Автор: Фильчукова Татьяна Ивановна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования № 9"
Населённый пункт: город Новомосковск, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Необычные методы изучения разделов русского языка и русской орфографии
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 9» г. Новомосковск Тульской области
Необычные методы изучения
разделов русского языка и русской орфографии
(на примерах рекламной продукции г. Новомосковск Тульской области и
фамилий обучающихся МБОУ «Центр образования № 9»)
Подготовила:
Фильчукова Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Центр образования № 9»
г. Новомосковск
2019
Писать безграмотно –
значит посягать на время людей,
к которым мы адресуемся.
Лев Владимирович Щерба,
российский и советский лингвист,
академик АН СССР.
«Грамотное письмо –
не просто движение пишущей руки,
а особая речевая деятельность.
Чем развитее ребенок,
чем богаче его словарь и синтаксис,
чем правильнее его произношение,
тем легче дается ему правописание».
Николай Сергеевич Рождественский,
педагог, методист русского языка,
доктор педагогических наук (1961).
С самых первых дней обучения в школе учитель призван развить в
каждом ребенке способность владеть словом, рассматривать его с разных
сторон
(лексической,
фонетической,
морфемной
и
т.д.),
осмысливать
закономерности
языка.
При
этом
важно
помнить,
чтобы
за
«скучной»
грамматикой и «однообразной» орфографией не терялся великий русский
язык.
Дети
должны
почувствовать
его
красоту,
осознать
его
богатство,
обрести способность выражать на нем самые различные мысли и чувства.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности
и
патриотизма,
любви
к
русскому
языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству
общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие
речевой
и
мыслительной
деятельности;
коммуникативных
умений
и
навыков,
обеспечивающих
свободное
владение
русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в
речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании
в
различных
сферах
и
ситуациях
общения;
стилистических
ресурсах,
основных
нормах
русского
литературного
языка
и
речевого
этикета;
обогащение
словарного
запаса
и
расширение
круга
используемых
грамматических средств;
формирование у обучающихся на базе усвоения ими определенной
системы
знаний
о
языке
умений
и
навыков
полноценно,
грамотно
пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
воспитание
бережного
отношения
к
языку
и
речи,
стремление
к
самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого
общения.
дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о
языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном
мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного
круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики,
морфемики,
словообразования,
морфологии,
синтаксиса,
пунктуации,
стилистики,
а
также
формирование
умений
применять
эти
знания
на
практике;
развитие речи обучающихся: обогащение их активного и пассивного
запаса слов, грамматического строя речи; способствовать усвоению норм
литературного
языка,
формированию
и
совершенствованию
умений
и
навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во
всех основных видах речевой деятельности;
формирование
и
совершенствование
орфографиче ских
и
пунктуационных умений и навыков;
формирование умения анализировать речевые факты, оценивать их с
точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
формирование
умения
анализировать
и
составлять
тексты
разных
жанров и стилей.
применение
полученных
знаний
и
умений
в
собственной
речевой
практике.
Одной из главных задач изучения русского языка в школе является
формирование
и
совершенствование
орфографических
и
пунктуационных
умений и навыков.
Орфографическая
грамотность
–
одна
из
составных
частей
общей
языковой культуры. Формирование грамотной письменной речи – одна из
главных и перспективных проблем методики обучений русскому языку. «Под
орфографической
грамотностью
следует
понимать:
умение
видеть
орфограмму (написание, при котором возникают графические варианты и
лишь
один
из
них
является
орфографически-возможным)
и
способность
применять
то
орфографическое
правило,
которое
способствует
решению
орфографической
задачи
написания
слова».
Методологическими
основаниями для исследования явились работы Д.Н. Ушакова, А.Б. Шапиро,
А.И. Моисеева, Н.М. Шанского, выдвигавшими морфологический принцип,
как ведущий принцип русской орфографии. На сегодняшний день отмечается
проблема повышения орфографической грамотности. Важнейшим звеном в
решении
проблемы
является
использование
инновационного
метода
ассоциативного
мышления.
«Под
ассоциативным
мышлением
понимается
поэтическое
мышление,
результатом
которого
является
любой
процесс
отображения
окружающей
действительности
в
образах,
включающих
элементы
субъективно-авторского
видения
мира,
осуществляемого
через
призму
индивидуального
сознания.
В
его
основе
лежит
способность
генерировать новые идеи. Ассоциативное мышление – это творческий подход
к управлению принятием решений, оно выводит процесс на качественно иной
уровень…»
Следует различать основную и частные цели обучения орфографии в
школе.
Основная
цель
обучения
школьников
–
формирование
орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять
при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма
в соответствии с принятыми правилами правописания.
Существует два уровня овладения орфографической грамотностью:
абсолютная
и
относительная
грамотность
пишущих.
Абсолютная
орфографическая
грамотность
–
это
умение
пользоваться
всеми
действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно
писать
все
слова
с
непроверяемыми
орфограммами.
Относительная
орфографическая грамотность – это умение писать слова в соответствии с
изученными
в
школе
орфографическими
правилами,
включая
слова
с
непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.
В школе не ставится цель обеспечить абсолютную орфографическую
грамотность
выпускников,
во-первых,
потому,
что
учащиеся
усваивают
лишь
часть
всех
орфографических
правил,
во-вторых,
потому,
что
она
практически
недостижима,
поскольку
в
языке
существует
огромное
количество слов, правописание которых не регулируется правилами. На этот
факт обращал внимание еще в 1940 г. академик Л.В. Щерба, который писал
следующее:
«Абсолютно
грамотными
и
в
орфографии,
и
в
пунктуации
являются немногие исключительно опытные корректоры и тоже немногие
знающие
учителя
русского
языка.
Все
остальные
пишущие
люди,
считающиеся грамотными, грамотны лишь относительно. Самого себя я
никак не могу считать абсолютно грамотным, так как даже, например, при
написании этой статьи два раза недоумевал, как надо писать то или иное
слово» (Об идеально грамотном человеке // Учит. газ. - 1940. - 3 ноября).
Стремление к достижению абсолютной орфографической грамотности
привело бы к тому, что, даже затратив на работу по орфографии все учебное
время, отведенное на курс русского языка в школе, мы и в этом случае вряд
ли успели бы изучить орфографические правила в полном объеме, тем более
обеспечить
запоминание
всех
слов
с
непроверяемыми
написаниями.
И
наконец, в практике письменной речи большинства людей многие правила
оказываются
необходимыми
чрезвычайно
редко,
а
многие
слова
с
непроверяемыми написаниями вовсе не употребляются. Изучение таких
правил и малоупотребляемых слов было бы слишком затруднительным и
нецелесообразным.
В
школе
ставится
задача
сформировать
относительную
орфо -
графическую
грамотность
учащихся.
Для
достижения
относительной
орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные
учебные цели:
* познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;
*
сформировать
у
учащихся
орфографические
умения
на
основе
этих
понятий;
* научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;
*
сформировать
у
детей
потребность
и
умение
пользоваться
орфографическим словарем;
*
создать
необходимые
условия
(предпосылки)
обучения
школьников
орфографии.
Способность
видеть
орфограммы
–
это
необходимое
условие
для
овладения орфографическими навыками, для успешного применения правил.
Значит, эту способность у учащихся надо воспитывать. Вопрос заключается в
том,
как
это
следует
сделать.
Орфографическая
зоркость
развивается
постепенно, в процессе разнообразных занятий. Самый действенный способ
– чтение художественной литературы. При регулярном вдумчивом чтении у
школьников формируется четкое представление о прочитанном, а если быть
точнее, о прочитанных словах. Именно поэтому учителя русского языка и
литературы специально задают много литературы не только на каникулах, но
и среди учебного года. Дополнительное чтение откроет школьникам новые
фразы и слова, обогатит их лексикон. Нужно начинать с малого – с книг для
дошкольников
(если
это
начальные
классы)
и
младших
школьников,
постепенно усложняя список литературы, чтобы ученик смог запомнить, как
пишутся самые простые слова. Со временем нужно давать школьникам книги
для более старшего возраста. Одной из существенных причин низкого уровня
орфографической грамотности является то, что наши дети перестали читать.
Чтение
развивает
интеллект,
речь,
обогащает
лексический
запас,
грамматический строй речи, что немаловажно для грамотного письма. В
процессе чтения срабатывает зрительное запоминание языковых единиц, а
это
играет
огромную
роль
для
становления
орфографического
навыка.
Значит,
задача
учителей
–
привить
школьникам
любовь
к
книге,
сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия, а не
по принуждению.
Еще один способ – проговаривание слов. Этот способ также имеет
большое значение для формирования грамотности. Когда школьник читает
слово, словосочетание или предложение, он должен их повторить несколько
раз,
при
этом
слова
должны
проговариваться
по
слогам
и
очень
четко.
Многократное повторение одного и того же слова вслух помогает быстрее
запомнить
его.
Комментирование
позволяет
не
только
фиксировать
правильное написание слов, но и объяснить, почему в слове пишется та или
иная буква. Комментирование поможет избежать грубых орфографических
ошибок, приучает учеников применять при письме правила русского языка,
способствует
выработке
грамотности.
Кроме
того,
комментирование
формирует у школьников внимание, мышление, речь и память.
Эффективно
также
частое
письмо,
при
котором
ученик
не
только
формирует красивый и аккуратный почерк, но и запоминает самые сложные
слова. Здесь даже не понадобится знание правил русского языка – школьник
на подсознательном уровне хранит в памяти все слова, а потом автоматически
записывает их.
Овладеть
орфографией
поможет
и
такой
прием:
запоминать,
даже
заучивать слова, уже содержащие в себе слово. Например, ПОРТ: портфель,
портрет, портал, портмоне, портье, портфолио, портниха и др. КАРА: каравай,
карандаш, карамель, каравай, каракули, карантин, караоке, карапуз, карате,
караул и др. ДОМ: домовой, домишко, домосед, домостроение, домофон,
домохозяйка, домочадец и др. ПРАВО: правосудие, правовед, правописание,
православие, правосудие и др. ПРИ: природа, прививка, прибаутка, пример,
привет, привычка и др. КОРА: корабль, коралл, кораблекрушение и др. ЛЕС:
лесник, лесной, лесничий, лесоруб, лесостепь, лесоповал и др. БЕГ: беглец,
бегунок, беглянка, бегом и др. ПОМОЩЬ: помощник, помощница и др. НОС:
носить, носилки, носатый, носастый, носильщик, носок, носорог и др. ХОР:
хоровод, хореография, хоромы, хорошо и др. РОД: родник, родители, родной,
родственник и др. ТРИ: триколор, трибуна, трибунал, трио, триумф, триллер,
трикотаж и др. ТЕЛЕ: телефон, телевизор, телеграмма, телескоп, телестудия,
телешоу и др. СТОЛ: столовая, столица, столяр, столбовой, столетник и др.
МОЛОД: молодец, молодёжь, молодой и др.
Есть
еще
один
необычный
способ:
изучать
правила
русской
орфографии также можно и на примерах рекламной продукции (названий
магазинов, товаров и т.п.). На следующих примерах можно изучить такие
орфограммы:
«Гласные после шипящих»: названия магазинов «Лучший день», «Свежий
хлеб», «Живое пиво Холодный квас», «Градус широты душевной», «Леопард
Одежда
из
меха
и
кожи»,
«Джинсовый
салон»;
надпись
на
автомобиле,
который развозит питьевую воду, «Широкий выбор питьевой воды Доставка
домой
и
в
офис»;
название
кофейни
«Черный
кот»;
этикетки
пищевых
продуктов:
«Тушенка»,
«Краковская
полукопченая»,
«Говядина
тушеная»,
«Московская варено-копченая», «Анчоус солено-сушеный», кофе «Жокей»;
«Правописание согласных в корне»: названия магазинов «Русский мех» и
«Легкий шаг»; Территория лучших цен;
«Разделительные Ь и Ъ»: названия магазинов «Точка», «Свежая выпечка»,
«Крепеж» и «Пятерочка»; слоган «Ищи в «Пятерочке» лето на полочке»;
«Городская
афишная
тумба
для
объявлений»;
«Юридическая
помощь»;
Турагенство
«Пляж»;
«Аптечный
пункт»;
«Спички
бытовые
Беречь
от
детей!»;
«Правописание
приставок»:
«Бесконтактная
мойка
самообслуживания
«Сам»; «Бесплатно замена масла»;
«Правописание имен прилагательных»: «Пластиковые и деревянные окна»;
«Планшет на длинные дистанции»;
«Правописание сложных слов»: «Сбербанк России»; «Роспечать»; «Платная
автостоянка»;
Универсам
«Магнит»
и
Универсам
«Спар»;
«Автовокзал»;
«Шиномонтаж Автомойка»; Автошкола «Старт»; Техцентр «Асс»; «Запчасти
для
иномарок»;
«Ксерокопия
Канцтовары»;
«Хозтовары
Бытовая
химия»;
«Спецодежда Камуфляж Медицинские халаты» и т.д.
Изучить переход слов из одной части речи в другую помогут следующие
рекламные
материалы:
«Детские
Спальни
Прихожие
Кухни
Гостиные
Шкафы-купе».
Правда,
на
двух
вывесках
были
обнаружены
ошибки
в
правописании слова гостиные (с нн);
«Правописание предлогов»: «Победа» [ресторан] дарит Вам 20% от счета в
день рождения и в течение недели после него»; Торговый центр «У вокзала»,
Торговая марка «От Палыча» и т.д.
Также на некоторых примерах рекламной продукции можно изучать и
пунктограммы. «Тульская область – земля силы и талантов», «Водитель!
Помни! Переезд – зона повышенной опасности!» – тире между подлежащим
и
сказуемым;
«Пожалуй,
лучшие
цены
на
мебель
в
городе»
–
знаки
препинания при вводных словах и т.д.
Изучать
можно
лексикологию
и
фразеологию:
надпись
на
машине,
которая
развозит
мебель,
«Везет
кому-то!»;
«Трогательный
зоопарк»;
названия
магазинов
«ЗаОдно»,
«Два
сапога
пара»;
50%
рассрочки
от
компании и т.д.
Этот способ становится еще интереснее благодаря стихотворению:
Учусь я правильно писать –
Иду по городу гулять
Я по городу пошел.
Слова трудные нашел.
Вот они огнем горят,
Сказать о чем-то мне хотят.
Ночью видно их, как днем,
Магазин, кафе, аптека,
Здесь театр оперетты,
Там – редакция газеты…
Как прогулку завершу,
Диктант на «5» я напишу…
На примерах топонимов г. Новомосковск можно изучать лексикологию,
словообразование и морфемику: названия улиц, микрорайонов и населенных
пунктов:
Зелесный,
Шамотный,
Гипсовый,
Донской,
Новоугольный,
Аварийный, Каменецкий, Ширинский, Северо-Задонск, Бобрик-гора, Иван-
Озеро, Урванка, Кресты и т.д.
Изучать разделы русского языка можно и на примерах фамилий (в том
числе и обучающихся в Центре образования № 9).
Орфограмму «Правописание
гласных
в
корне»
можно
изучить
и
закрепить на примерах таких фамилий: Крышина, Кашин, Паршин, Шилин,
Фильчуков, Чурбанова, Авдюшин, Долгушина, Чугунова, Мовчан, Мочалова,
Финогешина, Чабан, Нечаев, Бочарова и др.
Изучить и закрепить можно и орфограмму «Употребление Ь»: Бабич,
Макаревич, Покатович, Коротыч, Лебедевич, Лещевич, Винцевич, Рогалевич,
Трусевич,
Наумович,
Попович,
Волкович,
Васянович,
Черныш,
Бородач,
Ерёмич, Гугучкин, Бычкова, Кочкин.
Орфограмму «Правописание
сложных
слов»
можно
изучить
на
следующих примерах: Самосудова, Самодурова, Самородняя, Криворучко,
Коновалов,
Толстопятенко,
Малороссиянцев,
Новосельская,
Богомолова,
Стародубцева, Остроглядов, Белоусова, Винокурова, Коновалов.
Изучить
переход слов из одной части речи в другую помогут следующие фамилии:
Глубокий,
Кислая,
Черный,
Горелый,
Бей,
Задорожняя,
Яровая,
Гноевая,
Зеленая, Мозговая, Смоленский и др. Следует отметить, что в написании
фамилий могут быть допущены орфографические ошибки: Чучькина, Жыла,
Спицина,
Згурская,
Роззуев,
Безсонова,
Безкровная.
Кстати,
среди
всех
перечисленных фамилий нет вымышленных.
Правописание корней с чередованием, а также правописание приставок
можно изучать на следующих фамилиях: Ровняков, Расстригина, Россихин.
Хочется отметить, что задания по поиску орфограмм в фамилиях и
рекламной продукции вызывают у школьников неподдельный интерес. Детям
интересно осознавать, что их фамилии являются примерами к изучению
орфограмм русского языка. Особенно эмоционально реагируют школьники на
орфографические
ошибки,
когда
находят
их
в
рекламной
продукции.
Например,
в
меню
одного
из
ресторанов
быстрого
питания
читаем:
«Блинчики
с
ночинкой»,
«Пельмени
по
_домашнему».
К
сожалению,
подобных ошибок очень много. Это большая проблема нашего общества.
Школьники
не
могут
изменить
сложившуюся
ситуацию.
Но
они
могут
изучать
русский
язык!
Значит,
могут
стать
грамотными
и
не
допускать
подобной безграмотности.
Как-то в Интернете попался интересный материал «Как писать без
ошибок». «Почему одни люди пишут с ошибками, а другие нет? Почему у
одних в школе по русскому языку была тройка, а у других пятерка? Кто-то
скажет: дело в способностях, воспитании, генах... НЕТ!!! Дело в том, что
одни люди используют правильные стратегии правописания, а другие нет.
Вот я пишу без ошибок. Какова моя стратегия грамотного письма? Когда
пишу, я помню, как выглядит каждое слово. Я его ВИЖУ. Если напишу с
ошибкой – испытаю дискомфорт. Этот навык у меня с детства. К тому же
я очень много читаю. А кто-то другой пишет так, как слышит – это
его стратегия. Ошибочная. Отсюда и неграмотность. Возьмем школу. Дело
не в том, что кто-то умнее или глупее, а в разнице усвоения стратегий.
Двоечник
по
русскому
языку
может
стать
отличником
мгновенно.
Для
этого нужно лишь сменить подход к запоминанию правописания слов. Как
выучить словарные слова?
1. Как запомнить, что слово «БЕРЁЗА» пишется через «Е», а не «И»?
Представляем берёзу у которой ветки растут горизонтально, как буква
«Е». Всё. Вы запомнили «берёзу» на всю жизнь.
2. Слово «КОРОВА». Вместо ног у коровы колеса. Вот и запомнили
букву «О».
3. «СУББОТА». Две буквы «Б». По ассоциации первое, что приходит на
ум, суббота – это выходной. А выходных у нас два. Или, суббота – это
отдых. Представляем себя лежащим в гамаке, натянутом между буквами
«Б». Вы можете придумать свои картинки, я пишу то, что мне сейчас
первым приходить на ум.
4. «ЛЕСТНИЦА».
Как
бы
запомнить,
что
есть
буква
«Т».
Представляем лестницу, где Т-образные ступеньки или перила в форме «Т».
5. «КАРАНДАШ» –
2
буквы
«А».
Берем
карандаши
и
выкладываем
буквы «А», Выложить круглую букву «О» из карандашей не получится.
Принцип вам понятен. Как видите, это легко и забавно. Если у вас есть
дети, то вы сможете вместе с ними поиграть в запоминание словарных
слов. Дети станут отличниками».
Использование методов и форм, описанных в этой работе, позволяет
сократить
число
ошибок
в
словах
с
указанными
орфограммами,
и,
следовательно, повысить орфографическую грамотность учащихся.
Конечно, работа не завершена и требует дальнейшей доработки, но
формы и методы, описанные в ней, не только повышают грамотность, но и
развивают речь учащихся, расширяют их кругозор, пробуждают интерес к
предмету.