Напоминание

"Организация ученического самоуправления в начальных классах"


Автор: Меметова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 42
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: метадическая разработка
Тема: "Организация ученического самоуправления в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ Средняя общеобразовательная

школа №42

МЕМЕТОВА О,А,

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССАХ

Краснодар 2019

Объяснительная записка.

В нашей стране, как и в нашем городе,

большое

значение

придается

развитию

самоуправления.

О с т р ы е

п р о б л е м ы

в о с п и т а н и я

современного

подрастающего

поколения

д и к т у е т

н е о б х о д и м о с т ь

п о в ы ш е н и я

эффективности

воспитательной

работы

в

системе образования.

Согласно

требованиям

Министерства

образования и науки, в каждой школе создана

система воспитательной работы.

Сегодня, в огромной степени именно от

школы зависит, приобретут ученики «базовый

набор

социальных

компетенций»

и

станут

полноценными гражданами своего государства,

или окажутся неприспособленными к жизни в

обществе.

Одним

из

направлений

по строения

школьных

воспитательных

систем

является

развитие ученического самоуправления.

В

с о в р е м е н н о й

т е о р е т и ч е с ко й

и

методической литературе нет единого мнения по

о п р е д е л е н и ю

т е р м и н а

« ш к о л ь н о е

самоуправление».

Кроме

того,

большинство

а в т о р о в ,

р а с с м а т р и в а я

у ч е н и ч е с к о е

самоуправление,

пишут

об

этом,

как

об

уже

давно

существующем

явлении.

Поэтому

теоретики

и

практики

по-разному

принимают

одни и те же педагогические факты, или одним

термином называют разные понятия.

Речь

идет

о

таких

понятиях,

ка к

«самоуправление»,

«ученическое

школьное

самоуправление», «соуправление» и др.

При

этом

цели

и

задачи

поставлены

примерно одинаковы.

Некоторые

педагоги

и

сам

термин

«самоуправление» трактуют по-разному.

В

«Педагогической

энциклопедии»

ученическое

самоуправление

рассматривается

как участие детей в управлении и руководстве

делами

своего

коллектива.

Отрицая

это,

некоторые

ученые

делают

акцент

на

разных

словах.

Берут

за

о снову

р у ко в од с т в о

коллективом и рассматривают самоуправление

как

часть

системы

управления.

Другие

понимают

самоуправления

-

как

форму

организации

коллективной

жизни.

Еще

некоторые

-

как

возможность

учащихся

реализовать свое право на активное участие в

управлении

учебно

-

в о с п и т ат е л ь н ы м

процессом в школе.

Наше

понимание

места

ученического

самоуправления в структуре школы основано на

следующих нормативных документах:

1.

В с е о б щ а я

д е к л а р а ц и я

п р а в

человека;

2.

Конвенция о правах ребенка;

3.

К о н с т и т у ц и я

Р о с с и й с к о й

Федерации;

4.

Закон РФ «Об образовании»;

5.

Закон

РФ

«Об

общих

принципах

организации местного самоуправления в РФ»;

6.

Федеральная целевая программа;

7.

Т и п о в о е

п о л о ж е н и е

о б

общеобразовательном учреждении.

Наряду

с

властью

директора

в

школе

должна

существовать

власть

учеников,

педагогов и родителей (соуправление).

То, чем будут управлять и заниматься все

участники учебно - воспитательного процесса,

определяет Устав школы и сопутствующие ему

внутренние

акты,

Устав

у ч е н и ч е с ко го

самоуправления.

Формы

этой

деятельности

может выбрать само учебное заведение.

Органы

ученического

самоуправления

могут быть созданы в разном формате.

Формы

этой

детской

власти

может

выбирать

само

учебное

заведение.

Органы

самоуправления бывают «общими», с участием

и педагогов, родителей и учеников - например,

Совет школы; или «раздельными» - например,

учащийся Совет с участием выборных детских

или

юношеских

представителей

классных

к о л л е к т и в о в .

О р г а н ы

ш к о л ь н о г о

самоуправления,

сформированные

учениками,

принято

называть

органами

ученического

самоуправления.

Гл а в н ы й

с м ы с л

с а м о у п р а в л е н и я

заключается

в

том,

что

с

его

помощью

участники

школьной

жизни

п ол у ч а ют

возможность влиять на школьную политику -

как

через

участие

в

принятии

решений,

которыми

руководствуется

администрация

учебного заведения, так и через собственную

а к т и в н о с т ь

в

у п р а в л е н и и

у ч е б н о

-

воспитательным процессом.

Самоуправление

делает школьную жизнь предметом совместного

творчества

всех

ее

участников.Какие

цели

и

задачи

поставлены

перед

учениче ским

самоуправлением?

Хотя

в

разных

учебных

заведениях могут быть поставлены различные

цели, согласно направлению деятельности этого

заведения,

но

есть

те,

которые

объединяют

деятельность всех учреждений.

Предлагаем вам те цели и задачи, которые

объединяют

деятельность

учениче ского

самоуправления

в

различных

у че б н ы х

заведениях.

ЦЕЛИ:

-

формирование

готовности

каждого

ученика

к

личностному

самоопределению,

приобретения

опыт а

д е м о к р ат и ч е с к и х

отношений, к самовоспитания и саморазвития;

-

создание

условий

для

развития

и

реализации

научно

-

п о з н а ват е л ь н о го ,

творческого потенциала каждого ученика;

- развитие организаторских способностей

и социальной активности учащихся;

-

воспитание

национального

сознания,

любви к родному краю, изучение его истории,

культуры

и

традиций

своего

народа

и

уважаемого толерантного отношения к культуре

и традициям других народностей;

-

формирование

правовой

культуры,

воспитание

моральной

ответственности

за

порученное дело;

-

поддержка

инициативы

в

проектной

деятельности;

- предоставление возможности ученикам

самостоятельно планировать и организовывать

свою

ученическую

жизнь,

внеклассную

деятельность, уважать законность и права всех

участников учебно-воспитательного процесса;

-

создание

возможности

реализации

творческих

идей

в

общественной

жизни

и

развитие управленческих навыков в реализации

интересных дел;

-

воспитание

ответственности

за

сохранение

жизни

благодаря

созданию

и

действия экологических агитбригад, агитбригад

«За здоровый образ жизни, команд ЮИД;

ЗАДАНИЯ:

-

п о д д е р ж к а

э ф ф е к т и в н о г о

взаимодействия учеников, родителей, учителей

в

условиях

развития

воспитательной

системы

школы;

-

предоставление

детям

и

молодежи

знаний,

умений

и

навыков

самоуправлений,

демократического стиля взаимоотношений;

-

п р и в л е ч е н и е

у ч а щ и х с я

к

совершенствованию

своей

личности,

создание

условий

для

развития

способностей

и

реализации интересов, развитие мировоззрения,

самостоятельности и самосознания;

- воспитание положительного отношения

к

общечеловеческим

ценностям

и

нормам

коллективной

жизни,

законам

государства,

р а з в и т и е

г р а ж д а н с ко й

и

с о ц и а л ь н о й

ответственности

за

себя,

окружающих,

своей

страны;

-

предоставление

учащимся

реальной

возможности вместе с педагогами, родителями

прогнозировать,

использовать,

выполнять

и

анализировать

учебно

-

воспитательный

процесс;

-

создание

в

школе

условий

для

само стоятельно сти,

с а м од е я т е л ь н о с т и ,

реализации инициатив учащихся;

-

ф о р м и р о в а н и е

и

р а з в и т и е

гуманистической

направленности

личности

с

осознанием

гражданской

позиции,

чувства

национальной гордости;

-подготовка

и

проведение

праздников,

ф е с т и в а л е й ,

в ы с т а в о к ,

к о н к у р с о в ,

соревнований;

-

воспитание

ответственности

за

соблюдение

порядка

в

школе,

к л а с с е ,

организация дежурств и работы по сохранению

школьного имущества, учебников;

- организация познавательной, спортивно

- оздоровительной деятельности,

-

поддержка

проектной,

поисковой

деятельности, творческой инициативы.

Сегодня

каждый

творчески

работающий

учитель

не

мыслит

результативности

своей

работы без содружества с детским коллективом,

без

обучения

навыков

коллективной

работы,

развитие

их

творческих

инициатив.

Детское

самоуправление

является

конкретным

видом

деятельно сти

школьников.

Отвечая

н а

отдельные разделы работы своего коллектива,

участвуя

в

чередовании,

дети

организуют

других

на

выполнение

тех

или

иных

задач,

участвуют

в

планировании,

контролируют

и

проверяют

друг

друга.

Эту

деятельность

учащихся можно назвать организаторской.

Всякая деятельность является своего рода

упражнением

его

сил

и

способностей

и,

следовательно,

вызывает

определенное

их

развитие. Участвуя в работе органов классного

самоуправления, учащиеся приобретают целый

ряд привычек и навыков, умений и знаний. В

них

развиваются

определенные

моральные

качества и черты характера.

Когда ученик выступает с критикой своего

одноклассника, смело и открыто указывая ему

н а

н е д о с т ат к и ,

о н

р а з в и в а е т

в

с е б е

принципиальность, умение правильно оценить

тот или иной поступок.

Воспитательное

значение

ученического

самоуправления

заключается

в

подготовке

учащихся

к

участию

в

о б щ е с т в е н н ом

самоуправлении, в воспитании организаторов, в

формировании

у

детей

важнейших

качеств

нового человека.

Понятно,

что

решать

эту

задачу

путем

только

слове сного

во спит ания,

п у т е м

разъяснений

и

бесед

невозможно:

никакие

книги, никакие уговоры и поучения взрослых не

заменят

ребенку

его

непо средственного

жизненного

опыта,

личного

участия

в

общественно-полезной деятельности.

Однако,

если

в

роли

организаторов

выступают

только

взрослые,

но

сами

дети

находятся

в

положении

организованных

и

только пассивно выполняют чужие требования,

не

может

быть

и

речи

о

достижении

целей

ученического самоуправления.

Организаторская работа состоит из ряда

специфических умений и навыков. Это умение

планировать,

выбирать

главное

в

работе,

п р а в и л ь н о

р а с п р ед е л я т ь

о б я з а н н о с т и

товарищей,

а

также

такие

навыки,

как

в ы п ол н е н и е

о бя за н н о с т е й .

Л юб ы е

и з

перечисленных умений и навыков должны быть

предметом специальной заботы учителя: трудно

рассчитывать, что они появятся у детей сами

собой. Поэтому каждый педагог должен быть

хорошим организатором, без этого невозможно

успешное

решение

задач

развертывания

детского самоуправления в классе и школе.

Наконец,

воспитательное

значение

ученического

самоуправления

заключается

в

том, что практически выступая в определенной

р о л и

в

с в о е м

ко л л е к т и в е ,

у ч а щ и е с я

приобретают

ряд

нравственных

каче ств,

необходимых современному человеку.

У

учащихся

формируется

такое

важное

качество, как принципиальность в отношениях с

другими

членами

коллектива

и

постоянно

растущая требовательность к себе и к своим

одноклассникам.

Истинный смысл воспитательной работы

состоит не в бесплодных разговорах с ребенком,

а

в

создании

таких

жизненных

ситуаций,

в

ко т о р ы х

о к а з ы в а ю т с я

л у ч ш и е

ч е р т ы

личности.Не

следует,

однако,

думать,

что

положительные

качества

личности

будут

воспитываться у детей стихийно, сами по себе,

стоит

лишь

ввести

в

детском

коллективе

самоуправления. Там, где педагоги устраняются

от

с е р ье зно й

р а б от ы

по

р у ко в о д с т ву

ученическим самоуправлением, его развитием,

возможны

во спитательные

р е зул ьт ат ы ,

совершенно противоположные ожидаемым. При

правильной постановке самоуправления могут

возникнуть

у

детей,

его

непосредственных

участников,

такие

негативные

качества,

как

в ы с о к о м е р и е ,

з а н о с ч и в о с т ь ,

индивидуализм.Непосредственные

причины

тому

могут

быть

разные:

неправильное

осуществление выборности, когда одни и те же

обязанности выполняются на протяжении ряда

лет

одними

и

теми

же

детьми,

отсутствие

отчетности

перед

другими

детьми

о

своей

работе.

Но

главная

причина

здесь

одна:

о с л а б л е н и е

и л и

п о л н о е

о т с у т с т в и е

педагогического руководства.

Поэтому

важным

условием

достижения

положительных

воспитательных

результатов

при

развертывании

детского

самоуправления

является

умелое

педагогическое

руководство

деятельностью

учащихся,

последовательное

п р о в ед е н и е

в о с п и т ат е л я м и

о с н о в н ы х

т р е б о в а н и й

к

с и с т е м е

ш к о л ь н о г о

самоуправления.

Общая организация самоуправления в

школьном коллективе

Как

первичные

коллективы

являются

основой

общешкольного

воспитательного

коллектива,

так

и

самоуправления

класса,

группы служит основой самоуправления школы.

С а м о у п р а в л е н и е

к л а с с а

с о с т о и т

и з

распределения конкретных обязанностей между

отдельными учениками. Обычно на одном из

первых классных собраний, в начале учебного

года

избирается

актив.

Это

могут

быть

отдельные

ученики,

за

каждым

из

которых

закрепляются

определенные

обязанности,

например мэр, заместитель мэра, заместитель

по

социальным

вопросам,

заместитель

по

вопросам

культуры,

заместители

по

науке

(предметы),

цветовод,

физрук,

санитары,

ответственные

за

сохранность

мебели

и

учебников,

заместители

по

юстиции

и

права,

информаторы и др.

В

других

случаях

при

более

высоком

уровне

развития

самоуправления,

избираются

группы

учащихся

по

отдельным

участкам

работы:

сектор

общественно

-

политической

работы,

куда

входят

политинформаторы,

редакторы,

корреспонденты

стенгазеты;

учебный

сектор,

объединяющий

лаборантов,

помощников

учителей;

сектор

культмассовой

работы и др. Каждый из секторов возглавляет

ответственный за его работу. Такая групповая

организация актива имеет ряд преимуществ: она

позволяет

конкретизировать

организаторские

функции

отдельных

учащихся,

способствует

втягиванию в самоуправление основной массы

учащихся

и

предупреждает

перег руз ку

отдельных

членов

актива

общественной

работой.

Безусловно,

вся

эта

работа

не

только

строится в зависимости от опыта и традиций

школьного

коллектива,

но

и

имеет

свою

специфику в разных классах; и самоуправления

в

начальных

классах

будет

отличаться

от

организаторской

деятельности

ученического

актива в старших классах.

В первых классахпривлечение учащихся к

выполнению простейших функций может быть

успешным

уже

начиная

со

второй

четверти

(первые два месяца работы идут на приучение

учащихся

к

их

учебных

обязан н о стей ,

соблюдение

основных

правил

поведения

в

школе, чем закладываются основы организации

к л а с с н о г о

ко л л е к т и в а ) .

Н а ч и н а е т с я

с а м оу п р а в л е н и я

п е р в о к л а с с н и ко в

п о

выполнению

ими

простых

обязанностей

дежурных

по

классу.

В

этой

работе

учитель

использует памятка дежурного. Она действует

не

круглый

год,

а

лишь

на

начальном

этапе

приучения детей к труду в классе. В ноябре они

уже

могут

выполнять

обязанности

санитара,

цветовода, игровика, хозяйственника и т. д. Дети

помогают

учителю,

собирая

тетради

для

п р о в е р к и ,

р а зд а в а я

и н д и в и д у а л ь н ы й

дидактический

материал

и

т.

д.

Все

это

они

делают

по

прямым

поручениям

учителя.

Никаких

постоянных

обязанности

"

связей

с

отдельными учениками на длительные сроки в

первом классе закреплять не рекомендуется. Это

связано

как

с

особенностями

психологии

младших школьников, так и с необходимостью

для учителя лучше познакомиться с классом, а,

следовательно,

большее

число

учеников

посмотреть в работе. Кроме того, дети очень

ревниво относятся к таким поручений: каждому

хочется

быть

санитаром

и

ухаживать

за

рыбками, чередовать и т. д. И надо дать такую

возможность каждому ученику. Очевидно, для

этого учитель должен вести специальный учет

распределения временных обязанностей своих

учеников, чтобы всех в свое время «назначив на

должность».

Со

второго

класса,

когда

оформятся

и

начнут

свою

деятельность

отдельные

группы

ребят,

целе сообразно

закрепление

н а

определенный

срок

(опять-таки

не

очень

длительный)

уже

известных

поручений

по

группам детей. Новое в работе и коллективный

характер исполнения своих обязанностей. Здесь

важно учить детей распределять работу между

исполнителями.

Опыт

показывает,

ч то

и с к л юч и т е л ь н о

ва ж н о е

з н ач е н и е

д л я

стимулирования

первых

шагов

школьников

в

самоуправлении

играет

атрибутика.

Красивые

нарукавные повязки, эмблемы с вышитым на

них

цветочком,

рыбкой,

красным

крестом

не

просто вносят в работу детей элемент игры (что,

кстати, что важно само по себе), но и делают

гласной

работу

актива,

ставят

детей

под

ко н т р о л ь

т о в а р и щ е й ,

п о в ы ш а ю т

и х

ответственность

за

выполнение

поручений

коллектива.

Во

тором

полугодии

уже

можно

четко

обозначить

границы

самоуправления.

Провести выборы лидера класса и обозначить

группы по поручениям.

С

т р е т ь е г о

и

ч е т в е р т о г о

классасамоуправления

все

больше

начинает

выполнять

свою

внешнюю

функцию

-

включение класса в общешкольный коллектив.

Здесь уже избираются на сравнительно долгий

срок

ответственные

по

основным

участкам

работы: как представителей класса они входят в

состав органов самоуправления общешкольного

коллектива.

Учитывая возрастные особенности детей

младшего школьного возраста, мы предлагаем

следующую классификацию этапов внедрения

самоуправления в начальных классах:

1

класс

этап

подражания

(д е т и

действуют

по

готовому

образцу

с

помощью

учителя, копируют его действия и выполняют

поручения под строгим контролем учителя)

2

к л а с с

э т а п

ч а с т и ч н о й

с амо стоятельно сти

(дети

в

с о с т оя н и и

выполнить самостоятельно часть работы, могут

самостоятельно находить некоторые способы их

осуществления)

3

к л а с с

э т а п

б о л е е

п о л н о й

с а м о с т оя т е л ь н о с т и

( д е т и

в ы п о л н я ю т

определенную

работу

самостоятельно

в

п о вт о р я ю щ и хс я

с и т у а ц и я х ,

ч а с т и ч н о

принимают

решения,

учатся

давать

оценку

своим действия и действиям одноклассников)

4 класс – этап полной самостоятельности

(дети

с амо стоятельно

выполняют

в с е

поручения,

принимают

решения,

принимают

участие

в

обсуждениях,

дают

оценки

и

характеристики себе и одноклассникам )

Среди

форм

классного

самоуправления

особенно важную роль играют общие сборы и

дежурства учащихся по классу. Общее собрание

приучают

ребят

коллективно

решать

вопросы

своей

жизни.

Именно

на

собрании

больше

и

лучше, чем где бы то ни было, разворачивается

сила

общественного

мнения,

обеспечивается

каждому

школьнику

право

уч астия

в

обсуждении и принятии решений по вопросам

деятельности

коллектива.

Классные

собрания

является наиболее гибкой и доступной формой

привлечения всех к самоуправлению.

Общешкольные собрания организационно

значительно сложнее, а в некоторых крупных

школах они вообще не могут функционировать

в прямом виде.

Вместе с тем иногда классные собрания

проводятся плохо, формально, и используются

только

для

информации

учащихся

о

тех

или

иных событиях жизни школы, класса, страны.

Безусловно, такая информация нужна, но она не

может

составлять

главного

содержания

собрание учеников.

Главное

и

основное

в

работе

классных

собраний

-

это

обсуждение

важных

решений

отно сительно

деятельно сти

к л а с с н о го

коллектива, рассмотрение и утверждение плана

его

работы,

выборы

ученического

актива,

заслушивание отчетов о выполнении решений

класса отдельными учениками.

Можно нарисовать самые красивые схемы

самоуправления,

написать

много

различных

документов о организаторской работе в школе,

но

если

в

классе

ученики

не

могут

сами

подготовить и активно провести собрание, то

вполне

очевидно:

в

этом

классе

никакого

самоуправления нет. А между тем в некоторых

школах даже в старших классах собрание ведет

учитель.

Для

ведения

собрания

избираются

председатель

и

секретарь.

На

первых

порах

лучше будет, если эти обязанности закреплены

за

определенными

учениками

на

достаточно

длительный

срок,

чтобы

они

получили

необходимую практику. С помощью учителя как

с л е д у е т

н а у ч и л и с ь

в е с т и

с о б р а н и е

(председательствовать,

вести

протокол,

докладывать о проверке решений и т.д.).

Собрания

не

обязательно

должны

быть

очень емкими, с обсуждением многих сложных

вопросов,

на

что

тратится

до

часа

времени.

Лучше

чаще

проводить

короткие

сборы

( «оперативки») на 10-15 минут решению какого

- либо одного хорошо подготовленного вопросы,

например

организации

участия

класса

в

субботнике.

При

такой

практике

классные

собрания

действительно

станут

тем,

чем

они

д о л ж н ы

б ы т ь ,

-

в а ж н е й ш е й

ф о р м о й

коллективного самоуправления.

Д ру го й

ф о рм о й

с а м оу п р а в л е н и я ,

позволяет

привлечь

вс ех

учащихся

в

о р г а н и з а ц и и

ж и з н и

к л а с с а ,

я в л я е т с я

чередование.

Какие

же

основные,

характерные

черты

самоуправления в классе?

Прежде всего, необходимо отметить, что

здесь, как и всегда, самоуправление выполняет

две

основные

функции:

внутреннюю

и

внешнюю.

В н у т р е н н я я

ф у н к ц и я

с а м оу п р а вл е н и я к л а с с а

з а к л юч а е т с я

в

руководстве

и

управлении

силами

учащихся

жизнью

классного

коллектива,

различными

видами

его

деятельности.

Это

достигается

установлением ответственных лиц по разделам

работы. Каждый из них находится в положении

уполномоченного

коллектива,

подчиняется

актива

класса

(объединение

ответственных

за

основные участки работы) и общему собранию.

Управление

внутренней

жизнью

класс а

о б е с п е ч и в а е т с я

н о р м а л ь н ы м

функционированием совета актива и классного

собрания,

разработкой

и

проведением

ими

в

жизнь плана работы.

В н е ш н я я

ф у н к ц и я

к л а с с н о г о

самоуправления

заключается

в

установлении

связей

данного

коллектива

с

д ру ги ми

п е р в и ч н ы м и

ко л л е к т и в а м и

ш ко л ы ,

в

определении

своего

места

в

общешкольного

коллективе.

Важную

роль

здесь

играет

и

Общешкольное

планирования,

если

оно

обеспечивает взаимодействие и контакт в работе

классных

коллективов.

Проводя

в

жизнь

основные

задачи

общешкольного

плана,

организуя

коллектив

класса

на

участие

в

соревнованиях, конкурсах с другими классами,

классное

самоуправления

предупреждает

опасность замыкания первичного коллектива в

кругу своих интересов.

На эту сторону самоуправления отдельные

педагоги обращают мало внимания. Некоторые

даже противопоставляют какой-то степени свой

актив классный общешкольного, рассматривая

избрания

лучших

классных

активистов

в

общешкольные

органы

как

о с ла бле н и е

общественной жизни класса. Но подобная точка

зрения

может

возникнуть

только

там,

где

педагогический

коллектив

не

добивается

создания

единого,

сплоченного

школьного

коллектива.

Между тем, первичный коллектив, являясь

лишь определенным звеном перехода от единого

школьного коллектива к личности, не может сам

по себе, будучи изолированным от последнего,

решать

основные

задачи

воспитательного

воздействия

на

ребенка,

поскольку

«только

создав единый школьный коллектив, говорит А.

С.

Макаренко

можно

возбудить

в

детском

сознании могущественную силу общественного

м н е н и я

к а к

р е г у л и р у ю щ е г о

и

дисциплинирующего

воспитательного

фактора

».

В а ж н ы м

у с л о в и е м

н о р м а л ь н о г о

функционирования и поступательного развития

классного самоуправления является включение

его

в

систему

школьного

самоуправления,

работа по единому плану. Контроль со стороны

школьного коллектива, обмен опытом с другими

классами

-

все

это

в

значительной

мере

определяет успехи классного коллектива.

Привлечение учащихся в деятельность по

руководству

и

управлению

жизнью

своего

коллектива

достигается

за

счет

различных

методов

педагогического

воздействия

-

общественное мнение детского коллектива. Это

не значит, что педагоги могут устраниться от

руководства

общественным

мнением

детского

коллектива.

Руководящая

роль

учителя

сохраняется всегда. Но именно теперь педагог

по опекуна и няни становится для детей старше,

более мудрым другом и советчиком.

Модель ученического самоуправления

Школа

-

одна

из

главных

звеньев

формирования

личности

ученика.

Одним

из

направлений

работы

воспитательной

системы

предусмотрена

работа

органов

ученического

самоуправления.

С

приходом

в

школу

в

жизни

ребенка

начинается важный этап. В это время. У него

появляются новые друзья, новые обязанности,

возникают новые отношения с взрослыми.

Очень

важно,

чтобы

с

первых

месяцев

школьной жизни дети чувствовали себя членами

единого коллектива, проявляли внимание друг к

другу,

научились

общаться,

интересоваться

успехами друзей, находить общие интересы.

И м е н н о

кол л е кт и в н а я

и г р о в а я

деятельность создает для этого благоприятные

условия.

Модель

и

структура

учениче ского

самоуправления в нашем классе была выбрана

не случайно. Класс - это небольшая страна со

своими министерствами.

Модель

и

структура

учениче ского

самоуправления

нашего

класса

рассчитана

на

включение

в

непосредственную

работу

всех

учащихся классного коллектива.

Цель.

Желание

объединить

учащихся

для

п о л е з н ы х ,

и н т е р е с н ы х

д е л ,

ко т о р ы е

способствуют

расширению

их

кругозора,

р а з в и т и ю

н о в а т о р с к и х

и

п о и с к о в ы х

способностей,

воспитывает

у

школьников

милосердие,

уважительное

отношение

к

природе, труду, людям преклонного возраста.

Задачи.

помочь каждому проявить себя как

личность и индивидуальность;

прислушиваться к мнению каждого,

брать за основу его интересы и потребности;

предоставить каждому возможность

самореализоваться

в

выбранной

с фере

деятельности;

развивать чувство ответственности;

в ы з в а т ь

и н т е р е с

к

у ч е б н о -

воспитательному процессу;

сформировать заинтересованность в

улучшении

взаимоотношений

между

членами

коллектива;

р а з в и в ат ь

н а в ы к и

о б щ е н и я ,

повысить культуру общения;

создать

условия

для

развития

организаторских способностей каждого;

формировать лидерские качества;

дать возможность самореализации и

самоутверждения

каждого

через

конкретные

дела;

создать

условия

для

развития

к р е а т и в н о с т и ,

и н и ц и а т и в н о с т и ,

самостоятельности;

создать

благоприятные

условия

совместной

деятельности

детей

и

взрослых

(учителей и родителей);

формировать толерантность, умение

общаться.

Формы и методы.

1.

Воспитательные беседы.

2.

Познавательные

воспитательные

мероприятия.

3.

Тематические уроки.

4.

Творческие конкурсы.

5.

Метод проектов.

6.

Мини-диспуты.

7.

Совместные мероприятия.

8.

Метод проектирования

УСТАВ

УЧЕНИЧЕСКОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ «ИЗУМРУДНЫЙ»

Раздел I

Общие положения

1 . 1 .

« И з у м р у д н ы й »

я в л я е т с я

о б щ е с т ве н н о й

о р г а н и з а ц и е й ,

ко т о р а я

объединяет на основе добровольности учащихся

нашего класса.

1.2.

«Изумрудный»

создано

с

целью

поддержки

социально

значимых

инициатив

детей

и

подростков,

в

своей

деятельности

руководствует ся

Законами

Ро ссии

«О

молодежных

и

детских

организациях»,

«О

содействии

социальному

становлению

и

развитию

молодежи»,

«Об

объединении

граждан».

1.3.

Объединение

действует

на

основе

равноправия

всех

ее

членов,

самоуправления,

законности и гласности.

Раздел II

Цель и задачи

2 . 1 .

Ц е л ь :

р а зв и т и е

т в о р ч е с ко г о

потенциала детей, защита их прав и интересов,

привлечения к участию в общественной жизни.

2.2. Задачи:

-

Развитие

демократической

системы

ученического

самоуправления

в

учреждении,

с о з д а н и я

ж и з н е с п о с о б н ы х

о р г а н о в

ученического

самоуправления,

разработка

механизмов их взаимодействия и координации.

- Стимулирование развития и реализации

лидерского

потенциала

детей

в

различных

сферах их жизнедеятельности.

- Обеспечение условий для полноправного

участия

школьников

в

принятии

решений,

ш и р о ко г о

п р и в л е ч е н и я

у ч а щ и х с я

к

формированию органов самоуправления снизу

до верху.

-

С о з д а н и е

с и с т е м ы

о б у ч е н и я

молодежных лидеров.

-

Подготовка

молодежных

лидеров

для

практической деятельности со сверстниками в

качестве

тренеров

программ,

менеджеров

социально значимых проектов.

- Формирование социальной активности и

жизненной компетентности личности на основе

таких

социальных

умений:

готовность

к

участию

в

процессах

создания

государства,

способность

определить

формы

и

способы

своего участия в жизни общества, готовность

взять на себя ответственность, способность к

самостоятельному

жизненного

выбора

на

основе гуманистических ценностей.

-

Развитие

у

школьников

правовой

культуры,

оказание

ей

помощи

в

овладении

способами и методами реализации своих дел в

государстве и обществе.

-

Поддержка

инициатив

творческих

о бъ е д и н е н и й

п о

с о в е р ш е н с т в о в а н и ю

воспитания,

обучения

детей,

организации

досуга.

Раздел III

3.1. Принципы и законы

Стержневыми

принципами,

которые

определяют содержание деятельности являются:

- принцип творческой деятельности;

-

принцип

самодеятельности

и

самостоятельности;

- принцип демократизации;

-

принцип

учета

интересов

и

потребностей каждого члена объединения;

-

п р и н ц и п

а к т и в н о й

компетентности.

3.2. Законы коллектива «Изумрудный»:

Закон

просвещения

«Знания

это

неоценимый клад. Ни дня без книги».

Закон пунктуальности «Каждое дело

имеет старт и финиш. Береги время!»

Закон вежливости «Внимательное и

теплое отношение к людям».

Закон

милосердия

«Никогда

и

никому

не

причинять

боли,

страданий.

Толерантно

относиться

к

другим.

быть

человечным, приносить радость другим».

Закон здоровья «Забота о здоровье –

дело каждого».

Закон

бережливости

«Береги

все,

что тебя окружает».

Закон

самостоятельности

«Делай

все

возможное

своими

руками.

Произведения

своим умом».

Закон

улыбок

«Улыбка

делает

человека красивым. Дари улыбку людям».

Закон

деловитости

«Честное

и

ответственное

отношение

к

сверстникам

и

взрослым».

3.3

Девиз

«Изумрудного»:

«Предлагай!

Планируй! Организовывай! Выполняй!».

Раздел IV

Направления деятельности

1.

Создание

в

классе

эффективной

системы ученического самоуправления.

2.

Обе спечение

развития

д е т с ко -

юношеских

организаций,

поддержки

их

программ и проектов.

3 .

П о и с к

э ф ф е к т и в н ы х

м о д е л е й

организации

жизнедеятельности

личности

в

школе

и

оказание

ей

поддержки

со

стороны

сверстников.

4.

Проведение

общественно

значимых

акций,

конкурсов,

проектов

и

программ,

фестивалей и форумов.

5.

Обеспечение

информированности

членов

школьного

самоуправления

о

его

деятельности,

собственные

возможности

участия средствами информационного центра.

6.

Разработка

программы

совместных

д е й с т в и й

с

р о д и т е л ь с к и м

с о в е т о м ,

п е д а го г и ч е с к и м

ко л л е к т и в ом

ш ко л ы ,

Парламентом школы.

7. Установление партнерских отношений с

детскими

общественными

организациями

района,

города,

страны,

с

международными

организациями.

Раздел V

Структура

5.1. Высшим органом самоуправления в

классе

являются

классные

собрания,

так

называемый Совет города Изумрудный – орган

самоуправления

в

классном

коллективе,

который собирается каждый месяц. На собрании

выбирают и утверждают Председателя Совета

класса.

5.2.

Полномочия

Председателя

Совета

класса:

• научиться организовывать детей

знать

распределение

общественных

поручений членов министерств (секторов)

• уметь требовать от них правильного и

своевременного выполнения этих поручений

• уметь вместе с классным руководителем

оценить работу членов группы, их отношение к

учебной деятельности

5.3 Члены совет работает по следующим

направлениям - Министерствам:

5.3.1 Министерство «Всезнайки»:

п р е д у с м ат р и в а е т

о р г а н и з а ц и ю

взаимопомощи в обучении,

помощь

в

проведении

предметных

недель, месячников, олимпиад, конкурсов.

в

с о с т а в

с е к т о р а

в х о д я т

д в е

взаимосвязанные группы: соискатели знаний и

консультанты.

5.3.2 Министерство «Айболит»:

дети

выполняют

ряд

обязанностей:

следят за внешним видом учащихся;

• проверяют чистоту переменной обуви,

чистоту рук перед употреблением пищи;

• ведут контроль за соблюдением порядка

каждым

учеником

в

столовой,

за

уборкой

посуды;

контролируют

выполнение

учащимися

режима дня.

5.3.3. Министерство «Читайки»:

• дети следят за аккуратным обращением с

книгами,

з а

с в о е в р е м е н н ы м

в о з в р а т о м

прочитанных книг в библиотеку;

помогают

в

оформлении

"Уголка

любителя книг";

помогают

в

подготовке

тематических

выставок;

рассказывают

про

новые

интересные

книги;

п о м о г а ю т

у ч и т е л ю

н а

у р о к а х

внеклассного чтения.

на

уроках

трудового

обучения,

после

уроков

"потерпевшим"

книжкам

оказывают

"скорую

помощь".

Постоянно

работают

"книжкины доктора".

П р е д о с т а в л я ю т

к о н с у л ь т а ц и и ,

показывают, как надо ремонтировать книгу.

в

уголке

"Живи,

книга!"

вывешивают

советы:

"Как

отремонтировать

к н и г у " ,

"Рекомендации читателям".

Раз

в

четверть

проводят

рейды

для

выявления

победителей

в

с ох р а н е н и и

ученических учебников.

5.3.4. Министерство «Затейники»:

у ч а с т и е

в

и г р а х

и

ко н к у р с а х ,

развивающих творческие способности;

организация

и

проведение

школьных

праздников и развлекательных программ;

контроль

за

выполнением

за дач

направления работы „ Мир красотой спасем"

• Сотрудничество с другими секторами

5.3.5 Министерство «Юные олимпийцы»:

совершенствование

ф и з и ч е с ко го

развития, достижения результатов в спорте

проведение

походов,

спортивных

соревнований, турниров;

5.3.6 Министерство «Золотое перо»:

своевременное

и н ф о рм и р о ва н и е

учащихся

школы

о

мероприятиях,

которые

должны состояться в школе;

освещение

событий,

произошедших

в

организации;

р е г ул я р н ы й

в ы п у с к

с т е н г а з е т,

оформление альбомов и выставок (Приложение

3)

Раздел VI

Положение об атрибутах

«Изумрудного»

1. Общие положения.

1.1.

Атрибуты

«Изумрудного»

отражают

особенности учебно-воспитательного процесса,

создают

единый

стиль,

объединяют

его

участников,

реализуют

задачи

воспитания

гражданственности.

1.2. Настоящее Положение составлено на

основании

Закона

РФ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

типового

положения

о б

о б р а зо ват е л ь н ом

у ч р е ж д е н и и

д л я

общеобразовательных школ, законодательства о

государственной

символике

Ро ссийской

Федерации,

Устава

и

традиций

Школы,

пожеланий

учащихся,

педагогов

и

родителей

учащихся.

1 . 3 .

С о б л ю д е н и е

а т р и б у т о в

регламентируется

настоящим

Положением

и

является обязательным для исполнения всеми

участниками образовательного процесса класса.

2.

Принципы

выбора

и

назначение

атрибутов.

2.1.

«Изумрудный»

использует

в

повседневной жизни и в дни торжеств атрибуты,

отражающие особенности учебного шгорода и

его традиции.

2.2. Атрибутика «Изумрудного» отражает:

чувство

уважения

и

преданности

Родине;

стремление

изучать

значение,

историю государственной символики,

чувство

уважения

к

традициям

Школы,

гордость

за

ее

достижения,

желание

приумножать успехи;

дружеские

чувства

и

равенство

возможностей

в

ученическом

коллективе

«Изумрудного»;

с т р е м л е н и е

к

д и с ц и п л и н е ,

формированию

чувства

меры

и

созданию

условий

для

развития

эстетического

вкуса

и

коммуникативных навыков учащихся.

3.Атрибуты

3.1. Герб «Изумрудного»

Г е р б

о т р а ж а е т

и з о б р а ж е н и е

во сьмигранного

изумруда

и

к р е п о с т и ,

раскрывает

одну

из

главнейших

задач

воспитание гражданина – патриота, причастного

к судьбам людей своего города, страны, мира.

Изумруд – символ объединения усилий учителя

и

детей

в

познании

окружающего

мира,

где

главной ценностью является личность каждого

р е б е н к а ,

ф о р м и р о в а н и е

в н у т р е н н е й

потребности

личности

к

самоопределению,

саморазвитию,

самовоспитанию.

Изображение

крепости – это символ нерушимого стремления

к

творческому

развитию,

к

открытиям

и

знаниям. Цветовая гамма состоит из золотого,

синего,

белого

и

зеленого

оттенков,

выражая

ж и з н е р а д о с т н о с т ь ,

о п т и м и с т и ч н о с т ь ,

дружеский настрой «Изумрудного».

3.2. Гимн «Изумрудного»

Гимн

объединяет

всех

участников

образовательного

процесса.

Автором

текста

гимна является творческий коллектив учащихся

2-Г

и

их

родителей,

в

частности

Вероника

Чермит.

Гимн

исполняется,

стоя

всеми

учениками

на

торжественных

классных

мероприятиях.

3.3. Флаг «Изумрудного»

Флаг

является

официальным

классным

символом.

Флаг представляет собой прямоугольное

полотнище

размером

90х110

см.

Флаг

«Изумрудного» вносится во время официальных

ц е р е м о н и й

и

д р у г и х

т о р ж е с т в е н н ы х

мероприятий класса.

Флаг «Изумрудного» постоянно хранится

в классном музее.

Флаг представляет собой единое целое с

гербом

«Изумрудного».

Его

Изумрудный

тон

символизирует

жизнь,

природу,

окружающую

среду, молодежь, новизну, обновление, надежду,

лидерство, дружелюбие и взаимопонимание

Н а ш

ф л а г

с и м в о л

ж и з н и ,

целеустремленности и дружбы!

4. Порядок действия Положения

4 . 1 .

П о л о ж е н и е

о б

а т р и б у т а х

«Изумрудного»

принимается

Управляющим

советом

класса

на

основании

обсуждения

и

одобрения большинством членов Совета.

4.2.

Положение

п ере смат ри вает ся ,

изменяется, дополняется на основании решения

Совета класса и фиксируется в его дополнениях.

4.3.

Соблюдение

настоящего

Положения

является

обязательным

для

всех

членов

«Изумрудного».

Раздел VII

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРЕ

УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

«ИЗУМРУДНЫЙ»

1. Общие положения

1.1.

Ученическое

самоуправление

-

добровольное

объединение

учащихся,

цель

которого

-

сформировать

у

детей

умение

хозяйничать в классе, умение сотрудничать на

принципах партнерства, гласности, демократии

с ученическим, педагогическим и родительским

коллективом класса.

1.2.

Деятельность

органов

ученического

самоуправления

в

классе

спо собствует

сплочению

классного

коллектива,

развития

гражданской

позиции,

процесса

социализации

учащихся, более эффективному их вхождению

во

взрослую

жизнь.

Учитель

руководствуется

интересами и потребностями детей, стремится

стать центром, где ученики не только учатся, но

и

формируют ся

как

лич но сти,

ж и ву т

полноценной, духовной жизнью.

1 . 3 .

Ко н ц е п ц и я

р а з в и т и я

к л а с с а

предусматривает

формирование

успешной

компетентной

лично сти.

У ч е н и ч е с ко е

самоуправление

призвано

оказать

в

этом

помощь, развить такие качества учеников, как

с а м о с т о я т е л ь н о с т ь ,

а к т и в н о с т ь ,

инициативно сть,

ком м у н и к а б е л ь н о с т ь ,

т о л е р а н т н о с т ь ,

о т в е т с т в е н н о с т ь ,

обязательность, умение принимать решения и

реализовывать намеченное.

1.4. Ученическое самоуправление в классе

называется - «Изумрудный город».

1.5. В своей деятельности «Изумрудный»

руководствуется

нормативно-правовыми

актами:

Конституцией

России,

Всеобщей

декларацией прав человека, Конвенцией ООН о

правах

ребенка,

Законами

России

«Об

о б р а з о в а н и и » ,

« О б

о б щ е с т в е н н ы х

организациях»,

«О

детских

и

молодежных

общественных

организациях»,

положением

школы «О ученическом самоуправлении».

1.6.

«Изумрудный»

пропагандирует

дружеские

отношения

и

сотрудничество

с

различными общественными объединениями на

принципах

взаимоуважения

и

независимости,

сотрудничает с педагогами и родителями.

1.7. «Изумрудный» имеет свою символику.

2.

Цели

и

задачи

деятельности

органов

ученического самоуправления.

2 . 1 .

В с е с т о р о н н е

р а з в и в а т ь с я ,

самосовершенствоваться,

самореализовываться

на благо себе, своим ровесникам, своей семье.

2.2.

Обеспечивать

и

защищать

права

и

интересы

учащихся

учебного

заведения

на

основе

устава,

распространять

среди

детей

информацию

о

путях

защиты

своих

прав

и

свобод.

2 . 3 .

С о з д а в а т ь

у с л о в и я

д л я

самореализации

детей,

привлечение

их

к

участию в принятии решений на уровне класса;

формировать

чувство

от ве т с т ве н н о с т и ,

сознательное отношение к участию каждого в

решении

важных

дел

классной

жизни,

овладение наукой управления.

2.4.

Способствовать

вс е с то р о н н е й

р е а л и за ц и и

д е т ь м и

с во и х

и н т е р е с о в ,

способностей,

прав

и

свобод

на

основе

общечеловеческих ценностей.

2.5. Формировать навыки самоуправления,

социальной

активно сти

и

с о ц и а л ь н о й

ответственности

в

процессе

практической

общественной деятельности.

2.6.

Сплачивать

учеников

класса

для

добрых, полезных, интересных дел, развития их

творческих способностей.

2.7.

Спо собствовать

кул ьту р н ом у

развитию, духовному обогащению детей.

3.

Структура

и

организация

работы

ученического самоуправления.

3.1. Органы ученического самоуправления

используют различные формы работы, опираясь

на запросы, интересы, творчество и инициативу

учащихся,

родителей

и

педагогов.

Мэр

« И з у м р у д н о г о »

н е п о с р е д с т в е н н о

взаимодействует

с

учителем,

родительским

комитетом класса.

3.2.

Деятельно сть

« И зум руд н о го »

основывается на принципах:

самостоятельности

учениче ского

самоуправления в пределах своих полномочий

при

решении

проблем

в

о р г а н и з а ц и и

жизнедеятельности класса;

ответственность

органов

ученического

самоуправления перед учениками, педагогами и

родителями;

наделение

лидеров

учениче ского

с а м о у п р а в л е н и я

п о л н о м о ч и я м и

и

обязанностями,

которые

утверждаются

общим

ученическими собраниями;

разнообразия

форм

организации

ученического самоуправления.

3.3.

Самоуправление

«Изумрудного»

и м е е т

д ву хс т у п е н ч а т у ю

с т р у к т у р у

-

самоуправление учащихся учебного заведения и

органы

самоуправления

классов,

две

части

которой тесно связаны между собой и работают

по совместно согласованными программами и

планами.

3 . 4 .

Ф у н к ц и о н и р о в а н и е

о р г а н о в

самоуправления осуществляется в соответствии

со структурой:

• Мэр

• Вице-Мэр

• Совет «Изумрудного» (Совет министров)

• Министерства «Изумрудного»:

-

Министерство «Всезнайки»;

-

Министерство «Читайки»;

-

Министерство «Золотое перо»;

-

М и н и с т е р с т в о

« Ю н ы е

Олимпийцы»;

-

Министерство «Айболит»;

-

Министерство «Затейники»;

3.5.

Высшим

органом

ученического

самоуправления

является

Совет

класса,

в

которую входят: учитель - мэр Изумрудного –

министерства.

3.5.1.

Совет

класса

имеет

следующие

полномочия:

у т в е р ж д а е т

н о в ы е

п р о г р а м м ы ,

положения,

планы

работы

и

другие

важные

документы и решения;

у т в е р ж д а е т

ко л и ч е с т в е н н ы й

и

персональный состав Совета;

принимает

решения,

касающиеся

деятельности Совета и являются обязательными

для исполнения;

• принимает отчет мэра;

принимает

решения,

направленные

на

улучшение учебно-воспитательного процесса в

классе и носят рекомендательный характер.

• Созывается один раз в месяц.

3 . 6 .

Р у к о в о д с т в о

у ч е н и ч е с к и м

самоуправлением

о суще ствляет

м эром

«Изумрудного»

3.6.1.

Мэр

является

гарантом

прав

учащихся,

является

представителем

всех

учеников

во

взаимоотношениях

с

другими

структурами

учебного

заведения

и

его

администрацией,

действует

как

официальный

представитель

на

мероприятиях,

в

которых

представлен класс.

3.6.2. Мэр избирается из числа учащихся

класса на основе всеобщего равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании

сроком

на

один

учебный

год.

Выборы

Мэра

проходят

в

соответствии

с

Положением

о

выборах Мэра «Изумрудного». (Приложение 1)

3 . 6 . 3 .

М э р

о су щ е с т вл я е т

о б щ у ю

координацию деятельности министерств.

3.6.4. Мэр имеет право:

планировать

вместе

с

учителем

воспитательную работу учащихся класса;

• высказывать откровенно свои мысли и

суждения

по

всем

вопро сам

жизни

и

деятельности классного коллектива;

в н о с и т ь

п р е д л о ж е н и я

п о

совершенствованию

учебно-воспитательного

процесса;

• созвать очередные (не реже одного раза в

месяц)

и

внеочередные

заседании

Совета

представителей министерств;

• размещать свои обращения к ученикам в

средствах

массовой

информации

класса

и

школы.

3.6.5. Мэр обязан:

• соблюдать Устав;

п л а н и р о в а т ь ,

о р г а н и з о в ы в а т ь ,

координировать, контролировать работу Совета;

отчитываться

на

заседаниях

Совета

о

своей деятельности и деятельности;

• оптимально использовать учебное время

для духовного обогащения и культурного роста;

проводить

конференции

по

вопросам

самоуправления;

• выступать в защиту прав и достоинства

учеников класса;

достойно

представлять

ученический

коллектив

в

других

учебных

заведениях

и

общественных организациях.

3.6.6. Полномочия Мэра прекращается в

случае:

• отставки;

невозможно сти

выполнять

с в о и

обязанности по состоянию здоровья;

переход

в

другой

класс

или

учебное

заведение;

3.7.

В

случае

отстранения

Мэра,

его

обязанности исполняет вице-Мэр.

3.7.1.

Вице-Мэром

становится

кандидат,

получивший второй результат на выборах.

3.7.2. Полномочия вице-Мэра:

• отсутствие Мэра, вице-Мэр исполняет

его обязанности;

• координирует работу министерств;

• отвечает за работу министерств;

3 . 8 .

С о в е т

« И з у м р у д н о г о »

-

и с п о л н и т е л ь н ы й

о р г а н

у ч е н и ч е с ко г о

самоуправления, работа которого направлена на

развитие учащейся инициативы, дисциплины и

особенностей в соответствии с удовлетворением

своих потребностей и интересов.

3.8.1. Совет «Изумрудного» избирается на

ученической конференции класса и подотчетна

ей на один учебный год.

3 . 8 . 2 .

П р е д с е д а т е л е м

С о в е т а

«Изумрудного» является вице-Мэр.

3.8.3.

Совет

«Изумрудного»

делится

на

министерства

в

состав

которых

входят

по

5

п р е д с т а в и т е л е й

к л а с с а .

З а

к а ж д ы м

министерством

закреплен

министр,

который

контролирует их работу.

3.8.4.

Заседание

Совета

«Изумрудного»

проводится по соответствующему

плану, но не реже одного раза в месяц.

При

возникновении

проблем,

требующих

немедленного решения, собирается на срочное

внеочередное

заседание.

Информация

о

решении

освещается

министерством

«Золотое

перо» в классной газете.

3.8.5.

Полномочия

членов

Со ве т а

«Изумрудного»

прекращаются

с

момента

завершения

следующей

и з б и р ат е л ь н о й

кампании

и

объявления

нового

руководящего

состава.

3.8.6.

Полномочия

членов

Со ве т а

«Изумрудного»

могут

быть

прекращены

в

случае:

сложении

полномочий

по

личному

заявлению;

• перехода в другое учебное заведение;

отзыва

коллективом

класса

своего

п р е д с т а в и т е л я

и з

с о с т а в а

С о в е т а

«Изумрудного»;

в

случае

решения

членов

Совета

«Изумрудного»

за

поведение,

которое

вредит

имиджу класса.

4. Взаимодействие органов ученического

самоуправления

с

органами

самоуправления

школы, с администрацией учебного заведения,

педагогическим

коллективом,

родителями,

другими объединениями и организациями.

4 . 1 .

В з а и м о о т н о ш е н и я

м е ж д у

«Изумрудным»

УС

школы

и

администрацией

школы,

педагогическим

советом,

родителями,

другими

объединениями

и

организациями

с о з д а ю т с я

н а

о с н о в е

п р и н ц и п о в

в з а и м о у в а ж е н и я ,

т о л е р а н т н о с т и

и

сотрудничества.

4.2.

Директор

учебного

заведения

и

президент школьного самоуправления помогают

учащимся

в

решении

проблемных

вопросов,

направляют

работу

органов

ученического

самоуправления.

4 . 3 .

« И зумруд н ы й »

с п о с о б с т ву е т

распространению информации о деятельности

детских и молодежных организаций, движений,

тесно сотрудничает с обществами и клубами по

интересам, действующих в учебном заведении и

за его пределами.

4.4. Данное положение создано на основе

действующего

положения

о

самоуправлении

Школы №42 города Краснодара. (Приложение 2)

ПОЛОЖЕНИЕО ВЫБОРАХ МЭРА

«ИЗУМРУДНОГО»

1.

Основные

положения

и

принципы

выборов Мэра.

1.1. Мэр классного города «Изумрудный»

избирается

гражданами

«Изумрудного»

на

основе равного и прямого избирательного права

путем тайного голосования.

1.2.

Участие

граждан

«Изумрудного»

в

выборах Мэра является добровольным.

2. Всеобщее избирательное право

2.1.

Право

голоса

на

выборах

имеют

граждане

«Изумрудного»,

которые

в

день

выборов находятся в классе.

3. Право быть избранным

3.1. Мэром может быть избран гражданин

«Изумрудного»,

который

на

день

выборов

является учеником «2-Г» класса.

3.2. Может быть включен в избирательный

список и избранный Мэром кандидат:

гражданин

«Изумрудного»,

которого

рекомендует коллектив (класс);

гражданин

«Изумрудного»,

что

сам

выставил свою кандидатуру на голосование при

условии, что его поддерживает 50 % + 1 член

коллектива (класса).

3 . 3 .

Н е

м о ж е т

б ы т ь

в к л юч е н

в

избирательный

список

и

избранный

Мэром

кандидат, которому коллектив класса выразили

недоверие по следующим пунктам:

• наличие отрицательного рейтинга;

• пребывание в списках нарушителей;

пропуск

более

пяти

уроков

бе з

уважительной причины;

• неэтичное поведение;

• нарушение правил проведения агитации.

4. Правила проведения агитации.

4.1. Агитация начинается не ранее 11 дней

и

заканчивается

за

сутки

до

дня

проведения

выборов.

4.2.

Во

время

проведения

агитации

кандидатам

запрещается

иметь

товарно-

денежные отношения с электоратом.

5. Документы для организации выборов.

5.1. Программы кандидатов в Мэры.

5.2. Список избирателей (список учащихся

класса).

5.3. Бюллетени.

5.4. Объявление о выборах.

5.5.

Протоколы

регистрации

участников

избирательного процесса.

5.6. Протокол подсчета голосов.

6. Обязанности избирательной комиссии.

Для

проведения

выборов

Советом

классного

города

«Изумрудный»

назначается

избирательная комиссия из состава родителей

«Изумрудного».

Избирательная комиссия:

6.1. Составляет списки избирателей.

6.2.

Составляет

протокол

регистрации

кандидатов в мэры.

6.3. Разрабатывает образец бюллетеня.

6.4.

Проводит

выборы

по

спискам

избирателей.

6.5. Регистрирует избирателей.

6.6. Выдает бюллетени.

6.7.

Подсчитывает

голоса

по

окончании

голосования



В раздел образования