Автор: Меметова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 42
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка родительского собрания
Тема: "Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в семье"
Раздел: начальное образование
Родительское собрание
«Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в
семье»
Цель:
расширить
знания
родителей
о
роли
семьи
в
воспитании
патриотических чувств детей; познакомить родителей с приёмами и методами
патриотического воспитания детей в семье;
повысить педагогическую культуру родителей;
организовать
взаимодействие
родителей
и
учителя
в
организации
патриотического воспитания детей;
создать
условия
для
формирования
у
родителей
п о з и ц и и
сотрудничества и позитивного взаимодействия со школой.
Оборудование: интерактивная
доска,
компьютер,
тематические
плакаты,
аудиоаппаратура.
Ход мероприятия
I. Организационная часть
Уважаемые родители, здравствуйте! Рада вас видеть на очередной нашей
встрече. Новая встреча и новая тема нашего разговора. Мы – люди, у которых
разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но
есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики, которые
могут стать либо достойными гражданами нашей страны, либо нет.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему
нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих
корней – того, что близко, знакомо, понятно.
Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания.
В
семье,
как
первоначальной
ячейке
общества
начинается
процесс
воспитания
личности,
формирования
и
развития
патриотизма,
который
в
дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.
II. Основная часть. Раскрытие темы занятия
Детство
–
время
незабываемых
переживаний,
ярких
впечатлений,
которые долго хранятся в памяти человека и стают органичной частью его
духовного мира, связывает с родным домом, местами, где он родился и
вырос.
Младший
школьный
возраст
является
благоприятным
периодом
для
развития патриотических чувств. Патриотическое чувство это переживания,
из
которых
в
будущем
вырастет
гражданская
позиция
личности,
ее
человеческое и национальное достоинство. В детстве они проявляются в
любви
к
родному
дому,
городу
,
в
котором
родились,
родной
земли,
уважительном отношении к культуре своей семьи, языка. Ребенок только
начинает
постигать
эти
сложные
чувства
и
его
нельзя
торопить.
Патриотические чувства первоклашек формируются в процессе общения с
окружающей средой, людьми, выполнение с ними совместной деятельности.
Они
направлены
на
раскрытие
и
формирование
совместно
человеческих
моральных качеств личности любовь, достоинство, верность, преданность
родителям,
приобщение
к
истокам
национальной
культуры,
сохранение
природы
родного
края.
Воспитание
эмоционально
-
деятельностного
отношения и чувства сопричастности к окружающим.
Именно поэтому работа по патриотическому воспитанию охватывает
целый комплекс задач, среди которых патриотическими являются:
• Воспитание у ребенка любви и чувства причастности к своей семье, к
школе, улице, городу;
• Формирование бережного отношения к природе родного края;
• Формирование толерантности, чувства уважения к другим людям;
•
Формирование
уважения
к
моральным
ценностям,
традициям,
обычаям, культуре родного народа;
• Знакомство детей с символами государства.
Патриотизм каждого ребенка начинается с родного дома, домашнего
очага. Мамина колыбельная песня и ее нежное слово, произнесенное на
родном языке, папина мудрое наставление и наука, бабушкины сказки и
дедушкины легенды, семейные традиции и обычаи - из всего этого вырастает
патриотизм. Ибо все это глубоко западает в душу и никогда не забывается.
«Из семьи идет жизнь человека, без семьи нет счастья на земле» - именно так
говорит народное творчество о семье.
Вспомните, уважаемые родители, пословицу о семье.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья в куче - не страшна и туча.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В семье дружат - живут не тужат.
В недружной семье добра не бывает.
Семья без детей что цветок без запаха.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Согласие да лад в семье клад.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семейное согласие всего дороже.
В семье и каша гуще.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Согласную семью горе не берет.
В родной семье и каша гуще.
В семье разлад, так и дому не рад.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
Семьей и горох молотят.
Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет.
Вся семья вместе, так и душа на месте, В своей семье всяк сам большой.
Семейный горшок всегда кипит.
Намеки да попреки - семейные пороки.
В своей семье какой расчет?
Семья человеку первую путевку в жизнь дает.
Вот видите, каждая пословица пронизана одной идеей. Идеей единства,
добра и взаимопонимания в семье.
Именно в семье закладываются основы патриотически – нравственного
и национального сознания: в ходе повседневной жизни, в его радостях и
горестях зарождается взаимное уважение между людьми, любовь, симпатия.
При этом важно, чтобы ребенок научился не только брать, но и отдавать
любовь,
заботиться
о
родных
с
детства,
быть
внимательным
к
близким
людям.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им.
Однако для того, чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, важно
знакомить детей с ролью родителей, как граждан, работников, вносящих свой
вклад
в
будущее
нашей
страны.
Это
могут
быть
совместные
с
детьми
прогулки по городу, где родители обратят внимание детей на чистоту или
загрязненность города, беседы с детьми о необходимости беречь природу
родного края, ради сохранения здоровья и жизни своей , в первую очередь, и
родных. Это может быть совместная работа возле двора: высадка деревьев,
цветов, – убираем, украшаем – делаем вместе наш город чистым, красивым;
Рассказы родителей о своей работе, какую пользу они приносят обществу
дают возможность детям осознать значение каждого в развитии родного
государства и края.
Воспитательное воздействие родителей на детей постоянно. Они влияют
даже тогда, когда ничего не делают специально – просто своими поступками,
примером, высказываниями и тому подобное. Наследуя родителей, как самых
близких и самых авторитетных людей, ребенок усваивает нормы поведения,
отношение к природе , к окружающим, к родному городу.
Большое значение в патриотическом воспитании младших школьников
имеют традиции и обычаи семьи. Нужно, чтобы дети знали и помнили,
конечно, с помощью взрослых, о дне рождения отца и матери, сестер и
братьев, бабушек и дедушек, своих товарищей, не забывали о подарках для
них. Хорошо, когда дети дарят то, что сделано своими руками. А научить их
этому приятному занятию наше с вами дело.
А главный праздник день рождения самого ребенка. Как не сложно об
этом говорить, но детские праздники, взрослые чаще создают для себя. У
взрослых свои интересы, беседы и детям на таком празднике не интересно и
грустно: никто не помнит о виновнике торжества. Его оставляют за общим
столом,
он
становится
свидетелем
взрослых
разговоров,
нередко
присоединяется к ним. Чтобы обратить внимание на себя, ребенок делает не
всегда продуманные поступки. Взрослые делают вид, что это весело, ждут от
него новых «подвигов». Ребенок привыкает быть центром внимания, что
воспитывает в нем нескромность и отнюдь не морально – этические чувства.
Частью
патриотического
воспитания
является
воспитание
любви
к
природе
родного
края.
А
чувства
к
природе
развиваются
в
ходе
природоохранной деятельности. Бывайте как можно чаще с ребенком на
природе в лесу, у моря, на лимане, возле канала, в парках и скверах родного
города. Обращайте внимание детей на неповторимую красоту окружающей
природы и хотя бы одно деревце , или кустик ежегодно сажайте вместе с
ребенком,
ухаживайте
и
наблюдайте
за
ростом
и
развитием
растения,
получайте удовольствие сами и учите ребенка наслаждаться совместными
достижениями.
Знакомьте
детей
с
названиями
деревьев,
цветов
,
трав;
известные вам легенды о растениях родного города. По-настоящему полюбив
природу, дети не будут равнодушны к родному городу и к Родине.
Родной
город...
Нам
необходимо
показать
детям,
что
родной
город
славный своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Дети
должны понять, что их город – часть Родины. Хорошо, если дети будут знать,
какие достопримечательности и памятники, музеи в городе, известные люди,
которые прославляют не только город, но и страну. Родителям необходимо
знакомить детей с историей родного города, архитектурой, происхождением
названий улиц, парков.
III. Заключительная часть
Памятка для родителей
•
Семья
—
это
природный
очаг
глубоких
человеческих
чувств,
где
ребенок
усваивает
основы
морали
сердцем
и
душой,
когда
развиваются
чувства доброты, отзывчивости, любви к родному краю. В семейном среде
по-особому
воспринимаются
обычаи
и
традиции,
родная
природа,
воспоминания старших.
•
Развивая
у
детей
чувство
любви
к
Родине,
воспитывая
будущих
граждан государства, взрослые должны им привить глубокое уважение и
заботливое отношение к своей малой родины — родного города. Важно,
чтобы дети осознали, что они не просто потребители богатств родной земли,
а ее создатели, защитники. И если вы на самом деле хотите воспитать у
вашего
ребенка
любовь
к
родному
городу,
родительского
дома,
если
вы
хотите
заложить
готовность
сохранять
и
приумножать
богатства
родного
края, если вы хотите, чтобы запах цветущих каштанов и сирени в взрослой
жизни возвращал ваших детей до родных порогов не забудьте:
• Идя по улице родного города, рассказать о достопримечательностях,
которые находятся на этой улице.
• Познакомить детей с названием улицы, на которой вы находитесь.
Почему она так называется?
• Посетить вместе всей семьей краеведческий музей. После посещения
обсудите с детьми то, что вы там увидели.
• Побывать у пра бабушек и пра дедушек и расспросить, что они знают
об
истории
родного
города.
Какие
интересные
легенды,
поговорки
и
пословицы они знают? Запишите, а потом заучите их с детьми.
•
С о в е р ш и т ь
ц е л е в у ю
п р о г у л к у
в м е с т е
с
д е т ь м и
п о
достопримечательным
местам
родного
города,
а
вечером
предложите
нарисовать свои впечатления от прогулки.
• В День Победы всей семьей посетить парк Памяти. Почтите ветеранов
Великой Отечественной войны, положите цветы к памятнику.
• Всегда обращайте внимание на чистоту и порядок в родном городе.
Поговорите с детьми, как сделать так, чтобы город всегда был опрятным и
привлекательным.
•
Вместе
с
детьми
посадите
возле
своего
дома
цветники,
деревья.
Ухаживайте за ними вместе с детьми.
• Чаще рассказывайте детям о выдающихся людях, которые проживали
или проживают и по сей день в родном городе.
• Знакомьте детей с обычаями и традициями родного края.
•
А
если
вы
хотите
посеять
в
душе
ребенка
золотые
зернышки
духовности, любви к родному краю, слова, пойте, читайте, общайтесь с ней
на
языке
лучших
произведений
русского
фольклора
и
выдающихся
отечественных поэтов и писателей.
• Предложите детям нарисовать родной город в будущем.
• Создайте семейный фотоальбом «Я и мой город ». Вместе с ребенком
придумайте стихи о родной город. Запишите их под фотографиями.
Пусть ваши дети растут достойными сыновьями и дочерями родного
края, родного города.
Развивая
у
детей
чувство
любви
к
Родине,
воспитывая
будущего
гражданина, взрослые должны в первую очередь привить детям глубокое
уважение и заботливое отношение к своей малой родины — родного города,
района.