Напоминание

"Система работы по приобщению детей к истокам национальной культуры"


Автор: Кравцова Оксана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №13
Населённый пункт: г. Новороссийск. Краснодарский край.
Наименование материала: Методическая разработка по нравственно –патриотическому воспитанию дошкольников.
Тема: "Система работы по приобщению детей к истокам национальной культуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития

ребенка – детский сад № 13 муниципального образования город Новороссийск

Методическая разработка по нравственно

-патриотическому воспитанию дошкольников.

«Система работы по приобщению детей к истокам

национальной культуры».

Автор: Кравцова Оксана Валентиновна.

МБДОУ ЦРР № 13

Новороссийск

Актуальность

проблемы сохранения и восстановления традиционной

народной культуры сегодня очевидна. Каждый народ имеет свои корни. Это

язык, культура, история, традиции, обычаи. Только на основе ознакомления с

прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Наследие

каждого

народа

содержит

ценные

идеи

и

опыт

воспитания.

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание

своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в

первые

годы

его

жизни.

Именно

этот

период

является

определяющим

в

становлении

основ

характера

и

выработке

норм

поведения,

во

многом

зависящих от социального окружения. Необходимость обращения к истокам

народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что

Россия

переживает

кризис

воспитания

подрастающего

поколения.

Нарушились

традиции,

порвались

нити,

которые

связывали

старшее

и

младшее

поколения.

Поэтому,

очень

важно

возродить

преемственность

поколений,

дать

детям

нравственные

устои,

патриотические

настроения,

которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих

корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В

нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, в СМИ, на улице — дети

окружены в основном современным сленгом, современным ритмом жизни,

современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. На

сегодняшний день, актуальным является привить детям любовь к русской

культуре,

познакомить

с

её

истоками,

обычаями,

традициями,

обрядами,

воспитывать

патриотические

чувства.

А

это

можно

сделать

на

основе

знакомства с народной культурой. Как сказал К. Ушинский: «Воспитание,

если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Народное

творчество

(фольклор,

декоративно-прикладное

искусство,

ремёсла, предметы быта) является значительной частью культурного опыта

человека. Ценность его использования в развитии ребёнка заключается в

уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного

опыта и возможности импровизации.

Цель исследования – создание системы работы по приобщению

дошкольников к истокам русской национальной культуры.

Объект исследования – особенности приобщения детей дошкольного

возраста к национальной культуре.

Предмет исследования – процесс приобщения детей дошкольного возраста к

национальной культуре.

В соответствии с целью определены задачи исследования:

Изучить теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к

национальной культуре.

Изучить особенности приобщения детей дошкольного возраста к

национальной культуре.

Выявить уровень ознакомления дошкольников с национальной культурой.

Выстроить систему работы по ознакомлению дошкольников с национальной

культурой.

Определить степень эффективности данной системы приобщения

дошкольников к национальной культуре.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

наблюдение, беседа, анализ воспитательно-образовательной работы,

эксперимент, анкетирование родителей.

.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат

длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека,

начиная

с

самого

раннего

возраста.

Как

организованный

процесс

патриотическое

воспитание

представляет

собой

взаимодействие

воспитателей, родителей и детей. Успех осуществляемой работы во многом

зависит

от

личности

педагога.

Средства

нравственно-патриотического

воспитания можно объединить в несколько групп: группа художественных

средств, природа, собственная деятельность детей и вся та атмосфера, в

которой

живёт

ребёнок.

Успех

приобщение

дошкольников

к

русской

национальной

культуре

зависит

от

выбора

форм

и

методов

обучения

и

воспитания. К средствам приобщения дошкольников к народной культуре

относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том

числе

различные

жанры

устного

народного

творчества

(пословицы,

поговорки,

приметы,

загадки,

сказки,

песни,

хороводы,

праздники).

Например, важным средством приобщения является пословица. Пословица –

«цвет народного ума» (В.И. Даль), но этот ум, прежде всего, оберегает

нравственность.

В

пословицах

главное

-

этическая

оценка

поведения

человека и народной жизни в целом. Конечной целью пословиц всегда было

воспитание,

они

с

древнейших

времен

выступали

как

педагогические

средства.

Нравственную идею отражают и загадки. Народ всегда был высокого мнения

о загадках: «Загадка - разгадка, да семь верст правды». Загадки способствуют

развитию памяти ребёнка, его образному мышлению, быстроте умственных

реакций.

Особое

место

занимает

диагностическая

функция

загадки:

она

позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить

степень

наблюдательности,

сообразительности,

умственного

развития,

а

также уровень творческого мышления ребёнка [11;7,8].

В воспитании велика и ни с чем несравнима роль народных песен. Песне

присуща

высокая

поэтизация

всех

сторон

народной

жизни,

включая

и

воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том,

что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и

добру.

В

песнях

раскрывается

внешняя

и

внутренняя

красота

человека,

значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития

эстетических вкусов у подрастающего поколения.

Особое место в процессе приобщения к народной культуре занимают сказки.

Сказки

русского

народа

К.Д.

Ушинский

назвал

первыми

блестящими

попытками

народной

педагогики.

Причину

успеха

сказок

у

К

детей.Д.

Ушинский

видел

в

том,

что

простота

и

непосредственность

народного

творчества

соответствуют

таким

же

свойствам

детской

психологии.

«В

народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ

рассказывает детям свои детские грёзы и, по крайней мере, наполовину сам

верит в эти грёзы» [18,160].

Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного

творчества средством приобщения к народной культуре является народный

праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и

обязанностей. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа,

закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие

эстетические

чувства

детей

и

содержащие

в

себе

многие

другие

педагогические

элементы,

ярко

представлены

в

таких

праздниках,

как

Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т.д. Вот почему приобщение детей к

народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского

праздника.

Подготовка

и

проведение

праздников

и

развлечений

способствуют

нравственно-патриотическому воспитанию детей: они объединяются общими

переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения

фольклора,

песни

и

стихи

о

родной

стране,

о

родной

природе,

труде

формируют

патриотические

чувства.

Разучивая

народные

песни,

стихи,

танцы,

дети

узнают

много

нового

о

своей

стране,

природе,

людях.

Это

расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует

умственному развитию.

Практическая часть

Сегодня

всё

проблема

более

явственно

обнаруживается

возрождение

национального

духа,

традиций

и

национальной

культуры,

духовных

ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа.

Первым социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад,

который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной

идентичности,

возникновению

стабильной

картины

мира

и

нахождению

каждым

ребёнком

своего

места

в

нём

как

нельзя

лучше

способствует

своевременное приобщение детей к народной культуре. При этом необходимо

создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с

воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное

приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции,

когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её

ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от

большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы,

выявляя

самобытность

каждого

народа,

использовать

положительный

потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности

ребёнка. Проанализировав ситуацию (по проблеме разрыва связи поколений и

времён,

воспитание

детей

вне

культурных

исторических

событий),

мы

пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы,

необходимо следующе:

-

создание

системы

работы

по

приобщению

детей

к

истокам

русской

народной культуры

- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс

- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний,

умений детьми.

Проанализировав

уровни

ознакомления

дошкольников

с

историей

и

культурой русского народа мы пришли к выводу, что большинство детей

имеют не достаточно высокий уровень. Исходя из вышесказанного нами

были выбраны следующие приоритеты

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, в нём

воспитывающие

чувство

красоты,

любознательность,

должны

быть

национальными

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки,

пословицы,

поговорки,

народные

приметы,

хороводы

и

т.д.).

В

устном

народном

творчестве

как

нигде

сохранились

особенные

черты

русского

характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте,

правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать

народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками

тончайшие

наблюдения

за

характерными

особенностями

времён

года,

погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём

эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она,

пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным

изобразительным искусством

Наш детский сад работает по основной общеобразовательной программе

дошкольного

образования

«Мир

открытий».

Мы

уделяем

внимание

произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам,

декоративно-прикладному искусству народов России. Но этого недостаточно.

Поэтому мы начали использовать в своей работе парциальные программы

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л.

Князева,

М.Д.

Маханева),

«Живём

в

«Ладу»

(А.Е.

Писарева,

В.В.

Уткина),«Красна

изба»

(М.В.

Тихонова,

Н.С.

Смирнова)

и

методические

разработки Е.К. Ривиной «герб и Флаг России», «Российская символика»,

Т.А. Поповой «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской

народной культуре», А.Я. Чабан, Л.Л. Бурлаковой «Знакомим дошкольников с

народной

культурой»,

целью

которых

является

формирование

у

детей

дошкольного

возраста

«базиса

культуры»

на

основе

ознакомления

с

фольклором, праздниками, обычаями, бытом и жизнью родного народа, его

характером,

присущими

ему

нравственными

ценностями,

традициями,

особенностями культуры.

Имея в своём распоряжении различные программы и методические пособия

по

приобщению

детей

к

народной

культуре,

базу

основных

методов

и

приёмов, мы разработали собственные варианты, выбрали нужные средства

обучения и воспитания, скорректировали, подстроили их в соответствии с

возможностями своего дошкольного образовательного учреждения

Мониторинг эффективности работы с детьми и родителями нашей группы по

направлениям

этнокультурного

образования

проводим

в

процессе

бесед,

наблюдений, игр, анкетирования. Для этого была разработана специальная

таблица, в которой мы отразили направления мониторинга (см. приложение

1)

Фактическую работу начали с детьми средней группы. На начальном этапе

использовалидиагно стику

Коломийченко,

с

целью

в ы я вл е н и я

первоначального

уровня

сформированность

представлений

по

разделу

«Человек в культуре» (см. приложение 2)

Результат констатирующей диагностики на начало года: детей с высшим

уровнем нет, 64%имеют средний и 36 % низкий уровень (см. приложение 3)

Проанализировав

данные

констатирующей

диагностики

родителей

ианкетирование

(см.

приложение

4),

сопоставив

с

программой

«Мир

открытий» (по которой работает наш детский сад), пришли к выводу, что

необходимо

уделить

особое

внимание

проблеме

приобщения

детей

к

народной культуре

Проанализировав свою деятельность, мы увидели, что дети недостаточно

знают русский фольклор,и народные промыслы игры, песни, быт, народные

инструменты, игрушки и недостаточно проявляют творческую активность

при исполнении фольклорных произведений.

Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к

народной

культуре

подтверждает,

что

без

специальной

работы

не

формируются соответствующие умения или являются поверхностными. Это

доказывает,

необходимость

разработки

системы

работы

по

приобщению

детей к истокам русской национальной культуры и её включение в целостный

процесс воспитания и обучения детей

Мониторинг

среди

родителей

проводим

с

помощью

анкет.

Родители

заполняют

анкету

в

присутствии

воспитателя

и

могут

получить

от

него

необходимую

консультацию.

Результаты

анкетирования

показали,

что

«родители считают важным приобщать детей к национальной культуре», но

некоторые «не знают, как это сделать без специальной литературы». Одни

родители «в домашних условиях не могут в полной мере дать необходимые

знания, практические умения и создать необходимые условия для развития и

поддержания у детей интереса к народной культуре и традициям», а другая

часть родителей считает, что их дети «ещё» маленькие для получения таких

знаний. Большинство родителей убеждены в том, что основную работу по

приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад, а

родители - только помогать в этом

Поэтому мы спроектировала свою дальнейшую педагогическую деятельность

и

поставили

цель:

приобщение

детей

дошкольного

возраста

к

истокам

народной культуры.

Работая по данной теме, поставили перед собой следующие задачи

создать среду русского быта, ориентированную на национальную культуру

познакомить

детей

с

устным

народным

творчеством

и

декоративно-

прикладным искусством

развивать интерес и воспитывать у детей уважение к культурным традициям

русского народа

привлекать

родителей

к

сотрудничеству

в

приобщении

детей

к

русским

национальным традициям

организовать

образовательную

деятельность

с

соответствующим

дидактическим и наглядным материалом

разработать систему работы по приобщению к народной культуре

составить перспективное планирование

Для достижения поставленных целей по развитию интереса к культурным

традициям были выбраны следующие направления

Ожидаемые результаты

-

взвешенный

подход

к

конструированию

содержания

дошкольного

образования (включение парциальных программ и методик по приобщению

детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);

-

создание

условий,

окружающих

ребёнка

предметами

национального

характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песни,

пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции,

ознакомление

детей

с

народной

декоративной

росписью,

увлечение

их

национальным изобразительным искусством;

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования

целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития

ребёнка, способствующие гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей

в

ходе

НОД,

игре,

свободной

деятельности

с

помощью

разнообразных

средств

(устное

народное

творчество;

художественную

литературу;

игру,

народную

игрушку

и

национальную

куклу;

декоративно-прикладное

искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

Анализ результатов проекта и выводы

Заключение

Проведённая нами работа позволила сделать ряд выводов.

Во-первых,

мы

поняли,

что

самой

большой

проблемой

является

разрыв

связей

поколений,

воспитание

вне

культурно-исторических

традиций.

Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без

памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить

своё место в мире, человек лишённый исторического опыта своего народа,

оказывается

вне

исторической

перспективы

и

способен

жить

только

сегодняшним днём.

Во-вторых, анализ педагогической и методической литературы показывает,

что дети 4-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и

правил,

у

них

развивается

способность

предвидеть

последствия

своих

поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным.

Создаются

возможности

для

формирования

ответственности

за

своё

поведение.

В - третьих, условиями эффективной реализации национальных традиций в

процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:

-

взвешенный

подход

к

конструированию

содержания

дошкольного

образования (включение парциальных программ и методик по приобщению

детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);

-

создание

условий,

окружающих

ребёнка

предметами

национального

характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песни,

пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции,

ознакомление

детей

с

народной

декоративной

росписью,

увлечение

их

национальным изобразительным искусством;

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования

целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития

ребёнка, способствующие гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей

в

ходе

НОД,

игре,

свободной

деятельности

с

помощью

разнообразных

средств

(устное

народное

творчество;

художественную

литературу;

игру,

народную

игрушку

и

национальную

куклу;

декоративно-прикладное

искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

Нас радует, что дети научились слушать и помогать друг другу, делиться

своими

умениями,

дарить

подарки,

сделанные

своими

руками.

У

детей

появились сравнительные характеристики работ, они научились оценивать

свои работы и работы других. Дети стали больше заботиться друг о друге,

помогать и уступать. Проводимая нами работа находит отклик у родителей.

Мамы

стали

замечать,

что

их

дети

стали

более

усидчивыми

и

внимательными, более терпимыми,как к ним, так и к бабушкам и дедушкам.

Созданные условия позволяют детям приобретать новые знания, умения,

навыки, представления о народном календаре, земельном труде, обрядах и

праздниках, знание народных примет, народных календарных игр, пословиц

и поговорок, загадок.

Дети

умеют

петь,

рассказывать

сказки,

с

удовольствием

участвуют

в

праздниках

и

развлечениях,

т.е.

происходит

их

познавательно

и

речевое

развитие.

У

воспитанников

расширен

круг

общения,

создана

положительная

среда

развития каждого ребёнка, каждый ребёнок полноценный член общества,

самореализуется, происходит социально-личностное развитие детей. Наши

выпускники, уходя из детского сада, посещают школу искусств, районный

центр

детского

творчества,

где

в

какой

то

мере,

начатая

нами

работы

продолжается.

Т.о.,

поставленные

в

ходе

исследования

задачи

мы

решили.

Благодаря

проделанной работе с детьми прошлого выпуска, по приобщению детей к

истокам народной культуры, достигнуты следующие результаты:

У детей сформированы представления о культуре своего народа;

У детей развиты творческие способности, творческое воображение;

Развита активность, самостоятельность в поиске решений творческих задач.

Т.о.,

проанализировав

свою

деятельность,

мы

считаем,

что

достижения

наших воспитанников свидетельствуют о правильно выбранном нами пути,

проведённая

работа

даёт

положительные

результаты,

созданные

условия

обеспечивают приобщение детей к истокам русской культуры.

В настоящее время мы продолжаем работу по приобщению детей к истокам

русской

народной

культуры,

перестроили

систему

работы

с

учётом

возникших проблем с детьми прошлого выпуска.

Обобщая выше сказанное, можно сделать заключение, что приобщая детей к

истокам русской народной культуры, мы развиваем у них уважение к своему

народу,

его

традициям,

обычаям,

прививаем

любовь

к

родной

природе,

уважение

к

людям

труда,

воспитываем

добрые

отношения

в

общении

с

другими детьми и взрослыми.



В раздел образования