Автор: Усачева Вера Александровна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района "Средняя общеобразовательная школа п. Кирпичный"
Населённый пункт: п. Кирпичный, Ханты-Мансийского района, ХМАО-Югры
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мы учимся выбирать. Или выборы Президента школы"
Раздел: полное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Кирпичный»
(МКОУ ХМР «СОШ п. Кирпичный)
Аттестационное задание № 50
Мероприятие с участием родителей
«Мы учимся выбирать! или Выборы
Президента школы»
Учитель истории
и обществознания
Усачёва Вера Александровна
2016
Тип мероприятия: деловая игра с привлечением родителей.
Цель
мероприятия: познакомить обучающихся с избирательным процессом в
России.
Задачи:
Образовательная:
на
практике
познакомить
учащихся
с
различными
сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и
избирательных
комиссий,
изготовление
предвыборных
агитационных
листков и т.д.
Воспитательная:
способствовать
воспитанию
гражданственности
и
патриотизма.
Развивающая:
способствовать
развитию
творческих
способностей,
интереса к занятиям, общественной жизни; умение ставить проблему и
отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: подписные листы, списки избирателей, протокол голосования,
бюллетени для голосования, удостоверения личности, предвыборная Программа
кандидатов,
избирательная
урна,
столики
для
участников
игры,
листовки
(предвыборная
агитация),
бэйджики
для
участников
игры
«Кандидат
в
Президенты школы».
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте. Тема нашего мероприятия «Мы учимся выбирать! или Выборы
Президента
школы!».
Сегодня
мы
с
вами
в
условиях
учебно-деловой
игры
«Выборы Президента школы» познакомимся с избирательным процессом России,
а помогут нам в этом наши родители, учителя и работники школы. Прежде чем
начать игру, давайте вспомним, а что же такое «выборы»?
Викторина:
1. Что такое выборы в РФ?
- это понятие включает в себя действия граждан, избирательных объединений, избирательных
комиссий и органов государственной власти по регистрации избирателей, составлению списков
избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации,
голосованию и подведению его итогов.
2. Раскройте понятие «Избирательное право граждан».
-Конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной
власти и выборные органы местного самоуправления.
3. Что такое активное избирательное право?
Право
граждан
РФ
избирать
органы
государственной
власти
и
органы
местного
самоуправления.
4. Что такое пассивное избирательное право?
Право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и выборные органы
местного самоуправления.
5. Раскройте понятие «Избиратель».
Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.
6. Дайте определение «Избирательной комиссии».
Комиссия, организующая проведение выборов и референдумов.
7. Продолжите фразу: «Баллотироваться на выборах - это значит…»
Выдвигать свою кандидатуру на выборах, участвовать в предвыборной кампании.
8. Что такое референдум?
Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам
государственного значения.
9. Раскройте понятие «Избирательный ценз»
Предусмотренные законодательством условия, которым должен удовлетворять граждан для
получения права избирать и быть избранным.
Учитель:
К
сегодняшней
встрече
мы
подготовили
книжную выставку, на которой находится литература,
рассказывающая
нам
о
том,
как
п р оход и т
избирательный процесс у нас в стране. Главный закон
нашей страны – Конституция России, а в первой главе
К о н с т и т у ц и и
г о в о р и т с я :
« Р о с с и я
е с т ь
д е м о к р ат и ч е с ко е
п р а в о в о е
го с уд а р с т в о
с
республиканской формой правления» (ст.1)
- Что характерно для демократического общества?
Предполагаемые ответы:
-
В
демократическом
обществе
гражданин
имеет
большие
возможности
реализовать свои цели, но вместе с тем несет большую ответственность за судьбу
государства, в котором живет.
- Демократия – это сложный процесс, требующий ответственности, уважения к
оппоненту
и
способности
к
сотрудничеству,
понимания
выборов
в
демократическом обществе.
- Одним из главнейших признаков демократического общества являются выборы,
как важнейшая форма прямого волеизъявления народа.
- Каждый гражданин через выборы реализует свое право голоса, а право голоса –
это одно из важнейших прав гражданина в демократическом обществе.
II. Ролевая игра
Учитель:
Сегодня,
16
сентября
2016
года,
мы
начинаем
игру:
«Выборы
Президента Школы». В роли Председателя Центральной избирательной комиссии
будет выступать настоящий действующий Председатель избирательной комиссии
нашего посёлка – Бронникова Наталья Леонидовна; в роли Секретарей участковой
избирательной комиссии выступят ученицы 9 класса – Котина Марина , Еремеева
Дарья (Приложение)
(Слово для выступления предоставляется Председателю Центральной избирательной
комиссии Бронниковой Н.Л. (выступление):
-
«На
имя
председателя
избирательной
комиссии
поступило
письменное
уведомление
от
6
человек
о
том,
что
они
выдвигает
свою
кандидатуру
в
Президенты школы. Их заявление принято. Избирательная комиссия развешает
им начать свою избирательную компанию».
Кандидаты в Президенты получили удостоверения, подтверждающие, что они
являются кандидатами в Президенты школы и подписные листы. (Приложение)
Кандидаты должны были собрать по 30 подписей избирателей, поддерживающих
выдвижение их кандидатур на должность Президента.
Доверенные лица были зарегистрированы избирательной комиссией, и им
тоже выдаются удостоверения. Доверенным лицам пришлось немало потрудиться,
чтобы собрать необходимое число голосов в поддержку своих кандидатов. Они
сдали подписные листы в избирательную комиссию. Мы проверили эти списки, в
них нет повторов фамилий. Кандидаты были зарегистрированы и сейчас мы им
вручим
удостоверения
в
том,
что
они
являются
кандидатами
в
Президенты
школы».
III. Предвыборные дебаты.
Учитель: Уважаемые кандидаты, избиратели, оппоненты и наблюдатели, мы с
вами
присутствуем
на
встрече
с
кандидатами
в
Президенты.
Здесь
также
присутствуют их доверенные лица, избиратели, представители средств массовой
информации. Прошу кандидатов в Президенты и их доверенных лиц, занять свои
места в этом зале.
Все кандидаты на пост Президента школы составили свои предвыборные
программы, провели агитационную работу со своими избирателями.
Доверенные
лица кандидатов
представляют
предвыборные
программы,
сопровождая
их
видеороликами,
с
участием
кандидатов
на
пост
Президента
школы. (Приложение)
1.
Доверенное лицо Шенбергер Т.Н. (11 класс) – кл. рук. Белослудцева И.М.
(выступление):
КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ ШКОЛЫ
МКОУ ХМР «СОШ п. Кирпичный»
ШЕНБЕРГЕР ТАТЬЯНА
НИКОЛАЕВНА
Шенбергер Татьяна воспитывается в полной,
многодетной семье, где воспитанию ребенка уделяется
пристальное внимание. Она «хорошистка». Любимые
предметы: литература, обществознание, биология,
физкультура.
Замечаний со стороны учителей у неё не бывает, так
как Татьяна самая спокойная, самая уравновешенная
ученица школы. Она не пропускает занятий, не опаздывает на уроки.
Татьяна - одна из активистов классного коллектива и школы. Принимает активное
участие в делах школы и класса. Все поручения классного руководителя выполняет
добросовестно и в срок….»
2.
Доверенное лицо Паньшиной Е.В. (10 класс) – кл. рук. Ульянов В.Г.
(выступление):
«
КАНДИДАТ
В
ПРЕЗИДЕНТЫ
ШКОЛЫ
МКОУ ХМР «СОШ п. Кирпичный»
ПАНЬШИНА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
Паньшина Елена Васильевна воспитывается в полной многодетной
семье.
Мама
–
Паньшина
Анастасия
Александровна-
ФАП
п.
Кирпичный , отец- Ковалёв Василий -
ЖКХ.
Воспитанию
детей
и
их
интересам
уделяют
пристальное
внимание.
Елена
учится
в
нашей
школе
с
1
класса.
С
начала
учебы
она
занималась на «отлично», сейчас она хорошистка школы. Одна из активистов класса и школы.
Не было такого поручения, чтобы она не выполнила его добросовестно и в срок. Всегда
принимает самое активное участие во всех классных и школьных мероприятиях. Очень любит
различные
соревнования,
конкурсы.
Везде
Елена
старается
успевать,
не
раз
завоевывала
призовые
места
в
конкурсах
и
районных
предметных
олимпиадах,
исследовательских
конференциях. На школьной конференции «Ученик 2015 года» заняла почётное II место…..»
3. Доверенное лицо Шенбергер Е.Н. (10 класс) – кл. рук. Усачёва В.А.
(выступление):
КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ ШКОЛЫ
МКОУ ХМР «СОШ п. Кирпичный»
ШЕНБЕРГЕР ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВНА
Шенбергер Евгения Николаевна, родилась 25 марта 2001 года. До
поступления
в
школу
посещала
детский
сад.
В
2008
году
поступила в первый класс. За время учебы показала себя только с
хорошей
стороны
.
В
начальной
школе
была
«отличницей»,
в
с р е д н е й
ш к о л е
–
« х о р о ш и с т к о й » .
Имеет удовлетворительные, хорошие оценки по всем предметам.
Особенно
любимый
предмет
–
обществознание
и
литература.
Евгения участвует в школьных и районных олимпиадах и имеет успехи. Евгения очень любит
домашних животных и хочет стать врачом. Она хороший друг и товарищ, всегда готова прийти на
помощь.
Евгения вежлива и чутка к своим друзьям и одноклассникам, уважает родителей и старших. Она
активно участвует во всех школьных мероприятиях.
Ее девиз:
Живи без страха, смело.
Встречай все препятствия и докажи,
Что ты можешь их преодолеть…..»
4.
Доверенное
лицо
Волохова
И.И..
(9
класс)
–
кл.
рук.
Шмакова
О.В.
(выступление):
КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ ШКОЛЫ
МКОУ ХМР «СОШ п. Кирпичный»
ВОЛОХОВ ИЛЬЯ ИГОРЕВИЧ
Волохов Илья родился 19 августа 2002 года в п. Кирпичном
Ханты-Мансийского района. Здесь же посещал детский сад, а в
учится в МКОУ ХМР «СОШ п. Кирпичный» с 1-го класса.
За это время проявил себя как активный участник всех
школьных и внутриклассных мероприятий.
Илья хорошо учится, всегда стремится познавать всё новое.
Со
своими
товарищами
он
вежлив,
обходителен,
всегда
готов
прийти им на помощь. Активный участник общешкольных мероприятий посвящённых
юбилейным и памятным датам.
С уважением относится к учителям и к старшим людям. Он добрый, отзывчивый сын для
своей матери и своих старших братьев….»
5.
Доверенное лицо Бояршинова И.С. (8 класс) – кл. рук.
Устюжанина С.Н. (выступление):
КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ ШКОЛЫ
МКОУ ХМР «СОШ п. Кирпичный»
БОЯРШИНОВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ
Бояршинов Иван учится в МКОУ ХМР «СОШ п.
Кирпичный» с 1-го класса. За это время проявил себя как
активный
участник
всех
школьных
и
внутриклассных
м
е
р
о
п
р
и
я
т
и
й
.
Иван хорошо учится, всегда стремится познавать всё
новое. Со своими товарищами он вежлив, обходителен, всегда
г о т о в
п р и й т и
и м
н а
п о м о щ ь .
С уважением относится к учителям и к старшим людям. Он добрый, отзывчивый
сын для своей матери и своего отца, заботливый брат для старшей сестры Екатерины,
внимательный и заботливый внук для своей бабушки Сермяжко Галины Ивановны..
Классный руководитель может доверить Ивану любое поручение, ничуть не сомневаясь,
что оно будет выполнено с полной ответственностью….»
6.
Д
оверенное лицо Маннинен И.В. (7 класс) – кл. рук. Ульянова Т.В.
(выступление):
КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ ШКОЛЫ
МКОУ ХМР «СОШ п. Кирпичный»
МАННИНЕН ИЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Маннинен Илья. воспитывается в полной семье, где
воспитанию
ребенка
уделяется
пристальное
внимание.
Учится он на «отлично» и «хорошо». Любимые предметы:
л и т е р а т у р а ,
г е о г р а ф и я ,
О Б Ж ,
ф и з к у л ь т у р а .
Замечаний со стороны учителей у него не бывает. Илья
не пропускает занятий, никогда не опаздывает в школу и
никогда
не
приходит
в
школу
с
невыученными
уроками.
Илья - один из активистов классного коллектива.
Принимает
активное
участие
в
делах
школы
и
класса.
Все
поручения
классного
руководителя выполняет добросовестно и в срок….»
Учитель: Вот вы и познакомились с предвыборными платформами кандидатов на
пост Президента Школы. Хочется, чтобы вы отнеслись серьезно к выборам. Хоть
это и игра, но молодой человек, избранный на эту руководящую должность, будет
иметь функциональные обязанности, максимально приближенные к настоящей
государственной
должности
Президента,
т.е.
издавать
Указы,
представлять
интересы школы, формировать администрацию. Поэтому хорошенько подумайте,
прежде чем ставить галочку в избирательном бюллетене.
Давайте поблагодарим кандидатов за проделанную работу, за то, что они нашли
смелость выставить свою кандидатуру, достойно представить свою программу и
себя.
Агитационная работа подошла к концу. Последние выступления с призывом
голосовать за того или иного кандидата прозвучит в виде видио-обращения наших
учителей. Посмотрите репортаж, в котором наши учителя расскажут вам о том,
что они знают о выборах.
(показ видеообращения)
Учитель:
На
этом
заканчивается
предвыборная
работа.
За
день
до
начала
голосования
прекращается
всякая
агитация.
Избирательную
комиссию
прошу
пройти на избирательный участок и подготовиться к работе.
IV. Выборы.
Учитель:
Вот
и
настал
долгожданный
торжественный
день.
Мы
с
вами
находимся
на
избирательном
участке.
Первыми
пришли
сюда
члены
избирательной
комиссии.
Здесь
присутствуют:
наблюдатель,
в
роли
которого
выступает директор школы – Илларионова Н.А., и
представитель прессы –
Мумарев И.В. В присутствии избирательной комиссии, наблюдателя, прессы, мы
осматриваем
избирательную
урну
-
она
пуста,
опечатываем
ее
и
ставим
в
положенное место.
- Избирательная комиссия, вы готовы встречать избирателей?
- Председатель Избиркома: Да. Избирательная урна опечатана, избирательная
комиссия присутствует в полном составе, списки избирателей готовы, бюллетени
в наличии – значит можно приступать к голосованию».
Учитель: Первыми голосуют члены избирательной комиссии, затем обучающиеся
1 класса, вместе со своим классным руководителем Суворовой Е.А., а за ними все
последующие классы.
После окончания голосования, избирательная комиссия в присутствии
прессы, наблюдателя – вскрывают избирательную урну и ведет подсчет голосов.
V. Викторина
Пока избирательная комиссия подводит подсчёт голосов, с избирателями
проводится сказочная викторина (для всех возрастных групп).
В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины, при устранении еще более
красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимо больших
затратах на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве
реанимации? (А. С. Пушкин – «Сказка о мертвой царевне…»);
В какой из сказок личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный
план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству
общественности все заканчивается благополучно (Ш. Перро – «Красная шапочка»);
В какой сказке лицо под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение
на семерых несовершеннолетних душ, но было разоблачено и наказано. («Волк и семеро
козлят»);
В какой сказке речь идет о некоем спортсмене, который, не имея достаточной
физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с препятствиями? Хитрость
и незаурядная выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Но финал трагичен –
проявив преступную самонадеянность и грубо нарушив правила техники безопасности,
он погибает. («Колобок»);
В какой сказке невеста была украдена на кануне свадьбы у одного жениха, убежала от
другого и вышла замуж за третьего? (Г.Х. Андерсен – «Дюймовочка»);
Разыскивается сказочный герой. Ушел из дома среди бела дня. Трижды был замечен в
лесу при встрече с неизвестными, четвертая встреча оказалась, по-видимому, роковой.
Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек. («Колобок»);
В какой сказке один долго-долго-долгожитель, не пользующийся успехом у женщин,
совершает похищение молодой и красивой девушки с целью вступления с нею в брак, а
другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет
долголетия и возвращает себе законную жену. («Царевна-лягушка»);
В какой сказке женщина крайне неопределенного возраста замышляет похитить чужого
ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Е.
Мартыновым? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного
сбора урожая и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает реками.
(«Гуси-лебеди»);
Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма
шубу, явилась в гости да так и не захотела уйти оттуда – очень ей понравилось
архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока
действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья
избушка»);
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и
для продвижения по служебной лестнице, но в последствии теряет все из-за безмерной
любви к стяжательству? (А.С. Пушкин – «Сказка о золотой рыбке»).
VI. Репортаж с избирательного участка.
Корреспондент школьной газеты «Чудесенка» Кусакин Назарий:
- Уважаемые избиратели, сегодня, 16 сентября 2017 года, мы с вами находимся на
избирательном участке МКОУ ХМР «СОШ п. Кирпичный» Ханты-Мансийского
района. Здесь только что завершилось подведение итогов голосования по выборам
Президента
школы.
Я
обращаюсь
к
Председателю
избирательной
комиссии:
«Сегодня
для
вас
напряженный
день,
что
вы
можете
сказать
об
активности
избирателей?»
- Активность избирателей выше, чем ожидалось и это понятно, ведь сегодня мы
выбираем своего руководителя, Президента школы!
VII. Посвящение в Президенты Школы
Учитель: Подведение итогов закончилось. Приглашаю всех занять свои места в
актовом зале школы. Сейчас, директор нашей школы огласит результаты нашего
сегодняшнего голосования, зачитав Протокол избирательной комиссии.
(зачитывается протокол избирательной комиссии)
Таким образом, победителем «Выборов 2016 года» на пост Президента школы
МКОУ ХМР «СОШ п. Кирпичный» становиться Шенбергер Татьяна Николаевна!
Примите наши искренние поздравления.
Настал торжественный момент. Удостоверение Президента школы вручается
Шенбергер
Татьяне,
обучающемуся
11
класса
в
том,
что
она
действительно
является Президентом (вручение). А теперь, наш избранный президент даст всем
нам свою торжественную клятву и тем самым вступит в свою должность.
Клятва Президента:
- Я, Шенбергер Татьяна, перед своими избирателями клянусь:
- честно выполнять свои обязанности;
- быть справедливым;
- клянусь помогать избирателям в любое время, и подчинятся законам школьной
республики;
- клянусь выполнять свою программу.
Учитель: Сегодня мы участвовали в выборах Президента школы, вы приняли
самое активное участие в этой игре. На уроках «Обществознания» вы приобрели
практические
навыки
участия
в
голосовании,
а
сегодня
использовали
приобретённые знания на практике. В недалеком будущем вы будете принимать
самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны и
я
надеюсь,
что
сегодняшний
опыт
участия
в
избирательной
процессе
вам
пригодится в будущей взрослой жизни.
Литература:
1.
Баглай М., Конституционное право РФ., М. 2008 г.
2.
Боголюбов Л.Н.. Обществознание, учебник для 10-11 классов, М.,2016г
3.
Галактионова Т. Г., От самопознания к самореализации: Персонал-технология
образовательной деятельности.- СПб: Институт специальной педагогики и психологии,
2014.
4.
Избирательное право: Избирательный процесс. – М.: Аванта+, 2016 г.
5.
Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках истории, 2015.
6.
Конституция РФ 1993г. М., 2013.
7.
Основы правовых знаний / под ред. С. И. Володина и др. Российский фонд правовых
реформ. Проект “Правовое образование в школе”.- М.: Вече, 2013.
8.
Политологический словарь. М., 2015.
9.
Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. М.: Народное образование
2015.