Автор: Меметова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 42
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование благоприятного микроклимата в детском коллективе"
Раздел: начальное образование
Формирования
благоприятного
микроклимата
в
детском
коллективе.
На первый взгляд, нам кажется, что мы знаем каждого ребенка, но в то
же время мы не можем предсказать результат воспитательного воздействия
на группу детей.
В современных условиях постоянно растет интерес к явлению, которое
получило название благоприятного микроклимата в коллективе.
Благоприятный
микроклимат
-
это
эмоциональная
окраска
психологических
связей
членов
коллектива,
возникающая
на
основе
их
близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это
устойчивое
состояние
класса
как
группы,
относительно
стабильный
и
типичный
для
него
эмоциональный
настрой,
отражающий
реальную
ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.
Одной из главных задач классного руководителя является организация
детского коллектива, развитие детских органов самоуправления, создание
ближайших
и
дальних
перспектив
коллективного
развития,
создание
и
обеспечение психологического комфорта всем ученикам класса.
Создание
благоприятного
психологического
микроклимата
в
классе
является
важным
компонентом
педагогической
деятельности
учителя
и
классного руководителя, поскольку психологически здоровые, творческие,
уверены
в
своих
силах
люди
представляют
особую
ценность
для
современного
общества.
Обучение
в
школе
занимает
большую
часть
жизненного времени школьника, в течение которого происходит активное
развитие личности.
Насколько
ученику
будет
комфортно
в
коллективе,
зависит
и
его
успешность в учебной и внеурочной деятельности. Также будет решена часть
психологических
проблем
учащихся,
например,
в
дружном
коллективе
снижается
тревожность,
повышается
мотивация,
повышается
общий
эмоциональный фон, настроение учеников.
Важную
роль
благоприятный
микроклимат
играет
и
для
классного
руководителя. Спланировать и эффективно реализовать работу с классом,
достичь всех намеченных целей, можно только при условии, что в коллективе
царит взаимопонимание между участниками образовательного процесса.
В
коллективе
школьников
существует
та
атмосфера,
которая
формируется
в
первую
очередь
учителем.
От
особенностей
его
взаимодействия
и
взаимопонимания
с
детьми
зависят
результаты
деятельности ученического коллектива, а они в свою очередь, если являются
хорошими и устойчивыми, помогают создавать необходимый благоприятный
микроклимат.
Важным
моментом,
на
который
учитель
должен
обратить
свое
внимание,
прежде
всего
то,
насколько
каждый
из
учеников
знает
свои
обязанности, а также их отличие от обязанностей других членов коллектива.
Такое
четкое
разделение
функций
и
обязанностей
учащихся
класса
обеспечивает детям ощущение своих границ, а также приводит к чувству
стабильности и стойкости своего места в этой группе.
Прямое
влияние
на
благоприятный
микроклимат
имеет
стиль
управления и самоуправления в классе. Педагогам в своей деятельности по
созданию здоровой социальной ситуации и благоприятного психологического
микроклимата
класса
следует
опираться
на
наиболее
сознательных,
активных, авторитетных членов ученического коллектива.
Развитие
классного
коллектива
определяется
и
задается
не
только
классным руководителем, но и учащимися совместно с учителем. Можно
говорить о благоприятном микроклимате, если каждый ребенок в классе
достаточно целеустремлен и эмоционально вынослив. Это позволяет ребенку
чувствовать
в
процессе
учебной
деятельности
положительные
эмоции:
доброжелательность,
инициативность,
работоспособность,
защищенность,
мобильность, креативность, оптимизм. Формирование и совершенствование
благоприятного
психологического
микроклимата
-
это
постоянная
практическая
задача
классных
руководителей.
Создание
благоприятного
микроклимата
в
классе
является
делом
не
только
ответственным,
но
и
творческим,
требующим
знаний
его
природы
и
средств
регулирования,
умение
предвидеть
вероятные
ситуации
во
взаимоотношениях
членов
детского
коллектива.
Формирование
благоприятного
психологического
микроклимата
требует
понимания
психологии
школьников,
их
эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений,
отношений друг с другом.
Современному
классному
руководителю
необходимо
четко
представлять, с чего начинать развитие классного коллектива. Это нелегкий
путь. Как показывает многолетняя практика, не всегда классные коллективы
становятся сплоченными. Как научить учащихся заботиться друг о друге,
учиться радостно и интересно жить? Именно на этом этапе для классного
руководителя встает сложный вопрос о том, как правильно спланировать
совместную
деятельность
учащихся
и
родителей
класса,
распределить
поручения,
обсудить
откровенно
и
искренне
любые
проблемы,
вместе
выстроить программу развития ученического коллектива. Таким образом,
главное
в
воспитательной
системе
класса
-
создание
морально-
благоприятного
психологического
микроклимата
основанного,
в
первую
очередь,
на
самоуправлении.
Любой
классный
руководитель,
планируя
воспитательную деятельность, хотел бы, чтобы в классе была благополучная
психологическая атмосфера.
Для этого необходимы определенные условия, которые должен создать
классный руководитель:
а)
каждый
член
классного
коллектива
должен
чувствовать
себя
в
безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная
безопасность)
б)
у
каждого
ученика
должно
быть
сформировано
положительное
отношение к самому себе, чувство собственной уникальности;
в) каждый ученик должен уметь дружить и поддерживать дружеские
отношения с одноклассниками;
г)
все
члены
ученического
коллектива
должны
уметь
ставить
определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач,
а также уметь решать конфликтные ситуации.
Для
того
чтобы
создать
благоприятный
микроклимат
в
классе,
современный
классный
руководитель
должен
знать
о сновные
характеристики, которые его формируют.
1. В классе преобладает жизнерадостный тон взаимоотношений между
учащимися;
отношения
строятся
на
принципах
сотрудниче ства,
взаимопомощи,
доброжелательности;
в
классе
присутствует
атмосфера
сотворчества; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика в
адрес одноклассников высказывается с добрыми пожеланиями.
2. Существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко
всем членам ученического коллектива.
3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность,
честность, трудолюбие и бескорыстие.
4.
Ученики
класса
активны,
выполняют
полезное
для
всех
дело
и
добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
5. Успехи или неудачи отдельных учеников класса вызывают общее
сопереживание или радость.
6. Группировки внутри класса отсутствуют.
Ответственность за формирование благоприятного психологического
микроклимата лежит в первую очередь на классном руководителе.
Среди
наиболее
эффективных
способов
формирования
учителем
благоприятного
психологического
микроклимата
в
коллективе
следует
выделить следующие:
•
создание
ситуаций
коллективного
сопереживания
значимых
для
группы событий;
• привнесение общечеловеческих ценностей в жизни коллектива;
• использование коллективных игр;
• формирование традиций группы и обязательное их соблюдения;
• разработка системы морального поощрения учащихся;
• умение увидеть и решать конфликтные ситуации среди учащихся;
•
знание
и
учет
индивидуальных
особенностей
учащихся
(соматические, интеллектуальные, психологические)
• умение разделять и передавать ответственность.
Благоприятный микроклимат в классе зависит не только от классного
руководителя,
на
него
влияют
организация
учебно-воспитательной
деятельности, качество учебников, способность к обучению учащихся, их
здоровье и питание.
И
последнее
на
чем
я
хотела
остановиться
это рекомендации для
педагогов по созданию благоприятного психологического микроклимата
в классе.
1 пункт. Поддержка здорового микроклимата на уроке.
Принятие, уважение личности школьника.
Обращение к ребенку по имени.
Создание
ситуации
успеха
для
учащихся:
принятие
права
на
ошибку;
Педагогическая поддержка самоуважения, веры в собственные
силы,
особенно
в
ситуации
неудачи
(чаще
хвалить,
замечать
любое
продвижение
в
отношении
самого
себя,
отмечать
достоинства ребенка вслух) учет индивидуальных и личностных
о с о бе н н о с т е й
р а з в и т и я
( ф и з и ч е с к и х ,
у м с т в е н н ы х ,
психологических, социальных и т. д.)
Адекватное реагирование на различные ситуации, возникающие в
ходе учебно-воспитательного процесса:
- не раздражаться при неудаче,
- уметь распознавать цель плохого поведения (привлечение внимания,
избегания неудачи, месть, власть)
- выбирать способ вмешательства в ситуацию, и т. д.
2
пункт.
Организация
общих
коллективных
дел,
совместных
переживаний:
коллективные
поздравления
с
днем
рождения
учащихся;
выражение искреннего соболезнования от имени класса в дни печальных
событий,
болезни,
неудачи;
совместные
поездки-экскурсии
по
памятным
местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное
проведение праздничных дней.
3 пункт. Правила для учителя по выстраиванию взаимоотношений с
учениками.
а)
верный
сигнал
вашей
доброжелательности
-
добрая
улыбка,
приветливость.
К
доверию
располагает,
если
вы
выражаете
свои
мысли
доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно
слушать учеников.
б)
учитывайте
индивидуальные
о собенно сти
ш кол ь н и ка
(вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в
данный момент, его отношение к вам.
в)
умейте
слушать
ученика,
особенно
в
минуты
напряженного,
нервного
состояния,
возникшего
в
результате
неприятностей.
Храните
«секреты», искренний разговор требует осторожности, деликатности.
г) относитесь с уважением к мнению других людей. Не исключайте
возможности
того,
что
вы
можете
ошибаться,
старайтесь
убеждать,
не
спешите использовать административные права.
д) старайтесь сказать ученику доброе слово, если он того заслуживает.
Одобрение действует сильнее, чем осуждение.
е).
К
провинившемуся
относитесь
справедливо,
уважая
его
человеческое
достоинство.
Будьте
сдержанны,
не
переходите
на
крик
и
злость,
старайтесь
не
угрожать
применять
суровые
меры.
Покажите
провинившемуся,
что
вы
верите
в
него.
Все
это
помогает
создавать
благоприятный микроклимат в коллективе.