Напоминание

"Дидактические игры и игровые упражнения, как средство развития речи у дошкольников"


Автор: Шалвашвили Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 "Красная шапочка" ст. Новорождественской
Населённый пункт: Станица Новорождественская
Наименование материала: Презентация
Тема: "Дидактические игры и игровые упражнения, как средство развития речи у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила: Шалвашвили Екатерина Николаевна

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДИДАКТИЧЕСКАЯ

ИГРА?

Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из

форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью.

Учить – это значит играть! Для обучения через игру

используются дидактические игры и игровые приёмы. Главная их

особенность состоит в том, что задания предлагаются детям

в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие –

то знания, овладевают навыками действий с разнообразными

предметами, учатся культуре общения друг с другом и

окружающими.

Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным,

интересным и разнообразным, как для детей и родителей, так и для

педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения

проблемно-игровой ситуации, позволяя анализировать, логически

мыслить, делать выводы. Удовлетворяет потребность в

самовыражении и в свободном общении со сверстниками.

ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Словесные дидактические игры способствуют развитию слуховой памяти,

внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи:

Например: игра «Закончи предложение» подбираем слова антонимы.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих

слов, развитие внимания, памяти.

• Слон большой, а комар.

использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие

возможности для развития речи у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития

грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь

сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и

непринуждённо. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых

способностей происходит значительно успешнее. Дидактические игры с

мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и

кистей. («Мяч бросай и животных называй»; «Мяч бросай, чётко овощи

называй»; «Назови ласково»)

ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ».

ЦЕЛЬ: РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

Медведь большой,

а заяц….

ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ».

У лисы хвост длинный,

а у медведя -…

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

ПРИ ПОМОЩИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО – ЛАСКАТЕЛЬНЫХ

СУФФИКСОВ.

Ты дружочек не зевай,

Да словечко приласкай.

Белка – белочка

Лиса – лисичка

Медведь-…

Заяц-….

ИГРА «ОДИН - МНОГО»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

ИМЕНИТЕЛЬНОГО И РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖЕЙ.

Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

Белка – белки – много белок

Медведь – …

Олень-…

ИГРА «КТО У КОГО?»

ЦЕЛЬ: УПОТРЕБЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.

У медведицы - … (медвежонок, медвежата).

У лисицы - …

У белки - …

У волчицы - …

У ежихи - …

У зайчихи - …

ИГРА «НАЗОВИ СЕМЬЮ»

ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С НАЗВАНИЯМИ ДИКИХ

ЖИВОТНЫХ, ИХ СЕМЬЯМИ; РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ ДЕТЕЙ.

Папа - медведь, мама - … (медведица, детеныш -

… (медвежонок).

Папа - волк, мама - …

Папа - еж, мама - …

Папа - заяц, мама - …

Папа - лис, мама - …

ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПОДБИРАТЬ И НАЗЫВАТЬ СЛОВА-ПРИЗНАКИ,

СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ.

Медведь (какой) … (бурый, косолапый, неуклюжий).

Волк (какой) … (серый, зубастый, злой).

Заяц (какой) … (длинноухий, трусливый, пугливый).

Лиса (какая) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает) … (спит, переваливается,

косолапит).

Волк (что делает) … (воет, убегает, догоняет).

Лиса (что делает) … (выслеживает, бежит,

ловит).

ИГРА «ПОСЧИТАЙ!»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ СОГЛАСОВЫВАТЬ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С

ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ «ОДИН», «ДВА», «ПЯТЬ».

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Один медведь – два медведя – пять медведей

Один еж – два …. – пять …

Одна белка – две … – пять …

ИГРА «ЧЕЙ ХВОСТ?»

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О ЖИВОТНЫХ, РАЗВИВАТЬ

ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ВНИМАНИЕ И МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

РУК.

ИГРА «ИЗМЕНИ СЛОВА ПО ОБРАЗЦУ»

ЦЕЛЬ: ОБРАЗОВАНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Нос лисы - … (лисий нос).

Лапа лисы - … (лисья лапа).

Глаза лисы - … (лисьи глаза).

Нора лисы - … (лисья нора).

Уши зайца-…(чьи уши?)

Лапа зайца-…

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ ВЫДЕЛЯТЬ В ПРЕДМЕТАХ ИХ

СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ И ДЕЛАТЬ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ

НЕОБХОДИМЫЕ ОБОБЩЕНИЯ.

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови

И свой выбор объясни.

ИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ ДОМА, ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД, НА

КУХНЕ И ВЫ УВИДИТЕ КАК ЭТО ВЕСЕЛО, ИНТЕРЕСНО И

ЗАНИМАТЕЛЬНО!

Рекомендация родителям:

- Родителям стоит запомнить три правила, действующие при

организации игр:

Игра не должна строиться на принуждении.

Игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие

рамки.

Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Таким образом, очень важно использовать дидактические игры

упражнения во всех видах деятельности, так как они дают

положительный результат в развитии речи детей дошкольного

возраста, а также являются одним из способов помочь

дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире,

подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему

школьному возрасту.

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ!!!



В раздел образования