Напоминание

Баскетбол в начальной школе


Автор: Корсакас Елена Видасовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Поросозерская СОШ"
Населённый пункт: п.Поросозеро, Сурярвский район, Республика Карелия
Наименование материала: ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ по БАСКЕТБОЛУ "ЮННЫЙ БАСКЕТБОЛИСТ" для учащихся 3-4 классов
Тема: Баскетбол в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ

по БАСКЕТБОЛУ

«ЮННЫЙ БАСКЕТБОЛИСТ»

для учащихся 3-4 классов

Пояснительная записка

В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и

мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться

успехов на международной арене.

Тем не менее проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют.

Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных

общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты,

воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе

баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития

физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и

эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.

Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на

рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует

созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению

наследственных возможностей нервной системы.

В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в

зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности

мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность

– мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе

простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения

создают неограниченные возможности для развития координационных способностей:

ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий,

точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и

временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные

комбинации.

Программа кружка рассчитана на учащихся 3-4 классов и предусматривает

совершенствование навыков игры в баскетбол. Занятия проводятся два часа в неделю.

Цель программы

Программа кружка предусматривает овладение техническими приемами и тактическими

действиями в баскетболе.

Программа предполагает решение следующих задач:

привлечение максимального, возможного числа детей к систематическим занятиям

физической культурой и спортом.

привитие интереса к баскетболу и воспитание спортивного трудолюбия;

укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка;

развитие физических качеств— быстроты, силы, выносливости, ловкости;

изучение основных приемов техники игры и простейших тактических действий в нападении и

защите;

ознакомление с некоторыми теоретическими сведениями о влиянии физических упражнений

на организм занимающихся и об игре баскетбол.

Организация занятий:

Основная форма занятий - групповой урок. Он состоит из трех частей: подготовительной,

основной и заключительной. Продолжительность занятия 60 минут, где подготовительная

часть 10—15 мин., основной—45-50 мин., заключительной—5-7 мин. Теоретические занятия

проводятся в форме бесед в процессе практических занятий.

Цель подготовительной части занятия заключается в организации занимающихся: построение,

проверка посещаемости, сообщение задач урока, упражнения в движении. Осуществляется

также подготовка организма занимающихся к предстоящему изучению нового материала в

основной части урока, совершенствованию навыков, а также к развитию двигательных

качеств. В этой части урока главным образом применяются общеразвивающие и специальные

упражнения, подвижные игры и эстафеты.

В основной части занятия происходит обучение технике, тактике, воспитание физических и

волевых качеств. В каждом уроке решаются две-три задачи, одна из которых - главная: либо

обучение техническому приему или тактическим действиям, либо совершенствование навыка

выполнения приема техники или тактических умений. В зависимости от этого происходит

подбор средств и распределение времени на отдельные упражнения.

В задачу заключительной части урока входит организованное завершение занятия.

Применяются медленная ходьба, задания на внимание. В конце занятия подводятся его итоги.

Содержание программы

Развитие баскетбола в России.

Описание игры её возникновение и развитие.

Гигиенические сведения.

Занятия физической культуре в режиме дня школьника. Гигиена тела. Форма занятий в

спортивном зале и на открытом воздухе (летом и зимой). Временные противопоказания к

занятиям.

Меры безопасности.

Правила поведения и меры безопасности на занятиях баскетболом.

Оборудование мест занятий.

Площадка для игры. Разметка и её назначение.

Правила игры.

Правила игры в мини-баскетбол.

Общая и специальная физическая подготовка.

Значение общей физической подготовки для развития спортсменов.

Прыжки. Прыжки с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Прыжки вперед

и назад “лягушкой”.

Бег. Пробегание отрезков 10 м, 30 м, 60 м. Стартовые ускорения. Бег приставным шагами

(правым и левым боком, спиной вперед). Подвижные игры: “День и ночь”, “Салки без мяча”,

“Караси и щуки”, “Волк во рву”, “Тритий - лишний”, “Удочка”, “Бейсбол”. Комбинированные

эстафеты.

Основы техники и тактики игры.

Техника – основа спортивного мастерства. Передвижение по площадке в низкой стойке.

Передача мяча, ведение, бросок. Целесообразность применения приемов в конкретной игровой

обстановке. Выбор свободного места для получения мяча. Перемещение защитника, его

расположение по отношению к щиту и противнику.

Техника нападения. Основная сойка баскетболиста. Бег с изменением направления и скорости.

Передвижение приставными шагами (правым и левым боком, вперед и назад). Остановки во

время бега: шагом, прыжком. Повороты на месте: вперед, назад. Сочетание передвижений,

остановок, поворотов. Ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди.

Передача мяча двумя руками от груди после ловли и на месте, после ловли с остановкой, после

поворота на месте. Ведение мяча правой, левой рукой и попеременно. Ведение с изменением

направления. Броски мяча двумя руками, от груди с близкого расстояния, с места под углом к

корзине, с отражением от щита. Техника защиты.

Техника защиты. Стойка защитника: одна нога выставлена вперед, ноги расставлены на одной

линии. Перемещение в стоке защитника вперед, в стороны, назад.

Тактика нападения. Индивидуальные действия: умение выбрать место и открыться для

получения мяча. Целесообразное применение техники передвижения: прыжков, остановок,

поворотов. Командные действия: нападение по принципу выбора свободного места.

Тактика защиты. Индивидуальные действия: умение выбрать место и держать игрока с мячом

и без мяча.

Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований, разбор

проведенных игр, устранение ошибок в игре.

Практические занятия. Соревнования по мини-баскетболу, соревнования по подвижным

играм с элементами техники баскетбола. Сдача тестов

.

Тематический план занятий.

п/п

Содержание занятий

Количество

Всего

Теоретич.

сведен.

Практические

занят.

1.

Развитие баскетбола в России

0.5

0.5

0

2.

Гигиенические сведения и меры

безопасности на занятиях

0.5

0.5

0

3.

Оборудование мест занятий

0.5

0.5

0

4.

Правила игры

0.5

0.5

0

5.

Общая и специальная физическая

подготовка

27

0.5

28.5

6.

Основы техники и тактики игры

27

0.5

28.5

7.

Тестирование

4

0

4

Итого:

64

3

61

1. Основы знаний – 3 часа

а) история возникновения баскетбола;

б) гигиенические требования к местам занятий баскетболом и инвентарем, спортивной одежде

и обуви. Оборудование площадки для игры в баскетбол;

в) основные правила игры: состав команд и функции игроков, игровое время, начало игры и

спорный бросок, перерывы в игре и замены игроков, игра мячом и вбрасывания, нарушения в

игре, жесты судий.

2. Передача мяча – 10 часов

а) передача одной рукой от плеча;

б) двумя руками от груди;

в) выбор конкретной передачи в зависимости от расстояния;

г) передачи на месте и в движении;

3. Ведение мяча – 10 часов

а) стойка при высоком и низком ведении;

б) характер контакта кисти ведущей руки с мячом;

в) изменения направления движения;

г) вышагивание, скрёстный шаг, поворот;

д) повороты при ведении мяча, ведение мяча с поворотом

4. Броски – 10 часов

а) основные характеристики бросков;

б) бросок двумя руками от груди;

в) техника выполнения точностных бросков в движении;

г) бросок «на один счет», бросок «на два счета», бросок «на три счета»;

д) подбор и добивание мяча;

5. Игра в нападении 4 часа

а) взаимодействие двух и трех нападающих;

б) ситуационная техника

6. Игра в защите – 3 часа

а) групповые взаимодействия защитников

7. Игровая деятельность – 24 часов

а) применение полученных знаний в игре;

б) самостоятельные решения игровых ситуаций.

Список используемой литературы.

Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №10, май 2003 г.

Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №17, сентябрь 2003 г.

Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №11, июнь 2003 г.



В раздел образования