Автор: Воликова Людмила Алексеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ"Талицкая СОШ№4"
Населённый пункт: г. Талица
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии»
Раздел: среднее образование
«Развитие универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии»
Воликова Людмила Алексеевна
МКОУ «Талицкая средняя общеобразовательная школа№4»
.
Пояснительная записка
В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности образования
гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.
Появление новых вызовов времени требует модернизации образования в целом, школьного образования в частности.
Согласно ФГОС мета предметными результатами обучения биологии в основной школе являются Универсальные
Учебные Действия.
Способность
самостоятельно
учиться
в
настоящее
время
становится
необходимым
качеством,
обеспечивающим
профессиональную мобильность человека. Поэтому одной из важнейших задач образования становится формирование
УУД
в процессе проектно – исследовательской деятельности.
Тема работы «Развитие универсальных учебных действий у обучающихся на уроке биологии в 5-ом классе по теме
«Грибы в биосфере и жизни человека»
Цели:
1.На
основе
изучения
нормативных
документов,
учебно-методической
литературы
и
с
учетом
требований
ФГОС
составить конструкт урока по теме «Грибы в биосфере и жизни человека» для 5-го класса;
Задачи:
1.
Изучить
нормативные
документы
и
учебно-методическую
литературу,
раскрывающую
требования
ФГОС
основного образования;
2.
Выбрать технологии, способствующие развитию универсальных учебных действий у обучающихся на уроке
биологии в 5-ом классе по теме «Грибы в биосфере и жизни человека»;
3.
Составить конструкт урока по биологии по теме «Грибы в биосфере и жизни человека для 5-го класса»;
Объект – урок по биологии в 5 классе
Предмет – развитие универсальных учебных действий на уроке биологии в 5классе по теме «Грибы в биосфере и жизни
человека»;
Методы:
1.Теоретический:
- изучение учебно - методической литературы по проблеме формирования УУД;
- анализ программных материалов и учебных комплектов по биологии;
- синтез и обобщение изученного материала
2. Практический:
- беседа, дискуссия, наблюдения, исследование.
Планируемый результат.
Повышение профессиональной компетентности педагога в реализации ФГОС на уроках биологии в 5 классе.
Конструкт урока по биологии
Тема урока: «Грибы в биосфере и жизни человека»
Класс: 5
Тип урока: Комбинированный, исследовательский;
Формы урока: Фронтальная, индивидуальная, групповая;
УМК: Учебник для 5 класса: Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. Обо всём живом. – М.: Баласс,2013;
Оборудование: Гербарии растений с пораженными спорыньей и головней, открытки «Грибы», микроскоп, трутовик, дрожжи, покровные,
предметные стёкла, плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы - трутовики», приложения к уроку, презентация;
ТСО: ПК, мультимедийный проектор, экран.
Цель урока:
Формировать условия развития универсальных учебных действий
обучающихся
на уроке в проектно-
исследовательской деятельности.
Задачи урока:
Обучающие:,
- показать многообразие грибов в природе организмов;
- выявить их отличительные особенности;
- выяснить роль грибов в системе живых организмов;
- раскрыть влияние и значение грибов в жизни человека.
Воспитательные:
- сформировать интерес к природе, бережное отношение к окружающей среде; умение
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья;
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому
предмету.
Развивающие:
- обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности, и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений,
фактов;
- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
- способствовать развитию умений работать с информационно – коммуникативными средствами;
-способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;
- развивать умения работы составления плана последовательных действий в проектно- исследовательской работе своей группы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать умение характеризовать роль грибов в природе;
- формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека;
- формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: симбиоз.
Метапредметные и личностные:
Личностные УУД
1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия
простых явлений.
2.Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
3.Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и
оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД:
1.Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
(формулировка вопроса урока).
2. Создать на уроке ситуацию рефлексии самоопределения на групповую работу.
3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
4.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
5.Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения мини- проекта).
Развивающие УУД:
1. Формировать приёмы анализа, классификации и обобщения.
2. Формировать умение планировать собственную и учебную деятельность.
3.Организовать поисковую деятельность, направленную на поиск информации.
Деятельностные УУД:
1. Уметь отличать ядовитые грибы от съедобных.
2. Оказывать первую помощь при отравлении грибами.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Дидактическое
обеспечение
Планируемые результаты
УУД
I.
Организационный
момент.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку
психологический настрой на
работу.
Приветствуют учителя.
Ученики встали,
настроились на работу,
проверили на столах
наличие учебника, тетради,
дневника, письменных
принадлежностей
Плакаты «Дрожжи»,
«Древесные грибы-
трутовики».
Слайды №1
Регулятивные УУД:
умение организовать
выполнение заданий
учителя.
Личностные УУД:
Умение соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно относиться к
учителю и одноклассникам.
II.
Проблемная
ситуация и
актуализация
знаний.
Вызов мотивации у учащихся:
Ребята, на урок я принесла
волшебную корзину, в ней
спрятано то, что сегодня мы
будем изучать. Для того чтобы
отгадать что в ней лежит, я
предлагаю ответить на загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть -
Нет головы.
Заслушать ответы учащихся
Пригласить учащегося, чтобы
открыть корзину и огласить
тему урока.
Чтобы все тайны о грибах
открыть
мы должны о них
повторить…
Программированный опрос.
1.
Микология – наука о
грибах.
а) да
б) нет
2.
Клетка гриба имеет
ядро.
а) да
б) нет
3.
Основа гриба – мицелий.
а) да
б) нет
4.
Все грибы имеют пенек
Слушают, настраиваются на
восприятие материала
урока.
Узнают грибы по описанию,
отгадывают загадки
Вспоминают тему прошлого
урока и быстро отвечают на
вопросы
1 -2 мин.
1-2 мин.
Личностные УУД:
мотивировать свои
действия.
Регулятивные УУД:
Умение проявлять быстро
мыслительную
деятельность;
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и явления.
Выявлять причины и
следствия простых явлений.
и шляпку.
а) да
б) нет
5.
Дрожжи – это одна
почкующаяся клетка.
а) да
б) нет
Загадки-стихотворения.
1.
Растут на опушке
Рыжие подружки,
А зовут их (волнушки).
2.
Из-под травки
прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Рыжеватые (лисички).
3.
Царь грибов на толстой
ножке –
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он (белый).
4.
Я в красной шапочке
расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я (подосиновик).
5.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных,
Собирай, не мешкай, Это –
(сыроежки).
На доске прочитайте 4
термина
Слайд № 2
Регулятивные УУД:
Сформировать
умение участвовать в
диалоге с учителем
Биосфера, человек, грибы,
жизнь.
–Составьте вопрос (проблему),
который будем обсуждать на
уроке?
Какова роль грибов в природе и
жизни человека? -Какую роль
играют грибы в природе?
-Какую роль играют грибы в
жизни человека?
«Вспоминаем то, что знаем».
– Какую роль в экосистемах
играют разрушители? (§ 2)
– Что такое симбиоз? (§ 13)
– Какое строение имеют грибы?
(§ 15)
– Какая часть гриба
используется людьми в пищу?
(Жизненный опыт.)
Какова тема сегодняшнего
урока?
Составьте из 2 вопросов – один:
Роль грибов в природе и в жизни
человека
Какие умения нам необходимы?
(на доске)
В тетради число, тему урока.
Составляют проблему урока
«Роль грибов в биосфере и
для человека»
Беседуем
Определяют тему урока
Записывают в тетради
число, тему урока.
Гербарии растений с
пораженными
спорыньей и головней,
открытки «Грибы»,
Слайд № 3
Слайд № 4
ТСО: ПК,
мультимедийный
проектор, экран.
Слайд № 5
Регулятивные УУД:
Формирование умения
самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять цель
учебной деятельности
(формулировка вопроса
урока).
Личностные УУД:
Умение использовать
собственные знания и
наблюдения
Ш. Совместное
открытие знаний.
Решение практических задач
1. – На даче картофель и томаты
портятся от фитофторы, яблоки
– от парши.
– Самый ценный гриб –
трюфель, а может, пеницилл?
– Какова же роль грибов в этих
примерах?
2. – Почему нельзя есть
заплесневелые продукты, но
можно делать уколы
пенициллина при некоторых
заболеваниях, если у человека
нет к нему аллергии?
3. Работа в группах
(приложение №1) с текстом §
17. 1. (Приложение №
2(алгоритм: порядок
выполнения продуктивного
задания). Заполните в тетради
схему «Значение грибов для
человека и для биосферы»
(приложение №3).
1 группа: Теоретики: выяви
отрицательную роль грибов,
Решают и анализируют
практические, задачи,
ситуации
Выполняют продуктивные
задания по группам ( см.
приложения)
Составляют схему
«Грибы в биосфере и жизни
человека»
Выявляют отрицательную и
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8-9
Слайд №10
Слайд № 11-16
Слайд № 17,18,19
Слайд №20,21
Познавательные УУД:
Сформировать
умение определять
возможные источники
необходимых сведений,
производить поиск
информации, анализировать
и оценивать её
достоверность.
Личностные УУД:
Оценивать жизненные
ситуации с точки зрения
безопасного образа жизни и
сохранения здоровья.
Коммуникативные УУД
Формирование умения
самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие при работе в
группе (паре).
Предметные УУД:
умение объяснять значение
стр. 96-97.
2 группа: Теоретики: выявите
положительную роль грибов,
что такое микориза, симбиоз?
стр97-98.
3 группа: Теоретики: рис. 17.3
стр.98. , определите съедобные и
ядовитые грибы по рисунку,
определите диагностические
признаки каждой группы,
запомните их.
4 группа: Исследователи:
разведите немного дрожжей в
подслащённой воде.
Рассмотрите их под
микроскопом и зарисуйте.
Подготовь: ?«Грибы-помощники
хлебопёков», стр 99. учебника.
5 группа: Исследователи:
исследование древесного гриба-
трутовика, стр.100 (№2)
6 группа: Проектная группа:
Интервью правила безопасного
сбора грибов (приложение № 4).
. Презентация проектных работ:
«Грибы нашей местности
« Интервью грибника».
(выступление представителей
положительную роль
грибов.
Объясняют термины
Работают с учебником
Исследуют дрожжи
Исследуют древесного
гриба-трутовик
Творческая группа готовит
презентации ,представления
мини – проектов , которые
приготовили дома
Слайд №22
Слайд №23
Микроскоп, покровные
и предметные стекла,
дрожжи, гриб трутовик
Слайд №24, 25
По 3 мин - 18 мин.
грибов в жизни человека
умение понимать смысл
биологических терминов:
микориза
умение различать съедобные
и ядовитые грибы, оказывать
первую помощь при
отравлении грибами;
Регулятивные УУД:
- Обеспечить условия для
развития внимательности,
наблюдательности, и умений
выделять главное, оценке
различных процессов,
явлений, фактов;
- Обеспечить условия для
развития умений грамотно,
четко и точно выражать свои
мысли;
- Способствовать развитию
умений работать с
информационно –
коммуникативными
средствами;
Умение организовать
поисковую деятельность,
направленную на поиск
информации;
умение составлять
групп)
4. «Больных мучили сильные,
нестерпимые боли, так, что они
громко жаловались, скрежетали
зубами и кричали... Невидимый,
скрытый под кожей огонь
отделял мясо от костей и
пожирал его», – так писал
старинный летописец о
неизвестной болезни,
называемой потом «злыми
корчами», «антоновым огнём».
Эта болезнь только во Франции
в 1129 году унесла более 14 тыс.
человек. Не один век прошёл,
пока открыли причину этого
заболевания (XIX в.).
– Что вызывало это
заболевание? (Вещества,
выделяемые возбудителем
спорыньи, поражавшем хлебные
злаки.)
Физминутка.
Влез опенок на пенек,
Простоял один денек.
На ветру качался, умение
характеризовать роль грибов в
природе;
Резко наклонялся.
Тоненький, тоненький,
Решают познавательную
задачу
Анализируют
Выполняют физические
упражнения
Слайд №26
Слайд №27
(индивидуально или в
группе) план решения
проблемы (выполнения
мини - проекта).
Самоанализ
Выводы.
Личностные УУД:
Умение применять приемы
здоровье сберегающей
технологии
Ножка, что соломинка!
А потом склонился
И совсем свалился.
3.Проверка схемы: Значение
грибов для жизни и для
биосферы
Подведение итогов изучения
темы. Фиксация на доске
найденного ответа на
проблемный вопрос.
Выражение решения в виде
схемы.
Проверяют правильность
заполнения схемы
Подводят итоги изучения
темы.
Фиксируют на доске
найденного ответа на
проблемный вопрос.
Слайд №28
Умение находить действия
решения проблемы
творческого и поискового
характера
IV.
Самостоятельное
применение
знаний. Итог
урока.
Задание 3: Закончи
предложение, одним словом
(приложение № 5).
Обмен мнениями по заданиям.
– Сделайте вывод по уроку
(главная мысль урока).
Самооценка по алгоритму
(приложение № 6)
Достигнуты ли цели
исследования,?. Каковы общие
впечатления от нашей
совместной работы?
Работают с
приложением№5
Делают вывод по уроку
Оценивают себя по
алгоритму - работа с
приложением№6
Слайд № 29
2-3 мин.
Регулятивные УУД
Формирование умения в
диалоге с учителем
совершенствовать
самостоятельно
выработанные критерии
оценки.
Умение давать самооценку
себе
Самопроверка.
Самооценка
Домашнее
задание
Повторить §15-17,приготовиться
к тесту «Грибы»
Спасибо всем за
сотрудничество!
Слад №29
Заключение:
- активизируется познавательная, проектная, исследовательская деятельность;
- возникают новые мотивы познавательной деятельности, растет интерес к предмету;
- развиваются коммуникативные способности;
- применяются полученные знания в жизни;
Список литературы
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт от 17 декабря 2010 г № 1897
2. Фундаментальное ядро содержания образования (под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова) 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011г
3. Рабочая программа по УМК Вахрушева. А, А.:
4. Учебник для 5 класса: Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С.
5. Обо всём живом. – М.: Баласс,2013;
Приложения к уроку(1-6)
Приложение №1. 1. Работа в группах с текстом § 17 учебника.
1 группа: Теоретики: выяви отрицательную роль грибов, стр. 96-97.
2 группа: Теоретики: выяви положительную роль грибов, стр97-98.
3 группа: Теоретики: рис. 17.3 стр.98. , определите съедобные и ядовитые грибы, определите диагностические признаки каждой группы,
запомните их.
4 группа: Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде. Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Подготовь:
«Грибы-помощники хлебопёков», стр 99. учебника.
5 группа: Исследователи: исследование древесного гриба-трутовика, стр.100 (№2)
6 группа: Проектная группа: правила безопасного сбора грибов. ,
Приложение №2 Порядок выполнения продуктивного задания:
1.
Осмысли задание.
2.
Найди в тексте нужную информацию.
3.
Преобразуй информацию, чтобы получился ответ.
4.
Сформулируй мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что..», « потому что..»,
«во-первых…», «во-вторых…».
Составь полный ответ
Приложение № 3. Самостоятельное применение знаний:
1. Составьте схему: Значение грибов для биосферы и человека.
Значение грибов
Для человека
В природе
-
Приложение №4. Закончи предложение, одним словом.
1.
Тело гриба образовано ……………………………………
2.
В отличие от бактерий в клетках грибов есть ………….
3.
В отличие от растений в клетках грибов нет …………...
4.
Специальные клетки, с помощью которых гриб размножается и расселяется ……………………………………
5.
Пример плесневого гриба………………………………...
6.
Гифы гриба это………………………………..
7.
Устройство для вынашивания спор………………………
8.
Корни, сросшиеся с грибами……………………………..
Варианты ответов: спора, ядро, гифами, хлорофилл, микориза, мукор, мицелий, плодовое тело.
Приложение № 5. Основные правила сбора грибов
При сборе грибов необходимо строго придерживаться основных правил, чтобы избежать ошибок, которые могут привести к отравлению.
- Собирайте только те грибы, про которые вы точно знаете, что они съедобны.
- Грибы, которых вы не знаете, или их принадлежность к какому-то роду вызывает сомнения, никогда не употребляйте в пищу.
- Никогда не собирайте и не есть грибов старых, червивых.
- Не употребляйте сырых грибов.
- Никогда не собирайте и не ешьте тех грибов, которых возле основания ножки имеют клубневидные утолщения.
- При сборе шампиньонов обратите внимание на цвет пластинок. Не употребляйте шампиньоны, которые имеют белые пластинки. У
настоящих шампиньонов пластинки быстро темнеют. А у смертельно опасной бледной поганки, за внешним видом похожей на шампиньон,
пластинки всегда белые.
- Грибы необходимо использовать сразу после сбора. При комнатной температуре их нельзя долго хранить сырыми.
Есть два способа сбора грибов, можно срезать ножку ножом не повреждая основы ножки или выкручивать с ножкой, а потом очищать от
непригодной нижней части ножки. Лучше выбирать первый способ, так как грибница в нижней части ножки важна для развития новых
плодовых тел.
Содержание витаминов в грибах различно. Витамина С в них мало, а витамина В в лисичках не меньше, чем в дрожжах. В белом грибе
обнаружен витамин А. Очень много в грибах витамина Р, почти столько же, сколько в печени, а витамина Д ничуть не меньше, чем в
хорошем сливочном масле. Грибы отличаются высоким содержанием воды. Значительно повышает питательность и придают вкус грибам
глюкоза и другие сахара. Много в грибах ароматических веществ. Поэтому блюда из грибов повышают аппетит, усиливают отделение
желудочного сока, улучшают пищеварение. Неповторимый аромат придают грибам эфирные масла.
Приложение №6 Как оценить свои учебные достижения?
(алгоритм) самооценки:
1. Какова была цель задания (что нужно было получить в результате)?
2. Выполнено ли задание (получен ли результат)?
3. Выполнено верно или с ошибкой?
4.Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?
5.Какую отметку можно поставить?