Автор: Галикеева Флорида Ахметгалиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Населённый пункт: г.Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Создание равноправных образовательных взаимоотношений между одноклассниками в инклюзивном классе
Раздел: начальное образование
Создание равноправных образовательных взаимоотношений между
одноклассниками в инклюзивном классе
Традиционное обучение не всегда комфортно для обучающихся с ОВЗ. Обучение ребенка
с ОВЗ в общеобразовательном классе предполагает создание особой инклюзивной среды,
определяющей особую рабочую атмосферу в образовательном процессе. Отношение
одноклассников и педагогов к особенностям здоровья и развития обучающегося с ОВЗ и
установление позитивных взаимоотношений между участниками образовательного
процесса могут предопределить успешность выбранной стратегии реализации АОП. У
обучающихся с ОВЗ, как и у одаренных детей, свой темп и ритм обучения, не
совпадающий с общим (средним) темпом работы класса. Данный факт инициирует
педагогов и организаторов инклюзивного обучения использовать современные подходы и
передовые методики, нацеленные на достижение успеха всех учеников в классе.
Исследовательские и эмпирические методики обучения наиболее эффективны, вне
зависимости от ограничения возможностей здоровья. Созданная психологически
комфортная инклюзивная рабочая атмосфера в классе, организация возможности выбора
задания, доступного по сложности, и создание условий для продуктивной работы в
команде – это 80% успеха педагога в инклюзивном классе и показатель его
профессионализма, умения работать в личностно ориентированном аспекте. Личностно
ориентированное и деятельностное обучение лежат в основе реализации ФГОС НОО ОВЗ
и ФГОС О у/о. Такое обучение практикуется работой в гибких группах, разнообразными
подходами к подаче информации и результатам освоения знаний. Обеспечить личностно
ориентированную направленность урока может учитель, обладающий следующими
психолого-дидактическими характеристиками Уроки и коррекционно-развивающие
задания в АОП должны быть четко структурированы таким образом, чтобы новые знания
логически были привязаны к тому, что ученикам уже известно, задания давались четко,
широко использовались наглядные материалы. В процессе организации поисковой
деятельности новые знания и навыки закрепляются наиболее эффективно. Именно такой
подход учит обучающегося с ОВЗ не быть пассивным наблюдателем образовательного
процесса, а самостоятельно принимать решения, делать верный выбор, быть активным
участником. Создание комфортной обстановки и адаптация подачи учебного материала
делают обучающихся (не только с ОВЗ) успешными в обучении. Какие они, обучающиеся
в инклюзивном классе? Они обладают знаниями, которыми могут легко воспользоваться
при решении проблемы. Они самостоятельно мотивированы: считают себя способными
учениками и желают учиться. Они не сравнивают себя с другими обучающимися и умеют
отслеживать свой личный успех или неудачу, делать выводы, принимать решения по
устранению своей неуспешности. Они стратегически ориентированы: обладают
стратегиями обучения и мышления, которыми пользуются в учебе. Они обладают
эмпатией: видят себя и мир с точки зрения других, включая людей из других культур и
людей с особыми потребностями. Чтобы вышеперечисленные качества учеников
инклюзивного класса сформировались и стали движущей силой повышения качества
образования, необходимо психолого-педагогическое сопровождение по формированию
особой инклюзивной культуры класса образовательной организации. Роль педагога при
организации образовательного процесса в инклюзивном классе ФГОС НОО ОВЗ
представляет собой систему требований к системе образования, в том числе и к
педагогическим коллективам. В инклюзивном классе роль педагога, учителя меняется от
ведущего на наставникасо-ведущего. Педагог-ведущий, «дирижер», «навигатор» имеет
больше шансов на организацию продуктивной личностно-деятельностной работы, которая
соответствует Стандарту. Организация взаимодействия в инклюзивном классе в рамках
реализации АОП по ФГОС НОО ОВЗ возможна только в случае установления
доверительных субъект-субъектных отношений, где учитель и ученик с ОВЗ разделяют
ответственность за результат и качество образования поровну. Основная цель учителя на
уроке и во внеурочной деятельности – создание условий для самостоятельной
деятельности всех обучающихся, чтобы они, действуя в зоне ближайшего своего развития,
преодолевали посильные затруднения с помощью универсальных учебных действий,
достигали поставленных целей и умели анализировать свои ошибки (самооценка). Это
особенно важно при включении в образовательную среду класса обучающегося с ОВЗ. В
реализации АОП становится важен не столько сам образовательный результат, сколько
способы его достижения самим обучающимся с ОВЗ. Именно для таких обучающихся
является жизненно важным не «изолированное» изучение системы научных понятий,
составляющих содержание учебного предмета, а включение содержания обучения в
контекст решения жизненно важных задач. В рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ педагог
должен вооружить обучающихся с ОВЗ наибольшим количеством способов действий,
которые помогут осуществить выбор и действовать в нестандартной жизненной ситуации.
Вот жизненный пример: Саша С. не может решать составные задачи из задачника. Ему
необходимо разложить задачу на две более простые. Учитель дает жизненно
ориентированную задачу, где необходимо рассчитать выгодность проезда в школу на
общественном транспорте или на личном автомобиле. У Саши в руках образцы денежных
купюр, и он отдает их за бензин или билет. В деловой ролевой игре участвуют
одноклассники. Они вместе с учителем терпеливо ждут, когда Саша решает, что поехать в
школу на автобусе дешевле. Он не называет ответ, не может рассчитать расход бензина в
автомобиле, как сделали его одноклассники за это время, но он точно решил свою
жизненную задачу, используя математические навыки, и принял верное решение. Данный
пример еще раз подтверждает решающее значение в создании включающей
образовательной среды сотрудничества между обучающимися. Педагогу в инклюзивном
классе необходимо владеть технологиями включения обучающегося с ОВЗ в общую
образовательную среду класса и уметь применить педагогическую тактику для повышения
качества образования у всех учеников.