Автор: Богданович Мария Александрована
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №215
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Родительское собрание в 1 младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание в первой младшей группе
«Самостоятельность, как признак возраста»
Цель:
• Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно-
гигиенических навыков;
• Заинтересовать проблемой;
• Приобщить ребенка к самообслуживанию в условиях семьи.
Повестка:
- Круг общения.
- Беседа с психологом.
- Выступление на тему: "Самостоятельность! "
- Составление списка " Сам-не сам".
- Организационные вопросы.
- Итог встречи (награждение)
Ход родительского собрания:
Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Мы очень рады Вас сегодня видеть на нашей
встрече. Кто-то уже знаком друг с другом, а кто-то нет. Поэтому давайте познакомимся
поближе и поиграем в такую игру. Я буду передавать по кругу клубок и каждый должен
представиться, назовите свою профессию и назвать имя ребенка.
Уважаемые родители, нам нужно разделиться на три подгруппы, каждая из которых в
течение 5 минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем, с которыми
сталкиваются взрослые, воспитывая детей раннего возраста.
Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения
на доске появляется общий перечень трудностей, на которых участники заострили
внимание. Сейчас мы с вами выделим наиболее часто встречающиеся проблемы.
Каждая из групп сейчас получит задание: описать основные направления и
определенные методы работы, способствующие решению одной из трех самых
актуальных проблем воспитания детей раннего возраста.
Затем представители каждой команды сообщают результаты подгрупповой работы,
зачитывая свои рекомендации.
На заключительном этапе выполнения упражнения проводится групповое обсуждение
предложенных методов и приемов работы. Результатом групповой работы может стать
схема «рецептов», предложенных участниками тренинга по всем проблемам.
Далее комментарии психолога.
Давайте поговорим о ваших детях. Обычно родители начинают задумываться о
самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать
воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов
можно достичь.
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать
его необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они
стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно
поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то
за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать - Я сам! Часто по разным
причинам - из-за отсутствия времени или из-за неуверенности в силах ребенка - мы
стремимся сделать все за него сами.
В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно. Сверх опеки и сверх
контроля лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие,
равнодушие к жизни.
Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя.
Запретов и ограничений для малыша не должно быть много.
Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка
игрушек).
Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве
(например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе,
вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами и другие поручения).
Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании
всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей. А также помните в
первую очередь ребенок учится от своих родителей. Ваш личный пример важен ребенку:
если вы будете переходить дорогу в положенном месте, то и ваш малыш будет делать
также.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и
независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются
устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя - это
приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление
детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие
личности ребёнка.
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша
помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого
необходимые условия. Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный
для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и
способности, и все получится!
УПРАЖНЕНИЕ «СПИСОК САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ».
Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и разделите его на две половины. Левая: то, что вы
делаете с ребенком вместе (имеется в виду самообслуживание); правая: то, что ваш
ребенок уже может делать самостоятельно. Затем обсуждаем, что ребенок каждого
возраста может делать сам. Родители выполняют упражнение. Желающие зачитывают
свой список вслух. Какие чувства у вас вызывает этот список? Заберите списки домой и
постарайтесь, чтобы хотя бы один из пунктов переместился из левой половины в правую.
Дети младшего возраста должны уметь:
•
Мыть руки, засучивая рукава;
•
Мыть лицо, не разбрызгивая воду;
•
Правильно пользоваться мылом;
•
Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место;
•
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
•
Одевает носочки, натягивает частично колготки, ОБУВЬ;
•
Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
•
Пить из чашки;
•
Есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
•
Правильно пользоваться ложкой, салфеткой;
•
Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место;
•
Не уходить от взрослого (находиться рядом).
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх
с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании,
раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки)
можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям,
наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают
психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости.
Поэтому по отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную
оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им
возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.
За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает
старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь
родителям, овладеть новыми действиями.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать, «Молодец» или
«Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему
совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть
тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью
самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть
заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим,
умение преодолевать трудности, добиваться результата.
Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат,
дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. За что
можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?
Итог встречи.
Что полезного вы узнали на собрании? Давайте совместно будем прикладывать усилия к
воспитанию у детей навыков самообслуживания. Спасибо. До свидания.