Напоминание

Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Автор: Каргина Татьяна Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Дубровская СОШ"
Населённый пункт: хутор Дубровский , Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

(Из опыта работы учителя русского языка Каргиной Т.В.)

ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит

важная задача: в старших классах целенаправленное обобщающее повторение материала,

изученного в 5–9-х. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.

Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена,

уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д.

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного этапа. На этом этапе

знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования

РФ.

Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-

измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники

тестовых заданий на каждого ученика.

Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание целой системы

уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому

языку.Весь материал, используемый для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, можно разбить

на семь блоков.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Лексика. Фразеология.

Морфемика. Фразеология.

Морфология и культура речи.

Синтаксис и культура речи.

Орфография и пунктуация.

Работа с частью С (написание сочинения)

Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках обращаю особое

внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим

затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в

10–11-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и

отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале

каждого урока в старших классах орфографических или пунктуационных пятиминуток.

Обязательна работа и по орфоэпии. Отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю

на уроках уже с 7-го класса. Как уже сказала, при подготовке к Единому Государственному

Экзамену по русскому языку используется разнообразный дидактический материал,

демонстрационные тесты Минобразования РФ. По наиболее трудному материалу выдаются

домашние задания.

Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков.

Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую

структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся

решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное

представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно

уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить,

понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ,

включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы

справочник лингвистических материалов. База кабинета и библиотеки позволяет это сделать.

Особое внимание уделяю части С. Сочинение как творческая работа под силу единицам,

сочинению же как связному высказыванию научить можно.

Начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание С ,

затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения:

- вступление,

- формулирование проблемы,

- комментарий к проблеме,

- позиция автора текста,

- позиция автора сочинения,

- доказательство,

- вывод.

Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой

процент успеха.

Для

учеников

готовлю

папки-памятки

в

помощь,

где

пошагово,

с

примерами

рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые

стандарты, используемые при рецензировании.

А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему,

проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию,

аргументировать мнение, подводить итог.

Предлагаю

в

помощь

учащимся

тексты-образцы.

Большим

подспорьем

является

практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений.

Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет

баллы за работу другого ученика.

Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с

точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое

отношение

к

освещаемой

проблеме.

Необходимую

информацию

ученики

также

могут

получить

в

кабинете

русского

языка

на

специально

оформленных

стендах.

В

кабинете

русского языка можно самостоятельно поработать с бланками ЕГЭ, образцами сочинений,

текстами, тестами разных лет.

Репетиционный этап подразделяется на два: пробный школьный экзамен; если повезет,

единый пробный экзамен в пункте проведения экзамена.

Последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ,

выявление недочетов.

Я остановилась на основных моментах своей работы, а результаты говорят, что она

эффективна. Медалисты подтвердили свои результаты. Двоек по ЕГЭ среди выпускников не

было не было.

В заключение хочу добавить, что успех сдачи выпускного экзамена во многом зависит от

постоянной работы учителя над качеством обучения уч-ся.



В раздел образования