Автор: Кравцова Оксана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №13
Населённый пункт: г. Новороссийск. Краснодарский край.
Наименование материала: Методическая разработка по нравственно –патриотическому воспитанию дошкольников.
Тема: "Система работы по приобщению детей к истокам национальной культуры"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития
ребенка – детский сад № 13 муниципального образования город Новороссийск
Методическая разработка по нравственно
-патриотическому воспитанию дошкольников.
«Система работы по приобщению детей к истокам
национальной культуры».
Автор: Кравцова Оксана Валентиновна.
МБДОУ ЦРР № 13
Новороссийск
Актуальность
проблемы сохранения и восстановления традиционной
народной культуры сегодня очевидна. Каждый народ имеет свои корни. Это
язык, культура, история, традиции, обычаи. Только на основе ознакомления с
прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.
Наследие
каждого
народа
содержит
ценные
идеи
и
опыт
воспитания.
Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание
своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в
первые
годы
его
жизни.
Именно
этот
период
является
определяющим
в
становлении
основ
характера
и
выработке
норм
поведения,
во
многом
зависящих от социального окружения. Необходимость обращения к истокам
народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что
Россия
переживает
кризис
воспитания
подрастающего
поколения.
Нарушились
традиции,
порвались
нити,
которые
связывали
старшее
и
младшее
поколения.
Поэтому,
очень
важно
возродить
преемственность
поколений,
дать
детям
нравственные
устои,
патриотические
настроения,
которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих
корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В
нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, в СМИ, на улице — дети
окружены в основном современным сленгом, современным ритмом жизни,
современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. На
сегодняшний день, актуальным является привить детям любовь к русской
культуре,
познакомить
с
её
истоками,
обычаями,
традициями,
обрядами,
воспитывать
патриотические
чувства.
А
это
можно
сделать
на
основе
знакомства с народной культурой. Как сказал К. Ушинский: «Воспитание,
если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Народное
творчество
(фольклор,
декоративно-прикладное
искусство,
ремёсла, предметы быта) является значительной частью культурного опыта
человека. Ценность его использования в развитии ребёнка заключается в
уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного
опыта и возможности импровизации.
Цель исследования – создание системы работы по приобщению
дошкольников к истокам русской национальной культуры.
Объект исследования – особенности приобщения детей дошкольного
возраста к национальной культуре.
Предмет исследования – процесс приобщения детей дошкольного возраста к
национальной культуре.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
Изучить теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к
национальной культуре.
Изучить особенности приобщения детей дошкольного возраста к
национальной культуре.
Выявить уровень ознакомления дошкольников с национальной культурой.
Выстроить систему работы по ознакомлению дошкольников с национальной
культурой.
Определить степень эффективности данной системы приобщения
дошкольников к национальной культуре.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
наблюдение, беседа, анализ воспитательно-образовательной работы,
эксперимент, анкетирование родителей.
.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат
длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека,
начиная
с
самого
раннего
возраста.
Как
организованный
процесс
патриотическое
воспитание
представляет
собой
взаимодействие
воспитателей, родителей и детей. Успех осуществляемой работы во многом
зависит
от
личности
педагога.
Средства
нравственно-патриотического
воспитания можно объединить в несколько групп: группа художественных
средств, природа, собственная деятельность детей и вся та атмосфера, в
которой
живёт
ребёнок.
Успех
приобщение
дошкольников
к
русской
национальной
культуре
зависит
от
выбора
форм
и
методов
обучения
и
воспитания. К средствам приобщения дошкольников к народной культуре
относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том
числе
различные
жанры
устного
народного
творчества
(пословицы,
поговорки,
приметы,
загадки,
сказки,
песни,
хороводы,
праздники).
Например, важным средством приобщения является пословица. Пословица –
«цвет народного ума» (В.И. Даль), но этот ум, прежде всего, оберегает
нравственность.
В
пословицах
главное
-
этическая
оценка
поведения
человека и народной жизни в целом. Конечной целью пословиц всегда было
воспитание,
они
с
древнейших
времен
выступали
как
педагогические
средства.
Нравственную идею отражают и загадки. Народ всегда был высокого мнения
о загадках: «Загадка - разгадка, да семь верст правды». Загадки способствуют
развитию памяти ребёнка, его образному мышлению, быстроте умственных
реакций.
Особое
место
занимает
диагностическая
функция
загадки:
она
позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить
степень
наблюдательности,
сообразительности,
умственного
развития,
а
также уровень творческого мышления ребёнка [11;7,8].
В воспитании велика и ни с чем несравнима роль народных песен. Песне
присуща
высокая
поэтизация
всех
сторон
народной
жизни,
включая
и
воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том,
что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и
добру.
В
песнях
раскрывается
внешняя
и
внутренняя
красота
человека,
значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития
эстетических вкусов у подрастающего поколения.
Особое место в процессе приобщения к народной культуре занимают сказки.
Сказки
русского
народа
К.Д.
Ушинский
назвал
первыми
блестящими
попытками
народной
педагогики.
Причину
успеха
сказок
у
К
детей.Д.
Ушинский
видел
в
том,
что
простота
и
непосредственность
народного
творчества
соответствуют
таким
же
свойствам
детской
психологии.
«В
народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ
рассказывает детям свои детские грёзы и, по крайней мере, наполовину сам
верит в эти грёзы» [18,160].
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного
творчества средством приобщения к народной культуре является народный
праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и
обязанностей. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа,
закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие
эстетические
чувства
детей
и
содержащие
в
себе
многие
другие
педагогические
элементы,
ярко
представлены
в
таких
праздниках,
как
Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т.д. Вот почему приобщение детей к
народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского
праздника.
Подготовка
и
проведение
праздников
и
развлечений
способствуют
нравственно-патриотическому воспитанию детей: они объединяются общими
переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения
фольклора,
песни
и
стихи
о
родной
стране,
о
родной
природе,
труде
формируют
патриотические
чувства.
Разучивая
народные
песни,
стихи,
танцы,
дети
узнают
много
нового
о
своей
стране,
природе,
людях.
Это
расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует
умственному развитию.
Практическая часть
Сегодня
всё
проблема
более
явственно
обнаруживается
возрождение
национального
духа,
традиций
и
национальной
культуры,
духовных
ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа.
Первым социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад,
который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной
идентичности,
возникновению
стабильной
картины
мира
и
нахождению
каждым
ребёнком
своего
места
в
нём
как
нельзя
лучше
способствует
своевременное приобщение детей к народной культуре. При этом необходимо
создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с
воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное
приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции,
когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её
ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от
большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы,
выявляя
самобытность
каждого
народа,
использовать
положительный
потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности
ребёнка. Проанализировав ситуацию (по проблеме разрыва связи поколений и
времён,
воспитание
детей
вне
культурных
исторических
событий),
мы
пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы,
необходимо следующе:
-
создание
системы
работы
по
приобщению
детей
к
истокам
русской
народной культуры
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс
- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний,
умений детьми.
Проанализировав
уровни
ознакомления
дошкольников
с
историей
и
культурой русского народа мы пришли к выводу, что большинство детей
имеют не достаточно высокий уровень. Исходя из вышесказанного нами
были выбраны следующие приоритеты
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, в нём
воспитывающие
чувство
красоты,
любознательность,
должны
быть
национальными
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки,
пословицы,
поговорки,
народные
приметы,
хороводы
и
т.д.).
В
устном
народном
творчестве
как
нигде
сохранились
особенные
черты
русского
характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте,
правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать
народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками
тончайшие
наблюдения
за
характерными
особенностями
времён
года,
погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём
эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она,
пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным
изобразительным искусством
Наш детский сад работает по основной общеобразовательной программе
дошкольного
образования
«Мир
открытий».
Мы
уделяем
внимание
произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам,
декоративно-прикладному искусству народов России. Но этого недостаточно.
Поэтому мы начали использовать в своей работе парциальные программы
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л.
Князева,
М.Д.
Маханева),
«Живём
в
«Ладу»
(А.Е.
Писарева,
В.В.
Уткина),«Красна
изба»
(М.В.
Тихонова,
Н.С.
Смирнова)
и
методические
разработки Е.К. Ривиной «герб и Флаг России», «Российская символика»,
Т.А. Поповой «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской
народной культуре», А.Я. Чабан, Л.Л. Бурлаковой «Знакомим дошкольников с
народной
культурой»,
целью
которых
является
формирование
у
детей
дошкольного
возраста
«базиса
культуры»
на
основе
ознакомления
с
фольклором, праздниками, обычаями, бытом и жизнью родного народа, его
характером,
присущими
ему
нравственными
ценностями,
традициями,
особенностями культуры.
Имея в своём распоряжении различные программы и методические пособия
по
приобщению
детей
к
народной
культуре,
базу
основных
методов
и
приёмов, мы разработали собственные варианты, выбрали нужные средства
обучения и воспитания, скорректировали, подстроили их в соответствии с
возможностями своего дошкольного образовательного учреждения
Мониторинг эффективности работы с детьми и родителями нашей группы по
направлениям
этнокультурного
образования
проводим
в
процессе
бесед,
наблюдений, игр, анкетирования. Для этого была разработана специальная
таблица, в которой мы отразили направления мониторинга (см. приложение
1)
Фактическую работу начали с детьми средней группы. На начальном этапе
использовалидиагно стику
Коломийченко,
с
целью
в ы я вл е н и я
первоначального
уровня
сформированность
представлений
по
разделу
«Человек в культуре» (см. приложение 2)
Результат констатирующей диагностики на начало года: детей с высшим
уровнем нет, 64%имеют средний и 36 % низкий уровень (см. приложение 3)
Проанализировав
данные
констатирующей
диагностики
родителей
ианкетирование
(см.
приложение
4),
сопоставив
с
программой
«Мир
открытий» (по которой работает наш детский сад), пришли к выводу, что
необходимо
уделить
особое
внимание
проблеме
приобщения
детей
к
народной культуре
Проанализировав свою деятельность, мы увидели, что дети недостаточно
знают русский фольклор,и народные промыслы игры, песни, быт, народные
инструменты, игрушки и недостаточно проявляют творческую активность
при исполнении фольклорных произведений.
Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к
народной
культуре
подтверждает,
что
без
специальной
работы
не
формируются соответствующие умения или являются поверхностными. Это
доказывает,
необходимость
разработки
системы
работы
по
приобщению
детей к истокам русской национальной культуры и её включение в целостный
процесс воспитания и обучения детей
Мониторинг
среди
родителей
проводим
с
помощью
анкет.
Родители
заполняют
анкету
в
присутствии
воспитателя
и
могут
получить
от
него
необходимую
консультацию.
Результаты
анкетирования
показали,
что
«родители считают важным приобщать детей к национальной культуре», но
некоторые «не знают, как это сделать без специальной литературы». Одни
родители «в домашних условиях не могут в полной мере дать необходимые
знания, практические умения и создать необходимые условия для развития и
поддержания у детей интереса к народной культуре и традициям», а другая
часть родителей считает, что их дети «ещё» маленькие для получения таких
знаний. Большинство родителей убеждены в том, что основную работу по
приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад, а
родители - только помогать в этом
Поэтому мы спроектировала свою дальнейшую педагогическую деятельность
и
поставили
цель:
приобщение
детей
дошкольного
возраста
к
истокам
народной культуры.
Работая по данной теме, поставили перед собой следующие задачи
создать среду русского быта, ориентированную на национальную культуру
познакомить
детей
с
устным
народным
творчеством
и
декоративно-
прикладным искусством
развивать интерес и воспитывать у детей уважение к культурным традициям
русского народа
привлекать
родителей
к
сотрудничеству
в
приобщении
детей
к
русским
национальным традициям
организовать
образовательную
деятельность
с
соответствующим
дидактическим и наглядным материалом
разработать систему работы по приобщению к народной культуре
составить перспективное планирование
Для достижения поставленных целей по развитию интереса к культурным
традициям были выбраны следующие направления
Ожидаемые результаты
-
взвешенный
подход
к
конструированию
содержания
дошкольного
образования (включение парциальных программ и методик по приобщению
детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);
-
создание
условий,
окружающих
ребёнка
предметами
национального
характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песни,
пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции,
ознакомление
детей
с
народной
декоративной
росписью,
увлечение
их
национальным изобразительным искусством;
- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования
целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития
ребёнка, способствующие гармонизации его личности;
- использование разнообразных технологий организации деятельности детей
в
ходе
НОД,
игре,
свободной
деятельности
с
помощью
разнообразных
средств
(устное
народное
творчество;
художественную
литературу;
игру,
народную
игрушку
и
национальную
куклу;
декоративно-прикладное
искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).
Анализ результатов проекта и выводы
Заключение
Проведённая нами работа позволила сделать ряд выводов.
Во-первых,
мы
поняли,
что
самой
большой
проблемой
является
разрыв
связей
поколений,
воспитание
вне
культурно-исторических
традиций.
Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без
памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить
своё место в мире, человек лишённый исторического опыта своего народа,
оказывается
вне
исторической
перспективы
и
способен
жить
только
сегодняшним днём.
Во-вторых, анализ педагогической и методической литературы показывает,
что дети 4-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и
правил,
у
них
развивается
способность
предвидеть
последствия
своих
поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным.
Создаются
возможности
для
формирования
ответственности
за
своё
поведение.
В - третьих, условиями эффективной реализации национальных традиций в
процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:
-
взвешенный
подход
к
конструированию
содержания
дошкольного
образования (включение парциальных программ и методик по приобщению
детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);
-
создание
условий,
окружающих
ребёнка
предметами
национального
характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песни,
пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции,
ознакомление
детей
с
народной
декоративной
росписью,
увлечение
их
национальным изобразительным искусством;
- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования
целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития
ребёнка, способствующие гармонизации его личности;
- использование разнообразных технологий организации деятельности детей
в
ходе
НОД,
игре,
свободной
деятельности
с
помощью
разнообразных
средств
(устное
народное
творчество;
художественную
литературу;
игру,
народную
игрушку
и
национальную
куклу;
декоративно-прикладное
искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).
Нас радует, что дети научились слушать и помогать друг другу, делиться
своими
умениями,
дарить
подарки,
сделанные
своими
руками.
У
детей
появились сравнительные характеристики работ, они научились оценивать
свои работы и работы других. Дети стали больше заботиться друг о друге,
помогать и уступать. Проводимая нами работа находит отклик у родителей.
Мамы
стали
замечать,
что
их
дети
стали
более
усидчивыми
и
внимательными, более терпимыми,как к ним, так и к бабушкам и дедушкам.
Созданные условия позволяют детям приобретать новые знания, умения,
навыки, представления о народном календаре, земельном труде, обрядах и
праздниках, знание народных примет, народных календарных игр, пословиц
и поговорок, загадок.
Дети
умеют
петь,
рассказывать
сказки,
с
удовольствием
участвуют
в
праздниках
и
развлечениях,
т.е.
происходит
их
познавательно
и
речевое
развитие.
У
воспитанников
расширен
круг
общения,
создана
положительная
среда
развития каждого ребёнка, каждый ребёнок полноценный член общества,
самореализуется, происходит социально-личностное развитие детей. Наши
выпускники, уходя из детского сада, посещают школу искусств, районный
центр
детского
творчества,
где
в
какой
то
мере,
начатая
нами
работы
продолжается.
Т.о.,
поставленные
в
ходе
исследования
задачи
мы
решили.
Благодаря
проделанной работе с детьми прошлого выпуска, по приобщению детей к
истокам народной культуры, достигнуты следующие результаты:
У детей сформированы представления о культуре своего народа;
У детей развиты творческие способности, творческое воображение;
Развита активность, самостоятельность в поиске решений творческих задач.
Т.о.,
проанализировав
свою
деятельность,
мы
считаем,
что
достижения
наших воспитанников свидетельствуют о правильно выбранном нами пути,
проведённая
работа
даёт
положительные
результаты,
созданные
условия
обеспечивают приобщение детей к истокам русской культуры.
В настоящее время мы продолжаем работу по приобщению детей к истокам
русской
народной
культуры,
перестроили
систему
работы
с
учётом
возникших проблем с детьми прошлого выпуска.
Обобщая выше сказанное, можно сделать заключение, что приобщая детей к
истокам русской народной культуры, мы развиваем у них уважение к своему
народу,
его
традициям,
обычаям,
прививаем
любовь
к
родной
природе,
уважение
к
людям
труда,
воспитываем
добрые
отношения
в
общении
с
другими детьми и взрослыми.