Автор: Селезень Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад № 98 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Тимашевск, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование у дошкольников элементарных математических представление"
Раздел: дошкольное образование
ЧДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД»
Конспект НОД по математике для подготовительной к школе группы.
Воспитатель: Селезень Е.А.
Задачи:
сформировать
представление
о
сложении
как
объединении
групп
предметов,
познакомить
со
знаком
«+»;
закрепить
знания
свойств
предметов;
развивать
мышление,
внимательность,
творческий
потенциал,
речь;
воспитывать
интерес к математики.
Материал:
мешочки,
картинки
грибов
и
овощей(2огурца
и
3помидора),
геометрические фигуры(2 прямоугольника и 3круга), карточки со знаками «+» и «=».
Ход:
В: Здравствуйте, ребята!!! Меня зовут Елена Анатольевна, сегодня этот урок
проведу с вами я!!!
1.
Организационный момент.
Отгадайте, загадку и вы узнаете, кто к нам сегодня пришел в гости:
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
орешки я грызу…. (белка)
Д: Белка!
В: Конечно же это белка!
2.
Сообщение темы: «Знакомство со сложением»
Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое сложение и как можно складывать
предметы,
а
белочка
будет
очень
внимательно
за
всеми
следить
и
тем,
кто
был
внимательным и послушным даст на память свою фотографию!!!
Ребят, перед уроком мне белочка рассказала такую историю: « Однажды Миша и
Маша пошли с мамой в магазин. Маша попросила ей купить 2 огурца, а Миша
попросил
купить
ему
3
помидора.
Мама
купила
Маше
2
огурца.
(девочка,
исполняющая роль Маши, прикрепляет на доску 2 огурца) Затем мама купила Мише 3
помидора.(мальчик,
исполняющий
роль
Миши,
также
прикрепляет
на
доску
3
помидора). Сделав покупки, мама и дети отправились домой. Дети решили остаться
поиграть на улице и попросили у мамы разрешения, а купленные овощи сложили в
один пакет(Маша и Миша кладут все овощи вместе. Вот такая история!
Ребята, скажите, каким словом можно заменить слово «сложили»?
Д: положили вместе, объединили.
В:
Правильно!
Действие,
которое
выполнили
Миша
и
Маша,
в
математике
называется сложением. Посмотрите, какие овощи лежат в общем большом пакете?
Что получилось в результате сложения?
Д: в большом пакете лежат 2 огурца и 3 помидора, всего в пакете 5 овощей.
В: Верно! Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат мешочки и геометрические
фигуры – кружочки и прямоугольники. Положите перед собой мешочки также, как у
меня на доске. В первый мешок положите 2 прямоугольника, а во второй – 3 кружка.
- Проверьте, что лежит в первом мешке? (2 прямоугольника)
- Что лежит во втором мешке? (3 кружка)
-
Сложите
все
эти
фигурки
в
общий
большой
мешок.
Что
получилось?
(2
прямоугольника и 3 кружка, всего 5 геометрических фигур)
- Что мы сделали с фигурками? (собрали, сложили, объединили в общий мешок)
- Верно, обе части – первый и второй мешок – мы объединили в одно целое,
сложили их.
Давайте,
еще
раз
вспомним
всё
сначала(воспроизводят
все
этапы
операции
сложения):
- Что было в первом мешке? (2прямоугольника) Это первая часть.
- Что было во втором мешке? (3кружка) Это вторая часть.
- Что было потом? (Потом мы все фигуры объединили, сложили)
- Правильно, мы сложили две части и получили целое – сумму. Чтобы показать
сложение, не обязательно ссыпать все фигуры вместе – можно поставить между
частями (слагаемыми) знак «+».
- Мы получили две суммы. Равны ли они? (слева 2 прямоугольника и 3кружка, и
справа 2 прямоугольника и 3 кружка. Суммы равны.)
- Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=»).
3. Физкультминутка:
Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз - грибок, два – грибок,
Положил их в кузовок.
4. Закрепление смысла сложения.
Давайте, поиграем в игру, которая называется «В лесу»
В: Когда наступает осень, все звери готовятся к зиме, вот и семья сказочных
ежей
должна
заготовить
себе
пропитание.
Отправились
еж
с
ежихой
по
грибы.
Встретились на лесной полянке и смотрят, кто сколько грибов нашел.
Ёж: «Я нашел 2 подосиновика».
Ежиха: «А у меня 3 подберезовика».
Оба: «Вот славно! Сложим все в нашей кладовочке, голодать не придется!
У вас на столах лежат мешочки и грибочки. Давайте покладем грибочки в
мешочки, так как у вас на картинке в тетради. В первый мешочек покладем 2 гриба с
коричневой шляпкой, а во второй - 3 гриба с желтой шляпкой. В большой мешок
покладем 2 гриба с коричневой шляпой и 3 гриба с желтой шляпой.
- Сосчитайте, сколько всего грибов у наших ежей. (пять)
- Назовите по картинке первую часть, вторую часть, целое. (2 коричневых гриба,
3 желтых и 2 коричневых гриба, 3 желтых)
Решили ежи снова сходить в лес за грибами. Посмотрите на картинку под
цифрой 2. Кто что нашел на этот раз? (еж нашел 3 подберезовика , а ежиха – 2
подосиновика).
И опять они все грибы сложили в свою кладовую. Назовите первую часть,
вторую часть, целое.( 3 коричневых гриба, 2 желтых и 3 коричневых гриба, 2 желтых).
Нарисуйте в своих тетрадочках грибы в мешках.
-
Что
интересного
вы
заметили?
(Части
поменялись
местами,
а
целое
не
изменилось!)
- Правильно, части поменялись местами, а целое не изменилось!
- Ребята, а что еще запасают ежи а сказках, кроме грибов? (Они собирают лесные
яблоки.)
- Представьте себе, что наши ежи на следующий день отправились на поиски
лесных яблок. Сколько раз им пришлось сходить за яблоками? (два раза)
- Посмотрите, сколько и каких яблок принес еж в первый раз? (еж принес 4
маленьких яблока). А ежиха? (ежиха принесла 1 большое яблоко).
- Сколько и каких яблок принес еж во второй раз? (1 большое яблоко). А ежиха?
(4 маленьких яблока).
- Вы сидите парами. Один человек в паре складывает яблоки, которые нашли
ежи в первый раз, а другой – те, что они нашли во второй раз.
- Посмотрите, что получилось у соседа. Сравните с тем, что получилось у вас.
Что вы заметили? (Части поменялись местами, целое не изменилось).
Физкультминутка:
Утром по ленной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит , бродит вдоль дорожек
Весь в иголках старый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Ребят, переверните страничку. Посмотрите на задание под номером 4. Здесь для
вас игра: «Кто лишний»
На лесной полянке живут не только ежи. Там можно встретить и других зверей, и
разных насекомых.
- Рассмотрите первую картинку. Кто на ней изображен? (бабочка, стрекоза,
муравей, цыпленок). Мне кажется, здесь кто-то лишний. Как вы думаете кто?
- Рассмотрите вторую картинку. Что на ней изображено? (береза, ель, пальма,
ландыш) Как вы думаете, что здесь лишнее?
- Ребят, какие вы все молодцы!
Самостоятельная работа.
Посмотрите, на следующее задание – «Дорисуй узор» Сначала обводите по
точкам, затем рисуете сами!
Следующее: «Помоги муравью попасть домой» (карандашом проведите линию
по какой дорожке муравей сможет дойти домой).
И последнее: «Продолжи геометрические фигуры»
Итог:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что мы с вами делали сегодня?
- Что вам больше понравилось?