Автор: Сорокина Ольга Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Сузунская СОШ №1
Населённый пункт: р.п.Сузун
Наименование материала: статья
Тема: Применение в образовательном процессе педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова
Раздел: среднее образование
Применение в образовательном процессе педагогической
технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных
результатов В.В. Фирсова
В
предыдущий
межаттестационный
период
я
работала
по
авторской
педагогической
технологии
И.С.Якиманской,
которая
показала
свою
эффективность, но мне не хочется останавливаться на достигнутом, и я изучила и
начала применять технологию уровневой дифференциации обучения на основе
обязательных результатов В.В.Фирсова.
Она заинтересовала меня тем, что в данной технологии (что соответствует
ФГОС
п.1.2.6
«Стандарт
направлен
на
обеспечение:…формирования
критериальной
оценки
результатов
освоения
обучающимися
основной
образовательной
программы…») предлагается введение
двух
критериальных
стандартов:
для
обучения (уровень,
который
должна
обеспечить
школа
интересующемуся,
способному
и
трудолюбивому
выпускнику)
и стандарта
обязательной
общеобразовательной
подготовки (уровень,
которого
должен
достичь каждый).
Пространство
между
уровнями
обязательной
и
повышенной
подготовки
заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по
которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить
школьнику
постоянное
пребывание
в
зоне
ближайшего
развития,
обучение
на
индивидуальном максимально посильном уровне
.
Концептуальные
положения данной
технологии
также
полностью
сочетаются со Стандартом:
• Базовый
уровень
нельзя
представлять
в
виде
«суммы
знаний»,
предназначенных для изучения в школе. Ведь существенно не столько то, что
изучалось, сколько то, что реально усвоено школьником. Поэтому его следует
описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и
контролю их достижений.
• Обязательность базового уровня для всех обучающихся в условиях гуманного
обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов
обучения
должна
быть
реально
выполнима,
т.е.
посильна
и
доступна
абсолютному большинству школьников.
• При демократической организации учебного процесса обязательность базового
уровня,
кроме
того,
означает,
что
вся
система
планируемых
обязательных
результатов
должна
быть
заранее
известна
и
понятна
школьнику
(принцип
открытости обязательных требований).
• Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не
допускающей разночтений, двусмысленностей и т.д.
• Будучи основным рабочим механизмом новой технологии обучения, базовый
уровень должен обеспечивать ее гибкость и адаптивность, возможности для
эволюционного развития. Его не следует жестко фиксировать и тесно увязывать с
какой-либо одной методической схемой.
• Мотивация, а не констатация.
• Предупредить, а не наказать незнание.
• Признание права ученика на выбор уровня обучения.
• Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что
дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося, «возьми
столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
• Ученик должен испытывать учебный успех.
Особенности
содержания
данной
технологии
также
полностью
сочетаются со Стандартом:
Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из
2 уровней требований:
1) к
с о д е р ж а н и ю
о б р а з о в а н и я ,
к о т о р о е
ш к о л а
обязана предоставить обучающемуся;
2)
к
содержанию
образования,
которое
школа
должна потребовать от
обучающегося, и усвоение которого является минимально обязательным для
обучающегося.
В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:
-
наличие
базового
обязательного
уровня
общеобразовательной
подготовки,
которого обязан достичь учащийся;
- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации
требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех обучающихся;
-
система
результатов,
которых
должен
достичь
по
базовому
уровню
обучающийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);
-
наряду
с
базовым
уровнем
учащемуся
предоставляется
возможность
повышенной
подготовки,
определяющаяся
глубиной
овладения
содержанием
учебного предмета.
Особенности методики
Особенностями методики преподавания являются:
• блочная подача материала;
• работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
• наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня,
система
специальных
дидактических
материалов,
выделение
обязательного
материала в учебниках.
Основное
условие
уровневой
дифференциации
по
Фирсову
-
систематическая
повседневная
работа
по
предупреждению
и
ликвидации
пробелов
путем
организации пересдачи зачетов.
Оценивание знаний по данной технологии также сочетаются со Стандартом:
Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения
является
ее
органическая
связь
с
системой
контроля
результатов
учебного
процесса и системой оценивания достижений школьников.
Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка
методом
сложения», в
основу
которой
кладется
минимальный
уровень
общеобразовательной
подготовки,
достижение
которого
требуется
в
обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высоких уровней
строятся на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы
зачетов.
Предусматривается:
- тематический контроль;
- полнота проверки обязательного уровня подготовки;
- открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
- оценка методом сложения (общий зачет = сумма частных зачетов);
- двоичность в оценке обязательного уровня (зачет-незачет);
- повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
- «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача);
- возможность «дробных» зачетов;
-
кумулятивность
итоговой
оценки
(годовая
оценка
вытекает
из
всех
полученных).
Зачеты проводятся в учебное время, при этом:
- предусматривается резерв времени для доработки;
- возможна помощь учителя во время зачета;
- на каждого ведется лист учета и контроля.
Два
критериальных
стандарта
оценивания,
концептуальная
основа,
особенности
методики
данной
педагогической
технологии,
особенности
оценивания
дают
возможность
более
глубокой
дифференциации
и
индивидуализации в образовательном процессе
и полностью соответствуют
требованиям ФГОС
(по
уровням:
базовый
и
повышенный,
возможность
«пересдачи» уровня и т.д.).
В практике работы по данной педагогической технологии я увидела,
что она
тоже
очень
эффективна
и
более
близка
мне,
к
тому
же
ее
не
нужно
«перестраивать» под требования ФГОС, т.к. она им полностью соответствует.