существительное и прилагательное в роде, числе, падеже.

6.

Развивать

зрительное

и

слуховое

внимание,

мышление,

связную

речи;

артикуляционной,

тонкой

и

общей

моторики,

координации

речи

с

движением;

развитие

пространственно-графических

навыков

на

листе

бумаги в клеточку.

7.

Способствовать комплексному использованию вербальных (темп, сила

голоса, интонационная выразительность) и невербальных (кукловождение)

средств выразительности в процессе кукольного спектакля по мотивам

стихотворения Л. Милева (пер. Л. Кондрашиной) «В лесу повеяло весной»,

и рассказа В. Берестова «Как найти дорожку».

8.

Формировать

социо-культурные

компетенции:

навыки

сотрудничества,

взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать

любовь и бережное отношение к природе родного края.

9.

Продолжать развивать чувство ритма; правильно передавать мелодию во

время пения, передавать настроение песни; совершенствовать музыкально-

ритмические навыки детей.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное

развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Оборудование к НОД после спектакля: магнитофон, кассета с записью «Весенние звуки

леса», «Фотографии волка». Картинки - фотографии: белка, трясогузка, пчела,

подосиновик, мухомор, Модель-алгоритм «Живые существа», картинки «Правила

поведения в лесу», пословицы о лесе, «Цифровые фотографии» (Зрительный диктант по

клеточкам), кроссворд «Угадай дерево», план групповой комнаты, небольшие подарки

детям.

Оборудование к спектаклю: фонограммы: «Звуки весеннего леса», к песням

героев: «Умывание бельчонка» слова Григория Виеру, муз автора; немецкая народная

песня «Зум, зум», «Зайчики и лисичка», муз. Г. Финаровской; Л.Некрасова «На светлую

поляну» муз автора, «Здравствуй лес» С. Погореловский музыка автора.

Действующие лица: персонажи кукольного театра: Ваня и Маша, волк, белка с

бельчонком, зайчата - Прыг и Скок. Улитка, пчела, ласточка, дрозд медведь, пчела.

Ребёнок, читающий слова автора.

Декорации: Театральная ширма, декорации весеннего леса, в центре большое дерево с

дуплом, справа дерево с гнездом. На шторе ширмы украшение в виде ромбов с

объёмными аппликациями весенних первоцветов (работы детей), вдоль ширмы

размещаются небольшие композиции из цветов и травы - имитация поляны (работы

детей). Мелкие атрибуты: тазик, полотенце - для бельчонка, метёлочки, коврик для

медведя,

Ход;

Вводная часть:

1.Организационный момент

Воспитатель: Дорогие наши гости, мы вас приглашаем на премьеру музыкального

кукольного спектакля. Эту сказку покажут ребята подготовительной к школе группы, а

называется она «В лесу повеяло весной».

1 действие.

Под фонограмму «Звуки весеннего леса», появляется волк (рассматривает цветы, деревья,

трогает, нюхает).

Автор (ребёнок): В лесу повеяло весной, растаял снег холодный.

По узкой тропочке лесной идёт волчок голодный.

Волк: Расцвёл подснежник на пути,

Попала медуница.

Как скучно одному идти!

Ах, с кем бы подружиться!

Песня волка Л. Некрасова «На светлую поляну» муз автора,

Л. Некрасова На светлую поляну,

Согретую весной,

Упал кусочек неба -

Расцвёл цветок лесной!

Волк подходит к дереву с дуплом, в дупле мелькают белочки. Волк обращается к ним.

Волк: Расцвёл подснежник на пути,

Попала медуница.

Как скучно одному идти!

Ах, с кем бы подружиться!

Автор:

Две рыжих белки – скок-поскок!-

Спустились с веток на пенёк.

«Умывание бельчонка» слова Григория Виеру, муз автора;

Белочка - мама «Умывает» бельчонка, вытирает ему мордочку полотенцем

Волк:

Идёмте, белочки, со мной,

Сейчас в лесу чудесно! (белки прячутся в дупло)

Ну что вы скрылись за сосной?

Белки:

Весной там интересно!

Но как из дома нам уйти?

Дупло нам надо подмести. (Подметают)

Волк: Метите, ждать вас не могу,

Я лучше к мишке побегу.

Напевая песню Л.Некрасовой «На светлую поляну», волк перемещается к « берлоге» на

другой конец ширмы, стучит в берлогу.

Волк: Расцвёл подснежник на пути,

Попала медуница.

Как скучно одному идти!

Ах, с кем бы подружиться!

(появляется сердитый медведь)

Медведь: Хоть я, медведь, всю зиму спал, не до прогулок мне совсем.

Ковры. Подстилки выбиваю. Вот уберусь, потом поем. ( трясёт коврик)

( Звучит фонограмма « Пение птиц». Огорчённый волк перемещается к дереву, на котором

гнездятся и шумят две птицы.)

Волк: Расцвёл подснежник на пути,

Попала медуница.

Как скучно одному идти!

Ах, с кем бы подружиться!

Эй, ласточка и певчий дрозд,

Слетайте вниз скорее!

Ласточка и дрозд: (вместе) Мы занялись устройством гнёзд

Птенцам в гнезде теплее.

Волк: А почему вы зимой не строили гнёзда?

Ласточка и дрозд: (по очереди): Что ты! Что ты! Зимой мы улетали в тёплые края - в

Африку. В Египет. Там много вкусных комаров и мух. А ещё там обезьяны, львы,

крокодилы, слоны с длинной трубой - хоботом вместо клюва. А о зиме, снеге и морозах

там и слыхом не слыхивали. А весной мы спешим обратно на родину - гнёзда вить,

птенцов высиживать. Извини, волчок, мы очень торопимся построить тёплое, уютное

гнездо.

Волк: Хорошо, не буду вам мешать. До свидания птички.

Напевая песню Л.Некрасовой «На светлую поляну» муз автора, волк уходит.

2 действие:

Звучит песня «Здравствуй лес» С. Погореловский муз. автора. На сцене появляются

Ваня и Маша. (С разных концов ширмы). Поют и танцуют.

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, – мы свои!

Ваня: А-у! Маша!

Маша: А-у! Ваня!

Маша: Не знаю! Ой, горе-то! Заблудились совсем! Как же мы найдём дорожку к дедушке

леснику в сторожку?!

Ваня: Смотри-ка, белочки!

(Появляется белка с бельчонком. Подметают дупло.)

Ваня иМаша:

Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку?

К дедушке в сторожку?

Белка: Очень просто. Прыгайте с этой ёлки вон на ту с той - на кривую берёзку. С кривой

берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка.

Ну что же вы? Прыгайте!

Ваня: Спасибо, Белка! Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-

нибудь спросим

На полянке появляются два зайчонка Прыг и Скок.

Прыг: Эй! Скок, давай поиграем, побегаем!

Скок: Нет, не хочу устал. Давай лучше песню споём?

Прыг: А какую?

Скок: Страшную! Про лису!

Песня зайцев «Зайчики и лисичка», муз. Г. Финаровской, сл. В, Антоновой.

Увидев ребят зайчики прячутся.

Ваня и Маша (вместе):

Зайцы, зайцы расскажите,

Зайцы, зайцы, покажите,

Как найти дорожку?

К дедушке в сторожку?

Прыг: В сторожку? Нет ничего проще.

Скок: Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом - заячьей капустой.

Прыг: Потом запахнет лисьей норой. Так?

Обскочите этот запах справа или слева. Так?

Скок: Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите

прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

Ваня: Спасибо, Зайка, Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя.

Маша: Придётся ещё кого-нибудь спросить.

Появляется улитка, поёт песню (стихи Лидии Стефанович, муз автора)

Улитка ползёт, упирается,

На спине её дом качается,

И как же ей не уставать,

Попробуй дом свой потаскать.

Зато, если дождик начнёт поливать,

Улитке не нужно зонта покупать!

Маша: Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Ваня: Как найти дорожку. К дедушке в сторожку?

Улитка: Рассказывать до-о-олго, - вздохнула Улитка. Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у.

Ползите за мной.

Маша: Спасибо, Улитка! - говорят ребята. Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-

нибудь спросим.

Появляется пчела, ищет нектар в цветах. Поёт песню( немецкая народная песня)

Зум, зум, зум!

Слышен пчелки шум!

Ты лети в лес поскорее,

Там найдешь цветок пестрее.

Зум, зум, зум!

Слышен пчелки шум!

Маша: Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

Пчёлка, Пчёлка, покажи,

Ваня: Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

Пчёлка: Ж-ж-ж, Покажжжу... Смотрите, куда я лечу. Идите следом.

Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до

свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж...

Автор : И пчёлка улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда,

куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их

чаем с мёдом угостил.

Заключительная песенка всех артистов перед ширмой «Здравствуй лес» С. Погореловский

музыка автора.

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, – мы свои!

2 часть: Физминутка

Воспитатель: Алёнушка и Иванушка поспешили к в дедушке леснику. А на лесной опушке

остались лесные зверушки. Ребята, давайте сейчас под музыку превратимся в разных

зверей и птиц, и насекомых. Каждый из вас подумает, как изобразить своё загаданное

существо, какое движение выполнить, вспомнит, чем оно питается, как передвигается, как

зимует. Вы придумали? Тогда начнём. А как музыка остановится, волк Мирон из нашего

спектакля будет отгадывать, в кого вы превратились. Игра начинается…

Воспитатель играет за волка (кукла на руке).Музыка останавливается и дети замирают.

Волк «стучится в домик». Задаёт вопросы.

Волк: Здравствуй! Где живёшь? Что ешь, что пьёшь? Что умеешь делать? Как кричишь?

Из чего строишь дом? Как зимуешь? У тебя перья, кожа или мех? Какого цвета шубка?

После физминутки дети садятся на стулья.

Волк: Мне нравятся ребята, они умеют песни петь, играть. А умеете вы играть в игру

«Раз волчок, два - волчок»?

Воспитатель: Может быть - «Раз листок, два - листок»?

Волк: Точно, «Раз листок, два - листок»

Выставляю панно «Дерево» с элементами для прикрепления листьев ( контактная лента)

Объясняю правила: при произнесении нового однокоренного слова ребёнок получает и

прикрепляет к панно листик. Стихотворение автора.

Воспитатель: Это слово- слово корень.

Разрастётся у вас вскоре.

И плоды пусть принесёт

Много новых лесных слов (Прикрепляю корень - слово «лес»)

Воспитатель: С каким словом будем играть? (лес)

В полный сказок и чудес,

Я отправлюсь в дальний…(лес)

Там прохладное, большое

Сверкает озеро…(лесное)

В места знакомые, родные

Зовут тропиночки…(лесные)

Пробуждает лес весной

Птичьем пеньем хор…(лесной)

В лесном болоте много кочек,

А за болотом есть… (лесочек)

От большого леса вбок

Растёт маленький …(лесок)

Хоть и мал он ростом, весом

Вырастет и будет…(лесом).

Кто с любовью с интересом,

Здесь заботиться о лесе?

И к кому наш лес привык?

Это дедушка…(лесник)

Сказочный хозяин леса,

С бородою старичок,

Много сказок интересных

Знает наш…(лесовичок)

Издали мы слышим стук

Это рубит… (лесоруб)

И на месте том , я знаю

Будет просека …(лесная)

И стволов деревьев воз

Притащит сильный…(лесовоз).

Игра «Мама и малыш»

Волк: Вот это да! Сколько листьев распустилось на нашем дереве!

Когда я сегодня утром гулял по лесу, то встретил там

белюху с белёнком, (

дети исправляют)

мишу с мишульчиком,

барсуня с барсучишкой.

лосиню с лосяшкой,

ежиню с ежинкой.

Игра «Загадки»

Волк: Иду и вижу предмет какой-то загадочный. Что бы это могло быть и кто бы мог его

потерять? Может им, удобно будет орехи и шишки раскатывать? (достаёт фотоаппарат).

(ответы детей)

Волк: Что? Фотографии делает? А может они там уже есть? (заглядывает) Точно, есть!

Не покажу вам, а загадки придумаю. Ох, люблю загадочки! Первая фотография. Это…

ну…как его там… Больше не могу… Оно такое… Не получается! Ай-яй-яй!

Воспитатель: Волчок, не печалься. Наши дети умеют придумывать загадки, они и тебя

научат. А поможет нам составлять загадки вот этот алгоритм.

(дети придумывают 3-4 загадки по « фотографиям»: белка, трясогузка, пчела,

подосиновик)

Волк: И я уже научился, спасибо, ребята. Слушайте мою загадку: Это очень красивый и

вкусный гриб - шляпка красная с белыми точками, а на ножке ажурная юбочка.

(ответы детей)

Волк: Как ядовитое?! Нельзя есть? Да это сколько ж их растёт в лесу! Это ж сколько

можно банок грибов на зиму засолить! И людям, и белкам, и животным! Этих грибов

больше всех в лесу. Ещё очень много белых, бледных тоже с юбочками грибов и

грибочков.

(ответы детей)

Волк: Как? Опять ядовитые?! А как же мне разобраться, что съедобное, что ядовитое? Как

же мне, бедному не отравиться?

Воспитатель: Какое, ребята, главное лесное правило есть, когда встречаешь незнакомые

ягоды и грибы?

(ответы детей: «Не знаешь - не бери!»)

Волк: Спасибо, теперь мне всё ясно. Хорошее правило… Правило! Как же я забыл!

Сегодня у меня экзамен в «Лесной школе» Надо было выучить правила вежливости в лесу,

а я с вами тут заигрался.… Эх, опоздал, да ещё ничего и не выучил.

Воспитатель: Волчок. Не печалься, мы с ребятами поможем тебе объяснить эти правила.

Волк: Вот они у меня на листочках нарисованы.

(ответы детей)

Воспитатель: А ещё наши ребята знают прекрасные пословицы о лесе.

Дети:- Кто природу губит, тот свой край не любит.

-Лес - богатство и краса, береги наши леса.

-Враг природе тот, кто леса не бережёт.

-Много не губи, мало леса- береги, нет леса - посади.

- Срубил дерево - посади два.

-Береги землю родимую, как мать любимую.

Игра «Отгадай и впиши название»

Волк: Спасибо, милые ребята, вы очень хорошие, добрые и умные дети. Мне хочется вам

что-нибудь подарить… Вот вам мой подарочек - в конверте.

Воспитатель: А что внутри конверта?

Волк: Когда правильно выполните два задания - две загадки отгадаете, тогда можно

открыть конверт!

Поиграем с вами в прятки,

Вот конвертик вам, ребятки

В них про дерево загадки.

Очень трудное заданье

В клетках написать названье.

(раздаёт конверты с рисунками отличительных признаках деревьев: размер, цвет коры,

плоды, форма листьев, использование; внизу клеточки для вписывания названия.)

Игра «Цифровые фотографии»

Волк: Вот сюрприз для вас второй

Фотоснимок цифровой

Карандаш скорей берите

Цифры в зверя превратите.

( Раздаю детям задания на листе в клеточку «Цифровой диктант», где цифрами и

стрелками в разных направлениях заданы узоры - мордочки зверей - участников

спектакля, в начале рисунка поставлена точка). Дети прорисовывают узор по клеточкам.

Волк: До свидания, дорогие мои ребята, наконец- то и у меня появились настоящие

друзья! Я спешу в лесную школу. Но я не прощаюсь, я буду к вам ещё приходить. А на

прощание - откройте мой конверт.

А в конверте спрятан план

Где звезда - подарок вам!

( Дети по плану групповой комнаты находят свои сюрпризы).

Послесловие: Возможно сокращение некоторых игр и заданий.



В раздел образования