Автор: Шалвашвили Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 "Красная шапочка" ст. Новорождественской
Населённый пункт: Станица Новорождественская
Наименование материала: Презентация
Тема: "Дидактические игры и игровые упражнения, как средство развития речи у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ
УПРАЖНЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила: Шалвашвили Екатерина Николаевна
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДИДАКТИЧЕСКАЯ
ИГРА?
Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из
форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью.
Учить – это значит играть! Для обучения через игру
используются дидактические игры и игровые приёмы. Главная их
особенность состоит в том, что задания предлагаются детям
в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие –
то знания, овладевают навыками действий с разнообразными
предметами, учатся культуре общения друг с другом и
окружающими.
Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным,
интересным и разнообразным, как для детей и родителей, так и для
педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения
проблемно-игровой ситуации, позволяя анализировать, логически
мыслить, делать выводы. Удовлетворяет потребность в
самовыражении и в свободном общении со сверстниками.
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Словесные дидактические игры способствуют развитию слуховой памяти,
внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи:
Например: игра «Закончи предложение» подбираем слова антонимы.
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих
слов, развитие внимания, памяти.
• Слон большой, а комар.
использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие
возможности для развития речи у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития
грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь
сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и
непринуждённо. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых
способностей происходит значительно успешнее. Дидактические игры с
мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и
кистей. («Мяч бросай и животных называй»; «Мяч бросай, чётко овощи
называй»; «Назови ласково»)
ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ».
ЦЕЛЬ: РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
Медведь большой,
а заяц….
ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ».
У лисы хвост длинный,
а у медведя -…
ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
ПРИ ПОМОЩИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО – ЛАСКАТЕЛЬНЫХ
СУФФИКСОВ.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка
Лиса – лисичка
Медведь-…
Заяц-….
ИГРА «ОДИН - МНОГО»
ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА
ИМЕНИТЕЛЬНОГО И РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖЕЙ.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок
Медведь – …
Олень-…
ИГРА «КТО У КОГО?»
ЦЕЛЬ: УПОТРЕБЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - …
У белки - …
У волчицы - …
У ежихи - …
У зайчихи - …
ИГРА «НАЗОВИ СЕМЬЮ»
ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С НАЗВАНИЯМИ ДИКИХ
ЖИВОТНЫХ, ИХ СЕМЬЯМИ; РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ ДЕТЕЙ.
Папа - медведь, мама - … (медведица, детеныш -
… (медвежонок).
Папа - волк, мама - …
Папа - еж, мама - …
Папа - заяц, мама - …
Папа - лис, мама - …
ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО»
ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПОДБИРАТЬ И НАЗЫВАТЬ СЛОВА-ПРИЗНАКИ,
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ.
Медведь (какой) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая) … (хитрая, рыжая, пушистая).
Медведь (что делает) … (спит, переваливается,
косолапит).
Волк (что делает) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает) … (выслеживает, бежит,
ловит).
ИГРА «ПОСЧИТАЙ!»
ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ СОГЛАСОВЫВАТЬ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С
ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ «ОДИН», «ДВА», «ПЯТЬ».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два …. – пять …
Одна белка – две … – пять …
ИГРА «ЧЕЙ ХВОСТ?»
ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О ЖИВОТНЫХ, РАЗВИВАТЬ
ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ВНИМАНИЕ И МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
РУК.
ИГРА «ИЗМЕНИ СЛОВА ПО ОБРАЗЦУ»
ЦЕЛЬ: ОБРАЗОВАНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
Нос лисы - … (лисий нос).
Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза).
Нора лисы - … (лисья нора).
Уши зайца-…(чьи уши?)
Лапа зайца-…
ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ ВЫДЕЛЯТЬ В ПРЕДМЕТАХ ИХ
СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ И ДЕЛАТЬ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ
НЕОБХОДИМЫЕ ОБОБЩЕНИЯ.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
ИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ ДОМА, ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД, НА
КУХНЕ И ВЫ УВИДИТЕ КАК ЭТО ВЕСЕЛО, ИНТЕРЕСНО И
ЗАНИМАТЕЛЬНО!
Рекомендация родителям:
- Родителям стоит запомнить три правила, действующие при
организации игр:
Игра не должна строиться на принуждении.
Игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие
рамки.
Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Таким образом, очень важно использовать дидактические игры
упражнения во всех видах деятельности, так как они дают
положительный результат в развитии речи детей дошкольного
возраста, а также являются одним из способов помочь
дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире,
подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему
школьному возрасту.
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!!!