Автор: Голякова Екатерина Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №582 с углубленным изучением английского и финского языка Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности
Тема: "Путешествие с мышкой Шипой".
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная
школа ОДОД № 582 с углубленным изучением английского и финского языков
Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми подготовительного к школе возраста
«Путешествие с Мышкой Шипой»
Подготовила учитель-логопед
Голякова Екатерина Владимировна
Санкт-Петербург
2019
Индивидуальное логопедическое занятие «Путешествие с Мышкой
Шипой».
Нарушение речи детей: фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Вид занятия: индивидуальное логопедическое занятие
Тема занятия: «Звук [Ш]. Путешествие с мышкой Шипой».
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель занятия: автоматизировать произношение звука [Ш] в слогах, в словах, в
предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Совершенствовать умение употреблять правильное произношение звука [Ш] в слогах
и словах, предложениях.
Закреплять умение выполнять мимические и артикуляционные упражнения с
использованием упражнений биоэнергопластики.
Развивать речевое дыхание.
Развивать фонематическое восприятие через умение выделять предметы, в названиях
которых есть звук [Ш] и определять место данного звука в слове.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление с помощью
использования мнемотехники.
Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением.
Воспитательные:
Воспитывать культуру речевого общения – желание произносить все звуки родного
языка правильно.
Создание положительного эмоционального фона, радости.
Образовательные:
Закреплять знания по основам обучения грамоте (выделение звука в слове)
Здоровьесберегающие:
Соблюдать правильную посадку ребёнка.
Сочетать статические и динамические упражнения.
Оборудование: изображения на магнитной доске, магнитная доска; магнитные изображения
листьев с нарисованными на них картинками; контейнер с фасолью; стеклянные шарики-
сокровища; волшебный мешочек; сенсорные дорожки; предметные
картинки
со
словами
для автоматизации звука Ш; схематические картинки из мнемотехники соответствующие
предметным
картинкам;
фломастер;
мышка
Шипа
на
магнитике;
изображение
мостика;
ватные кусочки для дыхательной гимнастики; наклейка.
План занятия
I Организационный момент.
-Сегодня
ты
встретишься
с
маленькой
мышкой и отправишься с ней в небольшое
путешествие. Ее зовут Шипа, она очень хочет посмотреть, что ей оставила бабушка в
подарок,
давным-давно
закопав
сокровища
в
тайном
месте.
Она
даже оставила
карту,
которая
не
только
покажет
дорогу,
но
и
поможет
ничего
не
перепутать
и
не
забыть.
Посмотри, здесь на карте все нарисовано. Что ты видишь в самом начале?
-Домик.
-Да, это домик нашей Мышки Шипы. Чтобы красиво говорить, мы сделаем вместе с ней
гимнастику для язычка.
II Основная часть занятия.
Артикуляционные упражнения, дыхательные упражнения.
-Посмотри, где живет наша Шипа?
-Шипа живет в домике.
-Правильно, она очень любит свой домик. Он очень красивый, у него сеть окошко
(показывают упражнение «Окошко»), вокруг домика есть красивый заборчик (упражнение
«Забочик»).
По утрам, когда она просыпается, она обязательно выглядывает в окошко и
смотрит по сторонам (упражнение «Часики»). Мышка Шипа очень любит гулять, она выходит
во дворик и качается на любимых качелях (упражнение «Качели»). А над домиком, посмотри,
что летает?
-Облачка.
-Да, верно, одно облачко надуло свои щечки (упражнение «Хомяки»)
-Но вдруг налетел ветерок, давай подуем и мы, так же долго и сильно, как ветерок! (дуют на
игрушку-вертушку). А теперь давай запустим в небо свои облачка. (берут кусочки ваты и
делают упражнение «фокус»)
-Прекрасно! Так высоко взлетели облачка, но от ветра мышка замерзла, она спряталась в
домик, решила попить чайку (делают упражнение «Чашечка»), ну вот, теперь мышка согрелась
и готова отправляться в путь вместе с нами, на поиски заветного клада.
Уточнение артикуляции звука [Ш], изолированное произношение звука.
- А что нарисовано возле домика? (На магнитной доске изображение дорожки и магнитные
карточки-листочки с картинками на обратной стороне)
-Дорожка с листьями.
-Мышка
побежала
по
дорожке
из
сухих листьев:
ш-ш-ш. Покажи, как ты умеешь
«шуршать листиками»?
-Ш-ш-ш-ш…
-Как правильно произносим этот звук?
-
Г
убы
выдвинуты
вперёд
и
округлены,
между
зубами
небольшая
щель,
язычок
«чашечкой», дуем на язычок, можно почувствовать теплый ветерок.
-Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки, а на каждом листочке посмотрим
картинку, назовем ее и еще раз пошуршим.
Ребнок берет листочек, шипит и называет картинку.
Упражнения на автоматизацию звука [Ш] в открытых слогах.
-Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. В камышах очень сложно идти, мы
пойдем через преграды, пальчиками проходя две дорожки вместе, будем произносить слоги.
Ребенок двумя пальчиками обеих рук «идет» по сенсорным дорожкам, проговаривает слоги.
ша-шу-ша;
ши-шо-ши;
ше-ша-шу;
ша-ши-шо.
Упражнения на автоматизацию звука [Ш] в закрытых слогах.
-А теперь поменяем положение нашего звука Ш в слогах, и попробуем снова пройти по
дорожкам, только звук Ш теперь будет в конце.
Ребенок двумя пальчиками «идет» обеими ручками по сенсорным дорожкам, проговаривает
слоги.
Упражнение на развитие фонематического слуха и выделения звука [Ш] в словах.
-Что подсказывает нам карта? Впереди яма, нам срочно нужно построить мост, чтобы
пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ш].
Выбери нужные картинки, в которых есть звук [Ш].
-А теперь обведи по точкам дорожку, проговаривая наш звук, тогда наш мостик точно
получится красивым и прочным!
Ребенок берет фломастер, рисует по точкам дорожку и прикрепляет мостик на место
ямы в карте.
Упражнение на автоматизацию Ш в словах, сопоставление картинок с символами
- А что мы видим дальше?
-Полянка с цветами.
-Да, это волшебная полянка. На ней мы нашли картинки, сначала возьмем те картинки, в
которых был звук Ш. А теперь, нужно найти для них схематичную «подружку».
Ребенок называет картинку и рядом ставит соответствующую с символом изображения
из мнемотехники.
-Это машина. Она похожа на прямоугольник. Это вешалка, она похожа на треульник. Это
елочная игрушка, она похожа на ромб.
Упражнение на автоматизацию звука [Ш] в стихах.
-Вот и конец пути близко. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.
Рисуют дружно малыши,
У них в руках ... карандаши.
Носит яркий гребешок
Наш веселый ... петушок.
Вот бежит малышка — Серенькая ... мышка.
Зашуршали тихо шины — Это едет к нам ... машина.
Мама просит Машу: «Свари братишке ... кашу».
Мышка моется под душем, Моет хвостик, моет ... уши.
Упражнение на автоматизацию звука Ш в словах, итог путешествия.
-И мы, наконец-таки, попали к нашему кладу! Мышка бабушка была очень запасливая, она
любила крупу и собрала очень много фасоли, туда и спрятала свои сокровища. Помоги найти
нашей Шипе большие и маленькие бусины.
Ребенок находит бусины в контейнере с фасолью и проговаривает : «Я
нашел большую бусину, я нашел маленькую бусину».
III.
Итог занятия.
-Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогала! А какой звук
помогал тебе на нашем занятии?
-Звук Ш-ш-ш.
-Ты очень хорошо занималась, мышка дарит тебе наклейку «Отличная работа!»
-Что в путешествии тебе запомнилось больше всего?