Напоминание

"Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в семье"


Автор: Меметова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 42
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка родительского собрания
Тема: "Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в семье"
Раздел: начальное образование





Назад




Родительское собрание

«Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в

семье»

Цель:

расширить

знания

родителей

о

роли

семьи

в

воспитании

патриотических чувств детей; познакомить родителей с приёмами и методами

патриотического воспитания детей в семье;

повысить педагогическую культуру родителей;

организовать

взаимодействие

родителей

и

учителя

в

организации

патриотического воспитания детей;

создать

условия

для

формирования

у

родителей

п о з и ц и и

сотрудничества и позитивного взаимодействия со школой.

Оборудование: интерактивная

доска,

компьютер,

тематические

плакаты,

аудиоаппаратура.

Ход мероприятия

I. Организационная часть

Уважаемые родители, здравствуйте! Рада вас видеть на очередной нашей

встрече. Новая встреча и новая тема нашего разговора. Мы – люди, у которых

разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но

есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики, которые

могут стать либо достойными гражданами нашей страны, либо нет.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему

нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих

корней – того, что близко, знакомо, понятно.

Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания.

В

семье,

как

первоначальной

ячейке

общества

начинается

процесс

воспитания

личности,

формирования

и

развития

патриотизма,

который

в

дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

II. Основная часть. Раскрытие темы занятия

Детство

время

незабываемых

переживаний,

ярких

впечатлений,

которые долго хранятся в памяти человека и стают органичной частью его

духовного мира, связывает с родным домом, местами, где он родился и

вырос.

Младший

школьный

возраст

является

благоприятным

периодом

для

развития патриотических чувств. Патриотическое чувство это переживания,

из

которых

в

будущем

вырастет

гражданская

позиция

личности,

ее

человеческое и национальное достоинство. В детстве они проявляются в

любви

к

родному

дому,

городу

,

в

котором

родились,

родной

земли,

уважительном отношении к культуре своей семьи, языка. Ребенок только

начинает

постигать

эти

сложные

чувства

и

его

нельзя

торопить.

Патриотические чувства первоклашек формируются в процессе общения с

окружающей средой, людьми, выполнение с ними совместной деятельности.

Они

направлены

на

раскрытие

и

формирование

совместно

человеческих

моральных качеств личности любовь, достоинство, верность, преданность

родителям,

приобщение

к

истокам

национальной

культуры,

сохранение

природы

родного

края.

Воспитание

эмоционально

-

деятельностного

отношения и чувства сопричастности к окружающим.

Именно поэтому работа по патриотическому воспитанию охватывает

целый комплекс задач, среди которых патриотическими являются:

• Воспитание у ребенка любви и чувства причастности к своей семье, к

школе, улице, городу;

• Формирование бережного отношения к природе родного края;

• Формирование толерантности, чувства уважения к другим людям;

Формирование

уважения

к

моральным

ценностям,

традициям,

обычаям, культуре родного народа;

• Знакомство детей с символами государства.

Патриотизм каждого ребенка начинается с родного дома, домашнего

очага. Мамина колыбельная песня и ее нежное слово, произнесенное на

родном языке, папина мудрое наставление и наука, бабушкины сказки и

дедушкины легенды, семейные традиции и обычаи - из всего этого вырастает

патриотизм. Ибо все это глубоко западает в душу и никогда не забывается.

«Из семьи идет жизнь человека, без семьи нет счастья на земле» - именно так

говорит народное творчество о семье.

Вспомните, уважаемые родители, пословицу о семье.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семья в куче - не страшна и туча.

В хорошей семье хорошие дети растут.

В семье дружат - живут не тужат.

В недружной семье добра не бывает.

Семья без детей что цветок без запаха.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Согласие да лад в семье клад.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Семейное согласие всего дороже.

В семье и каша гуще.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Согласную семью горе не берет.

В родной семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Семьей и горох молотят.

Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет.

Вся семья вместе, так и душа на месте, В своей семье всяк сам большой.

Семейный горшок всегда кипит.

Намеки да попреки - семейные пороки.

В своей семье какой расчет?

Семья человеку первую путевку в жизнь дает.

Вот видите, каждая пословица пронизана одной идеей. Идеей единства,

добра и взаимопонимания в семье.

Именно в семье закладываются основы патриотически – нравственного

и национального сознания: в ходе повседневной жизни, в его радостях и

горестях зарождается взаимное уважение между людьми, любовь, симпатия.

При этом важно, чтобы ребенок научился не только брать, но и отдавать

любовь,

заботиться

о

родных

с

детства,

быть

внимательным

к

близким

людям.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им.

Однако для того, чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, важно

знакомить детей с ролью родителей, как граждан, работников, вносящих свой

вклад

в

будущее

нашей

страны.

Это

могут

быть

совместные

с

детьми

прогулки по городу, где родители обратят внимание детей на чистоту или

загрязненность города, беседы с детьми о необходимости беречь природу

родного края, ради сохранения здоровья и жизни своей , в первую очередь, и

родных. Это может быть совместная работа возле двора: высадка деревьев,

цветов, – убираем, украшаем – делаем вместе наш город чистым, красивым;

Рассказы родителей о своей работе, какую пользу они приносят обществу

дают возможность детям осознать значение каждого в развитии родного

государства и края.

Воспитательное воздействие родителей на детей постоянно. Они влияют

даже тогда, когда ничего не делают специально – просто своими поступками,

примером, высказываниями и тому подобное. Наследуя родителей, как самых

близких и самых авторитетных людей, ребенок усваивает нормы поведения,

отношение к природе , к окружающим, к родному городу.

Большое значение в патриотическом воспитании младших школьников

имеют традиции и обычаи семьи. Нужно, чтобы дети знали и помнили,

конечно, с помощью взрослых, о дне рождения отца и матери, сестер и

братьев, бабушек и дедушек, своих товарищей, не забывали о подарках для

них. Хорошо, когда дети дарят то, что сделано своими руками. А научить их

этому приятному занятию наше с вами дело.

А главный праздник день рождения самого ребенка. Как не сложно об

этом говорить, но детские праздники, взрослые чаще создают для себя. У

взрослых свои интересы, беседы и детям на таком празднике не интересно и

грустно: никто не помнит о виновнике торжества. Его оставляют за общим

столом,

он

становится

свидетелем

взрослых

разговоров,

нередко

присоединяется к ним. Чтобы обратить внимание на себя, ребенок делает не

всегда продуманные поступки. Взрослые делают вид, что это весело, ждут от

него новых «подвигов». Ребенок привыкает быть центром внимания, что

воспитывает в нем нескромность и отнюдь не морально – этические чувства.

Частью

патриотического

воспитания

является

воспитание

любви

к

природе

родного

края.

А

чувства

к

природе

развиваются

в

ходе

природоохранной деятельности. Бывайте как можно чаще с ребенком на

природе в лесу, у моря, на лимане, возле канала, в парках и скверах родного

города. Обращайте внимание детей на неповторимую красоту окружающей

природы и хотя бы одно деревце , или кустик ежегодно сажайте вместе с

ребенком,

ухаживайте

и

наблюдайте

за

ростом

и

развитием

растения,

получайте удовольствие сами и учите ребенка наслаждаться совместными

достижениями.

Знакомьте

детей

с

названиями

деревьев,

цветов

,

трав;

известные вам легенды о растениях родного города. По-настоящему полюбив

природу, дети не будут равнодушны к родному городу и к Родине.

Родной

город...

Нам

необходимо

показать

детям,

что

родной

город

славный своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Дети

должны понять, что их город – часть Родины. Хорошо, если дети будут знать,

какие достопримечательности и памятники, музеи в городе, известные люди,

которые прославляют не только город, но и страну. Родителям необходимо

знакомить детей с историей родного города, архитектурой, происхождением

названий улиц, парков.

III. Заключительная часть

Памятка для родителей

Семья

это

природный

очаг

глубоких

человеческих

чувств,

где

ребенок

усваивает

основы

морали

сердцем

и

душой,

когда

развиваются

чувства доброты, отзывчивости, любви к родному краю. В семейном среде

по-особому

воспринимаются

обычаи

и

традиции,

родная

природа,

воспоминания старших.

Развивая

у

детей

чувство

любви

к

Родине,

воспитывая

будущих

граждан государства, взрослые должны им привить глубокое уважение и

заботливое отношение к своей малой родины — родного города. Важно,

чтобы дети осознали, что они не просто потребители богатств родной земли,

а ее создатели, защитники. И если вы на самом деле хотите воспитать у

вашего

ребенка

любовь

к

родному

городу,

родительского

дома,

если

вы

хотите

заложить

готовность

сохранять

и

приумножать

богатства

родного

края, если вы хотите, чтобы запах цветущих каштанов и сирени в взрослой

жизни возвращал ваших детей до родных порогов не забудьте:

• Идя по улице родного города, рассказать о достопримечательностях,

которые находятся на этой улице.

• Познакомить детей с названием улицы, на которой вы находитесь.

Почему она так называется?

• Посетить вместе всей семьей краеведческий музей. После посещения

обсудите с детьми то, что вы там увидели.

• Побывать у пра бабушек и пра дедушек и расспросить, что они знают

об

истории

родного

города.

Какие

интересные

легенды,

поговорки

и

пословицы они знают? Запишите, а потом заучите их с детьми.

С о в е р ш и т ь

ц е л е в у ю

п р о г у л к у

в м е с т е

с

д е т ь м и

п о

достопримечательным

местам

родного

города,

а

вечером

предложите

нарисовать свои впечатления от прогулки.

• В День Победы всей семьей посетить парк Памяти. Почтите ветеранов

Великой Отечественной войны, положите цветы к памятнику.

• Всегда обращайте внимание на чистоту и порядок в родном городе.

Поговорите с детьми, как сделать так, чтобы город всегда был опрятным и

привлекательным.

Вместе

с

детьми

посадите

возле

своего

дома

цветники,

деревья.

Ухаживайте за ними вместе с детьми.

• Чаще рассказывайте детям о выдающихся людях, которые проживали

или проживают и по сей день в родном городе.

• Знакомьте детей с обычаями и традициями родного края.

А

если

вы

хотите

посеять

в

душе

ребенка

золотые

зернышки

духовности, любви к родному краю, слова, пойте, читайте, общайтесь с ней

на

языке

лучших

произведений

русского

фольклора

и

выдающихся

отечественных поэтов и писателей.

• Предложите детям нарисовать родной город в будущем.

• Создайте семейный фотоальбом «Я и мой город ». Вместе с ребенком

придумайте стихи о родной город. Запишите их под фотографиями.

Пусть ваши дети растут достойными сыновьями и дочерями родного

края, родного города.

Развивая

у

детей

чувство

любви

к

Родине,

воспитывая

будущего

гражданина, взрослые должны в первую очередь привить детям глубокое

уважение и заботливое отношение к своей малой родины — родного города,

района.



В раздел образования