Автор: Серкова Наталья Вадимовна
Должность: Педагог–психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №103"
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Презентация
Тема: "Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей
Раздел: дошкольное образование
«Роль семьи в
«Роль семьи в
сохранении
сохранении
психологического
психологического
здоровья детей»
здоровья детей»
Психологический комфорт ребёнка
Психологический комфорт ребёнка
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
САМОЧУВСТВИЕ:
ощущение и
переживание
эмоционального
комфорта или
дискомфорта,
связанного с
различными
значимыми
аспектами жизни
ребёнка
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
БЛАГОПОЛУЧИЕ:
показатель оптимального
общего развития
ребёнка и его
психического здоровья
Портрет психологически
Портрет психологически
благополучного ребёнка:
благополучного ребёнка:
Возрастные кризисы проходят естественно
Возрастные кризисы проходят естественно
и безболезненно;
и безболезненно;
Ребёнок испытывает чувства
Ребёнок испытывает чувства
привязанности, нежности и любви в ответ
привязанности, нежности и любви в ответ
на аналогичные чувства родителей;
на аналогичные чувства родителей;
Способен к сопереживанию;
Способен к сопереживанию;
Контактен и общителен, стремится к
Контактен и общителен, стремится к
взаимодействию со сверстниками на
взаимодействию со сверстниками на
равных.
равных.
Результаты анкетирования:
Результаты анкетирования:
17% считают, что нецелесообразно
17% считают, что нецелесообразно
ярко проявлять свои эмоции и обучать
ярко проявлять свои эмоции и обучать
детей их пониманию;
детей их пониманию;
5% никогда не обозначают свои
5% никогда не обозначают свои
чувства словами, не объясняют
чувства словами, не объясняют
ребёнку причины, например,
ребёнку причины, например,
недовольства его поведением;
недовольства его поведением;
Какие факторы оказывают
Какие факторы оказывают
влияние на психологическое
влияние на психологическое
здоровье ребёнка?
здоровье ребёнка?
Факторы, влияющие на эмоциональное
Факторы, влияющие на эмоциональное
благополучие (неблагополучие) ребёнка:
благополучие (неблагополучие) ребёнка:
СОЦИАЛЬНО –
КУЛЬТУРНЫЕ
ФАКТОРЫ:
-
ускорение темпа жизни
-
дефицит времени
родителей
-
недостаток условий для
снятия напряжения и
расслабления
-
загруженность родителей
СОЦИАЛЬНО –
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ:
-
неудовлетворенные
жилищно – бытовые
условия;
-
ранний выход матери на
работу
СОЦИАЛЬНО –
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ:
-
дисгармония в
семейных отношениях
-
дисгармония в
семейном воспитании
-
нарушение
детско – родительских
отношений
Как может проявиться
Как может проявиться
стрессовое состояние у
стрессовое состояние у
ребёнка?
ребёнка?
Признаки стрессового
Признаки стрессового
состояния ребёнка:
состояния ребёнка:
Трудности с засыпанием, неспокойный
Трудности с засыпанием, неспокойный
сон;
сон;
Частая усталость;
Частая усталость;
Участившаяся обидчивость, слезливость;
Участившаяся обидчивость, слезливость;
Беспокойство, непоседливость;
Беспокойство, непоседливость;
Частое проявление упрямства, капризов;
Частое проявление упрямства, капризов;
Стойкое нарушение аппетита;
Стойкое нарушение аппетита;
Стремление к уединению.
Стремление к уединению.
Родительские установки – это
Родительские установки – это
совокупность родительского
совокупность родительского
эмоционального отношения
эмоционального отношения
к ребёнку, восприятие
к ребёнку, восприятие
ребёнка родителем и
ребёнка родителем и
способов поведения с ним.
способов поведения с ним.
Негативные родительские
Негативные родительские
установки
установки
«Горе ты моё!»
«Горе ты моё!»
«Нытик, плакса!»
«Нытик, плакса!»
«Ты копия своего папочки»
«Ты копия своего папочки»
«Неумейка, откуда у тебя только руки
«Неумейка, откуда у тебя только руки
растут!»
растут!»
«Ты обидел маму, ты плохой вот уйду я от
«Ты обидел маму, ты плохой вот уйду я от
тебя к другому мальчику!»
тебя к другому мальчику!»
«Займись чем – нибудь, отстань!»
«Займись чем – нибудь, отстань!»
Негативная
Негативная
установка
установка
Последствия
Последствия
Позитивная
Позитивная
установка
установка
«Горе ты моё!»
«Горе ты моё!»
Заниженная самооценка,
Заниженная самооценка,
чувство вины, отчуждение,
чувство вины, отчуждение,
конфликты
конфликты
«Радость ты моя!»
«Радость ты моя!»
«Нытик, плакса!»
«Нытик, плакса!»
Внутренняя озлобленность,
Внутренняя озлобленность,
повышенное эмоциональное
повышенное эмоциональное
напряжение, тревожность,
напряжение, тревожность,
неуверенность в себе
неуверенность в себе
«Поплачь, станет легче!»
«Поплачь, станет легче!»
«Ты копия своего папочки»
«Ты копия своего папочки»
Неадекватная самооценка,
Неадекватная самооценка,
упрямство, противоречивость,
упрямство, противоречивость,
трудности в общении с
трудности в общении с
родителями
родителями
«Папа у нас замечательный!»,
«Папа у нас замечательный!»,
«Мама у нас умницы!»
«Мама у нас умницы!»
«Неумейка, откуда у тебя только
«Неумейка, откуда у тебя только
руки растут!»
руки растут!»
Страхи, заниженная
Страхи, заниженная
самооценка, неуверенность,
самооценка, неуверенность,
низкая мотивация к
низкая мотивация к
деятельности
деятельности
«Попробуй ещё раз и у тебя
«Попробуй ещё раз и у тебя
обязательно получится!»,
обязательно получится!»,
«Давай попробуем сделать
«Давай попробуем сделать
вместе!»
вместе!»
«Ты обидел маму, ты плохой вот
«Ты обидел маму, ты плохой вот
уйду я от тебя к другому
уйду я от тебя к другому
мальчику!»
мальчику!»
Отчужденность, тревожность,
Отчужденность, тревожность,
страхи, чувство одиночества,
страхи, чувство одиночества,
нарушение сна
нарушение сна
«Я тебя все равно люблю, но
«Я тебя все равно люблю, но
мне очень неприятно,
мне очень неприятно,
постарайся не поступать так
постарайся не поступать так
больше!»
больше!»
«Займись чем – нибудь,
«Займись чем – нибудь,
отстань!»
отстань!»
Отчуждённость, озлобленность
Отчуждённость, озлобленность
«Иди ко мне, давай подумаем,
«Иди ко мне, давай подумаем,
чем мы займемся!»
чем мы займемся!»