Напоминание

"Роль воспитателя в экологическом образовании"


Автор: Крот Жаннета Станиславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 228 Кировского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Роль воспитателя в экологическом образовании"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль воспитателя в экологическом образовании.

Творческий поиск педагога в сфере экологического воспитания.

Взрослые,

обучающие

и

воспитывающие

детей,

создающие

для

них

необходимые условия - это решающий фактор в экологическом воспитании.

Воспитатель заботится о детях, воспитывает их, создает благоприятную

обстановку в группе, атмосферу дружеского взаимодействия взрослых и детей,

осуществляет личное общение с дошкольниками и их родителями. Владея методами

экологического

воспитания

и

конкретной

технологией,

воспитатель

создает

обогащенную «зеленую зону» в группе, следит за эколого-оздоровительными

условиями проживания детей, осуществляет постоянное сотрудничество с ними во

всех

видах

деятельности,

дает

пример

экологически

правильного

поведения,

взаимодействуя со всеми живыми объектами, которые находятся рядом с детьми.

Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение

знаний о ней. Дети ухаживают за зелеными насаждениями в уголке природы и на

участке:

поливают,

окучивают,

рыхлят

почву;

делают

кормушки

для

птиц,

подкармливают их в зимнее время года.

«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем более способна она

рассуждать», - писал известный психолог П. П. Блонский. Чтобы «пополнить

головы» детей интересным содержанием, необходимо проводить эксперименты

(посадка лука, полив, освещение). Дети наблюдают, рассуждают, делают выводы.

К. Д. Ушинский отмечал положительное воздействие природы на психику

детей, на всестороннее развитие их в процессе общения с природой. «Логика

природы есть самое доступное для детей, логика - наглядное, неоспоримое. Всякий

новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые

понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды на один род».

Важное значение в экологическом воспитании детей необходимо придавать

проведению

наблюдений

на

прогулке.

Дети

учатся

не

только

наблюдать

за

происходящим,

но

и

думать,

рассуждать,

делать

выводы,

т.е.

развивается

логическое мышление, речевая деятельность, память, внимание.

Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании

представлений о временах года, сезонных явлениях в природе имеет работа с

календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе,

их изменений несут большую смысловую нагрузку: учат сравнивать, анализировать,

сопоставлять различные природные явления, устанавливать причинно-следственные

связи. Происходит развитие умственной деятельности детей, изменение восприятия

увиденного, появляется устойчивый познавательный интерес к окружающему

миру.

У ребенка хорошо развито наглядно-действенное мышление, поэтому

теоретическое познание природы ни к чему не приведет. Не видя красоты вокруг, не

радуясь и не восхищаясь, ребенок остается глухим, безучастным к тому, что его

окружает. Он легко ломает ветку, легко поднимает руку на животного, легко

разрушает то, что кто-то построил. Эту душевную сухость может оживить красота,

но чтобы красота затронула душу и сердце ребенка, мы, взрослые, должны помочь

её увидеть, ощутить. Для этого, взрослые сами должны видеть красоту природы,

Лишь тогда, воспитатель, пользуясь педагогическим мастерством, сможет

донести до сердца ребенка эту красоту, до самой глубины его души. Поэтому

понятно,

насколько

важны

в

деле

воспитания

положительные

качества,

образованность, восприимчивость, просвещенность близких ребенка, а также

окружающих взрослых.

В

педагогической

деятельности

воспитатель

широко

и

разнообразно

использует свои умения, способности, интерес к той или иной области, окрашивая

ими процесс экологического воспитания детей. Увлеченность воспитателя может

оказать глубокое воздействие на детей и вывести его самого на разработку нового

направления в экологическом воспитании. Поэтому воспитателю необходимо в

работе проявлять творчество, которое начинается с хорошего, неравнодушного

отношения взрослого к своим функциональным обязанностям, инициативного

поиска способов решения задач и достижения целей экологического воспитания

детей,

становление

у

них

начал

экологической

культуры.

Ребенок,

под

руководством педагога передает увиденную красоту через

рисование, лепку,

конструирование из бумаги, подручного материала. По мнению С. Н. Николаевой

«Творчество

развивается

в

активных

практических

действиях,

переходит

в

систему

целенаправленных

мероприятий;

оно

сопряжено

с

анализом

и

осмыслением достигаемых результатов, с поиском форм самосовершенствования

и

саморазвития».

В

итоге

появляется

потребность

в

демонстрации

своих

достижений, в общественной оценке, возникает желание поделиться опытом с

другими. Активный творческий поиск педагога, который осуществляется на

основе сложившегося мировоззрения, - это, по выражению В. С. Мухиной,

«второе рождение» личности.

Второе (в данном случае, профессиональное)

рождение личности повышает самосознание, помогает преодолеть стереотипы

мышления

и

поведения. В

экологическом

воспитании

скрыт

огромный

потенциал

для

развития

личности

ребенка,

т.е.

через

индивидуальные

особенности личности.

Главной фигурой экологического воспитания детей является воспитатель.

Как отмечает С. Н. Николаева, творческая активность воспитателя может

быть направлена на следующее:

вдумчивое

освоение

и

непрерывное

совершенствование

методов

и

технологий экологического воспитания детей;

постоянный поиск и проверка -новых приемов работы с детьми, которые

на фоне устоявшихся методов и форм воспитания могут обеспечить

оптимальное

использование

складывающейся

ситуации,

применения

своего и детского опыта к конкретным природным условиям детского

сада. Новый прием в общении с детьми, их обучение - это самый гибкий

механизм, который дает разнообразное и вариативное использование

одной и той же технологии воспитателями с разными детьми в разных

условиях;

создание атмосферы взаимодействия, доверия, сопереживания любых

событий.

В

общении

с

детьми

воспитатель

реализует

изначально

Следовательно,

работа

воспитателя

имеет

широкий

спектр

направлений

в

экологическом воспитании дошкольников и реализуется в любых конкретных

условиях дошкольного учреждения.

В связи с развитием экологического образования в нашей стране появилось

много

парциальных

авторских

программ,

вопросы

экологии

включаются

в

содержание отдельных разделов комплексных программ ("Радуга", "Развитие",

"Детство"),

в

базисную

программу

развития

ребенка

"Истоки",

публикуются

методические разработки как ученых, так и педагогов- практиков. Проводятся

всероссийские и региональные конкурсы на лучшую организацию работы по

экологическому

образованию

дошкольников.

Данной

проблеме

посвящаются

конференции разного уровня, секции по экологическому образованию дошкольников

включаются

в

план

работы

практически

всех

совещаний

по

экологическому

образованию, педагоги получают возможность повышать свою квалификацию на

специальных курсах.

Все

большее

количество

дошкольных

учреждений

переходят

к

новым

программам,

начинают

заниматься

вопросами

экологического

образования,

включают

в

свою

работу

парциальные

программы

С.Н.

Николаевой

«Юный

эколог» или Н.А.Рыжовой «Экологическое образование в детском саду».

Воспитателю необходимо быть живым примером устремления ко всему тому,

что хотели бы воспитать и развить в детях, помня, что больше всего на ребенка

влияет поступок взрослого, его внутреннее состояние, то, что он сам чувствует, как

мыслит. Помня об этом, как о главном, в процессе решения поставленных в

программе задач, мы будем окружать ребенка красивыми образами, обращать его

внимание на красоту природы, читать, рассказывать сказки.

И,

наконец,

организация.

Без

правильной

организации

воспитательно-

образовательного процесса невозможно решить задачи воспитания в полном

объеме. Но организация как создание лучших условий для жизни, творчества и

труда, должна быть не навязчивой, не довлеющей, а органично возникающей и

незаметной для ребенка.

Таким образом, в

формировании экологического сознания ребенка роль

воспитателя будет высока при следующих условиях:

- образованности воспитателя;

- стиля общения воспитателя с детьми;

- творческой активности воспитателя;

- особенностях развития среды дошкольного учреждения.



В раздел образования