Автор: Сайфуллина Светлана Семеновна
Должность: преподаватель фармакологии
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "Туймазинский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Туймазы
Наименование материала: методическое пособие для практических занятий
Тема: Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инь
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение РБ
« Туймазинский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов
Дисциплина: «
Фармакология»
Тема: «
Жидкие лекарственные формы.
Лекарственные формы для инъекций»
Для специальностей:
31.02.01 Лечебное дело
31.02.02Акушерское дело
34.02.01Сестринское дело
Составитель: преподаватель дисциплины
«Фармакология» ТМК
Сайфуллина С.С.
Туймазы 2019год
Расмотрено на заседании ЦМК
ОГСЭ,математических и
общепрофессиональных
дисциплин
Протокол № _________
«______» _____________20____г
Председатель
_____________ Ахмадеева З.Р.
Составлена на основе Федерального государственного
образовательного
стандарта
СПО
по
специальности
3 1 . 0 2 . 0 1
Л е ч е б н о е
д е л о
у г л у б л е н н о й
подготовки,,утвержденной
34.02.01
Сестринское
дело(базовая
подготовка)
31.02.02
Акушерское
дело
Приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 502
«_______» ______________________20______г
Зам. директора по учебной работе
_________________________ Галиуллина А.Ф.
Рецензенты: Методист ГАПОУ РБ ТМК Абдрахманова О.Р.
Гл.врач ГБУЗ РБ ТЦРБ Гиздатуллин З.С.
Содержание методического указания
1. Введение.
2. Цели, задачи.
3. Межпредметные и внутрипредметные связи.
4. Контроль исходного уровня знаний: контрольные вопросы.
5. Теоретический информационный материал.
6. Дополнительная информация.
7.Самостоятельная лабораторно – практическая работа.
8. Примерные контрольные задания.
9. Список литературы.
10.Эталон ответов задач.
Введение
Методическая разработка по теме “Жидкие лекарственные формы.
Лекарственные формы для инъекций ” рассчитана на самостоятельное изучение
данной темы и проведение самоконтроля. Также ее можно применять на
практических занятиях по дисциплине “Фармакология ”.
Порядок работы при самостоятельном изучении материала.
Уважаемый студент!
- Изучите стратегию самостоятельной работы
- Ознакомьтесь с учебными целями занятия.
- Особое внимание обратите на перечень умений и знаний по теме.
Модель методической разработки
На основании имеющегося материала выработать умение и
использовать исходные данные для обоснования и выполнения лабораторно –
практического задания..
Цель самостоятельной работы по методической разработке.
1. Дидактическая - обучить студентов работать над литературой, составлять
опорные конспекты, применять теоретические знания на практике.
2. Логическая - развитие логического мышления путем решения
ситуационных задач, выписывания рецептов.
3. Деонтологическая - воспитать у студентов соблюдение этико-деонтологических
принципов при работе с больными и в коллективах.
Итак, на основе предыдущих знаний и в процессе самоподготовки студент должен:
знать – Структуру рецепта, форму рецептурных бланков, общие требования,
предъявляемые к рецептам в соответствии с приказом МЗ № 1175 от 20.12.12г.,
категории групп населения, имеющих право на льготное и бесплатное получение
лекарственных препаратов, правила хранения, отпуска и выписывания рецептов на
сильнодействующие, ядовитые, наркотические и приравненные к ним
лекарственные препараты.
- Общую характеристику жидких лекарственных форм. Правила выписывания в
рецептах жидких лекарственных форм. Современные жидкие лекарственные формы.
- Общую характеристику лекарственных форм для инъекций. Правила
выписывания в рецептах лекарственных форм для инъекций. Современные
лекарственные формы для инъекций
.
уметь – выписывать рецепты на жидкие лекарственные формы, лекарственные
формы для инъекций в соответствии с приказами.
- правильно подобрать форму бланка и оформить его.
Межпредметная связь
Анатомия хирургия
Фармакология
Терапия Сестринское
дело
Латинский акушерство
язык и гинекология
Внутрипредметные связи
Лекарственные средства, влияющие на эфферентную иннервацию, эфферентную
иннервацию, сердечно – сосудистую систему, систему органов дыхания, крови, ЖКТ
идр.
Ответить на вопросы:
1.
Классификация жидких лекарственных форм.
2.
Дозирование растворов ложками, каплями.
3.
Виды растворителей.
4.
Расчет концентраций растворов для приема внутрь.
5.
Расчет концентраций растворов в ампулах.
6.
Правила прописывания жидких лекарственных форм.
7.
Особенности применения жидких лекарственных форм.
8.
Особенности прописывания лекарственных форм для инъекций.
Уважаемый студент!
Если Вы
ответили на все вопросы, то приступайте к изучению
следующего
материала. Если нет, то вам следует повторить раздел дисциплины “Лекарственные
формы”.
Майский
«Фармакология
с
рецептурой”.
Методические
указания
по
данному разделу. Повторно ответьте на вопросы, если Вы добились успеха, то
переходите на следующий уровень.
Учебная информация.
Современные жидкие лекарственные формы.
1.Бальзамы (Balsama)
Бальзамы – это жидкие лекарственные формы с ароматическим запахом. В состав
бальзамов могут входить вытяжки из лекарственных растений, органические
безазотистые вещества, эфирные масла, смолы. Бальзамы могут оказывать
общетонизирующее, общеукрепляющее, антисептическое, ранозаживляющее
действие. Бальзамы могут быть для наружного и внутреннего применения.
Образец выписывания:
Возьми: Лекарственная форма (бальзам) вин.п., ед.ч., название лекарственного
вещества род.п., ед.ч., количество, указание о выдаче, сигнатура.
Например:
Rp: Balsami Schistakowski 100 ml
D. S. По 1 десертной ложке 1 раз в сутки.
2. Кремы (Cremores)
Кремы – это полужидкие препараты, менее вязкие, чем мази. В их составе, кроме
лекарственных средств входят масла, жиры, другие продукты, Применяются
наружно. В медицинской практике применяются: «Клотримазол», «Микозолон»,
«Батрафен».
Образец выписывания.
Возьми: Лекарственная форма (крем) вин.п., ед.ч., название лекарственного
вещества род.п., ед.ч., концентрация (если необходимо), количество, указание о
выдаче, сигнатура.
Например:
Rp: Cremoris Clotrimazoli 1% - 20,0
D. S. Наносить на пораженные участки кожи.
Примеры решения задач.
1.
Рассчитать концентрацию раствора, если в столовой ложке содержится 0,3
препарата.
Решение:
Составляем пропорцию: в столовой ложке содержится 15 мл водного раствора,
следовательно 0,3 – 15
х – 100
х=100х0,3:15=2%.
Ответ: концентрация раствора 2%.
2.
Рассчитать концентрацию раствора, если 1 десертная ложка содержит 1,5
вещества.
Решение:
Составляем пропорцию: в десертной ложке содержится 10 мл водного раствора,
следовательно 1,5 - 10
х – 100
х=100х1,5:10=15%
Ответ: концентрация раствора 15%.
3.
Рассчитать, сколько получит больной препарата, если на прием дать 20
капель 0,5% раствора препарата.
Решение: 20 капель это 1 мл водного раствора.
Составляем пропорцию: 0,5 - 100
х – 1
х=1х0,5:100=0,005
Ответ: Больной получит 0,005 препарата.
4.
Рассчитать, сколько капель надо дать больному 1% раствора, чтобы он
получил дозу 0,005 препарата.
Решение: Составляем пропорцию 1 – 100
0,005 – х
х=0,005х100:1=0,5 мл
Мы знаем, что 20 капель раствора это 1 мл, следовательно 0,5 мл это 10 капель.
Ответ: Больному надо дать 10 капель.
5.
Рассчитать, сколько содержится препарата в 300 мл 1,5% раствора.
Решение: Составляем пропорцию: 1,5 – 100
х – 300
х=300х1,5:100=4,5
Ответ: Препарата содержится 4,5.
6.
Рассчитать, сколько надо взять Девясила для приготовления 200 мл отвара
из расчета 1:10.
Решение: Составляем пропорцию: 1 – 10
х – 200
х=200х1:10=20,0
Ответ: Корневищ Девясила надо взять 20,0.
7.
Рассчитать концентрацию раствора Гентамицина сульфата в ампулах, если
объем ампулы 2 мл, в каждой ампуле 0,08 вещества.
Решение: Составляем пропорцию:0,08 – 2
х – 100
х=100х0,08:2=4%
Ответ концентрация раствора Гентамицина сульфата в ампулах 4%.
Лабораторно – практическое задание.
1.
Ознакомиться с жидкими лекарственными формами, лекарственными
формами для инъекций представленными на занятии. Обратить внимание на
форму и характер упаковки. Распределить по группам (жидкие
лекарственные формы, лекарственные формы для инъекций), записать в
тетрадь с указанием названия препарата на латинском языке.
2.Решить задачи:
1.Какова концентрация раствора, если в столовой ложке раствора содержится 0,5
препарата.
2.
Сколько содержится лекарственного вещества в 200 мл 15% раствора.
3.
Скольки % будет раствор, если в чайной ложке нужно дать 0,1 вещества.
4.
Сколько получает больной, если на прием дать 10 капель 0,5% раствора
препарата.
5.
Какова
концентрация
раствора
в
ампулах,
если
в
2
мл
содержится
0,5
вещества.
6.
Какова
концентрация
раствора
в
ампулах,
если
в
5
мл
содержится
1,0
вещества.
7.
Какова концентрация раствора в ампулах, если в 1 мл содержится 0,15
вещества.
8.
Больному назначен раствор натрия салицилата по 1чайной ложке 2 раза в
день.Разовая доза на один прием составляет 1гр.препарата. Курс лечения 5
дней.Рассчитать
концентрацию
раствора,его
общий
объем
и
выписвть
в
рецепте.
3.
Выписать в рецептах
1.
10 мл 0,1% раствора Галазолина.
2.
Настой травы Термопсиса 180 мл.
3.
25 мл сложной настойки, состоящей из 1 мл настойки Красавки, 12 мл
настойки Ландыша, 12 мл настойки Валерианы.
4.
0,25% раствор Новокаина 200мл. Назначить для инфильтрационной
анестезии.
5.
10 ампул, содержащих по 1 мл Кордиамина.
6.
50 мл 1% раствора Бриллиантового зеленого спиртового.
7.
200 мл отвара коры Крушины.
8.
15 мл Адонизида.
9.
Раствор Лидокаина 2% для инъекций в ампулах по 1 мл.
10.
10 флаконов Бензилпенициллина натриевой соли по 250 000 ЕД.
11.
500 мл изотонического раствора Натрия хлорида стерильного.
12.
Раствор Камфоры масляный 20% для инъекций в ампулах по 2 мл.
13.
180 мл раствора Натрия Бромида с таким расчетом, чтобы больной получил
на прием 0,1 Натрия бромида. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.
14.
25 мл настойки Валерианы.
15.
10 мл водной суспензии, содержащей 0,5% Гидрокартизона ацетата.
16.
100 мл 10% раствора Камфоры масляного.
17.
180 мл настоя травы Горицвета.
18.
25 мл экстракта коры Крушины.жидкого.
19.
500 мл 5% раствора Глюкозы стерильного.
20.
10 флаконов раствора Тактивина 0,01% - 1 мл.
21.
10 ампул Питуитрина по 1 мл.
22.
20 флаконов Оксациллина – натриевой соли по 0,5.
23.
10 мл раствора Эргокальциферола 0,5% спиртового.
24.
150 мл раствора Кальция хлорида с таким расчетом, чтобы больной
получал на рпием 0,15 Кальция хлорида. Назначить по 1 чайной ложке 3
раза в день.
25.
25 мл настойки Пустырника.
3. Выполнить контрольное задание по билетам, предложенное преподавателем.
Примерные контрольные задания
Билет №1.
1.
10 мл 0,1% раствора Галазолина.
2.
0,25% раствор Новокаина 200мл. Назначить для инфильтрационной
анестезии.
3.
150 мл раствора Натрия Салицилата.с таким расчетом,чтобы больной
получл на прием 0,5 препарата.Назначить по 1 десертной ложке 3 раза в
день.
4.
50 мл 1% раствора Бриллиантового зеленого спиртового.
5.
Раствор Лидокаина 2% для инъекций в ампулах по 1 мл.
Билет №2.
1.
10 флаконов Бензилпенициллина натриевой соли по 250 000 ЕД.
2.
200 мл раствора Анальгина с таким расчетом,чтобы больной получил на
прием 1,0 препарата.Назначить по 1 десертной ложке 3 раза в день.
3.
25 мл сложной настойки, состоящей из 1 мл настойки Красавки, 12 мл
настойки Ландыша, 12 мл настойки Валерианы.
4.
500 мл изотонического раствора Натрия хлорида стерильного.
5.
20 флаконов Оксациллина – натриевой соли по 0,5.
Билет №3.
1.
180 мл раствора Натрия Бромида с таким расчетом, чтобы больной получил
на прием 0,1 Натрия бромида. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.
2.
100 мл 10% раствора Камфоры масляного.
3.
25 мл экстракта коры Крушины.жидкого.
4.
500 мл 5% раствора Глюкозы стерильного.
5.
10 ампул Питуитрина по 1 мл.
Билет №4.
1.
10 мл раствора Эргокальциферола 0,5% спиртового.
2.
150 мл раствора Кальция хлорида с таким расчетом, чтобы больной
получал на прием 0,15 Кальция хлорида. Назначить по 1 чайной ложке 3
раза в день.
3.
25 мл настойки Пустырника.
4.
15 мл Адонизида.
5.
Раствор Камфоры масляный 20% для инъекций в ампулах по 2 мл.
Билет №5.
1.
25 мл настойки Валерианы.
2.
10 мл водной суспензии, содержащей 0,5% Гидрокартизона ацетата.
3.
10 флаконов цефтриаксона по 1,0. Перед введением развести в 0,5%
растворе новокаина 5мл.
4.
180 мл настоя травы Горицвета.
5.
150 мл раствора Кальция хлорида с таким расчетом, чтобы больной
получал на прием 0,15 Кальция хлорида. Назначить по 1 чайной ложке 3
раза в день.
Эталон ответов задач.
1.
3,3%
2.
30,0
3.
2%
4.
0,0025
5.
25%
6.
20%
7.
15%
Список литературы
1.
Харкевич «Общая фармакология с рецептурой»: Учебник. – М.: Медицина,
2015г
2.
М.Д.Машковский. Лекарственные средства (справочник). – Минск,2013г.
3.
Приказ МЗ РФ №1175н от 20.12.12г. «Об утверждении порядка назначении
и выписывания лекарственных препаратов,а также форм рецептурных
бланко,их учет и хранение».