Автор: Куденцова Надежда Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Гбоу "Школа № 463 имени Героя Советского Союза Д.Н.Медведева"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Разработка урока по литературе в 11 классе
Тема: Тайна евангельской трагедии в изображении М.А.Булгакова в романе "Мастер и Маргарита"
Раздел: полное образование
Работа учителя русского языка и литературы
Куденцовой Н.И.
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
Тема: Тайна евангельской трагедии в изображении Булгакова.
1.
Введение.
Почти все последние годы жизни Булгаков отдал созданию романа
«Мастер и Маргарита». Современник писателя, критик Марков
вспоминает слова Булгакова, что его (Булгакова) «давно мучит тайна
евангельской трагедии».
Почему в художественном сознании Булгакова евангельская история
мыслится как трагедия и в чем ее суть?
2.
Аналитическая беседа.
Почему в эпоху воинствующего атеизма Булгаков обращается
евангельской истории? (Вопрос о религиозности писателя остается
открытым)
--Откроем 2-ю главу, найдем эпизод первой встречи читателя и Иешуа.
--Какая художественная деталь подчеркивается в этом авторском
описании? (Слово «человек»)
--Насколько образ Иешуа, нарисованный Булгаковым, соотносится с
образом богочеловека? (Менее всего, это самый обыкновенный
человек. Человеческое выходит на первый план)
--Какой аспект евангельской истории осмысляется Булгаковым в романе?
(Человеческий, нравственный)
--Таким образом, отражение не столько религиозного сознания
Булгакова, сколько нравственного сознания.
Сам писатель называл «роман-завещание».Олицетворением каких
человеческих качеств являлся Иешуа? (Открытости, доверия,
беззащитности)
--Каким видится Понтий Пилат? (Пятый прокуратор Иудеи(колонии Рима)
–человек, в лице которого говорит римская власть.)
--Какую самооценку дает Понтий Пилат в романе? (Свирепое чудовище)
--Перечитать начало первой главы. Совпадает ли самооценка героя с
авторской оценкой образа? («кровавый подбой плаща».Совпадают.
Олицетворение всесильной власти)
--Какой вопрос в центре спора?(Истина)
--Какую истину проповедует Иешуа?(Текст: «Злых людей нет на свете…»)
--Какие же есть в оценке Иешуа (добрые, несчастливые)
--Каким видится Иешуа Понтий Пилат? (Тоже добрый, тоже
несчастливый. Несчастье П.Пилата—он потерял веру в людей).
Чем заканчивается спор об истине? (Каждый остался при своем мнении).
--Как объяснить неверие Понтия Пилата в царство истины? (Верит только
во власть, а царство истины –это царство добрых людей.)
--Проследить по тексту, в какой момент Понтий Пилат изменил свой
приговор в отношении Иешуа? (первый приговор—состава преступления
нет, но Иешуа говорил о кесаре, против власти.)
--О чем свидетельствует поведение Понтия Пилата в тот момент, когда он
узнает о выступлении Иешуа против власти? (хочет спасти от смертной
казни)
--Почему не смог спасти Иешуа? (Испугался.Величие его мнимое)
--Проследите по тексту, каково душевное состояние Понтия Пилата после
вынесения приговора о смертной казни Иешуа?(Встреча с Каифой, Пилат
просит подумать, кого можно простить. Он хочет спасти Иешуа, но
мессия еще не пришел, поэтому Иешуа в оценке синедриона
преступник.)
--Итак, сначала гнев бессилия (не сумел убедить простить Иешуа, тоска
непонятная, страшные муки совести. Читаем начало 26 главы. Как
проявляется здесь душевное смятение героя? (Внешность прокуратора
изменилась: постарел, сгорбился, стал тревожен. Бессонница.)
--Обобщение.
--Какая беда постигла Понтия Пилата? (Осудил на смерть невиновного.
Казнен удивительный человек в оценке Понтия Пилата.)