Авторы: Юминов Павел Андреевич, Коробейникова Лариса Ивановна
Должность: Учитель химии, учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №83" города Ижевска
Населённый пункт: Удмурсткая Республика
Наименование материала: Статья
Тема: Успех каждого при изучении химии
Раздел: полное образование
«Стартовые позиции МБОУ «Гимназия №83» при изучении химии в реализации
регионального проекта «Успех каждого ребенка»»
Юминов П.А., учитель химии МБОУ «Гимназии №83»
Коробейникова Лариса Ивановна, учитель МБОУ «СОШ №27»
Эпиграфом к нашему разговору предлагаю фрагмент из произведения самого издавае-
мого испаноязычного автора последних лет Карлоса Руиса Сафона «Лабиринт призраков»:
– Мир вовсе не является таким безнравственным, каким ты его знала до настоящего
момента. Мир – зеркальное отражение всех нас, тех, кто определяет его сущность, то, во что
мы его превращаем сами. И потому люди, родившиеся одаренными, как мы с тобой, обязаны
использовать свой талант ради блага остальных. Мой особый дар состоит в умении распо -
знать талант в другом человеке, подготовить ученика и направлять его, пока не наступит мо-
мент, когда он сможет самостоятельно принимать правильные решения.
– У меня нет талантов. Нет никакого дара…
– Есть. Поверь мне. А главное, поверь в себя, Алисия. Нынешний день может стать
первым в той достойной жизни, которую у тебя украли, а я собираюсь вернуть ее, если ты
мне позволишь. (стр.246, Лабиринт призраков: Карлос Руис Сафон. – Москва: Издательство
АСТ, 2019)
Начну с представления успеха не нашего ученика, но человека, про которого знают
многие из вас. В этом году исполнилось 150 лет со дня опубликования Периодического зако -
на Дмитрия Ивановича Менделеева, графическим отображением которого является знакомая
всем Периодическая система химических элементов. Нужно отметить, что, несмотря на яв -
ную приверженность таблицы в первую очередь к химии, мы должны помнить о важности
интеграции отраслей знания, чем больше «ниточек» мы протянем между разными отраслями,
тем прочнее будет знание и будет более эффективное его использование.
Успех ученика непосредственно связан с успехом учителя, но что такое «современный
учитель»? Попробуем решить это вопрос современным способом: наберем в поисковой си-
стеме такой запрос. Вашему вниманию представлена картинка, найденная по нашему запро-
су.
Как интерпретировать ее? По-разному: все зависит от угла зрения и вашего настроя. Я
предлагаю три варианта: 1) учитель из позапрошлой эпохи рассказывает современным уче-
никам об открытиях прошлой эпохи, 2) учитель светом своих знаний освещает «темных»
учащихся. Вспоминается народная мудрость: для себя тлеть, для семьи гореть, а для народа
светить. Третий вариант пришел не сразу: учитель просто горит на работе, превращаясь в уг-
лекислый газ и воду.
Одним из первых маркеров успеха учителя является такой показатель как успешность
и качество знаний. Здесь я, как учитель химии, значительно проигрываю, например, учите -
лям ОБЖ или физической культуры. Поэтому для успешности можно предложить другие
маркеры, такие как участие в различных конференциях, турнирах, олимпиадах, играх и дик -
тантах. При этом я даже не сказал каких: учительских или ученических. И тех, и других.
Хочу поделиться с вами ближайшими образовательными событиями:
28 марта – III Всероссийская онлайн-конференция «Цифра: инвестиция в педагога».
10 – 13 апреля – Московский международный салон образования (ММСО). Однако я,
на примере своего осеннего опыта, также советую Уфимский международный салон образо-
вания (УМСО), так как и ближе территориально, и доступнее. Поэтому предлагаю внести в
календарь образовательных событий гимназии посещение УМСО и рекомендовать его посе-
щение всем участникам образовательного процесса.
30 апреля – 4 мая приезжайте на Эльбрусскую переговорную площадку «Проекты, ме-
няющие образование». В кругу таких же классных профессионалов школьного и дошкольно -
го образования Вы:
обсудите передовые методики и технологии обучения,
отработаете нужные навыки на мастер-классах,
вдохновитесь успехами других и расскажете о собственных победах,
справитесь с профессиональными "затыками",
надышитесь чистым высокогорным воздухом и проясните сознание.
Вы вернетесь обновленными и готовыми к преобразованию образования.
Однако не все могут с легкостью посещать очные мероприятия, поэтому давайте обсу -
дим некоторые платформы для поддержки в работе учителя
1 сентября – платформа, с которой мы дружим уже давно.
Школьная лига Роснано и Школа на ладони. Большое количество самых разнооб-
разных активностей, здесь хотел бы обратить внимание на три (осенняя, зимняя и весенняя)
сессии, в рамках которых учащиеся могут выполнять проектные работы: предложен подроб -
ный план и поддержка куратора. Вот примеры проектов весенней сессии, которая сейчас в
самом разгаре:
для 9-11 классов – Фестиваль STA-студий; Какая-то тактика и как её придержи -
ваться, Наноразборка 2.0 (#топизанауку); Неочевидная литература: проблемы
развития; Маркетинг инновационного продукта, или Как продать что угодно;
Адгезия, или Как покрасить забор; Курс юного кристаллографа; В поисках ин -
новаций; Стеклу 5000 лет – или почему мы до сих пор не придумали ему заме -
ну;
для 7-8 классов – Дом, который построил Джек;
для 5-6 классов – Фантастические твари; Живой парашют
для 1-4 классов – Тайны и загадки физических явлений; Техносфера. Техника и
технологии
Фоскфорд – курсы для учащихся, интерактивный учебник, профориентация, онлайн-
конкурс для учащихся (12 по счету и активный в данный момент, до 5 апреля), курсы повы-
шения квалификации для учителей, выездные школы и многое другое.
Цифровой образовательный ресурс Я класс. Настоятельно советую познакомиться и
на встречах с родителями обсудить возможность включиться в работу с использованием дан-
ного ресурса. В нашем городе есть ОО, которые подключены полностью и эффективно дви-
жутся в сторону повышения успешности учащегося и учителя.
Благодаря обмену информацией между коллегами я осенью узнал про международную
профессиональную олимпиаду для учителей «Профи» от ВШЭ. Шесть предметов постоян-
ны: математика, русский язык, обществознание, английский язык, информатика, в 2019 году
также физика. Предлагаю участие в этом событии также внести в календарь образовательных
событий гимназии. В нашей команде работает большое количество учителей, которые могут
с легкостью стать не просто участниками, но и попасть в число лучших на данном соревнова -
нии.
Образовательный центр «Сириус» предлагает возможности не только для успеха на-
ших учащихся, но и для нас с вами. Но здесь нужно порой самостоятельно мониторить сроки
отборов для участия в образовательных программах для педагогов.
Также хочу напомнить про возможности участия в турнирах, а порой и на правах орга -
низатора.
Турнир имени М.В. Ломоносова. Подготовку ведем на протяжении всего учебного
года, включая задания турнира в состав домашних работ или работы в классе.
Всероссийская олимпиада школьников порой нам на более высоких уровнях не до -
ступна, поэтому можно и нужно активно включаться в работу с перечневыми олимпиадами.
В качестве примера Всесибиская открытая олимпиада школьников по таким предметам как
химия, физика, биология, математика, информатика. Олимпиада Пермского университета
«Юные таланты», которая является многопредметной. Гимназия является площадкой в УР по
проведению первого этапа по химии. Вы можете также выступить организатором для прове -
дения олимпиады по своей дисциплине.
Турниры, игры, НПК предметного и межпредметного характера организуются в горо-
де, в регионе, в стране. Можно быть как участником, так и организатором.
Лучшее, конечно, впереди. Надеюсь, что данный разговор, был для вас полезным. Поз-
волит вам проанализировать свои возможности и внести коррективы в свои планы или до-
полнить их, что добиться максимально возможного кпд от работы. Смею надеться на ре -
зультативное совместное и плодотворное сотрудничество.