Напоминание

Плавание тел 7( класс)


Автор: Луцкая Инесса Антоновна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ "СОШ"п Новопокровка
Населённый пункт: Челябинской области, Варненского района
Наименование материала: Технологическая карта урока физики
Тема: Плавание тел 7( класс)
Раздел: среднее образование





Назад




МОУ «СОШ» п. Новопокровка,

Варненский район, Челябинская обл.

Дата: 21.03 2019

Класс: 7

Тема: Плавание тел

Учитель: Луцкая Инесса Антоновна

Тип урока: открытия новых знаний.

Вид урока: Урок теоретических и практических самостоятельных работ исследовательского типа

Ведущая дидактическая цель: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель: способствовать формированию практических навыков и умений применять полученные знания

в новой ситуации.

Задачи:

Образовательные: обеспечить усвоение знаний об условиях плавания тел; формировать умение

анализировать явления плавания тел, всплывания тел и когда тело тонет.

Развивающие: развивать умение пользоваться справочной таблицей плотностей, и лабораторным

оборудованием; развивать логическое мышление; развивать коммуникативные способности

учащихся, умение анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей.

Воспитательные: воспитывать культуру общения и умения работать в режимах «учитель-класс»,

«учитель-ученик», «ученик-ученик», воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные

Научатся объяснять причины плавания тел; приводить примеры плавания различных

тел и живых организмов;

Развитие навыков самостоятельной работы с текстом;

Овладение опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного проведения

опытов и работы с текстом, овладение опытом работе в группе;

Использование для познания окружающего мира различных методов ( наблюдения,

эксперимент, работа с информацией)

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей;

самостоятельно приобретать новые знания.

Регулятивные УУД:

Выделять и осознавать, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осуществлять

действия, приводящие к выполнению поставленной цели;

Умение ориентироваться в потоке технической, справочной и научной информации

Коммуникативные УУД

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками. Умение работать в паре (группе) и брать ответственность за принимаемые

решения, согласованно выполнять совместную деятельность , уметь договариваться,

высказывать свою точку зрения, правильно выражать мысли, уважать в общении и

сотрудничестве партнёра и самого себя;

Личностные:

Демонстрация убеждённости в возможности познания природы, в необходимости различного

использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества

Определение границы собственного знания и незнания, умения и неумения.

Умение проектировать (планировать) свою деятельность;

Повышение самооценки, роли собственной личности в процессе учебной деятельности;

Владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения в

коллективе;

Умение аргументировано, чётко и ясно формулировать выводы;

Умение грамотно выражать свои мысли.

Образовательные ресурсы: тесты по физике 7 кл. А.В. Чеботарёва, заводская рабочая тетрадь по

физике Р.Д. Минькова, В.В. Иванова, учебник Физика 7 кл А.В.Пёрышкин, АРМ с выходом в

интернет.

Оборудование к уроку:

Опыт1: прозрачный сосуд с водой и набор кубиков одинакового объёма, выполненных из пробки,

пластилина, дерева.

Опыт2: Прозрачный сосуд с водой, лёгкая пластмассовая коробочка, песок, гайка.

Для проверки гипотез и работы групп

1-я группа: сосуд с водой, два пластилиновых кубика разной массы

2-я группа: 3 кубика одинакового размера (деревянный, пластилиновый, кубик из пробки), сосуд

с водой

3-я группа: два сосуда (с водой чистой и растительным маслом), 2 одинаковых деревянных

кубика.

4-я группа: 2 пробирки с подсолнечным маслом и 2 пробирки с водой заполненные на треть.

Этап

урока

Краткое содержание этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Формы

организации

Деятельности,

Методы и приёмы

Работы.

Вр

ем

я,

ми

н

примечания

Орг

момент

Здравствуйте, проверьте всё ли готово к

уроку.

-Ребята, вам нравится проводить опыты и

делать открытия?

-значит, сегодня на уроке вы займётесь

любимым делом!

Приветствие, проверка

готовности к уроку,

эмоциональный

настрой. Следит за

временем

Проверяют

готовность к уроку,

приветствуют

учителя, отвечают на

вопросы

1

Проверка

д/з.

актуализа

ция

знаний.

Чтобы у нас всё получилось, надо вспомнить,

о какой силе мы говорили на прошлом уроке?

-Так какую силу мы назвали Архимедовой

силой?

-Я уверена, что об этой силе вы знаете

многое. Предлагаю ответить на первые 5

вопросов теста.(стр 103)

Организует проверку

д/з по сборнику

тестов(стр 103)

Предлагает оценить д/з

у соседа по парте.

Проверяют знания

теории вопроса Д/з

Взаимопроверка

5

Целепола-

гание

(мотива-

Вопросы:

- архимедова сила, вода, река, лето, жара и

всегда хочется…

Задаёт наводящие

вопросы, создаёт

проблемную ситуацию

Отвечают на

поставленные

вопросы,

Фронтальная

форма организации

деятельности,

3

ция)

- правильно, плавать!

-как вы думаете, по какой теме, я хочу

предложить вам сделать открытие?

Тема урока: «Плавание тел»

- плавать -это хорошо! Но вот беда, в

природе одни тела плавают, а другие тонут

(ОПЫТ 1с равными по объёму, но

выполненными из разных веществ кубиками

в воде.)

-Попробуйте сформулировать каждый для

себя цель урока.

- Предлагаю следующий план

1. обсудим гипотезы

2.Проверим их на опыте и сделаем выводы.

3. Решим несколько увлекательных задач.

4. Познакомимся с интересной информацией

5.Подведём итоги

с помощью

демонстрации для

формулировки темы и

цели урока. Следит за

временем. Знакомит с

планом урока.

формулируют тему и

цель урока

Записывают тему

урока в тетрадь

Подписывают лист

самооценки.

беседа.

Устная

работа.

Вопросы:

-Итак, как вы объясните, почему одни кубики

утонули, другие плавают?

- Почему плавающие кубики по-разному

погрузились в воду?

Задаёт вопросы.

Фиксирует гипотезы.

Предлагает ответить на

вопросы

Следит за временем.

Рассуждают,

отвечают на

вопросы, выдвигают

гипотезы.

Думают, отвечают на

вопрос.

Индивидуальная

-форма

организации

деятельности,

устный опрос,

самооценка

обучающихся.

3

Проверка

гипотез.

Изучение

нового

материала

1.- Я предлагаю вам по группам проверить

наши гипотезы на опытах. Результаты своей

работы и выводы записать на бланке.

(Приложение 1)

Предлагает

обучающимся

разбиться на группы и

каждой группе выдаёт

карточки с заданиями.

(Приложение1)

Следит за временем и

работой групп.

Комментирует выводы,

сделанные в группах.

Предлагает оценить

себя

Опытным путём в

группах проверяют

гипотезу и

формулируют вывод

Групповая форма

организации

деятельности.

самостоятельная

работа в группах,

работа с текстом,

самооценка

обучающихся.

5

Изучение

нового

материала

. Обмен

информац

ией

- Итак, все готовы. Предлагаю группам

отчитаться

2. готовясь к уроку, я тоже проделала

интересный опыт, давайте вместе посмотрим

его и объясним происходящее.

а)Пластмассовая коробочка плавает (F

А

= F

Т

)

Б) пальцем погружаем коробку глубже.

Какую силу и как мы изменили? Что

произойдёт, если руку убрать?

В) что произойдёт, если в коробку положить

тяжёлую гайку?

Заслушивает и

комментирует отчёты

групп. Задаёт вопросы,

сам демонстрирует

опыт, подводит

обучающихся к

формулировке условия

плавания тел,

фиксирует «открытие»

условия плавания тел.

Слушают товарищей

и учителя, делают

записи и рисунки в

тетрадях. Отвечают

на вопросы учителя.

Формулируют

условия плавания

тел в жидкости.

Индивидуальная

работа в тетрадях.

Устный опрос.

10

( Рассмотрим случаи, когда F

А

> F

Т

; F

А

< F

Т

;

F

А

= F

Т

)

Физкульт

минутка

Все встали, предлагаю сбросить усталость и

провести физминутку

Организует физ

минутку

Выполняют физ.

упражнения

1

Первично

е

закреплен

ие изучен-

ного

1)- Откройте заводские тетради на стр 104 и

решите задачи №1 и №4. Решать можно

самостоятельно или в парах.

2)я предлагаю разбиться на 2

группы(девочки читают 2-ой абзац

параграфа52 на стр154 и думают почему у

рыб хрупкий скелет и как можно человеку

использовать ту информацию. Мальчики

получают задание по карточке.

Приложение 3

Следит за временем.

Организует обсуждение

решённых задач.

Предлагает каждого

оценить своё решение и

выставить себе отметку

в тетради. Подводить

девочек к предложению

использовать

физические

упражнения в водоёме

для реабилитации

людей с травмой

позвоночника,

мальчиков к

рацпредложению по

модернизации формы

втулки в сливном бачке.

Знакомятся с

интересной

информацией.

В парах или

самостоятельно

решают задачи.

Обсуждают и

проверяют решение.

Оценивают себя.

Самостоятельная

работа, работа в

парах (по желанию)

самооценка

обучающихся.

13

Домашнее

задание

Р-т стр 105

Называет д\з

Слушают,

записывают д\з в

Индивидуальная

форма организации

1

дневник

деятельности.

Рефлек-

сия

-Ребята, давайте подведём итог нашего урока.

От чего и как зависит поведение тела в

жидкости?

- Вспомните цель, которую вы ставили перед

собой. Достигли вы своей цели?

- Выставьте себе отметку за урок, как

среднее арифметическое трёх пунктов в

листе самооценки.

-обведите свою ладонь на оценочном листе.

-отметьте свою позицию, ставя «+» (если

согласны с утверждением) или «-» (если не

согласны) внутри контура каждого пальчика:

Большой палец: - мне было интересно на

уроке

Указательный: -я узнал новое для себя;

Средний: - мне было трудно выполнять

задания;

Безымянный- мне было комфортно на

уроке;

Мизинец: мне не понравилось.

- А теперь вложите лист самооценки в

тетрадь и сдайте их.

-СПАСИБО ВСЕМ ВАМ ЗА УРОК.

Подводит итог урока.

Предлагает оценить

себя согласно листу

самооценки, назвать

свой результат за урок.

Предлагает обвести

свою ладонь на

оценочном листе и

ответить на вопросы.

Просит сдать тетради.

Благодарит за работу на

уроке.

Отвечают на

вопросы учителя.

Оценивают себя,

называют свою

оценку. При

затруднении в

самооценке могут

обратиться к

учителю. Обводят

ладонь, отмечая

верное утверждение.

Сдают тетради и

оценочные листы

3

Приложение 1

Группа 1

Цель: проверить гипотезу «Тело с большой массой тонет, а с маленькой - плавает»

Оборудование: 2 кубика пластилина разной массы, стакан с водой

Ход:

1.

Опустите по очереди пластилиновые кубики в стакан с водой и пронаблюдайте за их поведением:

Тяжелый кубик…………………………………………..(запиши, утонул или нет)

Лёгкий кубик……………………………………………………

2.

Слепите из этих кубиков лодочки и так же опустите их аккуратно в воду. Что произошло?

Тяжёлая лодочка…………………………………………………………………..(утонула или плавает?)

Лёгкая лодочка………………………………………………………………

Вывод: Наша гипотеза Тело с большой массой тонет, а с маленькой- плавает……………………………………………….(запишите:

подтвердилась на опыте или нет)

Группа 2

Цель: проверить гипотезу «влияет ли плотность вещества на способность тела плавать »

Оборудование; 3 кубика одинакового размера (деревянный, пластилиновый, кубик из пробки), сосуд с водой.

провести наблюдение: какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде. Найти в таблице учебника (или в интернете)

*

соответствующие плотности и сравнить их с плотностью воды. результаты внести в таблицу.

Тело/вещество

Плотность

вещества

Плотность

воды

Поведение, степень

погружения

Деревянный кубик

Пластилиновый кубик

Кубик из пробки

Вывод: 1. В воде плавали те тела, у которых плотность………… чем у воды.

2.

Чем больше плотность тела, тем ………… оно погружается в воду.

Группа 3

3.

Цель: Выяснить, меняется ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности.

Оборудование: два сосуда (с водой солённой и растительным маслом), 2 одинаковых деревянных кубика.

плотность

Глубина погружения

Рисунок с

изображением сил,

действующих на

кубик

Вода соленная

Масло подсолнечное

ВЫВОД: Чем больше плотность жидкости, тем…………………………….глубина погружения тела

?

Массы кубиков были одинаковыми, значит, силы тяжести, действующие на кубики в обоих опытах, были равными. Почему же

глубина погружения оказалась разной?

Группа 4

Цель: Проверить, может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Оборудование: Пробирка с подсолнечным маслом и пробирка с водой, заполненные на треть.

Возьмите пробирку с подсолнечным маслом и аккуратно влейте в нее воду. Как расположились жидкости?

вещество

плотность

Какая жидкость

сверху?

вода

Масло подсолнечное

Вывод: При смешивании нерастворимых жидкостей на поверхности будет плавать та, у которой………………………………….

Перед вами схема некоторого устройства.

Подумайте: 1 как работает это устройство,

2. Где его можно применить,

3. Как можно усовершенствовать, чтобы исключить подтекание воды?

Лист самооценки.

Фамилия, имя………………………………………………………………………………..

Лист самооценки

Вид деятельности

отметка

Домашнее задание (тест)

Работа в группе

Решение задач

Итоговая отметка



В раздел образования