Автор: Усова Людмила Борисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильная гимназия №12"
Населённый пункт: г.Чита
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Решение экономических задач"
Раздел: полное образование
Учитель Усова Людмила Борисовна МБОУ «Многопрофильная гимназия №12» г.Чита
Урок «Алгебры и начала анализа» 11бкласс (профильный уровень)
Учебник: А.Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа 11 кл. Ч1.Учебник.Ч2. Задачник.
Тема: «Решение экономических задач»
Цель: Создать условия для формирования умений строить простейшие математические модели по заданным условиям.
(задачи о вкладах и кредитовании )
Задачи:
Образовательные: формирования умений составлять и решать простейшие математические модели к задачам о вкладах
и кредитовании.
Развивающие: развитие математического языка и математической логики.
Воспитание: культуры ответа, слушания, трудолюбия.
Личностные: осознание важности и необходимости знаний.
Предметные: уметь классифицировать и систематизировать типы «экономических» задач и методы их решений. Состав-
лять модели и решать их.
Метапредметные:
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, владеть общим
приемом решения задач.
Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат дей-
ствия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия, раз-
личать способ и результат действия;
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Ведущие технологии: Учебная. Групповая Познавательная. Взаимопроверка в парах. Рефлексивная.. Коллективная.
ИКТ
Методы: исследовательский метод при определении видов задач, их решения различными способами; практический ме-
тод решения задач; анализ полученных в ходе исследования данных.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний
Технологическая карта урока по теме «Решение экономических задач»
Основные этапы орг-ии
учебной. деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникатив-
ная
Регулятивная
1 . Мот и в и р о в а н и е
к
учебной деятельности
Слайд №1-2
Создание проблемной
ситуации.
Фиксация
новой учебной задачи
Предлагаю задачу Организовывает
погружение в проблему, подводит
к актуальности умения решать эко-
номические задачи.
Пытаются решить зада-
чу
известным
спосо-
б о м .
Ф и к с и р у ю т
проблему.
Слушают учите-
ля.
Строят
по-
нятные для собе-
седника
выска-
зывания
Принимают
и
сохраняют
учебную цель и
задачу.
2.
Постановка
учебной
цели урока
Узнать новое, обоб-
щить пройденное до-
стигнуть нового уров-
ня усвоения.
Организует
детей
к
постановке
учебной цели
3.. Актуализация знаний
и фиксирование индиви-
дуального затруднения
Слайд №2-6
Повторить
определе-
ние процента и реше-
ние простейших задач
на
применение
опре-
деления.
Организую обсуждение вопросов
Верно
ли,
что
процент-
сотая
часть,
Формулируют
друг-
другу цепочкой вопро-
сы
по
данной
теме.
(определение, типы за-
дач, формулы) Рассмат-
ривают
практическое
применение процентов.
Осознанно стро-
ят
речевые
вы-
сказывания,
ре-
флексия
своих
действий
Исследуют
условия
учеб-
ной задачи, об-
суждают
пред-
метные
спосо-
бы решения
Выявление места и при-
чины
затруднения,
по-
становка
цели
деятель-
ности
Подготовка к воспри-
ятию нового способа
решения (применение
формулы
сложных
процентов
Организует решение задачи №1
Анализируют,
доказы-
вают,
аргументируют
свою точку зрения. Вы-
деляют
метод,
строят
таблицу.,
составляют
модель.
Комментируют
ответы
Планируют ра-
боту
по
алго-
р и т м у
и
контролируют
решение
4. Изучение нового мате-
риала
Слайд №7
Фиксация
в
модели
существенных
отно-
шений
изу ча е м о го
объекта
Организует рассмотрение аннуи-
тетного
и
дифференцированного
платежа.
Предлагает
рассмотреть
и классифицировать задачи
Фиксируют
алгоритм
решения задачи.
Воспринимают
ответы
обучаю-
щихся в группе.
Осуществляют
самоконтроль
Принимают
и
сохраняют
учебную цель и
задачу.
5. Реализация построен-
ного проекта
Первичное закрепление
Построение
ориенти-
рованной
основы
но-
вого
способа
д е й-
Организует учебное исследование
обсуждение
составленных
моде-
лей.
К
задачам
№2(аннуитетный
Проводят коллективное
исследование,
констру-
ируют
новый
способ
Участвуют в об-
суждении содер-
жания материала
Принимают
и
сохраняют
учебную цель и
Слайд № 8-9
ствия.
платеёж)
,№3(дифференцирован-
ный платёж)
действия.
Строят
та-
блицы..
Планируют
способ решения.
задачу.
Осуще-
ствляют
само-
контроль
Самостоятельная работа
Карточки
Слайд 10-13
Коррекция
отработки
способа
Организует
дифференцированное
решение задачи каждой групппы
П р и м е н я ю т
н о в ы й
способ. Отработка опе-
раций, в которых допу-
щены ошибки.
Строят
р а с су-
ждения,
понят-
ные для собесед-
ника
Умеют
ис-
пользовать
речь
для
регуляции
своего действия
Самопроверка.
Отрабатывают
способ в целом.
Осуществляют
пошаговый
контроль по ре-
зультату
Рефлексия учебной дея-
тельности
Контроль.
- Что нового сегодня вы узнали?
- Чему научились?
- Где нам потребуются знания по
Аннуитетному
и
дифференциро-
ванн-ому платежу?
- какова формула «сложных про-
центов»?
-
Выполняют
р а б оту,
анализируют, контроли-
руют и оценивают ре-
зультат.
Рефлексия своих
действий
Осуществляют
пошаговый
контроль по ре-
зультату.
Осо-
знают
необхо-
димость
дан-
ных знаний при
решении
зада-
ний ЕГЭ.
Домашнее задание
Слайд 14- 18
Подобрать и решить задачи на Аннуитетный и дифференцированный платеж (основной группе
детей),
Для «сильных» -задача повышенной сложности, для «Слабых»- №11 с экономическим содержани-
ям. Задания дифференцированы, но оставляю право ученика выбирать по желанию.
Индивидуальное задание: Вывести универсальную формулу.
Итог слайд 19
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»
Д. Пойа
Задачи по теме «Решение экономические задач»
Задача №11 Клиент А сделал вклад в банке в размере 8600 рублей.
Проценты по вкладу начисляются раз в год и прибавляются к текущей сумме вклада. Ровно через год на тех же
условиях такой же вклад в том же банке сделал клиент Б.
Ещё ровно через год клиенты А и Б .закрыли вклады и забрали все накопившиеся деньги.
При этом клиент А. получил на 946 рублей больше клиента Б.
Какой процент годовых начислял банк по этим вкладам?
Задача 1.
15 января планируется взять кредит в банке на 16 месяцев. Условия его возврата таковы:
— 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 2 % по сравнению с концом предыдущего месяца;
— со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
— 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего меся-
ца.
Какую сумму следует взять в кредит, чтобы общая сумма выплат после полного погашения равнялась 2,34 млн рублей?
Задача 2.
15 января планируется взять кредит в банке на 6 месяцев в размере 1 млн руб. Условия его возврата таковы:
− Первого числа месяца долг увеличивается на r% по сравнению с концом предыдущего месяца, где r целое число.
− Со 2 по 14 число необходимо выплатить часть долга.
− 15 числа каждого месяца долг должен составлять некоторую сумму в соответствии с таблицей
Ме-
сяц
Январь
Феврал
ь
Март
Апрель Май Июнь Июль
Долг
1
0,6
0,4
0,3
0,2
0,1
0
Найдите наибольшее r, при котором сумма выплат будет меньше 1,25 млн руб.
Задача 3.
В июле Павел планирует взять в кредит 1,5 млн. рублей. Условия его возврата таковы:
- каждый январь долг возрастает на 10% по сравнению с концом предыдущего года;
-с февраля по июнь каждого года Павел должен выплатить некоторую часть долга. На какое минимальное количество
лет Павел может взять кредит, чтобы ежегодные выплаты были не более 450 тысяч рублей?