Напоминание

Применение в образовательном процессе педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова


Автор: Сорокина Ольга Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Сузунская СОШ №1
Населённый пункт: р.п.Сузун
Наименование материала: статья
Тема: Применение в образовательном процессе педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова
Раздел: среднее образование





Назад




Применение в образовательном процессе педагогической

технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных

результатов В.В. Фирсова

В

предыдущий

межаттестационный

период

я

работала

по

авторской

педагогической

технологии

И.С.Якиманской,

которая

показала

свою

эффективность, но мне не хочется останавливаться на достигнутом, и я изучила и

начала применять технологию уровневой дифференциации обучения на основе

обязательных результатов В.В.Фирсова.

Она заинтересовала меня тем, что в данной технологии (что соответствует

ФГОС

п.1.2.6

«Стандарт

направлен

на

обеспечение:…формирования

критериальной

оценки

результатов

освоения

обучающимися

основной

образовательной

программы…») предлагается введение

двух

критериальных

стандартов:

для

обучения (уровень,

который

должна

обеспечить

школа

интересующемуся,

способному

и

трудолюбивому

выпускнику)

и стандарта

обязательной

общеобразовательной

подготовки (уровень,

которого

должен

достичь каждый).

Пространство

между

уровнями

обязательной

и

повышенной

подготовки

заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по

которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить

школьнику

постоянное

пребывание

в

зоне

ближайшего

развития,

обучение

на

индивидуальном максимально посильном уровне

.

Концептуальные

положения данной

технологии

также

полностью

сочетаются со Стандартом:

• Базовый

уровень

нельзя

представлять

в

виде

«суммы

знаний»,

предназначенных для изучения в школе. Ведь существенно не столько то, что

изучалось, сколько то, что реально усвоено школьником. Поэтому его следует

описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и

контролю их достижений.

• Обязательность базового уровня для всех обучающихся в условиях гуманного

обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов

обучения

должна

быть

реально

выполнима,

т.е.

посильна

и

доступна

абсолютному большинству школьников.

• При демократической организации учебного процесса обязательность базового

уровня,

кроме

того,

означает,

что

вся

система

планируемых

обязательных

результатов

должна

быть

заранее

известна

и

понятна

школьнику

(принцип

открытости обязательных требований).

• Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не

допускающей разночтений, двусмысленностей и т.д.

• Будучи основным рабочим механизмом новой технологии обучения, базовый

уровень должен обеспечивать ее гибкость и адаптивность, возможности для

эволюционного развития. Его не следует жестко фиксировать и тесно увязывать с

какой-либо одной методической схемой.

• Мотивация, а не констатация.

• Предупредить, а не наказать незнание.

• Признание права ученика на выбор уровня обучения.

• Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что

дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося, «возьми

столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

• Ученик должен испытывать учебный успех.

Особенности

содержания

данной

технологии

также

полностью

сочетаются со Стандартом:

Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из

2 уровней требований:

1) к

с о д е р ж а н и ю

о б р а з о в а н и я ,

к о т о р о е

ш к о л а

обязана предоставить обучающемуся;

2)

к

содержанию

образования,

которое

школа

должна потребовать от

обучающегося, и усвоение которого является минимально обязательным для

обучающегося.

В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:

-

наличие

базового

обязательного

уровня

общеобразовательной

подготовки,

которого обязан достичь учащийся;

- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации

требований к учащимся;

- базовый уровень должен быть реально выполним для всех обучающихся;

-

система

результатов,

которых

должен

достичь

по

базовому

уровню

обучающийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);

-

наряду

с

базовым

уровнем

учащемуся

предоставляется

возможность

повышенной

подготовки,

определяющаяся

глубиной

овладения

содержанием

учебного предмета.

Особенности методики

Особенностями методики преподавания являются:

• блочная подача материала;

• работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;

• наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня,

система

специальных

дидактических

материалов,

выделение

обязательного

материала в учебниках.

Основное

условие

уровневой

дифференциации

по

Фирсову

-

систематическая

повседневная

работа

по

предупреждению

и

ликвидации

пробелов

путем

организации пересдачи зачетов.

Оценивание знаний по данной технологии также сочетаются со Стандартом:

Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения

является

ее

органическая

связь

с

системой

контроля

результатов

учебного

процесса и системой оценивания достижений школьников.

Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка

методом

сложения», в

основу

которой

кладется

минимальный

уровень

общеобразовательной

подготовки,

достижение

которого

требуется

в

обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высоких уровней

строятся на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы

зачетов.

Предусматривается:

- тематический контроль;

- полнота проверки обязательного уровня подготовки;

- открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

- оценка методом сложения (общий зачет = сумма частных зачетов);

- двоичность в оценке обязательного уровня (зачет-незачет);

- повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;

- «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача);

- возможность «дробных» зачетов;

-

кумулятивность

итоговой

оценки

(годовая

оценка

вытекает

из

всех

полученных).

Зачеты проводятся в учебное время, при этом:

- предусматривается резерв времени для доработки;

- возможна помощь учителя во время зачета;

- на каждого ведется лист учета и контроля.

Два

критериальных

стандарта

оценивания,

концептуальная

основа,

особенности

методики

данной

педагогической

технологии,

особенности

оценивания

дают

возможность

более

глубокой

дифференциации

и

индивидуализации в образовательном процессе

и полностью соответствуют

требованиям ФГОС

(по

уровням:

базовый

и

повышенный,

возможность

«пересдачи» уровня и т.д.).

В практике работы по данной педагогической технологии я увидела,

что она

тоже

очень

эффективна

и

более

близка

мне,

к

тому

же

ее

не

нужно

«перестраивать» под требования ФГОС, т.к. она им полностью соответствует.



В раздел образования