Влияние духовной культуры на облик современного человека
Автор: Хорошева Ирина Анатольевна Должность: преподаватель мхк Учебное заведение: Филиал ГОУ ВО МО "ГСГУ" ЗПК Населённый пункт: Город Зарайск, Московская область Наименование материала: Статья Тема: Влияние духовной культуры на облик современного человека Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Зарайский педагогический колледж им.
В.В.Виноградова Московской области
ДОКЛАД
на тему:
«Влияние духовной культуры на облик
современного человека»
Автор работы:
Хорошева И. А., преподаватель МХК,
Филиала ГОУ ВО МО «ГСГУ»,
город Зарайск, Московская область
Зарайск, 2015 год
1
Тема: «Влияние духовной культуры на облик современного
человека»
«Сохранение культурной среды - задача не менее
существенная, чем сохранение окружающей
природы. Если природа необходима человеку для
его биологической жизни, то культурная среда
столь же необходима для его духовной,
нравствнной жизни…»
Д. Лихачев «Прошлое – будущему»
Очень важно понять ценность этих слов академика, понять, как сделать
так, чтобы в наше тяжелое, смутное время человек мог на деле ценить
культурное наследие как своего Отечества, так и других цивилизаций, т.е.
мировую культуру, так как именно мировая художественная
культура и
культура моего народа способны оказывать огромное влияние на человека, на
его эго. Понятием «духовность» традиционно обозначалось все относящееся
к человеческой душе, духу, Богу, вере.
Если выстроить в ряд все аспекты духовного развития личности, о
которых сегодня здесь идет речь, то развитие духовности через культуру,
через искусство займет в этой цепочке одно из первых мест.
Психология искусства считает, что искусство возвышает человека, лечит
его, дополняет его или заменяет реальную жизнь человека.
А разве это не так?
Конечно же это истина. И необычного для нас в этом ничего нет.
Сейчас из многих информационных источников можно слышать, что упал
интерес к искусству, искусству настоящему, высокому. Оно перестает быть
массовым. И первым шагом к возрождению интереса, к созданию мотивации
в общении с искусством, повторяю, с высоким искусством,
должно стать
возрождение,
прежде
всего,
национальной
культуры,
национальных
традиций, но нельзя забывать о культуре мировой, т.к. без понятия искусства,
без культуры, нет и духовности, а без духовсности человека нет нормального
цивилизованного общества.
Отсюда следует: нецивилизованное общество не может построить,
создать для себя приемлемую , достойную жизнь, со свеми ее потребностями
и в экономике, и в политике, и в социальной сфере.
Размышления на тему о духовно-нравственном воспитании молодежи
приводят нас к мысли, что мы живем в трудное время, но и благое время –
время духовного возрождения России. Нашему Отечеству нужна активная
молодежь, имеющая стойкую жизненную позицию, способная к созиданию,
2
обладающая высокими нравственными ценностями. Но, к сожалению, не
секрет,
что
наша
молодежь
на
современном
этапе
переживает
самый
настоящий
«духовный
кризис».
Поэтому,
как
никогда,
сегодня,
надо
подниматься всем миром на решение этой, пожалуй, самой актуальной и
труднорешаемой проблемы, проблемы духовно-нравственного возрождения
подрастающего
поколения.
Ведь
именно
духовность
и
нравственность
в
сочетании составляют основу личности.
Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и
многогранный
процесс,
включающий
педагогические,
социально
-
культурные и духовные влияния.
Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями
(педегогическими факторами), выстраивая правильное общение с реальным и
духовным миром, молодежь приобритает необходимый духовный опыт, опыт
нравственного поведения. И кто как не мы, педагоги, со своим духовным,
нравтсвеным
опытом,
должны
стать
тем
самым
проводником,
который
поможет молодым, познающим этот всякий, разный мир, найти правильный
путь
своей
жизни.
Условия
эффективной
деятельности
педагога
по
воспитанию молодежи включают и его личные качества и професииональное
мастерство.
Для нас с вами аксиомой является, вовсяком случае так должно быть,
личное отношение к тому, что мы пытаемся привить нашим воспитанникам.
Мы
должны
использовать
все
разнообразие
средств
и
приемов
педагогического воздействия и, прежде всего, самих себя, как пример, взяв за
основу «Лествицу педагогической любви» (1-е послание апостола Павла к
коринфянам)
Любовь долготерпит, милосердствует,
Любовь не завидует,
Любовь не превозносится, не гордится,
Не бесчинствует, не ищет своего,
Не раздражается, не мыслит зла,
Не радуется неправде, а сорадуется истине.
Все порывает, всему верит, всего надеется, все
переносит.
Любовь никогда не перестает.
Если серьезно вдуматься в строки этого послания, начинаешь понимать:
как трудно принять этот догмат на себя прежде всего, как трудно раскрыть
эти качества сначала в себе. Бескорыстие и альтруизм; верность своей любви
к
профессии
и
к
детям;
милосердие,
отзывчивость,
сопереживание;
3
проницательность
и
чуткость;
терпение,
снисходительность,
кротость;
честность по отношению к своим недостаткам, объективность; смирение.
Мы, к великому сожалению, зачастую об этом забываем, согласитесь. А
ведь жизнь по таким законам, по таким заповедям должна быть соразмерна
как жить под солнцем, как дышать воздухом. Вот в этом и заключается, на
мой взгляд, духовность и нравственность: как мы сами относимся к тому, о
чем
говорим
с
ними,
чему
их
учим.
Мы
не
только
те
уста,
которыми
пользуются Высшие силы, мы, педагоги, должны быть в первую очередь
наделены
теми
качествами,
которые
хотим
сформировать
в
наших
подопечных.
Мы
и,
конечно
же,
их
родители.
Но
так,
к
сожалению,
получается в наше непростое время, что мы с вами встаем зачастую на
первое
место,
а
родители
после
нас.
Они
скидывают
на
нас
свой
груз
воспитателей и педагогов. «Они с вами находятся большее время. Вы профи,
вот и воспитывайте, а нам надо деньги зарабатывать. Мы потеряли влияние
на них, дети выросли.» Разве не так говорят частенько родители наших
обучающихся? Особенно у нас, педагогов СПО. Именно так, говорю это как
бывший классный руководитель и действующий преподаватель.
Так вот, видя наше отношение к тому, о чем ведем беседу, видя в нас
пример,
только
тогда,
скорее
всего,
и
начнется
тот
самый
процесс
формирования
нужной
для
общества
личности.
А
пока
еще
рельностью
является то, что мы (лично я) нередко задаю себе вопрос: на кого мы, старшее
поколение, оставим страну? Может быть я не права, обобщаяя, объединяя
всех «под одну гребенку». Но, поверьте, для меня это не высокие слова, это
крик души немолодого человека, работающего всю свою жизнь с детьми и
молодежью!
Встает
вопрос:
и
как
теперь
быть,
после
столь
долгих
лет
«безбожного»
XX
века,
после
систематического
навязывания
идеологии
Запада
и
веры
в
то,
что
рыночная
зкономика
решит
все
социальные
проблемы,
создаст
нравственное
общетсво?
Как
улучшить
и
изменить
культурную среду? Само собой это не получится, не произойдет.
Нам твердят, что экономический кризис миновал. А нравственный? А
духовный? Нет, нет и еще раз нет!
Из материалов Фонда духовной культуры и образования «Новая Русь»:
«Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и
распространение духовно-нравственной культуры». Об этом шла речь на VI
Всемирном Русском Народном Соборе, проходившем в Мсокве еще в декабре
2001 года.
И несмотря на прошедшее десятилетие, тема данного Собора актуальна
и сегодня. Именно поэтому в образовательных учреждениях стали вводиться
новые старые дисциплины, напрямую связанные с духовностью, с религией,
4
с
культурой:
Основы
православия,
Основы
православной
культуры,
Краеведение
и
наконец,
Духовное
краеведение
Помосковья,
дисциплина,
непосредственно
отвечающая
нашим
желаниям
и
чаяниям:
познакомить
полнее с традициями, со святынями нашей малой родины. Именно с этого и
надо возраждать ценностное отношение к своим предкам, к своему народу, к
своей семье, к себе, наконец, а значит к своей Родине, к России.
Мне как преподавателю МХК всегда не хватает часов для изучения
раздела программы
«Отечественная художественная
куьтура». Хочется
многого, но получается бегом, да еще и семимильными шагами. Где уж тут до
формирования
каких-либо
личностных
качеств.
А
еще
надо
дать
информацию о родном крае, о родных святынях. Приходилось выкраивать
время из часов, данных на Отечественную культуру на уроках МХК. А если
учитывать специфику наших обучающихся, их место проживания не только в
Зарайском районе, но в и близлежащих городах и районах, как же стороить
работу? О зарайске расскажем, а о Коломне, о Луховицах, Озерах, Кашире, а
о других городах? Где взять часы на это?
И какая радость, если не больше, что с 2005 года в образовательные
урреждения России и, в частности, в Московской области, сначала в школы, а
затем и в СПО, стали вводить новую дисциплину - «Духовное краеведение
Помосковья». Правда, у нас пока как факультативный курс, но в «Новых
стандартах»
предмет
«ДКП»
уже
присутствует
в
рамках
дисциплины
«Краеведение». Вот это уже, на наш взгляд, ощутимый, действенный шаг в
сторону духовности молодого общества, нашего будущего.
Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной
сфере
кроме
возрождения
самобытной
российской
цивилизации
на
традиционных ценностях отечественной культуры. Здесь можно сказать о
религии как о значимой части художественной, духовной культуры.
Без
религии не было развития культуры ни в одной цивилизации. Вспомните
историю.
Влияние
религии
на
возникновение
и
развитие
всей
мировой
художественной культуры неоспоримо. Будь то Египет, Греция, Византия,
Русь или др.
К сожалению, для современного чеовека религия перестала быть
значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия.
Все-таки еще мало молодых людей можно встретить в наших храмах, хотя
ведь там плохому не научат. Но походу в храм предпочитают посещение
других заведений. На Великий светлый праздник Пасхи приходят скорее из
любопытства, посмотреть на Крестный ход, зачастую даже не войдя в храм,
хотя бы поставить свечу о здравии своем и своих близких. На своих уроках,
рассказывая
о
храмовом
зодчестве,
его
традициях
на
Руси,
обязательно
5
прошу привести
примеры храмов и церквей своего города, поселка или
прошу вспомнить что-либо о своих храмах и чаше слышу ответ: не знаем, не
видели, не помним.
На вопрос: « А вы бывали в своем храме или церкви?» – отвечают
отрицательно, особенно, конечно же, юноши. Радует лишь то, что когда
начинаешь сама об этом рассказывать, слушают с интересом. И хочется
верить, что заронила в их сердца, в их блуждающие души каплю благодати.
При обучении этому предмету в МГОУ сразу же, на первой лекции, нам
объяснили
причину
необходимости
введения
этой
дисциплины
в
образовательный
процесс:
уж
слишком
много
идет
из
СМИ
негативной,
безнравственной
информации.
А
разве
это
не
так?
Разве
это
для
нас
открытие? Однозначно – нет! Настало время собирать камни. Настало время
реально
действать.
Богослов,
читавший
нам
лекции
по
разделу
«Православная религия», говорил: «Конец света обязательно будет, но не тот,
которого все ждут – с затоплениями, огнем, с гибелью людей (хотя и это уже
есть),
конец
света
заключается
в
полнейшей
безнравственности,
бездуховности, равнодушии общетсва».
И вся наша жизнь указывает на то. Обратитесь к СМИ или войдите в
Интернет. Наряду с хорошим, с поучительным, сколько лишнего и пошлого!
На своей первой лекции на уроках МХК, говорю студентам, что все, о
чем
мы
будем
вести
беседы,
я
им
не
навязываю,
а
предлагаю
для
ознакомления и восприятия. Они могут иметь обо всем субъективное мнение,
которое при желании можно и нужно высказать, аргументируя свое суждение,
в разговоре, беседе рождается истина.
А могут ведь это мнение и не
высказывать. И вот тут-то мне, как педагогу, следует задуматься: почему не
открылись, затаились, не доверились? Тогда даю другое задание: написать на
тему
эссе.
Может
листочку
бумаги
доверятся
больше?
И
это
имеет
поразительный
эффект!
Впускают
в
свою
душу,
открываются.
Особенно
часто
такое
бывает,
кода
слушаем
музыку
сложную
для
восприятия,
например, американского композитора Ч. Айвза «Вопрос, оставшийся без
ответа!»
Или другой пример: слушаем Духовные притчи в исполнении С.
Копыловой. Одна одной лучше. Богатейший материал. Содержание, музыка,
исполнение – есть все составляющие для воспитания и в области духовности,
и в области нравственности. Вы бы видели как слушают! И закрыв глаза, и
со слезами на глазах, и размышляя, наверное, о своем. Стараюсь в это момент
не мешать, даже не смотреть на них. Но, признаюсь, подглядываю. И вижу,
скорее чувствую, какие страсти кипят в некоторых из них. А потом, дома, они
снова предадутся своим опусам на тему духовности. И обязательно поделятся
6
с тобой своими мыслями, решениями каких-то проблем. А бывает и зададут
вопрос прямо там, в своем сочинении на заданную тему. И ты должен помочь
разобраться.
А еще, по моему мнению, очень важен настрой на данное восприятие,
как
ты
вовлечешь
их
в
те
или
иные
мироощущения.
Как
тот
хороший
гипнотизер:
завлечешь,
уведешь
их
в
неведомое
доселе,
позовешь
в
нереальность
искусства.
Наконец,
как
ты
сама
это
вопринимаешь
и
ощущаешь.
Ведь
они
очень
премудрые,
наши
дети.
Слушая,
они
тоже
подглядывают за тобой: «Ты навязываешь нам что-то непонятное, неясное, а
сама-то как, что видишь в этом непонятном для нашей молодой, неопытной
души?».
И
вот
тут-то
срабатывает
эффект
образца.
Помните,
как
было
сказано
выше?
Педагог
и
его
личностные
качества,
его
пример,
его
убеждения, его отношение к тому, о чем повествуешь. Сумеешь ли повести за
собой? Конечно не всех, но если даже несколько человек да задумаются,
вспомнят содержание хотя бы одной из притч («Гвозди», «Близнецы» или
«Парикмахер») в определенные моменты своей жизни – это уже наша победа
добра над злом. Может больше будут уважать родителей, учителей, жен,
подруг, наконец просто людей. И не страшно будет снова пройти вечером по
своему родному городу, как это было в плохие 70-е.
Не могу не сказать о других формах работы – это этические беседы на
различные
темы,
к
примеру,
«Дорогами
подвига
и
святости»,
где
идет
серьезный разговор о святых земли русской и конкретно подмосковной (о
Сергие
Радонежском,
о
Савве
Сторожевском,
о
Новомученниках
земли
русской и др. ) Имеет место и проектная деятельность студентов. Как я их
называю, маленькие научные исследования в области краеведения. С каким
усердием и желанием проводили такую работу студенты IV курса на тему о
Великом Чудотворце Николе Зарайском. Эта работа была представлена на
нескольких форумах как регионального, так и федерального значения. Но
главным
моментом
занятия
является
этическая
беседа
о
жизни
святого
Николы, о его добродетелях, о его воспитании в семье из Жития святителя.
Сейчас в разработке тема «Святое семейство», о святых мученниках,
благоверных князе Федоре, княгине Евпраксии и их сыне
Иоанне. Об
истории
древнего
града,
которая
готовится
в
рамках
юбилейного
года
-
Зарайску 865 лет. Мы не могли пройти мимо такой даты родного края. Работа
будет носить название «У стен старинного Кремля».
А с каким трепетом наши студенты, проживающие в близлежащих
городах
и
поселках,
даже
Рязанской
области,
готовят
работы
о
своих
святынях!
Рассказывают
даже
о
тех
трудностях,
которые
приходится
испытывать во время поисков. Тем приятнее видеть им результат своих
7
изысканий. Зачатую присутствует удивление от познанного: «…никогда бы не
подумали, что на нашей земле есть такие святыни!»
Но узнать и преподнести на наших уроках – мало! Пожелание – тот или
иной
материал
донести
в
будущем
до
своих
маленьких
учеников.
Научившись
понимать,
воспринимать
догмы
и
нравственные
устои,
духовную культуру, наши будущие педагоги смогут донести это понимание
до своих учеников. Познав более сложное, обогатят себя и смогут рааказать о
простом детям. Уже с раннего возраста необходимо воспитывать в этих еще
маленьких
существах
те
духовно-нравственные
качества,
которые
будут
применимы ими в большой жизни.
И тогда не надо будет вставать всем миром на защиту души
человеческой! Закончить свое выступление мне бы хотелось словами:
«Надо твердо верить, что все пережитое
нашим народом окажется напрасным,
а сами мы станем предателями и изменниками
великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта,
доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой.
Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий
Подаст нам силы на духовную брань,
Чистую жизнь и благие дела!»
Митрополит Санкт-Петербургский и
Ладожский Иоанн.
8