Автор: Сыреева Татьяна Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Алёнушка" и МБДОУ "Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: Партизанский район, Приморский край
Наименование материала: Семинар–практикум для педагогов
Тема: Любимые сказочные герои из фетра
Раздел: дошкольное образование
Любимые сказочные герои из фетра.
В настоящее время серьезной педагогической проблемой стало то, что сказка,
как и другие ценности культуры, утрачивает свое высокое предназначение и
недостаточно используется в воспитательно-образовательном процессе с детьми.
Одним и з наиболее эффективных средств нравственного воспитания детей
дошкольного возраста является сказка, которая воздействует на чувства и разум
ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание,
формирует мировоззрение.
Театр
- э то волшебный край. Процесс подготовки сказки и л и театральной
постановки очень интересное и полезное занятие, как с младшими детьми, так и
со старшими дошколятами. Дети старшего возраста с большим удовольствием
участвуют в создании персонажей для сказки, которую в дальнейшем с помощью
педагога разучивают и разыгрывают. К таким сказкам можно отнести русские
народные сказки и их авторские обработки «Колобок», «Теремок», «Заюшкина
избушка» и другие. Постановку старшие дошколята могут показать детям младшего
дошкольного возраста.
(Здесь
уже можно увидеть преемственность между
возрастными группами.) К
работе
по изготовлению и театрализации можно
привлекать детей, начиная в среднем возрасте.
Сегодня очень многие увлекаются изготовлением из фетра игрушек, украшений
и сувениров. Для изготовления задуманного предметы потребуются трафарет
(шаблон), фетр, ножницы, иголка, цветные нитки и/или клей и различный
декоративные элементы. Например, вместо глаз и носиков можно использовать
бусинки, декоративные глазки и носики. Детали между собой можно скрепить
обметочным
швом
или клеем. Остается украсить полученную игрушку - это
полностью зависит от фантазии мастера.
Можно создать и двухслойную игрушку. Она получится по размеру больше, чем
однослойная,
а
также
плотнее и
жестче. Вместо одной детали из фетра
заготавливаются две. Затем на лицевую сторону игрушки нашиваются различные
детали из пуговиц,
бисера, выполняются отделочные строчки. Преимущество такой техники еще
в том, что такой персонаж оснащается большим количеством разных элементов, а это в свою
очередь очень украшает игрушку и делает ее художественно эстетичной и привлекательной.
Хотелось остановиться на достоинствах фетровых фигурках, так как у них
есть свои преимущества:
Они более долговечные и прочные, чем бумажные.
Их легко шить. Есть простые шаблоны, по которым ребенок и взрослый
могут сшить желаемые игрушки или героев любимой сказки.
Фетр отлично подходит для развития мелкой моторики и сенсорных
ощущений.
Цель педагогической деятельности:
-
развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами
театрализованной деятельности.
Задачи:
развивать интерес к театральной деятельности;
развивать мышление, воображение, фантазию, внимание и память;
совершенствовать
игровые (актерские) н а в ы к и и
творческую
самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие
способности дошкольников;
обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать монологическую
и диалогическую речь;
познакомить с технологией изготовления персонажей и декораций из
фетра;
формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
развивать мелкую моторику.
С помощью фетровых персонажей сказок можно придумывать познавательные
игры. Дети любого возраста любят играть.
Игра -
часть
их жизни. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно
поддаются эмоциональному воздействию. Благодаря игре жизнь дошколят
обогащаются знаниями,
наполняются
яркими
впечатлениями
и
радостью
творчества. А самое главное – навыки, полученные в этих играх, дети смогут
использовать в повседневной жизни.
Сказка «Заюшкина избушка»
Для
изготовления
всех
персонажей
и
декораций
сказки
необходимо
использовать толстый подкладочный фетр (не менее 3 мм), который служит
основой для всех элементов (так как герои выполнены из двух слоев) и
тонкого
разноцветного,
который
служит
для
изготовления
декоративных
элементов.
Все
детали
скрепляются
между
собой
с
помощью
клея,
в
некоторых
местах
используется
декоративная
машинная
строчка
(можно
выполнить шов ручным способом).
Последовательно изготовляются две избушки: лубяная (для зайчика) и
ледяная (для лисы).
Теперь смастерим главных героев сказки и поместим их в их домики.
Далее сделаем медведя, собачку, волка (в некоторых вариантах сказки
встречается волк или бык, а в некоторых – этот герой вообще отсутствует) и
петушка.
Все
герои
готовы,
можно
и
сказку
инсценировать.
Сказку
можно
показывать на фланелеграфе, обтянутым фетром.
А можно выполнить прорези у каждого героя для пальчиков – получился
уже пальчиковый театр. Таким образом, изготавливали героев одной сказки, а
разыграть ее можно в двух вариантах, что в свою очередь способствует
поддержанию детского интереса и проявлению артистизма.
Некоторые варианты игры:
Подобрать фигурки героев и атрибуты для знакомой сказки.
Рассказать о героях сказки. (Д/упр. «Расскажи о персонаже»).
Сочини новую сказку с персонажами знакомой сказки (по принципу «Старая
сказка на новый лад») или дополни новыми событиями старую сказку.
При помощи самостоятельно выбранных персонажей из разных сказок,
придумать новую сказку.
Измени сказку.
Придумать свое начало/окончание сказки.
Д/и «Кто пропал?»
Д/и «Кто (что) лишний?» («Кто пришел из другой сказки?» или «Четвертый
лишний»)
В сказке «Курочка Ряба» лишняя репка. А в сказке «Репка» лишняя будет курочка.
Главное, чтобы ребенок свой ответ обосновал. По какой причине он исключает тот или
иной предмет из предложенного ряда.
В заключение
Некогда забытый фетр сегодня переживает второе рождение. Это просто
идеальный материал для рукоделия. Современные дизайнеры также проявляют к
нему в последнее время повышенный интерес, используя для аксессуаров и
украшений. Фетр — цветной, яркий и очень практичный материал, изделия из
которого смотрятся просто великолепно.