Напоминание

Развивающая среда в ДОУ по ФГОС


Автор: Исмаилова Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1788
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Развивающая среда в ДОУ по ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развивающая

среда

в

ДОУ

по

ФГОС

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку

возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет

самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои

таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать

и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

Этим требованиям отлично соответствует концепция, которую

придерживается большая часть специалистов. Развивающая предметная среда

— это система материальных объектов деятельности ребенка, которая

развивает его духовный и физический облик и предполагает единство

социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности

ребенка. Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и

депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится

в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение

ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому

способствует.

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском

саду по ФГОС состоит из:

большой игровой площадки;

разнообразного игрового оборудования;

набора игрушек;

игровой атрибутики;

различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к

деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие

способности, воображение, навыки общения, формировать личность в

целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем

этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного

образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.

Компоненты развивающей среды

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей

среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится

центральное место.

1.

Социальный.

Основными критериями этого компонента являются:

хорошее, весёлое настроение;

уважение к воспитателю как руководителю процесса;

дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности

детей и поощряет сотрудничество;

задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.

2.

Пространственно-предметный.

среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель

могли управлять ею при необходимости.

у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной

деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного

целостного процесса;

среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество

различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.

3.

Психо - дидактический.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов,

вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет

способствовать полноценному развитию детей.

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует

полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом

учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности

ребёнка.

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными

компонентами, которые будут стимулировать познавательную и

образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность

всех этих компонентов и помещений образовательной организации для

каждого ребёнка.

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть

организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что

им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по

интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для

рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного

труда.

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора

материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

развивающие игры;

простые технические устройства и модели;

лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;

природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и

с которыми можно проводить эксперименты.

Как создать развивающую среду в ДОУ?

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие

задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить

самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть

комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и

потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей,

их воспитания и развития социальных способностей. Создавая развивающую

среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные

компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты

и каких ошибок стоит избегать.

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения,

рассмотренные выше.

1.

Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и

непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда

должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в

зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.

2.

Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование

разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы

упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это

уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.

3.

Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть

возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности,

сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно

должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже

время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.

4.

Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы,

которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна

предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о

мужественности, а девочки – о женственности.

5.

Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается

человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие

элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал

атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.



В раздел образования