Автор: Осипова Людмила Николаевна
Должность: Старший методист
Учебное заведение: ФГКОУ «Московское суворовское военное училище»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Моделирование учебного занятия на основе применения технологии организации учебного сотрудничества»
Раздел: среднее образование
«
Моделирование учебного занятия на основе применения технологии
организации учебного сотрудничества
»
Задание:
1.
Смоделировать урок или внеурочное занятие, применив изученную
технологию учебного сотрудничества.
Тема урока: «Проблемы окружающей среды»
Тип
урока: урок
–
совершенствование
навыков
устно-речевого
общения, урок контроля и оценки. Развитие навыков проектного подхода к
решению экологических задач.
Цель
урока:
научить
обучающихся
активизировать
языковые
умения
и
проявлять творческие способности при выполнении проектной работы
Задачи:
обучающие: расширить лингвистический кругозор по теме „Welt und
Umwelt“, развивать компенсаторные навыки.
развивающие: научить слушать и понимать других, развивать
творческие способности обучающихся, развивать внимание и память,
развивать умение речевого взаимодействия.
воспитательные: воспитывать чувство товарищества и готовность к
взаимопомощи при работе в группах, воспитывать чувство
ответственности за работу всей группы и за свою часть задания.
Основные учебные практические задачи:
развитие
коммуникативной,
межкультурной,
языковой
и
речевой
компетенций;
работа над проектом: «Природные явления».
Ожидаемый результат:
личностные результаты:
-
осознание
обучающимися
практической
и
личностной
значимости
результатов каждого этапа урока;
- формирование мотивации изучения немецкого языка.
метапредметные результаты:
регулятивные
– планирование
своего
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане.
познавательные –
- выделение необходимой информации; осознанное построение речевого
высказывания в устной форме;
- поиск ответов на вопросы в иллюстрациях;
- выводы в результате совместной деятельности класса и преподавателя.
коммуникативные:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполнять разные
роли в пределах речевых потребностей;
-
умение
осознанно
использовать
речевые
средства
в
соответствии
с
задачей
коммуникации
для
выражения
своих
чувств,
мыслей
и
потребностей; планирование и регуляцию своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
предметные результаты:
Знать: лексический материал по теме «Welt und Umwelt»
Уметь:
- адекватно произносить и различать на слух все звуки иностранного
языка; соблюдая правильное ударения в словах и фразах;
-
распознавать
и
употреблять
в
речи
основные
значения
новых
грамматических явлений;
- действовать по образцу при выполнении упражнения и составлении
собственных высказываний.
Компетенции: межкультурная, коммуникативная, языковая, речевая.
Межпредметные связи: биология, ОБЖ, ОВП.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Материальное
обеспечение
урока:
интерактивная
доска,
компьютер,
тетради, карточки.
Формы
организации
познавательной
деятельности:
фронтальная,
групповая, индивидуальная.
№
п/
п
Этапы урока
Вид деятельности
Время
Технологии
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
I
Организационный момент
Сдача рапорта
Приветствует и организует
обучающихся. Подводит к
формулировке целей урока
(демонстрирует ряд
иллюстраций).
Сдают рапорт, говорят о дате,
дне недели. Самостоятельно
формулируют цели урока.
3
Технология
проблемного
обучения
II
Фонетическая разминка,
речевая зарядка.
Предлагает стихотворение и
ситуации для общения
(карточки).
Контролирует произношение,
исправляет ошибки.
Первичное восприятие.
Задают и отвечают на вопросы
по предложенной ситуации.
5
Интерактивная
технология
обучения
III
Основная часть
29
1
Подготовка к работе над
мини-проектом
«Атмосферные явления»
Организует выполнение
задания по учебнику
упр.9 стр. 46.
Читают высказывания и
определяют тему для каждой
группы (выбранной заранее)
мини - проекта.
Технология
учебного
сотрудничества
2
Развитие речевой
компетенции. Работа
над произносительной
стороной речи.
Организует работу с
аудиотекстом (CD 32)в
учебнике.
Слушают аудиозапись, выделяю
нужную информацию
(работа с рабочими листами).
3
Совершенствование навыков
чтения.
Навыки работы с
информацией: поиск и
выделение нужной
информации.
Работа с дополнительным
материалом (с мини-текстами).
Данная работа готовит
обучающихся к выполнению
раздела «Чтение» части ГИА.
Технология
критического
мышления
4
Развитие коммуникативной и
речевой компетенций.
Обучение мини-диалогам по
теме.
Умение употреблять
изученный лексико –
грамматический материал
для решения
коммуникативных задач и
планировать своё речевое
поведение.
Организует работу в режиме
«вопрос - ответ»
Одна группа задаёт вопрос
другой группе.
Составляют мини-диалог по
образцу. Обмен мнениями по
теме проекта.
Технология
учебного
сотрудничества
IV
Подведение итогов
Рефлексия.
Обобщение.
Вместе с обучающимися
подводит итоги урока и
обобщает изученный материал,
дает задание на самоподготовку.
Предлагает каждой группе
представить свой материал в
виде презентации, буклета и
постера (по желанию
обучающихся) по теме
«Атмосферные явления».
Оценивают свою работу в
группе на уроке и работу
товарищей. Прощаются.
4
Технология
разноуровневого
обучения
2.
Проанализировать
данное
занятие
на
предмет
достижения
запланированных
результатов,
используя
предложенную форму «Анализ учебного сотрудничества на уроке/занятии» (научно-методическое пособие с. 59-
61)
Технологические
показатели урока
Наблюдаемые признаки учебного сотрудничества
Взаимодействие
у ч и т е л я
и
м а л о й
группы
оценка
Взаимодействие
в малой группе
оценка
признак ярко
выражен
признак
выражен
слабо
признак
отсутствует
признак ярко
выражен
признак
выражен
слабо
признак
отсутствует
Организация
учебного
сотрудничества
Инициирует,
поддерживает
сотрудничество
обучающихся.
Способствует
созданию
комфортной,
доверительной
атмосферы в группе
+
Работа группы подчинена
единой
цели,
которая
и м е е т
л и ч н о с т н ы й
смысл, является значимой
для учащихся группы.
+
Использует
задания,
предполагающие
взаимозависимость
результатов
и н д и в и ду а л ь н о й
и
групповой работы.
+
В
процессе
достижения
ц е л и
п р о я в л я е т с я
взаимодействие,
взаимозависимость
сложение
усилий
всех
членов.
+
Ф у н к ц и и
п о
организации
взаимодействия
передаёт
ученикам
(в
соответствии
с
уров н ем
р а з в и т и я
+
Развита
самоорганизация
в
определении
процедуры
взаимодействия,
достижения
согласованных целей.
+
группы).
Предлагает
дифференцированные
з а д а н и я
п о
с о д е р ж а н и ю
в
з а в и с и м о с т и
о т
у р о в н я
р а з в и т и я
группы.
+
Каждый
партнёр
делает
вклад
в
общее
дело
в
соответствии
со
своими
возможностями. Развита
и н д и в и д у а л ь н а я
и
групповая
ответственность.
+
Оказывает
помощь
в
осуществлении
сотрудничества
п р о с ь б е
ч л е н о в
г р у п п ы .
Ф у н к ц и я
учителя
рекомендательная,
консультационная.
+
Учебные
задачи,
ролевые
ф у н к ц и и ,
н о р м ы
группового
сотрудничества
н е о б х о д и м ы е
д л я
взаимодействия
в
группе
разделяют
и
выполняют
все партнёры.
+
Д а ё т
ко р р е к т н у ю
о ц е н к у
к а ч е с т в у
взаимодействия
на
основе наблюдения за
регулятивными
действиями
членов
группы.
Организует
рефлексию.
+
Осуществляется
оценка
качества
взаимодействия
в
г р у п п е ,
р е ф л е к с и я
межличностного
общения.
+
Результаты
Готовность учителя
к
о р г а н и з а ц и и
учебного
сотрудн и ч ества
в
малых группах.
+
Готовность обучающихся
к
у ч е б н о м у
сотрудничеству
в
малых
группах.
+
Работая
в
малых
группах,
обсуждая
предложенные
задания,
каждый
обучающийся инициирует свои действия через согласие или несогласие. Такие
действия
всегда
связаны
с
выбором.
Приятно
наблюдать,
как
суворовцы
начинают
соотносить свою точку зрения с другими и преобразовывать ее.
После
коллективного
обсуждения
в
группе,
вносятся
свои
поправки,
выделяются неясности.
Технология организации совместной деятельности в
группах позволяет
активизировать инициативу каждого обучающегося. Здесь
все
участники
проявляют себя, представляя общий продукт
коллективной
познавательной
или исследовательской деятельности, а при анализе своих умений сотрудничать
друг
с
другом,
умений
общаться
друг
с
другом,
обязательно
отмечается
инициатива, вклад каждого в успешную работу.
Так результатом групповой работы обучающихся на уроке стал мини-проект,
который
дал
возможность
организовать
взаимодействие
(сотрудничество)
обучающихся и развить такие коммуникативные умения как:
- слушать и слышать другого человека;
- участвовать в свободной беседе;
- быть внимательным к самому себе и окружающим;
- понимать чувства и настроение другого;
- осмысливать свои поступки и поступки другого человека.
Анализ урока, проведенного с применением технологии «учебного
сотрудничества», мне бы хотелось закончить словами Генри Форда:
«То, что
мы собрались вместе - это только начало; то, что мы продолжаем оставаться
вместе - это уже достижение; то, что мы вместе работаем - это настоящий
успех». Ведь, только в совместной деятельности, в совместном сотрудничестве,
можно добиться определенного успеха.
Список использованной литературы:
1.
Луговая
Т.В.
Учебное
сотрудничество:
содержание
и
технология
организации:
научно-методическое
пособие
/
Т.В.
Луговая
–
М.:
УЦ
«Перспектива», 2015. 112 с.