Автор: Каргина Татьяна Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Дубровская СОШ"
Населённый пункт: хутор Дубровский , Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Раздел: среднее образование
Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
(Из опыта работы учителя русского языка Каргиной Т.В.)
ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит
важная задача: в старших классах целенаправленное обобщающее повторение материала,
изученного в 5–9-х. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.
Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена,
уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д.
Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного этапа. На этом этапе
знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования
РФ.
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-
измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники
тестовых заданий на каждого ученика.
Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание целой системы
уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому
языку.Весь материал, используемый для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, можно разбить
на семь блоков.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Лексика. Фразеология.
Морфемика. Фразеология.
Морфология и культура речи.
Синтаксис и культура речи.
Орфография и пунктуация.
Работа с частью С (написание сочинения)
Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках обращаю особое
внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим
затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в
10–11-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и
отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале
каждого урока в старших классах орфографических или пунктуационных пятиминуток.
Обязательна работа и по орфоэпии. Отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю
на уроках уже с 7-го класса. Как уже сказала, при подготовке к Единому Государственному
Экзамену по русскому языку используется разнообразный дидактический материал,
демонстрационные тесты Минобразования РФ. По наиболее трудному материалу выдаются
домашние задания.
Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков.
Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую
структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся
решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное
представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно
уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить,
понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.
Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ,
включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы
справочник лингвистических материалов. База кабинета и библиотеки позволяет это сделать.
Особое внимание уделяю части С. Сочинение как творческая работа под силу единицам,
сочинению же как связному высказыванию научить можно.
Начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание С ,
затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения:
- вступление,
- формулирование проблемы,
- комментарий к проблеме,
- позиция автора текста,
- позиция автора сочинения,
- доказательство,
- вывод.
Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой
процент успеха.
Для
учеников
готовлю
папки-памятки
в
помощь,
где
пошагово,
с
примерами
рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые
стандарты, используемые при рецензировании.
А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему,
проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию,
аргументировать мнение, подводить итог.
Предлагаю
в
помощь
учащимся
тексты-образцы.
Большим
подспорьем
является
практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений.
Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет
баллы за работу другого ученика.
Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с
точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое
отношение
к
освещаемой
проблеме.
Необходимую
информацию
ученики
также
могут
получить
в
кабинете
русского
языка
на
специально
оформленных
стендах.
В
кабинете
русского языка можно самостоятельно поработать с бланками ЕГЭ, образцами сочинений,
текстами, тестами разных лет.
Репетиционный этап подразделяется на два: пробный школьный экзамен; если повезет,
единый пробный экзамен в пункте проведения экзамена.
Последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ,
выявление недочетов.
Я остановилась на основных моментах своей работы, а результаты говорят, что она
эффективна. Медалисты подтвердили свои результаты. Двоек по ЕГЭ среди выпускников не
было не было.
В заключение хочу добавить, что успех сдачи выпускного экзамена во многом зависит от
постоянной работы учителя над качеством обучения уч-ся.