Автор: Маногарова Надежда Ивановна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: Краснодарский информационно–технологический техникум
Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок систематизации знаний
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский информационно-технологический техникум»
План-конспект
Урока систематизации знаний по теме:
«Привлечение средств физических лиц в депозиты»
проводимый в форме деловой игры
«Проценты в нашей жизни»
Подготовила:
Преподаватель ГАПОУ КК КИТТ
Маногарова Надежда Ивановна
г. Краснодар
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебные
занятия,
проводимые
в
традиционной
и
нетрадиционной
формах (лекции-беседы, практические работы, семинарские занятия, деловые
игры,
тренинги,
конференции
и
др.)
позволяют
студентам
приобрести
необходимые знания, умения и навыки.
Сегодня
встает
острейшая
необходимость
использования
методов
активного обучения.
Деловая
игра
как
метод
обучения
является
нормативной
моделью
процессов деятельности.
Учебная деловая игра – динамично развивающаяся форма организации
целенаправленного
взаимодействия
деятельности
и
общения
всех
ее
участников
при
осуществлении
педагогического
руководства
со
стороны
преподавателя.
Деловая игра раскрывает личностный потенциал обучающихся: каждый
участник
может
продемонстрировать
свои
возможности
и
в
совместной
деятельности
с
другими
участниками.
Студенты
решают
ситуационные
задачи, ищут пути и средства оптимизации профессионального общения,
выявляют свои недостатки и предпринимают меры по их устранению. В этом
им помогает преподаватель.
Деловая игра выполняет несколько функций:
обучающая
функция
–
развитие
умений
и
навыков,
таких
как
память,
внимание,
восприятие
информации
ра зличной
модальности;
развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на
занятиях, создание из урока увлекательного приключения;
коммуникативная функция – объединение коллективов учащихся,
установление эмоциональных контактов;
релаксационная
функция
–
снятие
эмоционального
напряжения,
вызванного нагрузкой при интенсивном обучении;
2
психотехническая
функция
–
формирование
навыков
подготовки
своего
физиологического
состояния
для
более
эффективной
деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов
информации.
3
Урок систематизации знаний по теме:
«Привлечение средств физических лиц в депозиты»,
по дисциплине «
МДК 03.02 «Организация работы с банковскими
вкладами (депозитами)»
проводимый в форме деловой игры
Цель игры:
активизировать работу группы;
развивать мыслительную деятельность;
учить принимать самостоятельные решения;
учить отстаивать свою точку зрения;
учить работать в команде.
Подготовка к игре:
1.
Учебная группа делится на две команды.
2.
В каждой из двух команд назначаются игроки, которые исполняют роли
специалистов банковского дела.
3.
Аудиторы - эксперты, которые будут проверять правильность расчетов
и оформления банковской документации.
4.
В качестве домашнего задания предлагается подготовить презентацию
в
программе Power Point о видах депозитов в коммерческих банках:
ПАО Сбербанк и ВТБ.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Преподаватель
Приветствует, проверяет явку, заполняет журнал, проверяет готовность к
занятию, создает позитивный настрой.
2. Актуализация опорных знаний
Формулирует тему и цель занятия. Знакомит с этапами деловой игры.
Направляет деятельность студентов по ходу занятия. Проводит актуализацию
знаний по ранее изученному материалу (Презентация №1, Приложение 7)
4
Студенты- анализируют предложенную информацию, отвечают на вопросы
преподавателя по ранее изученной теме (Презентация №1) (Приложение 7)
- сравнивают ответы на вопросы с эталонами
- аудиторы оценивают представления банков
- заносят результаты в оценочный лист
3.Самостоятельная отработка практических умений – 25 мин.
Преподаватель: Организует работу команд.
Консультирует студентов в случае необходимости (Приложение 9)
Студенты:
- представляют визитные карточки банков (Презентация № 2, Презентация №
3, Приложение 8)
- вкладчики выбирают банк и условия вклада (Приложение 9)
- члены команды оформляют документы по вкладам (Приложения 10, 11, 12 ,
13 14, 15)
- решают профессиональные задачи (Приложения 17, 18)
- консультируют клиентов банка
- взаимодействуют с аудиторами и между собой
- регулируют свою деятельность при работе в команде;
- осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль (Приложения 16, 19)
4 – ый Подведение итогов урока
Преподаватель: Предлагает аудиторам оценит работу банков-соперников.
Подводит итоги.
Студенты:
Анализируют итоги занятия.
- члены команд активно взаимодействуют между собой
- заполняют оценочные листы
- объявляют итоги занятия (Приложение 20)
5-ый этап урока Домашнее задание – 2 минуты
5
ПЛАН УРОКА №
Дата 14.03.19
Группа БД-2-9А-17
по
дисциплине:
«
МДК
03.02
«Организация
работы
с
банковскими
вкладами (депозитами)»
Тема
«Привлечение
средств
физических
лиц
в
депозиты»
по
дисциплине:
Цели и задачи:
Дидактическая: систематизация и обобщение знаний и умений по
оформлению депозитных операций
Задачи:
− студент должен продемонстрировать теоретические знания по теме
«Привлечение средств физических лиц в депозиты»
− студент должен усвоить на уровне осмысленного воспроизведения
правила оформления депозитного договора;
− студент должен уметь рассчитывать доход по депозитным операциям.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления
Задачи:
−
студент
должен
уметь
обобщать
изученный
материал
и
делать
выводы;
− студент должен сравнивать и сопоставлять различные точки зрения;
− студент должен аргументировано отстаивать свою точку зрения
Воспитательная:
стимулирование
потребности
в
формировании
ответственности, аккуратности, социальной коммуникации
Задачи:
−
студент
должен
осознавать
и
проявлять
ответственность
за
правильное оформление депозитного договора;
− студент должен производить расчеты точно и аккуратно;
− студент должен уметь работать сообща
Тип урока: обобщение и закрепление знаний
Вид урока: комбинированный
Метод проведения: деловая игра
6
Учебно-методическое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор,
бланки,
карточки-задания,
алгоритм
выполнения
задания,
карты
оценки
преподавателя и экспертной группы
Межпредметные
связи: «Финансовая математика», «Организация учета в
банках», «Налоги и налогообложение»
Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Операции по вкладам
физических лиц».
7
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Элементы
внешней
структуры
урока
Элементы внутренней
(дидактической)
структуры урока
Деятельность преподавателя
Деятельность
обучающихся
Формируемые ОК и
ПК
1 Вводная часть
1.1
Организационный
момент
1.2 Целевая установка
1 . 3
А к т у а л и з а ц и я
опорных знаний и опыта
обучающихся
Приветствует обучающихся.
Сообщает тему и план урока.
Формулирует цели урока
Цель урока:
Научиться
рассчитывать
доход
по
депозитам
и
оформлять
д о го в о р
банковского вклада.
Задачи урока:
Показать умение работать в команде;
Показать умение рассчитывать доход
по вкладам;
Н ау ч и т ь с я
а р г у м е н т и р о в а н о ,
грамотно
и
компетентно
отстаивать
свою точку зрения
Актуализирует
знания
и
практическую
значимость
Фронтальный опрос:
1.
Что такое депозит?
2.
Какие виды депозитов вы знаете?
3.
По
какому
вкладу
выплачиваются
повышенные проценты?
4.
Можно
ли
срочный
вклад
с н я т ь
Приветствуют
преподавателя.
Слушают
тему
и
план
урока.
Конспектируют
тему
и
план урока.
Отвечают на вопросы
ОК
1.
Понимать
с у щ н о с т ь
и
социальную
значимость
своей
будущей профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый
интерес.
8
досрочно?
5.
Что такое капитализация процентов?
2
О с н о в н а я
часть
2 . 1
В о с п р и я т и е
и
первичное
(вторичное)
осмысление
материала,
формирование
(систематизация)
новых
знаний
2 . 2
П р и м е н е н и е
(закрепление,
развитие,
углубление)
усвоенных
знаний
2.3
Выдача
домашнего
задания
Мотивация учебной деятельности
Инструктаж по выполнению практической
работы
1.
Характеристика
видов
вкладов
с
использованием программы Power Point.
2.
Расчет дохода по вкладам.
3.
Оформление
договора
банковского
вклада на основе предложенных данных.
4.
Выбор
наиболее
привлекательного
для
клиента банка.
Наблюдает
и
корректирует
деятельность
студентов
Выдает домашнее задание -
Студенты
делятся
на
к о м а н д ы
п у т е м
ж е р е б ь е в к и .
Э т о
отделения
различных
банков
и
экспертная
группа
Выполнение задания:
Распределение
ролей
для выполнения задания
- общение с клиентом
- заполнение банковских
документов
-
расчет
дохода
п о
вкладам
-
анализ
результатов
и
формулировка
выводов
н а
о с н о в а н и и
полученных данных
П ол у ч а ют
з а д а н и е ,
з н а к о м я т с я
с
е г о
содержанием
Записывают
домашнее
задание
ОК 4. Осуществлять
п о и с к
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
л и ч н о с т н о г о
развития.
ОК 5. Использовать
информационно-
коммуникационные
т е х н о л о г и и
в
профессиональной
деятельности.
ОК
6.
Работать
в
к о л л е к т и в е
и
команде,
эффективно
о б щ а т ь с я
с
коллегами,
руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя
ответственность
за
р а б о т у
ч л е н о в
команды
9
(подчиненных),
результат
выполнения
заданий.
П К
1 . 1 .
Осуществлять
расчетно-кассовое
обслуживание
клиентов.
3
Заключительная
часть
3.1
Подведение
итогов
урока
Анализ
работы
студентов
с огла с н о
критериев
Выставление оценок
Рефлексия
Слушают
результаты
урока, задают вопросы.
Отвечают на вопросы:
—
Ч т о
п о м о г л о
выполнить задания?
— Какие трудности вы
и с п ы т ы в а л и
п р и
выполнении заданий?
— Как этот опыт можно
использовать в работе?
ОК 7. Брать на себя
ответственность
за
р а б о т у
ч л е н о в
команды
(подчиненных),
результат
выполнения
заданий.
Преподаватель:
10
Ход и содержание урока
Здравствуйте, уважаемые студенты!
1 Вводная часть
1.1 Организационный момент
Добрый
день
ребята,
присаживайтесь.
Староста,
огласите
список
отсутствующих.
Сегодня наше занятие мы проведем, работая в командах, в которые вы
объединились самостоятельно, выполняя домашнее задание. Эта работа будет
проходить в форме деловой игры.
Вам
было
предложено
каждой
команде
выбрать
банк
и
условия
операций по вкладам, распределив между участниками обязанности.
Эффективность командной работы достигается соблюдением следующих
условий:
Члены команды и лидеры поддерживают друг друга.
Каждый член команды принимает приоритеты другого и помогает ему
при необходимости.
Открытое общение всех членов команды.
Разногласия по рассматриваемому вопросу рассматривается как
вариант возможности разрешения проблемы.
Осознание важности дисциплинированной работы, поддерживание
благоприятной атмосферы.
Работа в команде похожа на часовой механизм. Он состоит из
множества отдельных деталей, но все они должны работать вместе,
или часы остановятся.
Результаты работы команд
будут помогать
оценивать аудиторы и
заносить их в оценочный лист, который представляется в конце занятия
для подведения итогов.
2. Тема занятия: «Привлечение средств физических лиц в депозиты».
Целевая установка Слайд 3 Деловая игра
Цель
урока:
Научиться
оформлять
договор
банковского
вклада
и
доверенность
по
вкладу,
начислять
сумму
процентов,
в
соответствии
с
условиями договора.
11
Мотивация учебной деятельности
Пожалуй, ни об одной функции денег не написано так много, как о
функции
средства
сбережения
или
накопления
сокровищ.
Помните,
например, у Пушкина в «Скупом рыцаре»:
Деньги? – Деньги
Всегда, во всякий возраст, нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока.
Специфика кредитной организации состоит в том, что основная часть
ее ресурсов формируется за счет не собственных, а привлеченных средств.
Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий,
организаций, населения в форме депозитов (вкладов) и открытия им
депозитных счетов.
На ваших столах лежат папки с дидактическим материалом: бланки
заданий и документов, критерии оценки к каждому этапу, оценочные листы.
Первый этап деловой игры называется «Разминка». На данном этапе
проводится анализ теоретической подготовленности команд по теме
«Привлечение средств физических лиц в депозиты». Вы должны
правильно ответить на заданные вопросы.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Назовите на какие группы подразделяются депозиты ?.
Дайте характеристику депозитного и сберегательного
сертификата
Сберегательные и депозитные сертификаты относятся к…………
источникам привлеченных средств
Охарактеризуйте понятия: «банковский вклад», «банковский
счет», «облигация», «депозитный сертификат», «вексель»
К обязательным реквизитам сберегательного сертификата
относятся:…..
12
Не депозитные источники привлечения банковских ресурсов -
это:…..
Назовите цикличность начисления процентов по депозитным
операциям.
Что такое депозит?
Какие виды депозитов вы знаете?
По какому вкладу выплачиваются повышенные проценты?
Можно ли срочный вклад снять досрочно?
(Студенты отвечают на вопросы фронтального опроса).
А сейчас мы проведем логический диктант. Закончите
предложения: Опрос
1.
Средства на счете, которые могут быть сняты вкладчиком в
любой момент, являются вкладом до востребования.
2.
При оформлении доверенности вкладом может распоряжаться
вкладчик и доверенное лицо.
3.
При открытии срочного депозита и депозита до востребования
оформляется договор банковского вклада.
4.
Средства на счете, которые могут быть сняты вкладчиком при
наступлении определенного срока, являются срочным вкладом.
Хорошо. А теперь ответьте на вопросы
1.
Вклады населения называют (сберегательными).
2.
Обязательства, не имеющие конкретного срока, являются
срочными вкладами (до востребования).
3.
Недостатком депозитов до востребования для клиента является
(низкая процентная ставка).
4.
При оформлении доверенности распоряжаться вкладом может
только доверенное лицо (нет).
5.
Банк имеет право в одностороннем порядке изменять процентную
ставку по срочным вкладам (нет).
Давайте проверим, насколько вы верно ответили на вопросы.
13
А теперь проведем взаимопроверку. Критерии оценок следующие:
5 верных ответов – «отлично»
4 верных ответа – «хорошо»
3 верных ответа – «удовлетворительно»
1 или 2 верных ответа – «неудовлетворительно»
Игра «У нас сломался факс»
Банковским работникам ежедневно приходится иметь дело с офисной
техникой. Считай, что день испорчен, если она подводит, выходить из строя и
нарушает привычный процесс. Но разве трудолюбивых и ответственных
«банкиров» это остановит?
Для игры «У нас сломался факс» приглашают две команды (по 4-5 человек в
каждой). Ведущий готовит:
• листы бумаги;
• маркеры;
• простые картинки на денежную тематику.
Правила.
1. Обе команды выстраиваются паровозиком.
2. Последнему в «цепочке» ведущий демонстрирует картинку, которую тот
должен изобразить на листочке (листочек располагают на спине у человека
впереди стоящего).
3. Следующий игрок должен прочувствовать в каком направлении
двигается по листику маркер игрока сзади, повторить рисунок на своем
листике (расположенном на спине игрока впереди).
4. По такому же принципу играют до первого участника в «цепочке». По его
рисунку и определяют победителя.
Выигрывает та команда, чей «художественный шедевр» больше похож на
оригинал.
А теперь проведем взаимопроверку. Критерии оценок следующие:
5 верных ответов – «отлично»
4 верных ответа – «хорошо»
14
3 верных ответа – «удовлетворительно»
1 или 2 верных ответа – «неудовлетворительно»
3. Основная часть
3.1. Подготовка обучающихся к выполнению практической работы.
1.
Демонстрация презентаций, выполненных в программе Power
Point о видах депозитов в коммерческих банках: ПАО Сбербанк и ВТБ.
2.
Реклама своего банковского продукта.
Самостоятельная работа студентов в командах.
1.
Вкладчик делает свой выбор и обращается к консультанту банка
с целью открытия вклада.
Консультант:
приветствует вкладчика;
выясняет причину обращения в банк;
консультирует по возникающим вопросам;
представляет заявление на открытие вклада и направляет к
контролеру.
Контролер:
выясняет у клиента, какой вид вклада он хочет открыть;
знакомит клиента с условиями вклада;
проверяет правильность заполнения заявления на открытие
вклада
проверяет соответствие личности паспортным данным;
производит открытие вклада: оформляет договор, приходный
кассовый ордер и вкладной лист сберегательной книжки;
15
предлагает клиенту подписать приходный кассовый ордер и 2
экземпляра договора;
возвращает клиенту паспорт;
передает внутренним порядком кассиру сберегательную книжку,
2 экземпляра договора приходный кассовый ордер.
Кассир:
проверяет правильность оформления документов;
принимает деньги;
заверяет своей подписью операцию в сберегательной книжке,
подписывает приходный кассовый ордер.
Начальник депозитного отдела
проверяет правильность оформления документов;
ставит свою подпись.
Председатель банка:
проверяет правильность оформления документов;
подписывает договор банковского вклада.
Кассир:
выдает вкладчику 1 экземпляр договора и сберегательную
книжку.
Оформленные
документы
передаются
аудитору
банка–соперника,
который проверяет и оценивает правильность их оформления. Если возникли
замечания, аудитор оглашает их.
4 Подведение итогов занятия.
Аудиторы подсчитывают баллы за выполнение работы в команде,
оглашают их. Предлагаю решить кроссворд.
16