Напоминание

Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инь


Автор: Сайфуллина Светлана Семеновна
Должность: преподаватель фармакологии
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "Туймазинский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Туймазы
Наименование материала: методическое пособие для практических занятий
Тема: Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инь
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение РБ

« Туймазинский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов

Дисциплина: «

Фармакология»

Тема: «

Жидкие лекарственные формы.

Лекарственные формы для инъекций»

Для специальностей:

31.02.01 Лечебное дело

31.02.02Акушерское дело

34.02.01Сестринское дело

Составитель: преподаватель дисциплины

«Фармакология» ТМК

Сайфуллина С.С.

Туймазы 2019год

Расмотрено на заседании ЦМК

ОГСЭ,математических и

общепрофессиональных

дисциплин

Протокол № _________

«______» _____________20____г

Председатель

_____________ Ахмадеева З.Р.

Составлена на основе Федерального государственного

образовательного

стандарта

СПО

по

специальности

3 1 . 0 2 . 0 1

Л е ч е б н о е

д е л о

у г л у б л е н н о й

подготовки,,утвержденной

34.02.01

Сестринское

дело(базовая

подготовка)

31.02.02

Акушерское

дело

Приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 502

«_______» ______________________20______г

Зам. директора по учебной работе

_________________________ Галиуллина А.Ф.

Рецензенты: Методист ГАПОУ РБ ТМК Абдрахманова О.Р.

Гл.врач ГБУЗ РБ ТЦРБ Гиздатуллин З.С.

Содержание методического указания

1. Введение.

2. Цели, задачи.

3. Межпредметные и внутрипредметные связи.

4. Контроль исходного уровня знаний: контрольные вопросы.

5. Теоретический информационный материал.

6. Дополнительная информация.

7.Самостоятельная лабораторно – практическая работа.

8. Примерные контрольные задания.

9. Список литературы.

10.Эталон ответов задач.

Введение

Методическая разработка по теме “Жидкие лекарственные формы.

Лекарственные формы для инъекций ” рассчитана на самостоятельное изучение

данной темы и проведение самоконтроля. Также ее можно применять на

практических занятиях по дисциплине “Фармакология ”.

Порядок работы при самостоятельном изучении материала.

Уважаемый студент!

- Изучите стратегию самостоятельной работы

- Ознакомьтесь с учебными целями занятия.

- Особое внимание обратите на перечень умений и знаний по теме.

Модель методической разработки

На основании имеющегося материала выработать умение и

использовать исходные данные для обоснования и выполнения лабораторно –

практического задания..

Цель самостоятельной работы по методической разработке.

1. Дидактическая - обучить студентов работать над литературой, составлять

опорные конспекты, применять теоретические знания на практике.

2. Логическая - развитие логического мышления путем решения

ситуационных задач, выписывания рецептов.

3. Деонтологическая - воспитать у студентов соблюдение этико-деонтологических

принципов при работе с больными и в коллективах.

Итак, на основе предыдущих знаний и в процессе самоподготовки студент должен:

знать – Структуру рецепта, форму рецептурных бланков, общие требования,

предъявляемые к рецептам в соответствии с приказом МЗ № 1175 от 20.12.12г.,

категории групп населения, имеющих право на льготное и бесплатное получение

лекарственных препаратов, правила хранения, отпуска и выписывания рецептов на

сильнодействующие, ядовитые, наркотические и приравненные к ним

лекарственные препараты.

- Общую характеристику жидких лекарственных форм. Правила выписывания в

рецептах жидких лекарственных форм. Современные жидкие лекарственные формы.

- Общую характеристику лекарственных форм для инъекций. Правила

выписывания в рецептах лекарственных форм для инъекций. Современные

лекарственные формы для инъекций

.

уметь – выписывать рецепты на жидкие лекарственные формы, лекарственные

формы для инъекций в соответствии с приказами.

- правильно подобрать форму бланка и оформить его.

Межпредметная связь

Анатомия хирургия

Фармакология

Терапия Сестринское

дело

Латинский акушерство

язык и гинекология

Внутрипредметные связи

Лекарственные средства, влияющие на эфферентную иннервацию, эфферентную

иннервацию, сердечно – сосудистую систему, систему органов дыхания, крови, ЖКТ

идр.

Ответить на вопросы:

1.

Классификация жидких лекарственных форм.

2.

Дозирование растворов ложками, каплями.

3.

Виды растворителей.

4.

Расчет концентраций растворов для приема внутрь.

5.

Расчет концентраций растворов в ампулах.

6.

Правила прописывания жидких лекарственных форм.

7.

Особенности применения жидких лекарственных форм.

8.

Особенности прописывания лекарственных форм для инъекций.

Уважаемый студент!

Если Вы

ответили на все вопросы, то приступайте к изучению

следующего

материала. Если нет, то вам следует повторить раздел дисциплины “Лекарственные

формы”.

Майский

«Фармакология

с

рецептурой”.

Методические

указания

по

данному разделу. Повторно ответьте на вопросы, если Вы добились успеха, то

переходите на следующий уровень.

Учебная информация.

Современные жидкие лекарственные формы.

1.Бальзамы (Balsama)

Бальзамы – это жидкие лекарственные формы с ароматическим запахом. В состав

бальзамов могут входить вытяжки из лекарственных растений, органические

безазотистые вещества, эфирные масла, смолы. Бальзамы могут оказывать

общетонизирующее, общеукрепляющее, антисептическое, ранозаживляющее

действие. Бальзамы могут быть для наружного и внутреннего применения.

Образец выписывания:

Возьми: Лекарственная форма (бальзам) вин.п., ед.ч., название лекарственного

вещества род.п., ед.ч., количество, указание о выдаче, сигнатура.

Например:

Rp: Balsami Schistakowski 100 ml

D. S. По 1 десертной ложке 1 раз в сутки.

2. Кремы (Cremores)

Кремы – это полужидкие препараты, менее вязкие, чем мази. В их составе, кроме

лекарственных средств входят масла, жиры, другие продукты, Применяются

наружно. В медицинской практике применяются: «Клотримазол», «Микозолон»,

«Батрафен».

Образец выписывания.

Возьми: Лекарственная форма (крем) вин.п., ед.ч., название лекарственного

вещества род.п., ед.ч., концентрация (если необходимо), количество, указание о

выдаче, сигнатура.

Например:

Rp: Cremoris Clotrimazoli 1% - 20,0

D. S. Наносить на пораженные участки кожи.

Примеры решения задач.

1.

Рассчитать концентрацию раствора, если в столовой ложке содержится 0,3

препарата.

Решение:

Составляем пропорцию: в столовой ложке содержится 15 мл водного раствора,

следовательно 0,3 – 15

х – 100

х=100х0,3:15=2%.

Ответ: концентрация раствора 2%.

2.

Рассчитать концентрацию раствора, если 1 десертная ложка содержит 1,5

вещества.

Решение:

Составляем пропорцию: в десертной ложке содержится 10 мл водного раствора,

следовательно 1,5 - 10

х – 100

х=100х1,5:10=15%

Ответ: концентрация раствора 15%.

3.

Рассчитать, сколько получит больной препарата, если на прием дать 20

капель 0,5% раствора препарата.

Решение: 20 капель это 1 мл водного раствора.

Составляем пропорцию: 0,5 - 100

х – 1

х=1х0,5:100=0,005

Ответ: Больной получит 0,005 препарата.

4.

Рассчитать, сколько капель надо дать больному 1% раствора, чтобы он

получил дозу 0,005 препарата.

Решение: Составляем пропорцию 1 – 100

0,005 – х

х=0,005х100:1=0,5 мл

Мы знаем, что 20 капель раствора это 1 мл, следовательно 0,5 мл это 10 капель.

Ответ: Больному надо дать 10 капель.

5.

Рассчитать, сколько содержится препарата в 300 мл 1,5% раствора.

Решение: Составляем пропорцию: 1,5 – 100

х – 300

х=300х1,5:100=4,5

Ответ: Препарата содержится 4,5.

6.

Рассчитать, сколько надо взять Девясила для приготовления 200 мл отвара

из расчета 1:10.

Решение: Составляем пропорцию: 1 – 10

х – 200

х=200х1:10=20,0

Ответ: Корневищ Девясила надо взять 20,0.

7.

Рассчитать концентрацию раствора Гентамицина сульфата в ампулах, если

объем ампулы 2 мл, в каждой ампуле 0,08 вещества.

Решение: Составляем пропорцию:0,08 – 2

х – 100

х=100х0,08:2=4%

Ответ концентрация раствора Гентамицина сульфата в ампулах 4%.

Лабораторно – практическое задание.

1.

Ознакомиться с жидкими лекарственными формами, лекарственными

формами для инъекций представленными на занятии. Обратить внимание на

форму и характер упаковки. Распределить по группам (жидкие

лекарственные формы, лекарственные формы для инъекций), записать в

тетрадь с указанием названия препарата на латинском языке.

2.Решить задачи:

1.Какова концентрация раствора, если в столовой ложке раствора содержится 0,5

препарата.

2.

Сколько содержится лекарственного вещества в 200 мл 15% раствора.

3.

Скольки % будет раствор, если в чайной ложке нужно дать 0,1 вещества.

4.

Сколько получает больной, если на прием дать 10 капель 0,5% раствора

препарата.

5.

Какова

концентрация

раствора

в

ампулах,

если

в

2

мл

содержится

0,5

вещества.

6.

Какова

концентрация

раствора

в

ампулах,

если

в

5

мл

содержится

1,0

вещества.

7.

Какова концентрация раствора в ампулах, если в 1 мл содержится 0,15

вещества.

8.

Больному назначен раствор натрия салицилата по 1чайной ложке 2 раза в

день.Разовая доза на один прием составляет 1гр.препарата. Курс лечения 5

дней.Рассчитать

концентрацию

раствора,его

общий

объем

и

выписвть

в

рецепте.

3.

Выписать в рецептах

1.

10 мл 0,1% раствора Галазолина.

2.

Настой травы Термопсиса 180 мл.

3.

25 мл сложной настойки, состоящей из 1 мл настойки Красавки, 12 мл

настойки Ландыша, 12 мл настойки Валерианы.

4.

0,25% раствор Новокаина 200мл. Назначить для инфильтрационной

анестезии.

5.

10 ампул, содержащих по 1 мл Кордиамина.

6.

50 мл 1% раствора Бриллиантового зеленого спиртового.

7.

200 мл отвара коры Крушины.

8.

15 мл Адонизида.

9.

Раствор Лидокаина 2% для инъекций в ампулах по 1 мл.

10.

10 флаконов Бензилпенициллина натриевой соли по 250 000 ЕД.

11.

500 мл изотонического раствора Натрия хлорида стерильного.

12.

Раствор Камфоры масляный 20% для инъекций в ампулах по 2 мл.

13.

180 мл раствора Натрия Бромида с таким расчетом, чтобы больной получил

на прием 0,1 Натрия бромида. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.

14.

25 мл настойки Валерианы.

15.

10 мл водной суспензии, содержащей 0,5% Гидрокартизона ацетата.

16.

100 мл 10% раствора Камфоры масляного.

17.

180 мл настоя травы Горицвета.

18.

25 мл экстракта коры Крушины.жидкого.

19.

500 мл 5% раствора Глюкозы стерильного.

20.

10 флаконов раствора Тактивина 0,01% - 1 мл.

21.

10 ампул Питуитрина по 1 мл.

22.

20 флаконов Оксациллина – натриевой соли по 0,5.

23.

10 мл раствора Эргокальциферола 0,5% спиртового.

24.

150 мл раствора Кальция хлорида с таким расчетом, чтобы больной

получал на рпием 0,15 Кальция хлорида. Назначить по 1 чайной ложке 3

раза в день.

25.

25 мл настойки Пустырника.

3. Выполнить контрольное задание по билетам, предложенное преподавателем.

Примерные контрольные задания

Билет №1.

1.

10 мл 0,1% раствора Галазолина.

2.

0,25% раствор Новокаина 200мл. Назначить для инфильтрационной

анестезии.

3.

150 мл раствора Натрия Салицилата.с таким расчетом,чтобы больной

получл на прием 0,5 препарата.Назначить по 1 десертной ложке 3 раза в

день.

4.

50 мл 1% раствора Бриллиантового зеленого спиртового.

5.

Раствор Лидокаина 2% для инъекций в ампулах по 1 мл.

Билет №2.

1.

10 флаконов Бензилпенициллина натриевой соли по 250 000 ЕД.

2.

200 мл раствора Анальгина с таким расчетом,чтобы больной получил на

прием 1,0 препарата.Назначить по 1 десертной ложке 3 раза в день.

3.

25 мл сложной настойки, состоящей из 1 мл настойки Красавки, 12 мл

настойки Ландыша, 12 мл настойки Валерианы.

4.

500 мл изотонического раствора Натрия хлорида стерильного.

5.

20 флаконов Оксациллина – натриевой соли по 0,5.

Билет №3.

1.

180 мл раствора Натрия Бромида с таким расчетом, чтобы больной получил

на прием 0,1 Натрия бромида. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.

2.

100 мл 10% раствора Камфоры масляного.

3.

25 мл экстракта коры Крушины.жидкого.

4.

500 мл 5% раствора Глюкозы стерильного.

5.

10 ампул Питуитрина по 1 мл.

Билет №4.

1.

10 мл раствора Эргокальциферола 0,5% спиртового.

2.

150 мл раствора Кальция хлорида с таким расчетом, чтобы больной

получал на прием 0,15 Кальция хлорида. Назначить по 1 чайной ложке 3

раза в день.

3.

25 мл настойки Пустырника.

4.

15 мл Адонизида.

5.

Раствор Камфоры масляный 20% для инъекций в ампулах по 2 мл.

Билет №5.

1.

25 мл настойки Валерианы.

2.

10 мл водной суспензии, содержащей 0,5% Гидрокартизона ацетата.

3.

10 флаконов цефтриаксона по 1,0. Перед введением развести в 0,5%

растворе новокаина 5мл.

4.

180 мл настоя травы Горицвета.

5.

150 мл раствора Кальция хлорида с таким расчетом, чтобы больной

получал на прием 0,15 Кальция хлорида. Назначить по 1 чайной ложке 3

раза в день.

Эталон ответов задач.

1.

3,3%

2.

30,0

3.

2%

4.

0,0025

5.

25%

6.

20%

7.

15%

Список литературы

1.

Харкевич «Общая фармакология с рецептурой»: Учебник. – М.: Медицина,

2015г

2.

М.Д.Машковский. Лекарственные средства (справочник). – Минск,2013г.

3.

Приказ МЗ РФ №1175н от 20.12.12г. «Об утверждении порядка назначении

и выписывания лекарственных препаратов,а также форм рецептурных

бланко,их учет и хранение».



В раздел образования