Автор: Сергиенко Наталия Игориевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ОКОУ "Тёткинская школа–интернат"
Населённый пункт: пгт.Тёткино,Глушковского района
Наименование материала: Статья
Тема: «ИКТ при обучении детей с ОВЗ. Использование компьютерных специализированных обучающих программ на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).»
Раздел: начальное образование
«ИКТ при обучении детей с
ОВЗ.
Использование компьютерных
специализированных
обучающих программ на
логопедических занятиях с
детьми с ОВЗ
(интеллектуальные
нарушения).»
Подготовила: учитель-логопед
Сергиенко Наталия Игориевна
ОКОУ «Тёткинская школа-интернат»
2019 г.
Рассматривая вопросы использования ИКТ в обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья, мы знаем, что по закону, эти дети
имеют равные права со всеми на получение образования. Создание
педагогических условий для развития эмоционального, социального и
интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных
личностных качеств является одной из основных целей коррекционного
обучения и воспитания. Использование компьютерных технологий позволяет
это сделать наиболее эффективно.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с
проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности
качественного образования, его индивидуализация и дифференциация,
систематическое повышение уровня профессиональной компетентности
педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий
для достижения нового современного качества общего образования. Одним
из приоритетных стратегических направлений модернизации российского
образования является внедрение в учебный процесс средств
информационных компьютерных технологий, обеспечивающих условия для
становления образования нового типа, направленного на развитие и
саморазвитие личности. Без информационных технологий уже невозможно
представить обучение, работу, да и вообще современную жизнь.
Главной целью коррекционного обучения и воспитания является
создание педагогических условий для развития эмоционального, социального
и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных
личностных качеств. В настоящее время отчётливо проявляется тенденция
введения в образовательный процесс для обучения детей с
интеллектуальными нарушениями наглядных средств обучения. Богатейшие
возможности для этого предоставляют современные информационные
компьютерные технологии. Наглядность материала повышает его усвоение
учениками, так как задействованы все каналы восприятия информации
учащихся –зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Использование мультимедийных презентаций, интерактивных досок
целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких
опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение
изучаемого материала.
Информационные технологии очень эффективны для проведения
коррекционной работы, поскольку выполнение практических заданий может
осуществляться в индивидуальном темпе, упражнения могут быть разного
уровня сложности с учетом психофизических особенностей учащихся, кроме
того, презентационный экран можно использовать для подачи яркого,
запоминающегося демонстрационного материала.
Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный
процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых
компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с
традиционными определяют эффективность использования информационных
технологий в коррекционной работе. Дети с ограниченными возможностями
здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения. Компьютер
значительно расширяет возможности предъявления учебной информации,
позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную
деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и
информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными
участниками урока.
Использование презентаций позволяет педагогу привнести эффект
наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном
обучении, усвоить материал в полном объёме. Создание мультимедийных
презентаций на сегодняшний день весьма актуально, поскольку именно здесь
учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса и учебной
темы. Эта программа дает учителю неограниченные возможности для
творчества в использовании информации в любой форме представления, в
компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока
в данном классе.
Наглядное отображение информации способствует повышению
эффективности любой деятельности человека. Но в специальном
образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование
современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков
и приборов позволяет создавать выразительные и эффективные
динамические модели, позволяющие не только определить состояние той или
иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у
ребенка, преодолеть их доступными средствами.
Необходимость использования ИКТ на уроках в специализированных
коррекционных школах неоспорима. Для детей с ограниченными
возможностями здоровья ИКТ – помощник в освоении нового, развитии
мотивации, один из способов социализации.
Известно, что использование в коррекционной работе с учащимися с
интеллектуальными нарушениями (ОВЗ) разнообразных нетрадиционных
методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную
активность, повышает качество логопедической работы в целом. Логопеды
не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс
широкого использования информационно-развивающих технологий в своей
практике.
На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые
являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с
особыми образовательными потребностями и активно используются в работе
учителей- логопедов.
С 2017 года в ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» реализуется
долгосрочная целевая программа Российской Федерации «Доступная среда»
на 2011-2020 годы, которая предусматривает создание полноценной
безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечения их права на
получение образования и полноценное участие в общественной жизни.
Главный ориентир – дети с ограниченными возможностями здоровья не
должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей. В рамках
этой программы на выделенные деньги наша школа приобрела новую мебель,
оборудование ,компьютерные специализированные обучающие программы и
методические пособия в кабинеты учителей –логопедов и учителей
-дефектологов. Немного о тех программах которые используют учителя-
логопеды в нашей школе.
Слайд 2.
В последнее время в логопедической работе особое место занимает
интерактивная доска. Использование интерактивной доски помогает сделать
учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить
обратную связь с учащимися.
Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство,
позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное
обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские
презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.
•повысить качество обучения детей с ОВЗ;
•развивать высшие психические функции (восприятие, внимание,
память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в
работе методов активного обучения;
•развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать
навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;
•повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции
речевых нарушений;
•обеспечить психологический комфорт на занятиях.
Слайд 3.
«Мир за твоим окном» первая в России специализированная
компьютерная программа, разработана еще в 1990-х для детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха, речи,
задержкой психического развития. Однако, как показал опыт, она может быть
очень полезна не только другим категориям детей, нуждающихся в особой
помощи, но и обычным детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Она удостоена государственной премии в области образования. Ее авторы –
сотрудники Института Коррекционной Педагогики РАО (Е.Л. Гончарова, Т.К.
Королевская, О.И. Кукушкина).
Программа «Мир за твоим окном» посвящена теме «Времена года», которая
содержится в программах начального обучения практически всех категорий
детей и хорошо знакома каждому учителю. Программа состоит из пяти
частей: «Времена года»; «Погода», «Одежда»; «Рассказы о временах года»;
«Календарь», Таким образом, предназначение этой программы — помочь
ребенку радостно и деятельно познавать тайны окружающего мира, обсуждая
свои открытия и промахи со сверстниками и взрослым, а учителю и
родителям — познавать мир ребенка, делая видимыми скрытые проблемы его
развития и открывая «секреты» построения специального обучения.
Слайд 4.
Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь III» является
разработкой известнейшей в компьютерном мире фирмы IBM. Он
предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими
нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения
сенсомоторных функций речи. Включенные в комплект 14 модулей
программы позволяют работать как с детьми, так и со взрослыми
пациентами. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы
позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых
навыков. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различных
анимационных заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с
учениками и способствует высокой мотивационной готовности ребенка к
занятиям.
Слайд 4.
Модуль “Наличие звука” - обеспечивает первоначальное знакомство ребёнка
c принципом работы программы, а так же позволяет измерить длительность
речевого выдоха в секундах. Анимационная картинка меняется при любой
речевой активности в микрофон. Заставка с изображением собаки оживает
при длительном речевом выдохе, который можно измерить, зафиксировать а
также прослушать, если это голосовое упражнение
Модуль “Громкость” предназначен для контроля и отработки громкости
речевой активности. Чем громче речевая активность пациента, тем больше
шар у мальчика на экране монитора. Заданный образец громкости можно
визуально зафиксировать на экране и построить упражнение по принципу
достижения необходимого предела громкости.
Модуль “Громкость и голос” позволяет увидеть момент включения голоса в
речевом упражнении. С помощью этого модуля можно эффективно работать
над дифференциацией звонких и глухих согласных. Платок на шее
медвежонка окрашивается в зеленый цвет при выговоре глухих согласных, а
при произнесении звонких – в красный. В программе “Видимая речь” целых
три модуля посвящены отслеживанию момента включения голоса.
Модуль “Звонкость” предназначен для отработки голосовых включений в
различных упражнениях, в составе слова и фразы. При записи образца
упражнения логопед проводит анимационный объект (бабочка) по экрану,
который поднимается и опускается в такт голосовым включениям. Затем,
одним нажатием клавиши, записанный путь превращается в серию
препятствий, ограничивающих движения бабочки. Ребёнку предлагается
повторить путь бабочки, управляя голосом ее полетом.
Модуль "Включение голоса" предназначен для отработки слоговой
структуры слова, организации ритмических упражнений, тренировки
произношения. Паровозик продвигается вперед по дороге только в момент
включения голоса. Отслеживаются взрывные и фрикативные звуки. Этот
модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над призвуками у
слабослышащих пациентов, в работе над быстрыми моторными схемами при
алалии.
Модуль “Высота” позволяет увидеть частотные характеристики речи,
измерить их с целью использования в других модулях программы. Помогает
сориентировать ребёнка в тембральных характеристиках голоса, выбрать
приемлимый тембральный диапазон. Эффективен при работе с ринолалией,
дефектах связок, со слабослышащими, дисфониях.
Модуль “Высотные упражнения” позволяет организовать вокальные
упражнения, развивающие связочный аппарат, упражнения в координации
модуляций голоса. В модуле выстраиваются упражнения, в которых
необходимо провести анимационный объект, в данном случае это младенец,
из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные
характеристики голоса. По ходу движения необходимо собирать мишени и
огибать препятствия, которые можно расставлять произвольно, тем самым
усложняя или упрощая задание.
Модуль “Автоматизация фонемы” позволяет отработать фонему по
принципу достижения качества произношения. Записанная заранее как
образец фонема предлагается ребенку для отработки способом “повтори так
же”. При этом организуется игровая ситуация в которой “фермер” взбирается
по лестнице и сбрасывает апельсин только в том случае, если звук
произносимый пациентом совпадает с образцом. Как и в других модулях
имеется четыре варианта анимационной заставки. Модуль очень эффективен
при постановке звуков в сочетании работы у зеркала с работой в этом модуле.
Модуль “Цепочки фонем” как и предыдущий модуль позволяет работать с
фонемой, но не с одной, а целой цепочкой из четырех фонем. Принцип
организации игрового задания заключается в следующем: проговаривая
фонему за фонемой необходимо провести пеликана к ведерку с рыбой.
Пеликан перелетает со столба на столб только при правильном звуке ребёнка.
В большинстве упражнений имеется и анимационный финал, и звуковое
сопровождение, поощряющие работу ребёнка.
Модуль «Дифференциация двух фонем» позволяет вести работу по
дифференциации смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового
задания, в котором ребёнку необходимо корректировать голосом направление
движения велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по пути
следования, проговаривая заданные фонемы. При этом велосипедист меняет
направление движения в сторону проговариваемой фонемы.
Модуль «Дифференциация четырех фонем» позволяет вести аналогичную
работу по дифференциации сразу четырех фонем. Сущность игрового
задания при этом следующая. Ребёнку необходимо провести объект по
лабиринту проговаривая заданные фонемы. Стенки лабиринта ограничивают
коридор произношения. Логопед может варьировать расстояние между
стенками коридора и, таким образом, постепенно добиваться точности
произношения дифференцируемых звуков.
Модуль “Спектр высоты и громкости во фразе” не имеет игрового сюжета,
однако позволяет работать со спектром отдельных звуков, слогов, слов и фраз
по принципу “повтори так же” На экране представлен визуальный график
записанного речевого промежутка образцового и рабочего, для ребёнка. Вы
можете отрабатывать слова и фразы, записывая достижения ребёнка от
занятия к занятию, сохранять лучшие попытки как образцы, представлять
отдельные характеристики речи в виде разноцветных и трехмерных графиков.
Модуль “Спектр звука” позволяет работать со спектром отдельных звуков.
Сочетая работу перед зеркалом и работу в этом модуле, можно очень быстро
добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией.
Произнося какой либо звук, можно видеть на экране его спектр,
зафиксировать разным цветом в виде плавной кривой линии и работать над
произношением, совмещая образцовый график логопеда с графиком ребёнка.
Используя разные цвета графиков, можно работать одновременно над
несколькими звуками.
Слайд 6.
Логопедический тренажер «Дэльфа-142» помогает работать над
некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи.
Логопедический тренажер «Дэльфа-142» представляет собой комплексную
программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей.
Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до
текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого
дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи.
Слайд 7.
Тренажер позволяет внести элемент игры в процесс коррекции речи,
дублировать речевой материал, работать со стимульным материалом
(картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащая речь). Кроме того,
процесс коррекции нарушений строиться с учетом уровня развития ученика.
Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций –
профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной
психологии АПКиПРО О.Е. Грибова.
Слайд 8.
Визуальный тренажер произношения программа, которая
разрабатывалась в центре «Специальные образовательные технологии» как
более доступный по стоимости аналог версий программы «Видимая речь».
Разработка содержит шесть модулей, которые рассчитаны на использование
логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми проблемами.
Функционально эти модули требуют от компьютера меньших ресурсов, чем
программа «Видимая речь»
Основное предназначение – начальные этапы постановки речевых функций
при работе с тяжелой речевой патологией (нарушения слуха, ринолалия,
дизартрия и др.). Используя визуальный контроль «ВТП» и его игровую
мотивацию, можно добиться интенсивного развития начальных
сенсомоторных функций, значимых для становления громкой речи в целом.
Слайд 9.
«Логомер 2» — это программно-дидактический комплекс для кабинета
логопеда и дефектолога. С его помощью специалист проведет обследование
детей, развивающие и коррекционные занятия.90 интерактивных игр и
дидактические материалы для логопедического кабинета.
Одну и ту же задачу специалист может решить разными способами в
зависимости от особенностей ребенка.
В комплексе есть простые и сложные игры, задания с опорой на визуальное и
аудиальное восприятие, игры на скорость и в свободном темпе. В играх есть
настройки, чтобы подобрать задание конкретно под данного ребенка.
Слайд 10.
Игры Мерсибо состоят из двух частей: мотивационной и развивающей.
Ребенок видит только первую: он ищет клад, чистит море и помогает
индейцам. Одновременно с этим дети закрепляют звуки, отрабатывают
предлоги, учатся считать — это развивающая часть игр. Над ней работают
наши детские специалисты и этим игры отличаются от обычных
развлекательных игр.
Игры продуманы до мелочей: Баба Яга говорит «жутким» голосом, в играх
для малышей персонажи крупные и яркие, в конце игры ведущий похвалит
ребенка.
Слайд 11.
Логокоррекционный комплекс БОС (биологической обратной
связи) предназначен для совершенствования и коррекции речевой функции и
поведенческих нарушений у здоровых и особых детей методом
биологической обратной связи.
Метод биологической обратной связи (БОС) — это обучение человека
саморегуляции: пониманию своего организма, его органов и систем в
доступной и наглядной форме. Несмотря на то, что пояснение звучит
достаточно сложно, этот метод доступен детям с 3 лет и всем взрослым.
Основной показатель доступности методики — умение выполнять простые
инструкции.
С помощью комплекса БОС ребенок получает новые знания о себе, о том,
как управлять своим телом, и за счет взаимодействия мозга (произвольных
действий) и тела (параметры которого отражаются на мониторе)
автоматически включается саморегуляция. Сертифицированный специалист,
работающий в этот момент с ребенком, помогает ему использовать новые
знания для совершенствования и коррекции нарушенных функций.
Метод биологической обратной связи — это технология без границ. Он
уже десятилетиями применяется в развитых странах и занял высокое место
среди методов немедикаментозной терапии и коррекции.
Очень успешно применяется в работе с детьми с заиканием, ЗПР, СДВГ,
аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна, с нарушением речи, слуха и зрения.
Слайд 12.
Возможности комплекса БОС:
*диагностика функционального состояния ребенка при речевых нагрузках;
*коррекция расстройств фонации, функциональных дисфоний, нарушения
темпа речи, речевой тревоги, логоневрозов, расстройства речи у детей с
нарушением слуха и зрения, алалии и афазии, дисграфии и дислексии,
дизартрии и дислалии, ринолалии и ринофонии, заикания, гиперактивности и
дефицита внимания;
*развитие высших психических функций и волевых качеств;
*преодоление коммуникативных барьеров, улучшение социализации;
*формирование устойчивых навыков саморегуляции;
*повышение адаптивных возможностей организма;
*подготовка детей к школе;
*профилактика заболеваний речеголосового и дыхательного аппарата и
совершенствование навыков речи специалистов речевых профессий
(педагогов, воспитателей, ораторов, менеджеров и др.).
Программа позволяет обучить ребенка правильному «речевому»
дыханию, учитывая индивидуальные сердечные ритмы. При этом происходит
снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, улучшается
общее состояние организма и формируется правильно речевое поведение.
Речевой тренинг обеспечивает:
*формирование и развитие удлиненного, плавного выдоха;
*поэтапное формирование и тренировку новых навыков артикуляции,
фонации;
*овладение просодическими компонентами речи;
*купирование тревоги, страхов, звукофобий, логофобий и социофобий;
*преодоления коммуникативных барьеров, повышение самооценки;
*развитие и повышение стрессоустойчивости, адаптации и социализации.
На всех этапах работы с использованием речи осуществляется
аудиозапись во время сеанса с последующим прослушиванием и
накоплением материала для последующего анализа.
Комплекс БОС состоит из программной (компьютерной части) и аппаратной
части:
преобразователь измерительный биоэлектрических и биомеханических
сигналов организма человека для работы с ПК по методу биологической
обратной связи;
кардиодатчик – датчик частоты сердечных сокращений (ЧСС), предназначен
для регистрации сигнала с поверхности грудной клетки;
датчик частоты дыхания (ЧД)- предназначен для регистрации дыхательных
движений брюшной стенки;
микрофон – регистрирует и усиливает звуковой сигнал (речь пациента).
Комплекс БОС предназначен для детей от 3 лет и взрослых.
Абсолютным противопоказанием является эпилепсия. Относительными
противопоказаниями являются болезни сердца и высокая эпиготовность,
кожные заболевания в стадии обострения.
Заключение Слайд 13.
Практика работы показывает, что дозированное использование
программных компьютерных продуктов на логопедических занятиях делает
процесс преодоления речевых нарушений более индивидуализированным и
адресным, способствует формированию мотивации к логопедическим
занятиям, развитию познавательных процессов, формированию речевого
здоровья детей, в целом повышает эффективность коррекционно –
развивающей логопедической работы