Напоминание

Обобщение опыта: Система заданий по литературе, направленных на развитие УУД, с использованием учебника (УМК Г.С. Меркина).


Автор: Решетникова Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10 с УИОП
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обобщение опыта: Система заданий по литературе, направленных на развитие УУД, с использованием учебника (УМК Г.С. Меркина).
Раздел: среднее образование





Назад




Обобщение опыта: Система заданий по литературе, направленных на

развитие УУД, с использованием учебника (УМК Г.С. Меркина).

Выполнил: Решетникова Наталья Владимировна, учитель русского языка и

литературы

Пояснительная записка

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в

представлении о целях образования и путях их реализации.

В Концепции модернизации российского образования основная цель,

с т о я щ а я

п е р е д

с о в р е м е н н о й

ш ко л о й ,

о п р е д е л я е т с я

т а к :

«Общеобразовательная

школа

должна

формировать

целостную

систему

универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной

деятельности

и

личной

ответственности

обучающихся,

т.е.

ключевые

компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Принципиальным

отличием

преподавания

литературы

в

контексте

нового ФГОС является развитие личности учащихся. В основе Стандарта

лежит

системно-деятельностный

подход,

который

обе спечивает

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию,

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся

в

системе

образования,

активную

учебно-познавательную

деятельность

обучающихся.

ФГОС ориентирует на формирование у учащихся в процессе обучения

универсальных

учебных

действий.

УУД

дают

учащимся

возможность

самостоятельно осуществлять учебную деятельность: ставить учебные цели,

находить

средства

и

способы

их

достижения,

уметь

контролировать

и

оценивать учебную деятельность и её результаты. Это способствует более

прочному усвоению знаний, формированию осознанных умений и навыков.

Современный

урок

должен

быть

построен

с

учетом

запросов

государства, т.е. должен готовить ребенка к жизни в конкурентном мире, в

котором используются различные технологии и приемы решения тех или

иных

задач.

На

уроке

должны

формироваться

навыки

критического

и

самостоятельного мышления, творческое мышление, а также умение работать

с

информацией

разного

рода,

самостоятельно

учиться

и

работать

в

коллективе.

Современный

урок

должен

качественно

соответствовать

характеристикам

современного

образования.

Основным

результатом

обучения

становится

освоение

обобщенных

способов

действий

(компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся

(компетентностей).

Обратимся

к

уроку

литературы.

Цель

литературы

как

одного

из

ведущих гуманитарных предметов в российской школе -

содействовать

формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию

гражданина, патриота.

С учетом специфики учебного предмета «Литература» формируются

следующие ключевые компетенции:

общекультурные;

ценностно-смысловые;

учебно-познавательные;

информационные;

коммуникативные;

компетенции личностного самосовершенствования.

Такой подход позволяет точно оценить уровень сформированности

ключевых компетенций, выявив, какие из аспектов уже сформированы, а

освоение каких требует дополнительной работы. Это во многом определяет

выбор индивидуальной траектории движения и совершенствования ученика

Все

эти

компетенции

тесно

переплетаются

с

универсальными

учебными действиями и формируются, развиваются в течение всего периода

обучения в школе при помощи разнообразных технологий обучения. Но, все-

таки, во главе угла на сегодняшний день стоит именно самостоятельная

работа учащихся, их способность добывать, обрабатывать, анализировать и

систематизировать

ту

или

иную

информацию самостоятельно

либо

при

минимальном вмешательстве учителя.

Настоящая система межпредметных заданий направлена на развитие

познавательных

универсальных

учебных

действий,

которые

учащиеся

в

процессе

изучения

учебного

предмета

выполняют

с

использованием

учебника.

За

основу

взят

УМК

Г.С.

Меркина.

К

программе

прилагается

учебник «Литература 6 класс» под редакцией Г.С. Меркина, М.: Русское

слово, 2016 г., рекомендованный Министерством образования и науки РФ.

Учебник снабжен мультимедийным приложением.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1)

научить

учащихся

использовать

при

работе

различные

источники

информации (школьные/внешкольные);

2)

научить учащихся организовывать самостоятельную познавательную

деятельность;

3)

развивать творческие способности учащихся;

4)

формировать

гуманистические

качества

личности

у

учащихся,

воспитать любовь к литературе;

5)

научить

адекватно

оценивать

свою

работу,

работу

группы,

анализировать

свою

деятельность,

подводить

итоги,

резюмировать,

выявлять то, что получилось, а также выделять неудачи и пути их

ликвидации.

В основе системы заданий лежат следующие методические принципы:

междисциплинарная интеграция с такими дисциплинами как русский язык,

история, искусство, музыка;

темы и материалы системы упражнений соответствуют возрасту, интересам и

уровню языковой подготовки учащихся;

построение обучения на основе сотрудничества;

учёт индивидуальных особенностей обучающихся.

обучающиеся работают в группах, парах, индивидуально, коллективно.

Данная

система

заданий

позволяет

формировать

познавательные,

коммуникативные,

регулятивные

и

личностные

универсальные

учебные

действия.

Наиболее эффективные пути и способы развития УУД в контексте уроков

литературы это:

учебное сотрудничество;

формирование

универсальных

учебных

действий

в

процессе

анализа

художественного текста;

формирование

универсальных

учебных

действий

в

п р о ц е с с е

исследовательской и проектной деятельности.

В этой работе предлагается рассмотреть возможность формирования

универсальных

учебных

действий

с

помощью

различных

заданий

по

литературе.

Основная часть

Я хотела бы представить вашему вниманию приемы организации

учебной деятельности по литературе с целью формирования и развития УУД

на примере конкретных тем и уроков в 6 классе.

Система эффективных методов развития УУД на уроках литературы

весьма разнообразна, приведу лишь несколько из них, опробованных мной в

течение этого учебного года. К тому же многие задания направлены на

формирование одновременно нескольких УУД, поэтому я не останавливаюсь

на одной какой-то группе.

Система межпредметных заданий по литературе

Личностные УУД

Для формирования личностных УУД использую задания, в которых ребятам

предлагается дать собственную оценку.

Формирование личностных УУД

Виды заданий для формирования УУД

Личностные действия направлены на

осознание, исследование и принятие

жизненных ценностей и смыслов,

позволяют сориентироваться в

Участие в проектах, исследованиях,

подведение итогов урока, творческие

задания, зрительное, мысленное

воспроизведение картины, ситуации,

нравственных нормах, правилах,

оценках, выработать свою жизненную

позицию в отношении мира,

окружающих людей, самого себя и

своего будущего. Применимо к

литературному образованию

личностные учебные действия

обеспечивают ценностно-смысловую

ориентацию учащихся, формируют

нравственную культуру личности

видеофильма, самооценка события,

происшествия, дневники достижений

Упражнение «Прогнозирование» можно использовать на уроках

литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие

действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального,

нравственного выбора.

Задание по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Спрогнозируйте действия Тараса Бульбы и Андрия в случае их встречи.

Задание по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

Правильно

ли

поступила

Мария

Кирилловна,

оставшись

с

мужем?

Существовал ли какой-то другой выход из ситуации?

Работа

в

группах

.

– Попробуйте придумать три варианта окончания романа со счастливым

финалом (Кирилла Петрович соглашается на женитьбу Дубровского на

дочери; Мария Кирилловна уходит от князя и бежит с Дубровским в лес;

Дубровского оправдывают, он восстановлен в правах и просит руки Марии

Кирилловны).

(

Доказываем

несостоятельность

иных

окончаний

романа

).

С

целью

прогнозирования

использую

задания

в

игровой

форме

«

Помоги

героям

» (

предлагаю

ученикам

вмешаться

в

сюжет

и

помочь

героям

в

сложной

ситуации

,

разработать

для

них

план

действий

).

Задание

при

изучении

сказки

-

были

М

.

М

.

Пришвина

«

Кладовая

солнца

».

Когда

,

по

вашему

мнению

,

необходимо

вмешаться

в

сюжет

и

помочь

героям

избежать

ошибок

,

которые

могли

привести

их

к

несчастью

.

При выполнении таких заданий можно говорить о личностных

результатах:

1

. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Особое внимание уделяю развитию творческих способностей

учащихся, этому помогают разделы учебника «Минуты творчества» и

«Живое слово».

Я предлагаю детям следующие задания:

написать словарную статью.

сочинить сказку, составить сборник «О сказках», включив в него пословицы,

поговорки, крылатые выражения о сказках, сочинить стихотворение и т. д.

рассказать о проблемах животных - литературных персонажах от первого

лица под рубрикой «Если бы животные умели говорить»

(например, рассказ Травки о своей судьбе (по произведению М.М.

Пришвина «Кладовая солнца»);

написать смешной рассказ о случае из жизни, сочинение от лица участника

событий, сочинение-размышление на одну из предложенных тем;

написать «письмо» литературному персонажу, в котором поддержать его или,

наоборот, осудить, помочь советом, выразить свое отношение к его

поступкам;

инсценировать сказку, фрагмент из рассказа, повести;

после изучения темы «Древнерусская литература» предлагается составить

кроссворд, используя устаревшие слова, которые узнали учащиеся (в этом

задании прослеживается связь с предметом «Русский язык»); сделать

иллюстрации к текстам древнерусской литературы, можно создать

стилизацию под древнерусскую миниатюру;

написать сочинение после изучения биографии писателя

(например, написать сочинение на тему «Тропа к Гоголю», используя

материалы электронного приложения: это может быть размышление над

живописным или скульптурным портретом писателя, фрагмент заочного

литературного путешествия по гоголевским местам или какой-либо

другой найденный учениками жанр);

написать эссе с использованием ответов на предложенные вопросы

(например, при изучении повести Л.Н. Толстого «Детство»).

Какие сцены в XXV–XXVI главах наиболее потрясли вас, вызвали особенно

сильное сопереживание?

Как Николенька описывает те чувства, которые он испытывал в эти дни до

момента прощания с умершей матерью? Можно ли утверждать, что он

старается правдиво изобразить своё душевное состояние? Осознавал ли он

тогда глубину случившегося несчастья?

Когда маленький герой повести понимает весь ужас своей потери? Почему на

него такое впечатление произвёл крик пятилетней девочки-крестьянки?

Согласны ли вы с мнением Николеньки о том, что горе Натальи Савишны

было более искренним и глубоким, чем горе всех остальных домашних, что

оно превосходило даже горе и страдания бабушки Николеньки, то есть

родной матери умершей Натальи Николаевны?

Как объяснить, что смерть матери стала для Николеньки границей между

счастливым детством и отрочеством?

Творческое задание «Продолжение сюжетной линии»: учащимся

предлагается придумать свое продолжение сюжетных линий,

пофантазировать, как сложились дальнейшие судьбы главных и

второстепенных героев.

Задание по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»:

составить рассказ о судьбе матери после смерти ее сыновей – Остапа и

Андрия.

При выполнении таких заданий происходит развитие письменной речи

школьников в ходе создания высказываний на заданную тему.

Раздел учебника «После уроков» также позволяет развивать творческие

способности детей. В этом разделе много занимательных и интересных

заданий, которые ребята выполняют с удовольствием. Я предлагаю после

изучения жизненного и творческого пути писателей и поэтов следующие

задания:

подготовьте материал для заочной литературно-краеведческой экскурсии

«Дорогами Максима Горького»;

используя материал электронного приложения, подготовьте компьютерную

презентацию на тему «Едем на родину М.В. Ломоносова»;

дайте развернутый ответ на вопрос: Что представляет Лицей, в котором

учился А.С. Пушкин в наши дни? Напишите небольшую статью в школьную

газету под рубрикой «Экскурсия в музей»;

подготовьте материал для выставки «Кавказ в жизни и в творческой судьбе

М.Ю. Лермонтова». Подберите для нее репродукции картин Лермонтова,

тексты стихотворений поэта, воспоминания современников о поэте.

К урокам, посвященным изучению фактов биографии писателя, учащиеся

готовят индивидуальные сообщения в жанре художественно –

биографического рассказа, составляют пересказ, тезисный или цитатный

план статьи учебника. Эти уроки включают экскурсии в режиме слайдовых

презентаций по галерее портретов, памятным местам А.С. Пушкина, М.Ю.

Лермонтова, Н.В. Гоголя и др.

Итогом работы является составление диалога по теме урока на основе

материалов рефлексивной таблицы, заполнение которой предусмотрено в

ходе прослушивания сообщений учителя или учащихся, а чаще всего и

учителя, и учеников.

При этом формируются не только личностные, но и регулятивные

УУД, так как предполагаются такие виды работы, как поиск

информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, диспут,

заучивание материала наизусть. В то же время можно отметить и

формирование познавательных УУД, которые включают действия

исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее

структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические

действия и операции, способы решения задач.

Учитывая, что в учебнике подобраны интересные иллюстрации к

произведениям, предлагаю учащимся и творческие задания после их

просмотра.

Нарисуйте словесный портрет Светланы по иллюстрации К.П.

Брюллова «Гадающая Светлана». (Литература. 6 класс: ч.1, с. 128)

Составьте рассказ о героях и происходящих с ними событиях

повести В. Короленко «В дурном обществе», опираясь на иллюстрации.

(Литература. 6 класс: ч. 2, с.38,39,49,51)

Коммуникативные УУД

Виды заданий для формирования УУД

Коммуникативные действия

обеспечивают возможности

сотрудничества - умение слышать,

слушать и понимать партнера,

планировать и согласованно

выполнять совместную деятельность,

распределять роли, взаимно

контролировать действия друг друга,

уметь договариваться, вести

дискуссию, правильно выражать свои

мысли в речи, уважать в общении и

сотрудничестве партнера и самого

себя. Эти действия могут

формироваться на уроках литературы

в ходе проектной деятельности, в ходе

уроков-дискуссий, дебатов, семинаров,

научных и читательских конференций

«Верные–неверные утверждения»,

составление кластера, составление

небольших устных или письменных

монологических высказываний, приём

«интервью», приемы ТРКМ: прием

толстых и тонких вопросов, синквейн,

составление вопросов или заданий

партнеру, отзыв на работу товарища,

групповая работа по составлению

кроссворда, диалоговое слушание

(формулировка вопросов для обратной

связи), задания: «Подготовь

рассказ...», «Опиши устно...»,

«Объясни..»

Работа с текстом.

Важнейшую

роль

в

формировании

УУД

играет работа

с

текстом.

Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий

решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание

(общее,

полное

и

критическое),

поиск

конкретной

информации,

самоконтроль,

восстановление

широкого

контекста,

интерпретация,

комментирование текста и многое другое. Именно в процессе данной работы

формируется

у

учеников

умение

высказывать

своё

отношение

к

героям,

выражать

свои

эмоции;

умение

оценивать

поступки

в

соответствии

с

определённой ситуацией, поэтому можно снова говорить и о личностных

УУД.

На своих уроках работу с текстом я провожу в 3 этапа.

1 этап. Работа с текстом до чтения. Формулировка темы урока.

II этап. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.

Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Возможные

приемы

и

задания,

используемые

мной

на

данном

этапе

урока:

чтение текста «с карандашом»;

определение основных понятий (без чтения всего текста);

составление таблиц (выборочное чтение);

выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы);

выявление

совпадений

первоначальных

предположений

учащихся

с

содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста;

перечитывание текста, повторное чтение (всего текста или его отдельных

фрагментов);

анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное

чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.);

постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части;

беседа по содержанию текста;

обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов;

выразительное чтение;

Цель

анализа

текста

на

этом

этапе

-

создание

его

читательской

интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским

3 этап.

Работа с текстом после прочтения анализируемого эпизода.

(На

данном

этапе,

как

правило,

использую

работу

в

парах

или

групповую работу).

Примерные

задания

для

парной

и

групповой

работы

после

прочтения анализируемого эпизода (3 этап).

1.

Тема урока: Офицер становится разбойником (по роману А.С. Пушкина

«Дубровский»).

3 этап.

Работа с текстом после прочтения анализируемых эпизодов.

Как дворня относилась к молодому господину?

Какова

бы

была

судьба

дворовых

после

присоединения

имения

к

троекуровским владениям?

Работа в группах.

– Предположите три варианта развития событий: если Дубровский попытался

бы

остаться

на

месте

и

жаловаться

государю;

если

бы

он

попытался

договориться с Троекуровым; если бы он просто уехал, бросив всё как есть.

Индивидуальная работа.

– Составляем блок-схему под названием: «Причины преображения дворянина

в

разбойника».

Возможные

аргументы:

ответственность

за

людей,

возмущение против несправедливости и др.

Отвечаем на вопрос урока:

Как офицер становится разбойником?

2.

После

изучения

баллады

В.

А.

Жуковского

«Светлана»

предлагаю

домашнее задание по группам на следующий урок:

1)

сообщение на тему: английская, французская, немецкая баллада (доказать,

что традиции баллады именно данной страны самые древние);

2)

нарисовать

кластер

(индивидуальное

задание)

и

написать

причины,

по

которым, на ваш взгляд, могут писаться баллады.

3.

При изучении повести Л.Н. Толстого «Детство».

Работа в группах.

Героя

трилогии

зовут

Николенька

Иртеньев,

а

не

Левушка

Толстой,

и

повествование ведется от его лица. Как вы можете это объяснить?

Попробуйте определить основную тему повести «Детство». Докажите: а) что

Николенька – это Лев Толстой; б) что Николенька – это не автор, а абсолютно

другой человек.

4.

По рассказам А. П. Чехова.

Что общего в рассказах Чехова?

Работа в группах: смоделируйте три разных ответа по рассказам «Толстый и

тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия».

5.

При изучении рассказа И.А. Бунина «Лапти».

На этапе обобщения работаем с кластерами (эффективный прием

формирования познавательных и регулятивных УУД). Закрепим

литературоведческие понятия (дети отвечают на вопросы и заполняют схему).

1. Каков жанр произведения? (Рассказ – небольшое эпическое произведение,

в котором малое количество действующих лиц). Докажите.

2. Изложите сюжет рассказа (цепь последовательно развивающихся событий).

3. Какова тема? (О чем?)

4. Идея (главная мысль)

5. Подумайте, какая проблема затронута в этом тексте? (Записываем в

родительном падеже – проблема чего?)

В работе над кластерами соблюдаем следующие правила:

Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю

воображению и интуиции.

Продолжать работу, пока не кончится время или не иссякнут идеи.

На этапе рефлексии составляем синквейн по теме урока:

Нефёд Человек

Добрый, милосердный Обычный, решительный

Живёт, трудится, помогает Работает, сопереживает,

отправляется

Спасает других, жертвуя жизнью Погибает ради спасения других

Настоящий человек Герой

Прием составления синквейна как нельзя лучше развивает

регулятивные, коммуникативные и личностные УУД.

Формирование универсальных учебных действий в процессе

исследовательской и проектной деятельности

Пример небольшого исследовательского проекта при изучении в 6

классе предания «Как Бадыноко победил одноглазого великана» и мифа,

напоминающего данное предание.

Задачами этого проекта было следующее:

1.

Определить миф, напоминающий предание.

2.

Определить, что в этих произведениях общего и чем они различаются.

3.

Выясните, что известно о мифологическом эпосе нашего края.

4.

Составьте словник мифологии нашего народа.

В ходе выполнения данной работы ребята разбивались на

группы, каждая из которых отвечала за свою часть исследования. Весь

собранный материал был систематизирован и обобщен в виде

презентации. Такая форма работы способствует реализации системно-

деятельностного подхода в обучении.

Познавательные действия включают действия исследования,

поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования;

моделирования изучаемого содержания, логические действия и

операции, способы решения задач. Проектная и исследовательская

деятельность формирует коммуникативные, регулятивные,

познавательные личностные УУД

Считаю, что при организации работы с учащимися на уроках

литературы следует знать:

1.

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде

всего, к тому, кто требует действия от других.

2.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

3.

Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только

понятны, но и внутренне приятны ему, то есть они должны быть

значимы для него.

Список источников

1. Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской

компетентности в рамках Национальной программы поддержки и

развития чтения. М.: МЦБС, 2008.

2. Дыбленко, С. А., Соболева О. В. Обучение диалогу с текстом: взгляд

психолога и взгляд учителя, 2002, №8

3. Соловьёва Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс»

(автор-составитель Г.С. Меркин). Методическое пособие. — М:

Русское слово - учебник, 2016.

4. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного

урока в условиях введения ФГОС [Текст]: методическое пособие. -

СПб.: КАРО, 2013.

5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития,

детство, отрочество [Текст]: - М., 1999.

6. Программа развития и формирования универсальных учебных

действий для основного общего образования. - М.: 2011.



В раздел образования