Напоминание

Тайна евангельской трагедии в изображении М.А.Булгакова в романе "Мастер и Маргарита"


Автор: Куденцова Надежда Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Гбоу "Школа № 463 имени Героя Советского Союза Д.Н.Медведева"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Разработка урока по литературе в 11 классе
Тема: Тайна евангельской трагедии в изображении М.А.Булгакова в романе "Мастер и Маргарита"
Раздел: полное образование





Назад




Работа учителя русского языка и литературы

Куденцовой Н.И.

Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»

Тема: Тайна евангельской трагедии в изображении Булгакова.

1.

Введение.

Почти все последние годы жизни Булгаков отдал созданию романа

«Мастер и Маргарита». Современник писателя, критик Марков

вспоминает слова Булгакова, что его (Булгакова) «давно мучит тайна

евангельской трагедии».

Почему в художественном сознании Булгакова евангельская история

мыслится как трагедия и в чем ее суть?

2.

Аналитическая беседа.

Почему в эпоху воинствующего атеизма Булгаков обращается

евангельской истории? (Вопрос о религиозности писателя остается

открытым)

--Откроем 2-ю главу, найдем эпизод первой встречи читателя и Иешуа.

--Какая художественная деталь подчеркивается в этом авторском

описании? (Слово «человек»)

--Насколько образ Иешуа, нарисованный Булгаковым, соотносится с

образом богочеловека? (Менее всего, это самый обыкновенный

человек. Человеческое выходит на первый план)

--Какой аспект евангельской истории осмысляется Булгаковым в романе?

(Человеческий, нравственный)

--Таким образом, отражение не столько религиозного сознания

Булгакова, сколько нравственного сознания.

Сам писатель называл «роман-завещание».Олицетворением каких

человеческих качеств являлся Иешуа? (Открытости, доверия,

беззащитности)

--Каким видится Понтий Пилат? (Пятый прокуратор Иудеи(колонии Рима)

–человек, в лице которого говорит римская власть.)

--Какую самооценку дает Понтий Пилат в романе? (Свирепое чудовище)

--Перечитать начало первой главы. Совпадает ли самооценка героя с

авторской оценкой образа? («кровавый подбой плаща».Совпадают.

Олицетворение всесильной власти)

--Какой вопрос в центре спора?(Истина)

--Какую истину проповедует Иешуа?(Текст: «Злых людей нет на свете…»)

--Какие же есть в оценке Иешуа (добрые, несчастливые)

--Каким видится Иешуа Понтий Пилат? (Тоже добрый, тоже

несчастливый. Несчастье П.Пилата—он потерял веру в людей).

Чем заканчивается спор об истине? (Каждый остался при своем мнении).

--Как объяснить неверие Понтия Пилата в царство истины? (Верит только

во власть, а царство истины –это царство добрых людей.)

--Проследить по тексту, в какой момент Понтий Пилат изменил свой

приговор в отношении Иешуа? (первый приговор—состава преступления

нет, но Иешуа говорил о кесаре, против власти.)

--О чем свидетельствует поведение Понтия Пилата в тот момент, когда он

узнает о выступлении Иешуа против власти? (хочет спасти от смертной

казни)

--Почему не смог спасти Иешуа? (Испугался.Величие его мнимое)

--Проследите по тексту, каково душевное состояние Понтия Пилата после

вынесения приговора о смертной казни Иешуа?(Встреча с Каифой, Пилат

просит подумать, кого можно простить. Он хочет спасти Иешуа, но

мессия еще не пришел, поэтому Иешуа в оценке синедриона

преступник.)

--Итак, сначала гнев бессилия (не сумел убедить простить Иешуа, тоска

непонятная, страшные муки совести. Читаем начало 26 главы. Как

проявляется здесь душевное смятение героя? (Внешность прокуратора

изменилась: постарел, сгорбился, стал тревожен. Бессонница.)

--Обобщение.

--Какая беда постигла Понтия Пилата? (Осудил на смерть невиновного.

Казнен удивительный человек в оценке Понтия Пилата.)



В раздел образования