Напоминание

Создание равноправных образовательных взаимоотношений между одноклассниками в инклюзивном классе


Автор: Галикеева Флорида Ахметгалиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Населённый пункт: г.Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Создание равноправных образовательных взаимоотношений между одноклассниками в инклюзивном классе
Раздел: начальное образование





Назад




Создание равноправных образовательных взаимоотношений между

одноклассниками в инклюзивном классе

Традиционное обучение не всегда комфортно для обучающихся с ОВЗ. Обучение ребенка

с ОВЗ в общеобразовательном классе предполагает создание особой инклюзивной среды,

определяющей особую рабочую атмосферу в образовательном процессе. Отношение

одноклассников и педагогов к особенностям здоровья и развития обучающегося с ОВЗ и

установление позитивных взаимоотношений между участниками образовательного

процесса могут предопределить успешность выбранной стратегии реализации АОП. У

обучающихся с ОВЗ, как и у одаренных детей, свой темп и ритм обучения, не

совпадающий с общим (средним) темпом работы класса. Данный факт инициирует

педагогов и организаторов инклюзивного обучения использовать современные подходы и

передовые методики, нацеленные на достижение успеха всех учеников в классе.

Исследовательские и эмпирические методики обучения наиболее эффективны, вне

зависимости от ограничения возможностей здоровья. Созданная психологически

комфортная инклюзивная рабочая атмосфера в классе, организация возможности выбора

задания, доступного по сложности, и создание условий для продуктивной работы в

команде – это 80% успеха педагога в инклюзивном классе и показатель его

профессионализма, умения работать в личностно ориентированном аспекте. Личностно

ориентированное и деятельностное обучение лежат в основе реализации ФГОС НОО ОВЗ

и ФГОС О у/о. Такое обучение практикуется работой в гибких группах, разнообразными

подходами к подаче информации и результатам освоения знаний. Обеспечить личностно

ориентированную направленность урока может учитель, обладающий следующими

психолого-дидактическими характеристиками Уроки и коррекционно-развивающие

задания в АОП должны быть четко структурированы таким образом, чтобы новые знания

логически были привязаны к тому, что ученикам уже известно, задания давались четко,

широко использовались наглядные материалы. В процессе организации поисковой

деятельности новые знания и навыки закрепляются наиболее эффективно. Именно такой

подход учит обучающегося с ОВЗ не быть пассивным наблюдателем образовательного

процесса, а самостоятельно принимать решения, делать верный выбор, быть активным

участником. Создание комфортной обстановки и адаптация подачи учебного материала

делают обучающихся (не только с ОВЗ) успешными в обучении. Какие они, обучающиеся

в инклюзивном классе? Они обладают знаниями, которыми могут легко воспользоваться

при решении проблемы. Они самостоятельно мотивированы: считают себя способными

учениками и желают учиться. Они не сравнивают себя с другими обучающимися и умеют

отслеживать свой личный успех или неудачу, делать выводы, принимать решения по

устранению своей неуспешности. Они стратегически ориентированы: обладают

стратегиями обучения и мышления, которыми пользуются в учебе. Они обладают

эмпатией: видят себя и мир с точки зрения других, включая людей из других культур и

людей с особыми потребностями. Чтобы вышеперечисленные качества учеников

инклюзивного класса сформировались и стали движущей силой повышения качества

образования, необходимо психолого-педагогическое сопровождение по формированию

особой инклюзивной культуры класса образовательной организации. Роль педагога при

организации образовательного процесса в инклюзивном классе ФГОС НОО ОВЗ

представляет собой систему требований к системе образования, в том числе и к

педагогическим коллективам. В инклюзивном классе роль педагога, учителя меняется от

ведущего на наставникасо-ведущего. Педагог-ведущий, «дирижер», «навигатор» имеет

больше шансов на организацию продуктивной личностно-деятельностной работы, которая

соответствует Стандарту. Организация взаимодействия в инклюзивном классе в рамках

реализации АОП по ФГОС НОО ОВЗ возможна только в случае установления

доверительных субъект-субъектных отношений, где учитель и ученик с ОВЗ разделяют

ответственность за результат и качество образования поровну. Основная цель учителя на

уроке и во внеурочной деятельности – создание условий для самостоятельной

деятельности всех обучающихся, чтобы они, действуя в зоне ближайшего своего развития,

преодолевали посильные затруднения с помощью универсальных учебных действий,

достигали поставленных целей и умели анализировать свои ошибки (самооценка). Это

особенно важно при включении в образовательную среду класса обучающегося с ОВЗ. В

реализации АОП становится важен не столько сам образовательный результат, сколько

способы его достижения самим обучающимся с ОВЗ. Именно для таких обучающихся

является жизненно важным не «изолированное» изучение системы научных понятий,

составляющих содержание учебного предмета, а включение содержания обучения в

контекст решения жизненно важных задач. В рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ педагог

должен вооружить обучающихся с ОВЗ наибольшим количеством способов действий,

которые помогут осуществить выбор и действовать в нестандартной жизненной ситуации.

Вот жизненный пример: Саша С. не может решать составные задачи из задачника. Ему

необходимо разложить задачу на две более простые. Учитель дает жизненно

ориентированную задачу, где необходимо рассчитать выгодность проезда в школу на

общественном транспорте или на личном автомобиле. У Саши в руках образцы денежных

купюр, и он отдает их за бензин или билет. В деловой ролевой игре участвуют

одноклассники. Они вместе с учителем терпеливо ждут, когда Саша решает, что поехать в

школу на автобусе дешевле. Он не называет ответ, не может рассчитать расход бензина в

автомобиле, как сделали его одноклассники за это время, но он точно решил свою

жизненную задачу, используя математические навыки, и принял верное решение. Данный

пример еще раз подтверждает решающее значение в создании включающей

образовательной среды сотрудничества между обучающимися. Педагогу в инклюзивном

классе необходимо владеть технологиями включения обучающегося с ОВЗ в общую

образовательную среду класса и уметь применить педагогическую тактику для повышения

качества образования у всех учеников.



В раздел образования