Автор: Исмаилова Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1788
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Развивающая среда в ДОУ по ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Развивающая
среда
в
ДОУ
по
ФГОС
Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку
возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет
самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои
таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать
и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.
Этим требованиям отлично соответствует концепция, которую
придерживается большая часть специалистов. Развивающая предметная среда
— это система материальных объектов деятельности ребенка, которая
развивает его духовный и физический облик и предполагает единство
социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности
ребенка. Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и
депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится
в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение
ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому
способствует.
Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском
саду по ФГОС состоит из:
большой игровой площадки;
разнообразного игрового оборудования;
набора игрушек;
игровой атрибутики;
различных игровых материалов.
В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к
деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие
способности, воображение, навыки общения, формировать личность в
целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем
этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного
образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.
Компоненты развивающей среды
Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей
среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится
центральное место.
1.
Социальный.
Основными критериями этого компонента являются:
хорошее, весёлое настроение;
уважение к воспитателю как руководителю процесса;
дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности
детей и поощряет сотрудничество;
задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
2.
Пространственно-предметный.
среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель
могли управлять ею при необходимости.
у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной
деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного
целостного процесса;
среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество
различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
3.
Психо - дидактический.
Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов,
вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет
способствовать полноценному развитию детей.
Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде
ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует
полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом
учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности
ребёнка.
ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными
компонентами, которые будут стимулировать познавательную и
образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность
всех этих компонентов и помещений образовательной организации для
каждого ребёнка.
Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть
организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что
им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по
интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для
рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного
труда.
Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора
материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:
развивающие игры;
простые технические устройства и модели;
лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и
с которыми можно проводить эксперименты.
Как создать развивающую среду в ДОУ?
При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие
задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить
самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть
комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и
потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей,
их воспитания и развития социальных способностей. Создавая развивающую
среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные
компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты
и каких ошибок стоит избегать.
Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения,
рассмотренные выше.
1.
Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и
непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда
должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в
зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
2.
Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование
разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы
упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это
уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
3.
Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть
возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности,
сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно
должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже
время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
4.
Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы,
которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна
предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о
мужественности, а девочки – о женственности.
5.
Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается
человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие
элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал
атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.