Автор: Согрина Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад "Байр"
Населённый пункт: село Яшалта, Республика Калмыкия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа по сенсорному развитию детей младшей группы раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Байр»
с. Яшалта, Республика Калмыкия,
2018-2019г.
Программа по сенсорному развитию детей младшей группы раннего возраста
«Развивайка»
Автор: Согрина Елена Петровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Байр»
Описание материала: предлагаю вашему вниманию программу по сенсорному развитию
детей младшей группы раннего возраста. Срок реализации образовательной программы - 1
год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т.к. содержит материал
направленный на развитие сенсорно-моторных навыков у самых маленьких дошколят.
Пояснительная записка
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь
предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное
развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей
целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о
признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве
и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития
умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для
формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для
возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового,
тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения
общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность
этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом
обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак,
сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития
ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие
является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Ранний этап
развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном
окружении. То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной
предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального
слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти
процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого
общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова). Необходимость
точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех
случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как
от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.
Познание свойств и качества предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и
умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных
видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности).
Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны
игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные
ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме
снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.
Актуальность опыта.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.
Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность
ребенка 2-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической
(знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте
представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка
младшего дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит
значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Работа актуальна и поможет
воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения,
создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Новизна программы.
Данная программа разработана для детей младшей группы раннего возраста, в процессе
разработки программы были модифицированные существующие игры на развитие
восприятия и моторики, а так же представлены авторские дидактические игры и
комплексные занятия.
Цель программы: создание в группе условий способствующих сенсорному развитию детей
младшей группы раннего возраста.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Создать предметно - окружающую среду для сенсорного развития детей;
2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели программы;
3. Вовлечь родителей в образовательно – развивающий процесс для совместной
деятельности для успешной реализации программы;
Данная программа основывается на следующих принципах:
1. Принцип дифференциации.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности и последовательности.
5. Принцип повторения умений и навыков.
6. Принцип активного воспитания (игровые технологии, индивидуальная, подгрупповая
деятельность, исследовательская деятельность).
7.Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для
более успешной реализации способностей ребенка.
Основным условием для реализации данной программы является ее ориентированность на
создание благоприятной среды для развития сенсорно-моторных функций у детей
младшей группы раннего возраста.
Ожидаемые результаты
По завершению реализации программы предполагается, что будут достигнуты следующие
результаты:
1. Развитие речевых функций;
2. Развитие двигательных функций;
3. Развитие слуховых функций;
4. Развитие зрительных функций;
5. Развитие осязательной функции;
Для реализации цели программы используются следующие формы работы: групповая и
индивидуальная работа, беседы, упражнения, творческие занятия.
Сроки реализации программы: 1 учебный год (36 занятий). Частота занятий - 1 раз в
неделю.
Учебно-тематический план
№
Форма работы
Цель работы
Методы и приемы
работы
Количество
часов
1
Диагностика
Выявление у детей
уровня сенсорного
развития
Наблюдение, беседа с
родителями
2 часа
2
Дидактические
игры и
упражнения
Развитие сенсорных
навыков через игру
Игровая деятельность
1 раз в
неделю
3
Самостоятель-
ная деятельность
Закрепление
сенсорных навыков
полученных в
процессе НОД
Организация
окружающей среды,
использование
дидактического
материала
Ежедневно
4
Работа с
родителями
Привлечение
родителей к
сенсорному развитию
детей
Индивидуальная или
групповая работа,
подготовка домашних
заданий
1 раз в
неделю
Содержание программы:
Программа содержит два направления:
- работа с родителями;
- работа с детьми.
Каждое из данных направлений предполагает индивидуальные и групповые занятия.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ
ЭТАЛОНОВ
Месяц
Занятие
Цель
Оборудование,
материалы
Сентябрь
Диагностика
Выявить знания
детей в области
сенсорных эталонов цвета,
формы посредством
дидактического материала на
начало года.
Игрушки
и игры с
уголка сенсорики.
Октябрь
1.«Назови
геометрическую
фигуру».
Учить детей узнавать и
правильно называть
плоскостные
геометрические фигуры
Круг, квадрат,
треугольник, овал,
прямоугольник.
2.«Пересыпание
ложкой».
Учить ребенка пересыпать
зерна ложкой, запоминать
Последовательность действий,
развивать самостоятельность
Горох, ложки,
глубокие емкости.
3. «Прыг -
скок по дорожке».
Закрепление знания цветов:
красный, желтый, синий,
зеленый.
Картонная дорожка
40 см длиной и 10
см шириной, а
также полоски
зелёного, красного,
синего и жёлтого
цветов шириной 4
см, игрушки.
4.«Сортировка».
Развивать у детей
Стерео гностическое
восприятие в связи с
визуальными
представлениями.
Шары разного цвета.
Ноябрь
1.«Найди предмет
такой же формы».
Учить детей узнавать и
правильно называть
плоскостные
геометрические фигуры
Дидактическая
игра
«Геометрическое
лото»
2. «Угости
маленького и
большого зайца
морковкой».
Закрепление умения
группировать и соотносить
однородные предметы по
величине.
Игрушечные зайцы
и морковка разных
размеров.
3.«Шумящие
коробочки».
Развивать слуховое
восприятие, учить составлять
пары
одинаковых шумов.
Парные
шумящие
коробочки.
4.«Огоньки
ночью».
Способствовать дальнейшему
формированию у детей
отношения к цвету как к
важному свойству предметов,
подводить их к
самостоятельному выбору
заданного цвета. Обучать
технике нанесения мазка
способом примакивания.
Бумага черного
цвета, гуашь
желтого цвета,
кисти, баночки с
водой.
Декабрь
1.«Волшебный
поднос».
Учить детей выполнять
задание
правильно, развивать мелкую
моторику рук.
Поднос с
однотонным
цветным дном,
крупа.
2.«Шарики»
Учить детей подбирать
предметы
одинаковой окраски; называть
цвета.
Шарики основных
цветов.
3.«Подбери по
форме».
Закрепление знания
геометрических фигур: круг,
квадрат, треугольник, овал.
Блоки – вкладыши на
каждого ребёнка.
4. Игры с
прищепками:
выкладывание
предметов по
образцу
(солнышко, елка,
ежик)
Развивать у детей мелкую
моторику рук.
Бельевые
прищепки.
Силуэты:
солнышко, елка,
ежик, тучка,
ягодка.
Январь
1. «Кто скорее
Учить детей группировать
Дидактическая
соберет
игрушки».
объекты, отличающиеся по
форме, величине,
назначению, но
имеющий одинаковый цвет.
игра «Игрушки».
2. «Счетные
палочки».
Учить детей с помощью
счетных палочек выкладывать
различные фигурки
Счетные палочки.
3. «Золушка».
Учить детей сортировать
предметы (фасоль) по цвету,
развивать мелкую моторику
рук.
Фасоль, тарелочки.
Февраль
1. «Воздушные
шары».
Закрепление знания цветов:
красный, желтый, синий,
зеленый.
Дидактическая
игра «Воздушные
шары».
2. Пальчиковые
игры с грецкими
орехами: вращение
между ладонями,
катание по столу в
разные стороны.
Развивать у детей мелкую
моторику рук.
Грецкие орехи.
3. Окрашивание
воды.
Формирование представлений
об оттенках цветов (светлый,
темный) .
Вода в прозрачных
емкостях, краски
светлых и темных
оттенков.
4. «Поможем зайке
разложить
игрушки».
Закрепление знания
геометрических фигур: круг,
квадрат, треугольник, овал
Игрушки: зайцы,
сенсорный куб с
геометрическими
фигурами: круг,
квадрат, овал
треугольник.
Март
1. «Ткани».
Развивать у детей осязание,
учить составлять пары
одинаковых на ощупь тканей.
Пары одинаковых
на ощупь тканей.
2. «Строим
башню».
Обучение соотнесению по
величине четырех предметов.
Строительный
материал: кубики.
3. «Что лежит в
мешочке? ».
Закрепить знания детей о
форме, упражнять в
правильном соотнесении
нескольких предметов с одним
и тем же геометрическими
образцами.
Дидактическая
игра «Волшебный
мешочек»
4. «Подбери
петушку
перышко»
Учить различать и называть
основные цвета; повторять
простые и относительно
сложные фразы.
Д/и «Подбери
петушку перышко»
Апрель
1. «Сделаем куклам
бусы»
Закреплять умение
группировать
предметы по цвету, учить
нанизывать бусы на нитку
Шнурки или
веревочки,
разноцветные
бусины по
количеству детей.
2. «Спрячь
Закреплять у детей
Дидактическая
мышку».
представления о шести цветах.
игра «Спрячь
мышку».
3. Игры со
счетными
палочками:
выкладывание
предметов по
образцу.
Развивать у детей мелкую
моторику рук.
Счетные палочки
основных цветов,
образцы
предметов.
4. «Башня из
кубов».
Учить детей сравнивать
несколько объектов по
величине (меньше, еще
меньше) и располагать их по
убывающей величине.
Деревянные
кубики.
Май
Диагностика
Выявить знания детей в
области
сенсорных эталонов цвета,
формы посредством
дидактического материала на
конец года.
Игрушки и игры с
уголка сенсорики.