Автор: Козырина Надежда Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: г. Ревда Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Карта как средство развития творческой исследовательской активности обучающихся в процесс организации учебной деятельности на уроках географии
Раздел: среднее образование
Карта как средство развития творческой исследовательской
активности обучающихся в процесс организации учебной
деятельности на уроках географии
Преподаватель географии ГБПОУ «СОМК» Козырина Н.А.
Не в количестве знаний
заключается образование,
в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь.
А. Дистервег
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и
притупить его природные творческие способности –«разучить» его думать
самостоятельно.
А. Дистервег
Целью современного образования является развитие личностных
качеств обучающегося, его способностей, формирование активной,
творческой жизненной позиции в целом и в учебной деятельности в
частности.
География – один из немногих учебных предметов, где обучающийся
способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные
решения, находить пути решения локальных, региональных и даже
глобальных проблем современного развития цивилизации.
Развитие творческой активности обучающихся через исследование– это
необходимая часть урока географии.
Поэтому актуальность овладения основами исследования
подтверждается несколькими причинами: владение логикой и технологией
исследования способствует обучающемуся эффективно осуществлять
аналитические, организационные, преобразующие функции в
социокультурной среде; повышают конкурентноспособность обучающегося.
В результате использования метода исследования на уроках, лицеисты
учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и
применять, трансформируя, полученные ранее знания по предметам,
приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают
умения планировать и принимать решения.
Работа с картой, атласом, на контурной карте - всё это практика, которая
надолго оставляет свой след в памяти обучающегося.
Занимаясь развитием исследовательской деятельности на основе
работы с картой, решаю следующие задачи:
- обучать детей на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в
повседневной жизни;
- учить приемам осмысленной географической мысли, оценочной
деятельности;
- помогать использовать различные источники информации, приемы ее
систематизации, сопоставления, анализа;
- подкреплять знания практическими делами, используя специфические для
географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
- учить видению и объяснению различных ситуаций и проблем, приемам
публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения,
оперативно принимать и реализовывать решения.
В своей работе преподавателя географии главным считаю научить
обучающихся максимально и творчески использовать содержание карты в
получении знаний. Буквально воспринимаю слова Л.С. Берга: "Карта - альфа
и омега географии". На уроке карта - основной источник знаний, который
позволяет зрительно, мысленно ощущать сопричастность с окружающим
миром. Карта служит и наглядным пособием, и объектом изучения,
источником исследований и знаний. Как наглядное пособие карта позволяет
изучать любые территории, дает возможность правильно представить ее
положение на территории земного шара, ее окружение.
Моя цель - научить обучающихся читать карту, уметь распознавать
географическую действительность по ее изображению. Сначала дети
работают с картой, опираясь на свой жизненный опыт, уясняют свойства
объектов по их внешнему виду (например: река Волга, озеро Байкал, горы
Уральские, населенный пункт). Затем, с помощью карты обучающиеся
должны рассказать о свойствах объектов, их размещении, охарактеризовать с
помощью условных знаков. Чтобы заинтересовать и сподвигнуть к
творчеству, я предлагаю детям различные приемы работы с картой.
Прием показа узнаваемых объектов по описанию:
1.
Часть суши, расположенная в северном полушарии и пересекаемая
нулевым меридианом.
2.
Самый большой материк.
3.
Материк, пересекаемый экватором и начальным меридианом.
4.
Самый большой по площади океан.
5.
Самый холодный материк.
Прием путешествий по карте (где указывается не только маршрут, но и
решаются познавательно- исследовательские задачи):
- На чемпионат мира по футболу, который будет проходить в России,
прибудут спортсмены из Китая, Италии, ЮАР (можно брать любые страны).
Каким путем они будут добираться к месту соревнований, указать объекты,
по которым будет проходить их маршрут?
Дополнительные вопросы: На каком материке расположена Россия? В какой
его части? Какое время года будет здесь на момент соревнований? Как
называется столица государства?
Использование игровых ситуаций, когда называется объект, а название
следующего начинается на последнюю букву предыдущего.
Написание географических диктантов, в том числе и с ошибками.
Текст: "Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в
путь по водам (Баренцева) моря. В трюмах находился груз для рыбаков
Сахалина. Обогнув с севера (остров) Таймыр, корабль вышел на просторы
(моря Лаптевых). Вскоре на горизонте показались острова (Северная Земля),
миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам (Карского)
моря. Через некоторое время прошли у берегов (полуострова) Врангеля и по
водам Чукотского моря подошли к (Татарскому) проливу. Дальше наш путь
шел на юго-восток по водам Берингова моря к берегам (острова) Камчатка.
Попутное холодное течение (Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув
Камчатку и пройдя по водам (Японского) моря, корабль подошел к
(полуострову) Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска.
В скобках заключена ошибка, обучающиеся в своих ответах пишут
правильные ответы.
Составление географических цепочек, в которых один объект будет
лишним.
1. Кавказ, Гималаи, Уральские, Саяны. (Гималаи расположены не в нашей
стране).
2. Мак-Кинли, Эльбрус, Атлас, Народная. (Атлас- горная система, остальные
- вершины).
Найти пару, сопоставить географические объекты:
Индия
Париж
Великобритания
Дели
Франция
Токио
Япония
Лондон
Задания меняю. На следующих уроках обучающиеся сами готовят подобные
вопросы одноклассникам. Творчество приветствуется.
Ассоциативное восприятие.
Географические знания нельзя преподносить только в виде «голого» текста и
табличных колонок с цифрами без карт. Самое интересное в географии – это
познание многообразия нашего мира. Каждая страна, город, остров, озеро,
река – уникальны. Развивать географическую зоркость нам помогает карта и
приём, который я использую при работе с ней. Этот приём основан на
ассоциативном восприятии географических объектов, сравнении очертаний
объектов с тем видением, которое представляется сейчас ребёнку.
Представляя Тигрёнка (Скандинавский полуостров), Акулу (о. Сахалин),
итальянский сапог (Аппенинский полуостров), рог носорога (п-ов Сомали) и
др., ребёнок с лёгкостью запоминает географическое положение данных
объектов на карте. Играю в ассоциации только на начальном этапе изучения
географии (в 6, 7 классах), в 7 классе, где изучается и страноведение, таким
же образом запоминаем месторасположение стран мира (на «итальянском
сапожке» расположено государство Италия, а государство Венесуэла по
очертанию своих границ напоминает материк Евразия в миниатюре).
Часто задаю вопросы по карте, используя метапредметные связи, например:
покажите полуостров по своей конфигурации напоминающий треугольник, с
вершиной внизу, а основанием на верху (полуостров Индостан). Запомнили
географическое положение данного объекта и повторили строение
геометрической фигуры.
Результативность использования данного приёма на уроках бесспорна. Дети
начинают сами предлагать, что бы они хотели сравнить: названия объектов
(пустыню Сахара с сахаром, горы Атлас с ученическим атласом, название
реки Нигер в Африке с негром), размеры объектов (самый большой остров на
Земле – о. Гренландия, полуостров – Аравийский).
Я считаю, что географическая карта – мощный инструмент в руках
преподавателя, позволяющий ему привить интерес к изучению географии, а
так же помогающий обучающемуся в познании многообразия современного
мира.
Уроки-исследования, уроки-путешествия провожу как при изучении нового
материала, так и при закреплении и проверки знаний. Значимость
исследовательской работы в лицее очевидна, и учить приёмам этой работы
нужно уже на начальных этапах обучения географии.
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном,
увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным,
ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть
проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек
зрения. Исследовательская деятельность, дает обучающимся на уроках
географии следующие преимущества:
- ребёнок работает активно и самостоятельно;
- реализуется целеполагание: обучающийся знает, чем он будет заниматься
на занятиях; повышается мотивация к учению;
- проявляются творческие способности;
- развиваются способы овладения познавательной,
рефлексивной, коммуникативной деятельностью.
При планировании
уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:
Каждый ребёнок должен участвовать в коллективной работе.
Работа должна быть адресована всему классу.
Приведу пример урока в 7 классе, где в процессе исследовательской
деятельности дети самостоятельно выявляют особенности природы
Австралии (урок изучения нового материала).
Класс делится на исследовательские группы: географы, биологи, геологов,
климатологов, гидрологов, демографов:
– географы определяют географическое положение материка и
исследуют рельеф;
– геологи объясняют строение земной коры и полезные ископаемые;
– климатологи определят климат;
– гидрологи проектируют картину внутренних вод;
- демографы описывают население и его занятия.
Каждая группа, используя тематические карты атласа и учебник, готовит
устный отчёт о своей работе. Что объединяет все группы? Одна проблема.
Нужно выявить отличительные черты природы неизвестного материка.
Чтобы работа в группах была более слаженной, организованной и понятной
для всех – предлагаю обсудить следующие вопросы:
Как вы мыслите решение поставленной задачи?
Что необходимо знать ( или вспомнить) для работы?
Какие карты будете использовать?
Какую роль будет выполнять каждый участник экспедиции?
В течение 3-4 минут дети формулируют задачи, которые им предстояло
решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные для работы карты.
В помощь обучающимся предлагаются инструктивные карточки с заданиями
и дополнительная литература ( вырезки из газет, энциклопедии и т.д.).
Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической
деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся
деятельность обучающихся направлена на единый результат. Таким образом,
обучение происходит в процессе деятельности обучающихся. В ходе
исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую
информацию в словесную, отвечая на главный вопрос: - Чем отличается
природа Австралии от других материков?
Такая групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: дети
учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе
исследования находить решения поставленной задачи. Что, безусловно,
повышает познавательную активность.
В 6 классе на уроках- практикумах обучающиеся обрабатывают данные
погоды по месяцам (строят графики, розы ветров, подсчитывают средние
температуры, амплитуду), а при изучении климата своей местности на основе
своего обработанного материала делают вывод о климате своей местности. В
старших классах обучающиеся самостоятельно исследуют государства
выявляя особенности хозяйства используя при этом не только учебник, но и
другие ресурсы, в частности интернет ресурсы, делают презентацию,
защищают. Такая работа позволяет учиться выделять главное из большого
объема информации, четко ее излагать, отстаивать свою мысль, доказывать
правильность своей мысли, основываясь на данных карт, и т. д. Способствует
развитию коммуникативной, поведенческой культуры, развитию навыков
контроля и самоконтроля, развитию аналитического, критического
мышления.
Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и
навыков обучающихся помогает достичь определенных целей: поднять
интерес обучающихся к учебе и тем самым повысить эффективность
обучения. Такие занятия для обучающихся – переход в иное психологическое
состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение
себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает
возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль
знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных
наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему
труду.
В 8-9 классах при изучении тем по географии России, мы часто обращаемся
за новой информацией в интернет, обучающимся даётся задание найти
площадь России после присоединения Крыма, численность населения,
описать природу и экономику Крыма, назвать крупнейшие промышленные
центры и проблему развития используя и карты атласа.
Поисковые методы.
В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е.
личностное включение лицеиста в процесс. Его использую при изучении
таких фундаментальных тем как “Оболочки Земли”, “Глобальные проблемы
человечества”, “Народы и страны”. К поисковым методам я отношу: учебный
диалог, решение проблемных или исследовательских задач.
Определив группу учеников, которые могут участвовать в предметных
олимпиадах, конкурсах и конференциях, ставлю перед собой цель:
обеспечить условия для развития творческих способностей и
познавательного запроса обучающихся. Для этого была
разработана программа деятельности, включающая в себя следующие
разделы:
1.
Теоретическая подготовка, практические навыки.
2.
Организация работы по самообразованию обучающихся,
индивидуальные консультации.
3.
Работа над индивидуальным проектом (реферат, исследовательская
работа).
4.
Подведение и анализ итогов.
5.
Самообразование руководителя.
Постигая методику географического исследования, дети формируют
содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность,
причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.
Получив первоначальные навыки исследовательской работы, обучающиеся
закрепляют их написанием учебных рефератов, проведением
социологических мини-исследований.
В результате, используя карты как средство обучения географии с
применением исследовательского подхода, обучающиеся овладевают
следующими умениями и навыками:
работать с различными источниками географической информации для
получения необходимых сведений;
назвать основные закономерности возникновения и развития
отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого
простейшие прогнозы их дальнейшего развития;
устанавливать роль и значение географических знаний в решении
хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных
территорий;
характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства,
пространственной организации природы, населения и хозяйства
отдельной территории или страны;
устанавливать связи между отдельными компонентами природного
комплекса;
прогнозировать влияние природных условий на человеческую
деятельность и наоборот; излагать суть экономических и экологических
проблем отдельных территорий и основные принципы рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
применять простейшие приемы анализа статистических данных ,
сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во
времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития
природных, хозяйственных и социальных проблем;
пользоваться картой (ориентироваться по карте и на местности,
разрабатывать маршруты движения, измерять расстояния по карте,
определять по карте количественные и качественные характеристики
изображаемых объектов и процессов, находить различные
географические объекты, использовать картографические источники
для прогнозирования развития событий, для решения простейших
производственных и бытовых задач, знают номенклатуру карты);
представлять результаты исследовательской работы с использованием
информационных технологий.
О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности
для собственного личностного развития свидетельствуют следующие
результаты анкетирования обучающихся: на вопрос “что я ожидал и что
получил от проектно-исследовательской деятельности” ребята ответили:
полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в
дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии (31%
респондентов);
работа над исследованием помогла моей самореализации (34%);
в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными
людьми, приобрел много друзей, участвовал в научно- практических
конференциях (16%);
в процессе исследования я понял, как важно много знать, как много
надо читать (47%).
Творческая исследовательская деятельность обучающихся, цель которой –
влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое
развитие личности ребёнка – создает новую образовательную среду. В лицее
формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество
преподавателей и обучающихся, атмосфера духовной близости и
сотворчества.
Закончить я хочу словами В.А.Сухомлинского: “Передо мной открылась
удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического
мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я
переживал необыкновенное счастье творчества”. И мы, вслед за
В.А.Сухомлинским, не устаём удивляться нашим ребятам: как быстро они
меняются, становятся творцами, исследователями, как по-новому открывают
нам свои, прежде не замечаемыми нами, таланты, как уверенно и красиво
говорят, как преображаются внутренне и внешне.
Библиографические ссылки:
1.
Вединеева Н.А. Развитие научно-исследовательской деятельности
учителя и учащегося в школьной практике // Оренбург, 2004. №3. С.6-7.
2.
Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в
школьном возрасте // Избран, психол. исследования. М., 1982. Т.1. С.24
3.
Савенков А.И Содержание и организация исследовательского обучения
школьников. М.,2003. С.10-1
4.
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в
современном образовании // Школьные технологии. М.,2004. №4. С. 83-
84.
5.
Сухомлинский В.А Павлышская средняя школа. М., 1979. с. 106.