Автор: Козлова Анна Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1394
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: начальное образование
Преемственность детского сада и начальной школы в условиях
реализации Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду –
это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную
категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого
перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной
школы.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных
Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является
важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования
существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности
повышения качества образования в целостной системе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений,
сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных
интересов и познавательной активности ребенка.
Для успешной реализации работу преемственности нужно
поставить перед педагогами следующие цели:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского
сада в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных
особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития
познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать
желание учиться в школе.
- способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников,
готовящихся к обучению в школе.
- всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно
овладеть школьной программой.
- создание благоприятных условий для психического и личностного развития
ребенка.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы
заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию
нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и
интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть
широкой познавательной программой.
В ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального
образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою
очередь на предметные, метапредметные и личностные.
Федеральный государственный образовательный стандарт – это
государственный инструмент системных обновлений дошкольного
образования.
Одна из важнейших задач Федерального государственного
образовательного стандарта обеспечение преемственности основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
представляет собой:
• замену учебного блока на образовательные области
• увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей
• изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей
• изменение объема и содержания образовательной деятельности.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности
дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия
между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и
родителями воспитанников.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять
свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий
потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от
сформированности у детей познавательных интересов в детском саду.
Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание,
мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду
решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных
ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить
размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать
предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать
выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у
других.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и
охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения,
гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и
применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в
деятельности), который лежит в основе государственных образовательных
стандартов. Через действие начинается понимание.
Портрет выпускника
Выпускник ДОУ
Выпускник начальной школы
Физически развитый, овладевший
основными культурно – гигиеническими
навыками.
Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый
Овладевший средствами общения и
способами взаимодействия со взрослыми
и сверстниками
Способный управлять своим
поведением, планировать свои действия
соблюдать нормы и правила поведения
Имеющий первичные представления о
семье, себе, обществе и государстве,
мире, природе
Овладевший
универсальными предпосылками учебной
деятельности – умение работать по
правилу и образцу, слушать взрослого и
выполнять его инструкции
Способный решать интеллектуальные и
личностные задачи (проблемы),
адекватно возрасту
Овладевший необходимыми умениями и
навыками
Выполняющий правила поведения
здорового и безопасного образа жизни
Любознательный, активно познающий
мир
Доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать свое
мнение
Готовый самостоятельно действовать и
отвечать за свои поступки
Уважающий и принимающий
ценности семьи и общества
Любящий свой народ, свой край, свою
Родину
Владеющий основами умения учиться,
способный к организации собственной
деятельности
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Требования Стандарта к результатам освоения основной
образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют собой социальные и
психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе
завершения дошкольного образования:
• ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах
деятельности.
• ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно
относится к себе и к другим, обладает чувством собственного
достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
• ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
• ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах
деятельности, может следовать социальным нормам.
• ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать,
экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь
на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями
преемственности дошкольного и начального общего образования. При
соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие
целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования.
Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке,
в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием
для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не
являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Формы осуществления преемственности:
I. Работа с детьми:
1) экскурсии в школу;
2) посещение школьного музея;
3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками
начальной школы;
4) участие в совместной образовательной деятельности, игровых
программах;
5) выставки рисунков и поделок;
6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и
первоклассников;
8) участие в театрализованной деятельности;
9) посещение дошкольниками адаптационного курса занятий,
организованных при школе.
II. Работа с педагогами:
1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
2) семинары, мастер- классы;
3) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
4) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
5) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
6) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых
уроков в школе;
7) педагогические и психологические наблюдения.
III. Работа с родителями:
1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями
школы;
2) круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими
учителями;
4) дни открытых дверей;
5) анкетирование, тестирование родителей;
6) образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
7) визуальные средства общения;
8) заседания родительских клубов.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует
нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы,
построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить
непрерывность образовательного процесса.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный
возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством".
Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего,
поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности
может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и
школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти
время, силы и средства для решения задач преемственности.