Автор: Луцкая Инесса Антоновна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ "СОШ"п Новопокровка
Населённый пункт: Челябинской области, Варненского района
Наименование материала: Технологическая карта урока физики
Тема: Плавание тел 7( класс)
Раздел: среднее образование
МОУ «СОШ» п. Новопокровка,
Варненский район, Челябинская обл.
Дата: 21.03 2019
Класс: 7
Тема: Плавание тел
Учитель: Луцкая Инесса Антоновна
Тип урока: открытия новых знаний.
Вид урока: Урок теоретических и практических самостоятельных работ исследовательского типа
Ведущая дидактическая цель: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цель: способствовать формированию практических навыков и умений применять полученные знания
в новой ситуации.
Задачи:
Образовательные: обеспечить усвоение знаний об условиях плавания тел; формировать умение
анализировать явления плавания тел, всплывания тел и когда тело тонет.
Развивающие: развивать умение пользоваться справочной таблицей плотностей, и лабораторным
оборудованием; развивать логическое мышление; развивать коммуникативные способности
учащихся, умение анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей.
Воспитательные: воспитывать культуру общения и умения работать в режимах «учитель-класс»,
«учитель-ученик», «ученик-ученик», воспитывать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные
Научатся объяснять причины плавания тел; приводить примеры плавания различных
тел и живых организмов;
Развитие навыков самостоятельной работы с текстом;
Овладение опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного проведения
опытов и работы с текстом, овладение опытом работе в группе;
Использование для познания окружающего мира различных методов ( наблюдения,
эксперимент, работа с информацией)
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей;
самостоятельно приобретать новые знания.
Регулятивные УУД:
Выделять и осознавать, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осуществлять
действия, приводящие к выполнению поставленной цели;
Умение ориентироваться в потоке технической, справочной и научной информации
Коммуникативные УУД
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками. Умение работать в паре (группе) и брать ответственность за принимаемые
решения, согласованно выполнять совместную деятельность , уметь договариваться,
высказывать свою точку зрения, правильно выражать мысли, уважать в общении и
сотрудничестве партнёра и самого себя;
Личностные:
Демонстрация убеждённости в возможности познания природы, в необходимости различного
использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества
Определение границы собственного знания и незнания, умения и неумения.
Умение проектировать (планировать) свою деятельность;
Повышение самооценки, роли собственной личности в процессе учебной деятельности;
Владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения в
коллективе;
Умение аргументировано, чётко и ясно формулировать выводы;
Умение грамотно выражать свои мысли.
Образовательные ресурсы: тесты по физике 7 кл. А.В. Чеботарёва, заводская рабочая тетрадь по
физике Р.Д. Минькова, В.В. Иванова, учебник Физика 7 кл А.В.Пёрышкин, АРМ с выходом в
интернет.
Оборудование к уроку:
Опыт1: прозрачный сосуд с водой и набор кубиков одинакового объёма, выполненных из пробки,
пластилина, дерева.
Опыт2: Прозрачный сосуд с водой, лёгкая пластмассовая коробочка, песок, гайка.
Для проверки гипотез и работы групп
1-я группа: сосуд с водой, два пластилиновых кубика разной массы
2-я группа: 3 кубика одинакового размера (деревянный, пластилиновый, кубик из пробки), сосуд
с водой
3-я группа: два сосуда (с водой чистой и растительным маслом), 2 одинаковых деревянных
кубика.
4-я группа: 2 пробирки с подсолнечным маслом и 2 пробирки с водой заполненные на треть.
Этап
урока
Краткое содержание этапа
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Формы
организации
Деятельности,
Методы и приёмы
Работы.
Вр
ем
я,
ми
н
примечания
Орг
момент
Здравствуйте, проверьте всё ли готово к
уроку.
-Ребята, вам нравится проводить опыты и
делать открытия?
-значит, сегодня на уроке вы займётесь
любимым делом!
Приветствие, проверка
готовности к уроку,
эмоциональный
настрой. Следит за
временем
Проверяют
готовность к уроку,
приветствуют
учителя, отвечают на
вопросы
1
Проверка
д/з.
актуализа
ция
знаний.
Чтобы у нас всё получилось, надо вспомнить,
о какой силе мы говорили на прошлом уроке?
-Так какую силу мы назвали Архимедовой
силой?
-Я уверена, что об этой силе вы знаете
многое. Предлагаю ответить на первые 5
вопросов теста.(стр 103)
Организует проверку
д/з по сборнику
тестов(стр 103)
Предлагает оценить д/з
у соседа по парте.
Проверяют знания
теории вопроса Д/з
Взаимопроверка
5
Целепола-
гание
(мотива-
Вопросы:
- архимедова сила, вода, река, лето, жара и
всегда хочется…
Задаёт наводящие
вопросы, создаёт
проблемную ситуацию
Отвечают на
поставленные
вопросы,
Фронтальная
форма организации
деятельности,
3
ция)
- правильно, плавать!
-как вы думаете, по какой теме, я хочу
предложить вам сделать открытие?
Тема урока: «Плавание тел»
- плавать -это хорошо! Но вот беда, в
природе одни тела плавают, а другие тонут
(ОПЫТ 1с равными по объёму, но
выполненными из разных веществ кубиками
в воде.)
-Попробуйте сформулировать каждый для
себя цель урока.
- Предлагаю следующий план
1. обсудим гипотезы
2.Проверим их на опыте и сделаем выводы.
3. Решим несколько увлекательных задач.
4. Познакомимся с интересной информацией
5.Подведём итоги
с помощью
демонстрации для
формулировки темы и
цели урока. Следит за
временем. Знакомит с
планом урока.
формулируют тему и
цель урока
Записывают тему
урока в тетрадь
Подписывают лист
самооценки.
беседа.
Устная
работа.
Вопросы:
-Итак, как вы объясните, почему одни кубики
утонули, другие плавают?
- Почему плавающие кубики по-разному
погрузились в воду?
Задаёт вопросы.
Фиксирует гипотезы.
Предлагает ответить на
вопросы
Следит за временем.
Рассуждают,
отвечают на
вопросы, выдвигают
гипотезы.
Думают, отвечают на
вопрос.
Индивидуальная
-форма
организации
деятельности,
устный опрос,
самооценка
обучающихся.
3
Проверка
гипотез.
Изучение
нового
материала
1.- Я предлагаю вам по группам проверить
наши гипотезы на опытах. Результаты своей
работы и выводы записать на бланке.
(Приложение 1)
Предлагает
обучающимся
разбиться на группы и
каждой группе выдаёт
карточки с заданиями.
(Приложение1)
Следит за временем и
работой групп.
Комментирует выводы,
сделанные в группах.
Предлагает оценить
себя
Опытным путём в
группах проверяют
гипотезу и
формулируют вывод
Групповая форма
организации
деятельности.
самостоятельная
работа в группах,
работа с текстом,
самооценка
обучающихся.
5
Изучение
нового
материала
. Обмен
информац
ией
- Итак, все готовы. Предлагаю группам
отчитаться
2. готовясь к уроку, я тоже проделала
интересный опыт, давайте вместе посмотрим
его и объясним происходящее.
а)Пластмассовая коробочка плавает (F
А
= F
Т
)
Б) пальцем погружаем коробку глубже.
Какую силу и как мы изменили? Что
произойдёт, если руку убрать?
В) что произойдёт, если в коробку положить
тяжёлую гайку?
Заслушивает и
комментирует отчёты
групп. Задаёт вопросы,
сам демонстрирует
опыт, подводит
обучающихся к
формулировке условия
плавания тел,
фиксирует «открытие»
условия плавания тел.
Слушают товарищей
и учителя, делают
записи и рисунки в
тетрадях. Отвечают
на вопросы учителя.
Формулируют
условия плавания
тел в жидкости.
Индивидуальная
работа в тетрадях.
Устный опрос.
10
( Рассмотрим случаи, когда F
А
> F
Т
; F
А
< F
Т
;
F
А
= F
Т
)
Физкульт
минутка
Все встали, предлагаю сбросить усталость и
провести физминутку
Организует физ
минутку
Выполняют физ.
упражнения
1
Первично
е
закреплен
ие изучен-
ного
1)- Откройте заводские тетради на стр 104 и
решите задачи №1 и №4. Решать можно
самостоятельно или в парах.
2)я предлагаю разбиться на 2
группы(девочки читают 2-ой абзац
параграфа52 на стр154 и думают почему у
рыб хрупкий скелет и как можно человеку
использовать ту информацию. Мальчики
получают задание по карточке.
Приложение 3
Следит за временем.
Организует обсуждение
решённых задач.
Предлагает каждого
оценить своё решение и
выставить себе отметку
в тетради. Подводить
девочек к предложению
использовать
физические
упражнения в водоёме
для реабилитации
людей с травмой
позвоночника,
мальчиков к
рацпредложению по
модернизации формы
втулки в сливном бачке.
Знакомятся с
интересной
информацией.
В парах или
самостоятельно
решают задачи.
Обсуждают и
проверяют решение.
Оценивают себя.
Самостоятельная
работа, работа в
парах (по желанию)
самооценка
обучающихся.
13
Домашнее
задание
Р-т стр 105
Называет д\з
Слушают,
записывают д\з в
Индивидуальная
форма организации
1
дневник
деятельности.
Рефлек-
сия
-Ребята, давайте подведём итог нашего урока.
От чего и как зависит поведение тела в
жидкости?
- Вспомните цель, которую вы ставили перед
собой. Достигли вы своей цели?
- Выставьте себе отметку за урок, как
среднее арифметическое трёх пунктов в
листе самооценки.
-обведите свою ладонь на оценочном листе.
-отметьте свою позицию, ставя «+» (если
согласны с утверждением) или «-» (если не
согласны) внутри контура каждого пальчика:
Большой палец: - мне было интересно на
уроке
Указательный: -я узнал новое для себя;
Средний: - мне было трудно выполнять
задания;
Безымянный- мне было комфортно на
уроке;
Мизинец: мне не понравилось.
- А теперь вложите лист самооценки в
тетрадь и сдайте их.
-СПАСИБО ВСЕМ ВАМ ЗА УРОК.
Подводит итог урока.
Предлагает оценить
себя согласно листу
самооценки, назвать
свой результат за урок.
Предлагает обвести
свою ладонь на
оценочном листе и
ответить на вопросы.
Просит сдать тетради.
Благодарит за работу на
уроке.
Отвечают на
вопросы учителя.
Оценивают себя,
называют свою
оценку. При
затруднении в
самооценке могут
обратиться к
учителю. Обводят
ладонь, отмечая
верное утверждение.
Сдают тетради и
оценочные листы
3
Приложение 1
Группа 1
Цель: проверить гипотезу «Тело с большой массой тонет, а с маленькой - плавает»
Оборудование: 2 кубика пластилина разной массы, стакан с водой
Ход:
1.
Опустите по очереди пластилиновые кубики в стакан с водой и пронаблюдайте за их поведением:
Тяжелый кубик…………………………………………..(запиши, утонул или нет)
Лёгкий кубик……………………………………………………
2.
Слепите из этих кубиков лодочки и так же опустите их аккуратно в воду. Что произошло?
Тяжёлая лодочка…………………………………………………………………..(утонула или плавает?)
Лёгкая лодочка………………………………………………………………
Вывод: Наша гипотеза Тело с большой массой тонет, а с маленькой- плавает……………………………………………….(запишите:
подтвердилась на опыте или нет)
Группа 2
Цель: проверить гипотезу «влияет ли плотность вещества на способность тела плавать »
Оборудование; 3 кубика одинакового размера (деревянный, пластилиновый, кубик из пробки), сосуд с водой.
провести наблюдение: какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде. Найти в таблице учебника (или в интернете)
*
соответствующие плотности и сравнить их с плотностью воды. результаты внести в таблицу.
Тело/вещество
Плотность
вещества
Плотность
воды
Поведение, степень
погружения
Деревянный кубик
Пластилиновый кубик
Кубик из пробки
Вывод: 1. В воде плавали те тела, у которых плотность………… чем у воды.
2.
Чем больше плотность тела, тем ………… оно погружается в воду.
Группа 3
3.
Цель: Выяснить, меняется ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности.
Оборудование: два сосуда (с водой солённой и растительным маслом), 2 одинаковых деревянных кубика.
плотность
Глубина погружения
Рисунок с
изображением сил,
действующих на
кубик
Вода соленная
Масло подсолнечное
ВЫВОД: Чем больше плотность жидкости, тем…………………………….глубина погружения тела
?
Массы кубиков были одинаковыми, значит, силы тяжести, действующие на кубики в обоих опытах, были равными. Почему же
глубина погружения оказалась разной?
Группа 4
Цель: Проверить, может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?
Оборудование: Пробирка с подсолнечным маслом и пробирка с водой, заполненные на треть.
Возьмите пробирку с подсолнечным маслом и аккуратно влейте в нее воду. Как расположились жидкости?
вещество
плотность
Какая жидкость
сверху?
вода
Масло подсолнечное
Вывод: При смешивании нерастворимых жидкостей на поверхности будет плавать та, у которой………………………………….
Перед вами схема некоторого устройства.
Подумайте: 1 как работает это устройство,
2. Где его можно применить,
3. Как можно усовершенствовать, чтобы исключить подтекание воды?
Лист самооценки.
Фамилия, имя………………………………………………………………………………..
Лист самооценки
Вид деятельности
отметка
Домашнее задание (тест)
Работа в группе
Решение задач
Итоговая отметка