Напоминание

"Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Козлова Анна Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1394
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: начальное образование





Назад




Преемственность детского сада и начальной школы в условиях

реализации Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду –

это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную

категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого

перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной

школы.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных

Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является

важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы.

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования

существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности

повышения качества образования в целостной системе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений,

сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных

интересов и познавательной активности ребенка.

Для успешной реализации работу преемственности нужно

поставить перед педагогами следующие цели:

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского

сада в школу.

- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных

особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития

познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать

желание учиться в школе.

- способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников,

готовящихся к обучению в школе.

- всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно

овладеть школьной программой.

- создание благоприятных условий для психического и личностного развития

ребенка.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы

заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию

нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и

интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть

широкой познавательной программой.

В ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального

образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою

очередь на предметные, метапредметные и личностные.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это

государственный инструмент системных обновлений дошкольного

образования.

Одна из важнейших задач Федерального государственного

образовательного стандарта обеспечение преемственности основных

образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

представляет собой:

• замену учебного блока на образовательные области

• увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей

• изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

• изменение объема и содержания образовательной деятельности.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности

дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия

между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и

родителями воспитанников.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять

свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий

потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от

сформированности у детей познавательных интересов в детском саду.

Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание,

мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду

решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных

ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить

размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать

предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать

выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у

других.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и

охватывает все сферы жизни ребенка.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения,

гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и

применять.

В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в

деятельности), который лежит в основе государственных образовательных

стандартов. Через действие начинается понимание.

Портрет выпускника

Выпускник ДОУ

Выпускник начальной школы

Физически развитый, овладевший

основными культурно – гигиеническими

навыками.

Любознательный, активный

Эмоционально отзывчивый

Овладевший средствами общения и

способами взаимодействия со взрослыми

и сверстниками

Способный управлять своим

поведением, планировать свои действия

соблюдать нормы и правила поведения

Имеющий первичные представления о

семье, себе, обществе и государстве,

мире, природе

Овладевший

универсальными предпосылками учебной

деятельности – умение работать по

правилу и образцу, слушать взрослого и

выполнять его инструкции

Способный решать интеллектуальные и

личностные задачи (проблемы),

адекватно возрасту

Овладевший необходимыми умениями и

навыками

Выполняющий правила поведения

здорового и безопасного образа жизни

Любознательный, активно познающий

мир

Доброжелательный, умеющий слушать

и слышать собеседника, обосновывать

свою позицию, высказывать свое

мнение

Готовый самостоятельно действовать и

отвечать за свои поступки

Уважающий и принимающий

ценности семьи и общества

Любящий свой народ, свой край, свою

Родину

Владеющий основами умения учиться,

способный к организации собственной

деятельности

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Требования Стандарта к результатам освоения основной

образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров

дошкольного образования, которые представляют собой социальные и

психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе

завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие

социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе

завершения дошкольного образования:

• ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах

деятельности.

• ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно

относится к себе и к другим, обладает чувством собственного

достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

• ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

• ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах

деятельности, может следовать социальным нормам.

• ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать,

экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь

на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями

преемственности дошкольного и начального общего образования. При

соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие

целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного

возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими

дошкольного образования.

Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке,

в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием

для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не

являются основой объективной оценки соответствия установленным

требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Формы осуществления преемственности:

I. Работа с детьми:

1) экскурсии в школу;

2) посещение школьного музея;

3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками

начальной школы;

4) участие в совместной образовательной деятельности, игровых

программах;

5) выставки рисунков и поделок;

6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и

первоклассников;

8) участие в театрализованной деятельности;

9) посещение дошкольниками адаптационного курса занятий,

организованных при школе.

II. Работа с педагогами:

1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

2) семинары, мастер- классы;

3) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

4) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

5) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

6) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых

уроков в школе;

7) педагогические и психологические наблюдения.

III. Работа с родителями:

1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями

школы;

2) круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими

учителями;

4) дни открытых дверей;

5) анкетирование, тестирование родителей;

6) образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей

7) визуальные средства общения;

8) заседания родительских клубов.

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует

нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы,

построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить

непрерывность образовательного процесса.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный

возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством".

Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего,

поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности

может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и

школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти

время, силы и средства для решения задач преемственности.



В раздел образования