Автор: Ситникова Галина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ № 54
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Работа с формулами приведения на уроках математики
Раздел: среднее образование
Тема урока: Формулы приведения
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
- введение формул приведения; формирование умений и навыков применения формул
приведения при преобразовании тригонометрических выражений и решении простейших
тригонометрических уравнений;
- формирование навыков самостоятельной работы над поставленной проблемой;
- развитие умения вести деловую беседу, критического отношения к самому себе.
Оборудование:
• Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений: базовый уровень. Авторы: Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е.
Фёдорова, М.И. Шабунин. М: Просвещение, 2010 и последующие издания;
Компьютер, проектор, экран.
презентация.
• Карточки с заданиями.
Деятельность учителя: осуществление дифференцированного и развивающего обучения,
поддержание обратной связи с учащимися.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-практикум с элементами исследования
Форма организации обучения: индивидуальная, парная, фронтальная
В результате обучения учащиеся должны
Знать: Алгоритм получения формул приведения
Уметь: Определять четверть и знак тригонометрических функций;
Использовать формулы сложения для упрощения тригонометрических выражений;
Использовать формулы приведения для вычисления значений тригонометрических
функций нетабличных углов
План урока:
№ Этапы урока
Основная деятельность
Планируе
мое время
1.
Организационный момент
Постановка целей
2 мин.
2.
Актуализация знаний
Проверка д.з.,блиц- опрос.
10 мин.
3.
Изучение нового материала
Работа в парах с элементами исследования
Анализ полученных результатов
Вывод
10 мин.
4.
Закрепление нового материала
Совместное решение задач с использованием
формул приведения
11 мин.
5.
Контроль усвоения нового
материала
Тестирование
8 мин.
6.
Подведение итогов урока
Рефлексия
Выставление отметок
Домашнее задание
4 мин.
1.Организационный момент.
- формирование психологического настроя на урок,
- введение в тему урока, запись темы урока (слайд 1)
- формирование целей
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Задачи:
вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
I. Для того чтобы успешно справиться с работой на уроке, нам необходим материал
предыдущих занятий. И первое, что нам необходимо повторить тригонометрические
формулы, значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса различных углов:
1)Блиц-опрос.Презентация.
2)Знаки тригонометрических функций, используя единичную окружность.
II. Проверка домашнего задания. Учащиеся готовили на доске, во время проведения
устного опроса.
Вопросы к учащимся: Какие формулы использовали при выполнении домашней
работы?
III. Изучение нового материала. Притча.
«Однажды царь решил выбрать из своих
придворных первого помощника. Он подвёл всех к огромному замку. «Кто откроет,
тот и будет первым помощником». Никто не притронулся даже к замку. Лишь один
визирь подошёл и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ.
Тогда царь сказал: « Ты получишь эту должность. потому что полагаешься не
только на то , что видишь и слышишь, но и надеешься на собственные силы и не
боишься сделать попытку»
- Сейчас каждой паре предстоит сделать попытку добыть новые знания, используя
предыдущий опыт, предыдущие знания. Каждой паре дается задание заполнить таблицу,
используя формулы сложения. Работать можно прямо в тетрадях. Конечные результаты
заносятся в общую таблицу, которая у вас на столе. Когда группа заполнит таблицу
полностью, кто-либо из группы выносит результаты на доску. Все расчеты можно
выполнять прямо в тетради. Объединив результаты работы всех пар, вы сами откроете и
сформулируете новое правило (Дается время, на доске заготовлена таблицы).
+α),
.
,
. И т.д .(Карточки)
Вопросы после заполнения таблицы на доске:
Что произошло с названием функции, поменялась ли функция?
Какой знак стоит перед функцией в правой полученной части?
Попробуйте найти закономерность между получившимся знаком перед функцией и
номером четверти.
- Итак, мы прослушали ответы всех и вывели несколько формул. Мы приводим к
функции угла 1 четверти.
Сформулируем и запишем тему урока.
Сможете ли вы запомнить эти формулы?
И не нужно их запоминать механически. Давайте попробуем сделать общий вывод по
результатам работы всех групп и сформулируем мнемоническое правило, которое
позволит вам в дальнейшем самим быстро написать все формулы, которые будут
необходимо. Ключевые моменты: название функции, знак функции. Я начинаю
предложение, а вы продолжаете:
Если приведение к углу α выполняется через вертикальные «рабочие» углы
название…. (функции меняется на конфункцию, синус на косинус,
тангенс на котангенс и наоборот).
Если приведение к углу α выполняется через горизонтальные «спящие» углы» π, 2π.., то
(название функции не меняется).
В правой части формулы ставится тот знак, ….. (который имеет функция левой части) или
– знак правой части определяется по знаку функции в правой части.
А теперь попробуем вывести формулы приведения для косинуса (используя правило).
Работаем самостоятельно. Результаты заполняем в таблицу в тетради и на доску.
Повторяем алгоритм решения.(Презентаци
V. Закрепление полученных знаний. (Презентация)
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(Работа в парах)
Задачи: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Ф.И. ______________________________________
Тест «Формулы приведения» Вариант 1
1.
Вычислить:
а) cos 210° ответ: ________________
б) sin 120° ответ: ________________
в) cos 405° ответ: ________________
Ф.И. ______________________________________
Тест «Формулы приведения» Вариант 2
1.
Вычислить:
а) cos 150° ответ: ________________
б) sin 390° ответ: ________________
в) cos 240° ответ: ________________
2.
Упростить:
а) sin
(
π
+
β
)
ответ: ________________
б) cos
(
π
2
−
γ
)
ответ: ________________
2.
Упростить:
а) sin
(
3 π
2
+
γ
)
ответ: ________________
б) cos
(
π
−
β
)
ответ: ________________
Ф.И. ______________________________________
Тест «Формулы приведения» Вариант 3
1.
Вычислить:
а) sin 210° ответ: ________________
б) cos 120° ответ: ________________
в) sin 405° ответ: ________________
2.
Упростить:
а) cos
(
π
+
β
)
ответ: ________________
б) sin
(
π
2
−
γ
)
ответ: ________________
Ф.И. ______________________________________
Тест «Формулы приведения» Вариант 4
1.
Вычислить:
а) sin 150° ответ: ________________
б) cos 390° ответ: ________________
в) sin 240° ответ: ________________
2.
Упростить:
а) cos
(
3 π
2
+
γ
)
ответ: ________________
б) sin
(
π
−
β
)
ответ: ________________
Ф.И. ______________________________________
Тест «Формулы приведения» Вариант 1
3.
Вычислить:
а) cos 210° ответ: ________________
б) sin 120° ответ: ________________
в) cos 405° ответ: ________________
4.
Упростить:
а) sin
(
π
+
β
)
ответ: ________________
б) cos
(
π
2
−
γ
)
ответ: ________________
Ф.И. ______________________________________
Тест «Формулы приведения» Вариант 2
3.
Вычислить:
а) cos 150° ответ: ________________
б) sin 390° ответ: ________________
в) cos 240° ответ: ________________
4.
Упростить:
а) sin
(
3 π
2
+
γ
)
ответ: ________________
б) cos
(
π
−
β
)
ответ: ________________
VII. Итог урока: Объявить результаты тестирования.
- Что вы сегодня узнали? (Как привести к функции угла 1 четверти)
Кто сможет повторить правило?
Но, а самый главный итог не в том, что вы узнали новое правило, а в том, что вы его
вывели и получили самостоятельно.
Рефлексия
Притча.
Шел мудрец, а я навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем
тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому.
У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что
целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал
целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу» . А третий
улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие
в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал как первый человек?
- Кто работал добросовестно?
- Кто принимал участие в строительстве храма?
VIII. Домашнее задание: мы с вами сформировали таблицу формул приведения для синуса
и косинуса, закончите, пожалуйста, эту таблицу и запишите формулы для тангенса и
котангенса. С обсуждения результатов этой работы и результатов теста мы начнем
следующий урок.
п.31. №525-527( 2,4).доп.№534.
Спасибо за урок!!!