Автор: Корсакас Елена Видасовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Поросозерская СОШ"
Населённый пункт: п.Поросозеро, Сурярвский район, Республика Карелия
Наименование материала: ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ по БАСКЕТБОЛУ "ЮННЫЙ БАСКЕТБОЛИСТ" для учащихся 3-4 классов
Тема: Баскетбол в начальной школе
Раздел: начальное образование
ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ
по БАСКЕТБОЛУ
«ЮННЫЙ БАСКЕТБОЛИСТ»
для учащихся 3-4 классов
Пояснительная записка
В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и
мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться
успехов на международной арене.
Тем не менее проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют.
Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных
общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты,
воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе
баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития
физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и
эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на
рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует
созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению
наследственных возможностей нервной системы.
В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в
зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности
мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность
– мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе
простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения
создают неограниченные возможности для развития координационных способностей:
ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий,
точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и
временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные
комбинации.
Программа кружка рассчитана на учащихся 3-4 классов и предусматривает
совершенствование навыков игры в баскетбол. Занятия проводятся два часа в неделю.
Цель программы
Программа кружка предусматривает овладение техническими приемами и тактическими
действиями в баскетболе.
Программа предполагает решение следующих задач:
привлечение максимального, возможного числа детей к систематическим занятиям
физической культурой и спортом.
привитие интереса к баскетболу и воспитание спортивного трудолюбия;
укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка;
развитие физических качеств— быстроты, силы, выносливости, ловкости;
изучение основных приемов техники игры и простейших тактических действий в нападении и
защите;
ознакомление с некоторыми теоретическими сведениями о влиянии физических упражнений
на организм занимающихся и об игре баскетбол.
Организация занятий:
Основная форма занятий - групповой урок. Он состоит из трех частей: подготовительной,
основной и заключительной. Продолжительность занятия 60 минут, где подготовительная
часть 10—15 мин., основной—45-50 мин., заключительной—5-7 мин. Теоретические занятия
проводятся в форме бесед в процессе практических занятий.
Цель подготовительной части занятия заключается в организации занимающихся: построение,
проверка посещаемости, сообщение задач урока, упражнения в движении. Осуществляется
также подготовка организма занимающихся к предстоящему изучению нового материала в
основной части урока, совершенствованию навыков, а также к развитию двигательных
качеств. В этой части урока главным образом применяются общеразвивающие и специальные
упражнения, подвижные игры и эстафеты.
В основной части занятия происходит обучение технике, тактике, воспитание физических и
волевых качеств. В каждом уроке решаются две-три задачи, одна из которых - главная: либо
обучение техническому приему или тактическим действиям, либо совершенствование навыка
выполнения приема техники или тактических умений. В зависимости от этого происходит
подбор средств и распределение времени на отдельные упражнения.
В задачу заключительной части урока входит организованное завершение занятия.
Применяются медленная ходьба, задания на внимание. В конце занятия подводятся его итоги.
Содержание программы
Развитие баскетбола в России.
Описание игры её возникновение и развитие.
Гигиенические сведения.
Занятия физической культуре в режиме дня школьника. Гигиена тела. Форма занятий в
спортивном зале и на открытом воздухе (летом и зимой). Временные противопоказания к
занятиям.
Меры безопасности.
Правила поведения и меры безопасности на занятиях баскетболом.
Оборудование мест занятий.
Площадка для игры. Разметка и её назначение.
Правила игры.
Правила игры в мини-баскетбол.
Общая и специальная физическая подготовка.
Значение общей физической подготовки для развития спортсменов.
Прыжки. Прыжки с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Прыжки вперед
и назад “лягушкой”.
Бег. Пробегание отрезков 10 м, 30 м, 60 м. Стартовые ускорения. Бег приставным шагами
(правым и левым боком, спиной вперед). Подвижные игры: “День и ночь”, “Салки без мяча”,
“Караси и щуки”, “Волк во рву”, “Тритий - лишний”, “Удочка”, “Бейсбол”. Комбинированные
эстафеты.
Основы техники и тактики игры.
Техника – основа спортивного мастерства. Передвижение по площадке в низкой стойке.
Передача мяча, ведение, бросок. Целесообразность применения приемов в конкретной игровой
обстановке. Выбор свободного места для получения мяча. Перемещение защитника, его
расположение по отношению к щиту и противнику.
Техника нападения. Основная сойка баскетболиста. Бег с изменением направления и скорости.
Передвижение приставными шагами (правым и левым боком, вперед и назад). Остановки во
время бега: шагом, прыжком. Повороты на месте: вперед, назад. Сочетание передвижений,
остановок, поворотов. Ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди.
Передача мяча двумя руками от груди после ловли и на месте, после ловли с остановкой, после
поворота на месте. Ведение мяча правой, левой рукой и попеременно. Ведение с изменением
направления. Броски мяча двумя руками, от груди с близкого расстояния, с места под углом к
корзине, с отражением от щита. Техника защиты.
Техника защиты. Стойка защитника: одна нога выставлена вперед, ноги расставлены на одной
линии. Перемещение в стоке защитника вперед, в стороны, назад.
Тактика нападения. Индивидуальные действия: умение выбрать место и открыться для
получения мяча. Целесообразное применение техники передвижения: прыжков, остановок,
поворотов. Командные действия: нападение по принципу выбора свободного места.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: умение выбрать место и держать игрока с мячом
и без мяча.
Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований, разбор
проведенных игр, устранение ошибок в игре.
Практические занятия. Соревнования по мини-баскетболу, соревнования по подвижным
играм с элементами техники баскетбола. Сдача тестов
.
Тематический план занятий.
№
п/п
Содержание занятий
Количество
Всего
Теоретич.
сведен.
Практические
занят.
1.
Развитие баскетбола в России
0.5
0.5
0
2.
Гигиенические сведения и меры
безопасности на занятиях
0.5
0.5
0
3.
Оборудование мест занятий
0.5
0.5
0
4.
Правила игры
0.5
0.5
0
5.
Общая и специальная физическая
подготовка
27
0.5
28.5
6.
Основы техники и тактики игры
27
0.5
28.5
7.
Тестирование
4
0
4
Итого:
64
3
61
1. Основы знаний – 3 часа
а) история возникновения баскетбола;
б) гигиенические требования к местам занятий баскетболом и инвентарем, спортивной одежде
и обуви. Оборудование площадки для игры в баскетбол;
в) основные правила игры: состав команд и функции игроков, игровое время, начало игры и
спорный бросок, перерывы в игре и замены игроков, игра мячом и вбрасывания, нарушения в
игре, жесты судий.
2. Передача мяча – 10 часов
а) передача одной рукой от плеча;
б) двумя руками от груди;
в) выбор конкретной передачи в зависимости от расстояния;
г) передачи на месте и в движении;
3. Ведение мяча – 10 часов
а) стойка при высоком и низком ведении;
б) характер контакта кисти ведущей руки с мячом;
в) изменения направления движения;
г) вышагивание, скрёстный шаг, поворот;
д) повороты при ведении мяча, ведение мяча с поворотом
4. Броски – 10 часов
а) основные характеристики бросков;
б) бросок двумя руками от груди;
в) техника выполнения точностных бросков в движении;
г) бросок «на один счет», бросок «на два счета», бросок «на три счета»;
д) подбор и добивание мяча;
5. Игра в нападении 4 часа
а) взаимодействие двух и трех нападающих;
б) ситуационная техника
6. Игра в защите – 3 часа
а) групповые взаимодействия защитников
7. Игровая деятельность – 24 часов
а) применение полученных знаний в игре;
б) самостоятельные решения игровых ситуаций.
Список используемой литературы.
Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №10, май 2003 г.
Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №17, сентябрь 2003 г.
Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №11, июнь 2003 г.