Автор: Курошева Лариса Васильевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: СОГ БОУ "Вяземская кола–интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: д.Чрное, Вяземскоо района, Смоленской области
Наименование материала: КИМ по русскому языку в 5 классе
Тема: КИМ по русскому языку в 5 классе
Раздел: среднее образование
СОГБОУ « Вяземская школа – интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
КИМ по русскому языку для обучающихся 5 -9 классов
Пояснительная записка
Систематический учёт знаний, умений и навыков является неотъемлемой
частью всего учебного процесса. Данные контрольно-измерительные материалы
(КИМ) составлены в соответствии с учебными программами под редакцией В.В.
Воронковой, для оценивания учебных достижений учащихся 5,6,7,8,9 классов
по письму и развитию речи.
Письменные
контрольные
работы
предполагают
следующие
срок
их
проведения: диагностические (входные) работы-12-15 сентября, контрольные
работы
на
период
окончания
соответствующей
четверти,
а
также
Тесты,
охватывающие
материал
изученный
в
данном
класс
в
течение
года.
После
проведения любых контрольных работ необходимо провести качественный и
количественный анализ полученных результатов и внести полученные данные в
таблицы:
"Анализ
контрольной
работы",
"Ведомость
контрольных
работ
по
предмету", "Анализ проведения тестов по письму и развитию речи"
На выполнение работы отводится 40 минут (в 5,6,7,8,9) классах.
Современная теория обучения языку становится всё более объёмной и
многогранной. Письмо и развитие речи является одним из основных предметов
в
коррекционной
школе.
Обучение
письму
и
развитию
речи
носит
коррекционный
и
практический
характер
и
направлен
на
разрешение
следующих задач:
1.Повысить уровень общего развития обучающихся.
2.Выработать
прочные
навыки
аккуратного,
разборчивого
и
правильного
письма.
3. Научить последовательно и правильно излагать свою мысль.
4.
Социально
адаптировать
школьников
в
плане
общего
развития
и
сформированности нравственных и гражданских качеств.
5.Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
1. Письмо и развитие речи
Контрольно-измерительные материалы по письму и развитию речи
составлены для учащихся 5 класса, коррекционной школы VIII вида по
Программе под редакцией В.В. Воронковой и учебнику « Русский язык», 5
класс, М.,Просвещение,2012. Авторов: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская
Цель
-
проверка
основательности
усвоения
знаний,
прочности
формирования у школьников орфографических и пунктуационных навыков.
Тест в конце года направлен на формирование интереса учащихся к учебному
предмету, через использование ИКТ (компьютер).
Для успешной работы необходимо пробудить у учащихся интерес к
учебным
занятиям,
увлечь
их
интересными
заданиями,
мобилизовать
их
внимание.
В КИМы вошли:
вводные контрольные работы;
тематические контрольные работы;
контрольные работы за четверть, год;
тест на проверку материала в 5 классе;
Исходя
из
особенностей
программы,
материал
подобран
с
учётом
повторяемости из года в год одних и тех же тем, с добавлением новых сведений.
Текущие
контрольные
работы
проводятся
сразу
после
изучения
важных
и
крупных тем Программы. В КИМах подобраны по три диктанта и три текста
для контрольного списывания, что позволяет учителю выбрать и использовать
предлагаемый материал по своему усмотрению, в зависимости от особенностей
класса и индивидуальных способностей обучающихся.
К
диктантам
предложены
различные
задания
по
орфографии
и
грамматике:
-подчеркнуть гласные; подчеркнуть согласные;
-подчеркнуть сочетание согласных букв с гласными;
-подчеркнуть имена собственные;
- подчеркнуть одушевлённые и неодушевлённые предметы;
-подчеркнуть парные и непарные звонкие и глухие согласные;
-найти ударную гласную, подчеркнуть безударные гласные в слове;
-разделить слово для переноса;
-разделить слово на слоги;
- подчеркнуть в словах Ь, стоящий в конце слова, подчеркнуть слова с Ъ;
-вставить пропущенные буквы;
-разобрать слово по составу, подчеркнуть основу слова, выделить окончание.
-
подчеркнуть
в
тексте
слова,
обозначающие
предмет,
признак
предмета,
действие предмета;
-подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы: кто?, что?, какой?, какая?, какое?
какие? что делает? что делал?, что будет делать?;
-найти в тексте предлоги и подчеркнуть их;
-найти в тексте сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу; чк, чн, ст;
- посчитать количество букв и звуков в слове;
-составить схему ?,.,! предложения;
- найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения;
-
найти
и
подчеркнуть
подлежащее,
сказуемое,
дополнение,
определение,
обстоятельство;
Итоговая
контрольная
работа
является
способом
проверки
достигнутых
знаний и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение русскому языку.
Подавляющее количество слов диктанта составляют слова на правила, которые
изучены и отработаны ранее. В качестве диктантов предлагаются
связные
тексты.
Тематика
текстов
близка
и
понятна
детям,
связана
с
природой,
сезонными
изменениями
в
жизни
животных
и
людей.
Содержание
текстов
способствует общему развитию обучающихся, воспитывает любовь к Родине,
природе,
учит
любить
труд
и
людей
труда,
обогащает
речь,
способствует
межпредметным связям.
Работа с данным материалом поможет решать не только учебные, но и
воспитательные задачи, расширить их представления об окружающем мире,
способствует выработке социальных навыков.
При
проведении
контрольных
диктантов,
объёмы
текстов
нужно
уменьшать. Текст должен быть связным, следует не включать в него слова на
правила, которые ещё не изучались. Ели же такие слова будут в диктанте, то их
следует
выписать
на
доске
и
проговорить,
выделив
орфограмму.
По
содержанию
и
конструкции
предложений
тексты
должны
быть
понятны
обучающимся
специальной
(коррекционной)
школы VIII вида. Контрольные
диктанты должны содержать по 3- 4 орфограммы.
Примерный объём текстов контрольных работ:
в 5 классе в начале года-45-48 слов, к концу года-55-60 слов;
Оценки за диктант:
При
небрежном
выполнении
письменных
работ,
большом
количестве
исправлений, искажений в начертании букв и их соединении оценка снижается
на один балл, если это не связано с нарушением моторики у ребёнка.
Оценка "5" ставится за работу без ошибок;
Оценка"4" ставится за работу с 1-3 ошибками;
Оценка "3" ставится за работу с "4" ошибками;
Оценка "2" ставится за работу с 5 и более ошибками;
В письменных работах не учитываются одно, два исправления или одна
пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных
ошибок на изученное правило, соответствует одной орфографической ошибке.
Ошибки на не пройденные правила правописания-не учитываются.
За одну ошибку считается: повторение ошибок в данном слове, но если в
одном слове - ошибка, в другом таком же нет ошибки- то не считается.
Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать
в
индивидуальном
порядке.
При
выставлении
оценки,
все
однотипные
специфиче ские
ошибки
приравниваются
к
ОДНОЙ
орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора учитываем следующие критерии.
Оценка "5" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение
грамматических понятий, правил, работу выполняет без ошибок или допускает
исправления.
Оценка "4" ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение
изученного материала, умеет применить свои знания, но допускает 2-3 ошибки;
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание
изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает -5
ошибок, или не справляется с одним из заданий;
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного
материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Диктанты и контрольное списывание 5 класс
Вводный контрольный диктант
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных;
- безударные гласные в корне слова;
- слова с непроверяемыми написаниями.
Сады
В одной деревне были большие сады. В садах росли фруктовые деревья.
На них птицы каждый год вили свои гнёзда. Они выводили там птенцов. Дети
стали их ловить. Бедные птицы покинули сады. Пришла осень. В садах больше
нет фруктов. Дети поняли, что птицы спасали сады. (46 слов)
Грамматическое задание.
1. Разобрать предложение (Бедные птицы покинули сады) по членам
предложения.
2. Подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными:
с_ды – _____________
д_ревья – ____________
1 четверть.
Метро.
Метро-это
красивые
подземные
дворцы.
В
нём
чудесные
лестницы
поднимают пассажиров и опускают их к поездам.
В метро много станций. Каждая имеет своё название. Летом в метро очень
прохладно. Осенью и зимой там тепло и сухо. Это самый удобный и дешёвый
транспорт в Москве. Я был в метро. (48 слов ).
Слова для ознакомления:
пассажиров
дешёвый
Задание.
1.Подчеркнуть в первом предложении все гласные буквы.
2.Подчеркнуть все согласные буквы в пятом предложении.
3.Разобрать по составу слова: маленький, приехал.
Тематика.
Итоговая контрольная работа за первую четверть по темам: «Правописание
йотированных
гласных
в
начале
слова
и
после
гласной,
непроизносимых
и
удвоенных
согласных»,
«Состав
слова»,
«Предложение:
связь
слов,
виды
простых предложении»._
Цель: проверить у учащихся наличие умения
- определять изученные орфограммы и использовать правила их написания,
- определять гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие,
- выполнять разбор слова по составу.
Осень. (Контрольное списывание).
По календарю ноябрь - последний месяц осени. С каждым днём всё
крепче утренние морозы. Под ногами уже хрустит тонкий ледок.
Речка у берегов замёрзла. На озёрах появились широкие полосы льда. И
пруд затянулся льдом. Небо часто закрывают серые тучи. Солнце светит теперь
редко и совсем не греет землю. (47 слов)
Задание:
Разобрать слова по составу: ледок, переход, морозы.
Указать количество звуков и букв в словах: льдом, серые
2 четверть
Зайчонок.
У
охотника
жил
в
комнате
маленький
зайчонок.
Днём
он
спал
под
кроватью, а ночью носился по комнате.
Однажды подъехал охотник с работы, а зайчонка нигде нет.
Тут мой приятель испугался. Охотничий сапог вдруг поскакал по полу.
Кто там? Приятель нагнулся к сапогу, а там сидит зайчонок. (48 слов) .
Слова для ознакомления:
зайчонок
нигде
Задание.
1.Посчитать буквы и звуки в словах: ель, ёжик, соль, пеньки, сом.
2.Подчеркнуть в диктанте по одному имени существительному, имени
прилагательному, глаголу.
3.Разобрать часть речи: по полу, с работы.
Тематика.
Итоговая контрольная работа за вторую четверть по темам: «Правописание
приставок и предлогов», «Имя существительное: понятие, категории».
Цель: проверить у учащихся наличие умения
- определять изученные орфограммы и использовать правила их написания,
- выполнять фонетический разбор слова,
- выполнять морфологический разбор имени существительного
- определять части речи.
Холода. (Контрольное списывание)
Славный
был
морозище!
На
земле
лежал
толстый
снежный
покров.
Тонкие веточки берёз звенели от ветра.
Большие совы были весёлые. Они таращили круглые жёлтые глаза
и
перекликались через весь дремучий лес.
Узкая тропинка вела к дальней полянке. Пушистый ковёр из снега
покрывал её. По белому снегу тянулась цепочка разных следов. (50 слов)
Задание.
1.
Разобрать по составу: морозище, тропинка.
2.
Составить цепочку родственных слов : весёлые, …
3. Разобрать по членам второе предложение.
3 четверть
Зима в лесу
На дворе стоит большой мороз. Сильный ветер кружит повсюду хлопья
снега.
В
лесу
затихли
голоса
птиц.
Только
пёстрый
дятел
стучит
по
коре
деревьев своим крепким клювом.
Холодно и голодно зверям зимой. Медведь залез в берлогу. Лиса скрылась
в норке. Бедный заяц дрожит под кустом. Голодные волки рыщут по лесу в
поисках пищи. (55 слов)
Задание.
1.Разобрать по членам второе предложение.
2.Разобрать слова по составу: затихли, голодные.
3.Отметить в тексте по два существительных единственного и множественного
числа.
Вариант 2.
На Волге.
Светлая вода из родника бежит узким ручейком. Так берёт своё начало
великая русская река Волга. Через всю страну несёт она свои воды и впадает в
Каспийское море.
На берегах Волги много красивых городов и сёл. Большие корабли и
маленькие судёнышки плывут по великой реке. Туристы с радостью посещают
эти места.
Нам дорог каждый уголок нашей Родины. (59 слов)
Слова для ознакомления:
Каспийское
судёнышки
Задание:
1.Просклонять слова: вода, город.
2.Разобрать части речи: из родника, по реке.
3. Подчеркнуть главные члены предложения в первом предложении
Синицы. (Контрольное списывание)
Сегодня на улице трещит сильный мороз. Голодные синицы летят к
кормушке. Высоко на ветках деревьев висят птичьи столовые.
Прилетела одна синица и схватила хлебную крошку. Улетела разведчица
обратно.
Вскоре
она
прилетела
с
другими
птицами.
Начали
синицы
ловко
клевать крошки и семена.
Много корма заготовили ребята своим пернатым друзьям ещё с лета.
Удачной зимовки, синички! (56 слов)
Задание:
1.
Найти в тексте три слова с приставкой. Приставку выделить.
2.
Найти в тексте по два существительных ед. и мн. числа.
3.
Подчеркнуть главные члены в первом предложении.
4 четверть
Тематика.
Итоговая контрольная работа за четвертую четверть по темам: «Третье
склонение имени существительного», «Связь слов в предложении».
Цель: проверить у учащихся наличие умения
- определять изученные орфограммы и использовать правила их написания,
- выполнять фонетический разбор слова,
- выполнять морфологический разбор имени существительного,
- выполнять склонение имени существительного.
Весной.
Наступила ранняя весна. Пригрело тёплое весеннее солнышко. Всюду
начал таять грязный снег. Опустели зимние квартиры жителей леса. У зверей и
птиц появились новые
радостные заботы. Пернатые спешат устроить себе
тёплые гнёзда.
Из земли пробивается первая зелёная травка. На лесной полянке стоит
молодая берёзка. На её гибких ветках повисли длинные серёжки. Природа
оживает. Даже на ели появились гнёзда.
(58 слов)
Слова для ознакомления:
весеннее
длинные
Задание:
1. Просклонять: весна, ель.
2. Посчитать буквы и звуки: съёмка, подъезд, соль, ельник.
3. Разобрать по составу: подарила, послушали.
На Волге. (Контрольное списывание)
Светлая вода из родника бежит узким ручейком. Так берёт своё начало
великая русская река Волга. Через всю страну несёт она свои воды и впадает в
Каспийское море.
На берегах Волги много красивых городов и сёл. Большие корабли и
маленькие судёнышки плывут по великой реке. Туристы с радостью посещают
эти места.
Нам дорог каждый уголок нашей великой реки. (59 слов)
Годовая контрольная работа в 5 классе.
Тематика.
Итоговая контрольная работа за учебный год.
Цель: проверить у учащихся наличие умения
- определять изученные орфограммы и использовать правила их написания,
- выполнять фонетический разбор слова,
- выполнять морфологический разбор имени существительного,
- выполнять склонение имени существительного.
Земля в цвету.
Весна одарила месяц май волшебной силой. Стоит чудесная погода. Она
оживляет природу, торопит её к новой жизни, наделяет людей работой.
С утра до вечера распевает пернатое царство.
Земля наряжается в цветастое убранство. Чудный запах разносится по
всей местности. У людей много работы на огородах. В садах цветут сливы,
вишни, яблони.
Май - самый нарядный и звонкий месяц года!
(60 слов)
Слова для ознакомления:
разносится
чудесная
Задание:
1. Разобрать первое предложение по членам предложения.
2. Разобрать по составу: одарила, свили.
3.Разобрать как часть речи: к жизни, работой.
Примечание: тексты «Весной» и «Земля в цвету» используются и как
контрольное списывание.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ПО ИЗУЧЕННЫМ ТЕМАМ
5 КЛАСС
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы» 5 класс
Проверяемые знания и умения обучающихся.
Знать:
чем отличаются гласные и согласные звуки;
способы проверки написания безударных гласных в корне слова.
Уметь:
определять количество звуков и букв в слове. Различать гласные и
согласные, обозначать их на письме;
проверять безударные гласные путём изменения формы слова или
подбора родственных слов;
правильно писать изученные слова с непроверяемыми написаниями.
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы» 5 класс
Вариант 1
Часть 1.
Задание 1. Ответь на вопросы.
1.
Назови буквы, которые обозначают гласные звуки
___________________________
2.
Назови буквы, которые обозначают согласные звуки
________________________________________________________________
______
5. Какие буквы не обозначают звуков?
________________________________________
Часть 2.
Задание 1. Сосчитай буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
Мак ( ____ гласных, ____ согласных)
Салат ( ____ гласных, ____ согласных)
Мишка ( ____ гласных, ____ согласных)
Уголь ( ____ гласных, ____ согласных)
Задание 2. Подбери проверочное слово, вставь пропущенные буквы (по
образцу):
(слон) – слоны
(_______) – тр_ва
(_______) – в_дичка
(_______) – сн_га
Задание 3. Запиши слова в алфавитном порядке.
Кон_ки, к_никулы, яг_да, обл_сть, в_р_бей, р_ _ _т_яние, м_л_ко, б_лот_,
здра_ствуй,
д_ св_дания, бл_г_д_рю, п_ _ _ _жир.
Подчеркни словарные слова, изученные в 5 классе.
Задание 4. Поставь знак + около записи, которую можно назвать
предложением.
1.
осень листья золотая
2.
Наступила золотая осень.
Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы» 5 класс
Вариант 2
Часть 1.
Задание 1. Дополни предложения.
1.
Буквы а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я – обозначают ________________
звуки.
2.
Буквы б, в ,г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ -
обозначают ________________ звуки.
3.
Буквы ___ ___ звуков не обозначают.
Часть 2.
Задание 1. Сосчитай буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
Мак ( ____ гласные, ____ согласные)
Мишка ( ____ гласные, ____ согласные)
Уголь ( ____ гласные, ____ согласные)
Задание 2. Вставь пропущенные буквы (по образцу):
(слон) – слоны
(травка) – тр_ва
(водный) – в_дичка
(снег) – сн_га
Задание 3. Вставь пропущенные буквы в словарных словах, проверяй себя
по словарю.
К_никулы, обл_сть, р_ _ _т_яние, б_лот_, здра_ствуй, д_ св_дания, бл_г_д_рю,
п_ _ _ _жир.
Задание 4. Подчеркни подлежащее (что?) одной чертой, сказуемое (что
сделала?) двумя чертами.
Наступила золотая осень.
2. Контрольная работа по теме «Состав слова» 5 класс
Проверяемые знания и умения обучающихся.
Знать:
части слова, их значение;
правила проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных,
приставка – часть слова, пишется со словом слитно; предлог –
отдельное слово, между предлогом и словом можно вставить ещё слово
или вопрос;
правило правописания слов с Ъ.
Уметь:
разбирать слово по составу; образовывать новые слова при помощи
приставок и суффиксов;
различать приставку и предлог по их значению; писать раздельно
слова с предлогами;
проверять правописание безударных гласных, звонких и глухих
согласных путём подбора родственных слов или изменения формы слова;
правильно писать слова с Ъ;
правильно писать изученные слова с непроверяемыми написаниями.
Контрольная работа по теме «Состав слова» 5 класс
Вариант 1
Часть 1.
Задание 1. Ответь на вопросы.
1.
Какие части слова ты знаешь?
__________________________________________
2.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
________________________
3.
Как проверить звонкие и глухие согласные в корне слова?
____________________________________________________________________
4.
Как пишутся слова с предлогами?
_______________________________________
5.
Когда пишется Ъ в слове?
______________________________________________
Часть 2.
Задание 1. Разбери слова по составу (выдели корень, приставку, суффикс,
окончание).
Лесок, перелески, лесной, лесник, леса, подлесок.
Задание 2. Подбери проверочное слово, вставь пропущенные буквы (по
образцу):
Безударные гласные
Звонкие и глухие согласные
лесник - лес
шубка - шуба
с_довник - ________
зу_ки - ________
стр_итель - _______
тетра_ка - _______
Задание 3. Раздели слова на 2 столбика. Запиши их правильно.
(за)бежать, (за)поворот,( на)бросились, (на)хищницу, (под)катился (под)ворота
Слова с приставкой
Слова с предлогом
____________
____________
____________
____________
____________
____________
Задание 4. Образуй новые слова с помощью приставок. Пиши правильно
слова с разделительным Ъ.
С-: ёжился, прыгнул,
ел________________________________________________________
Об-: вязал, явление,
ход_______________________________________________________
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Гр_ница, _храна, _нструмент, ж_лез_, м_талл, сев_р, ф_ _культура, в_рблюд, б-
_бл__тека.
Контрольная работа по теме «Состав слова» 5 класс
Вариант 2
Часть 1.
Задание 1.
1.
Подпиши названия частей слова (корень, суффикс, приставка,
окончание)
_______ ________ _________ ____________
2.
Чтобы проверить правописание безударной гласной в корне, надо
_____________
или ______________ _______________ слово так, чтобы эта гласная
находилась _____ ________________.
3.
Чтобы не ошибиться в правописании звонких и глухих согласных в
корне слова,
надо это слово ________________ или подобрать к нему _______________ слово
так, чтобы после согласной стояла _________________.
4. Слова с предлогами пишутся________________.
5. После приставок на согласную перед буквами я, е, ё пишется _______
Часть 2.
Задание 1.
Разбери слова по составу (выдели корень, приставку, суффикс, окончание).
Лесок, перелески, лесной, лесник, леса, подлесок.
Задание 2. Вставь пропущенные буквы (по образцу):
Безударные гласные
Звонкие и глухие согласные
лесник - лес
шубка - шуба
с_довник - сад
зу_ки - зубы
стр_итель - стройка
тетра_ка - тетради
Задание 3. Запиши правильно слова.
Слова с приставкой
Слова с предлогом
(за)бежать – забежать
(за)поворот – за поворот
(на)бросились___________
(на)хищницу__________
(под)катился____________
(под)ворота___________
Задание 4. Вставь вместо ? разделительный Ъ там, где он нужен.
Об?ехал, об?ошёл, с?ёжился, с?вязали, под?бежал, под?ехал
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах. Проверяй себя
по словарю.
Гр._ница, _.храна, _.нструмент, ж._лез._, м_.талл, сев._р, ф.зкультура, в._рблюд,
б._бл.отека.
3. Контрольная работа по теме «Части речи» 5 класс
Проверяемые знания и умения обучающихся.
Знать:
слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия
предметов;
термины: имя существительное , имя прилагательное, глагол.
Уметь:
задавать вопрос к слову. Выделять заданную часть речи среди
других слов и в предложении;
различать части речи по вопросам.
Контрольная работа по теме «Части речи» 5 класс
Вариант 1
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. Какой частью речи являются слова – названия предметов?
_____________________
2. Какой частью речи являются слова – названия признаков предметов?
____________
3. Какой частью речи являются слова – названия действий предметов?
_____________
Задание 2. Допиши вопросы, на которые отвечают части речи.
Имя существительное отвечает на вопросы ___________? __________?
Имя прилагательное отвечает на вопросы
___________? ____________? ____________? _____________?
Глагол отвечает на вопросы _______________? ____________________?
Часть 2.
Задание 1. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова
Горняки добывают золото. ______________________________
Сестра купила золотое кольцо.____________________________
Солнце золотит верхушки деревьев.____________________________
Задание 2. Запиши слова по столбикам.
Лень, ленивый, лениться; труд, трудолюбивый, трудиться; весёлый, веселье,
веселиться;
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Задание 3. Допиши подходящие слова, укажи, какая это часть речи.
На обед мама сварила_____________. (Это _____________________).
Врач ____________ людей. (Это _________________ ).
По небу плывут ________________ облака. (Это __________________ ).
Подчеркни подлежащее и сказуемое во втором предложении.
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Д._л_.то, _.храна, _.нструмент, ж._лез._, м._талл, сев._р, ф.зкультура, з._бота.
Контрольная работа по теме «Части речи» 5 класс
Вариант 2
Часть 1.
Задание 1. Допиши предложение.
1. Слова – названия предметов – это имя_______________________________
2. Слова – названия признаков предметов – это
имя_________________________
3. Слова – названия действий предметов – это ___________________________
Задание 2. Допиши вопросы, на которые отвечают части речи.
1. Имя существительное отвечает на вопросы ___________? ____________?
2. Имя прилагательное отвечает на вопросы
___________? ____________? ____________? _____________?
3. Глагол отвечает на вопросы _______________? ____________________?
Часть 2.
Задание 1. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова
Горняки добывают золото. ______________________________
Сестра купила золотое кольцо.____________________________
Солнце золотит верхушки деревьев.____________________________
Задание 2. Запиши, какие части речи в каждом столбике.
Имя _____________
Имя _____________
______________
(что?) лень
(какой?) ленивый
(что делать?) лениться
(что?) труд
(какой?) трудолюбивый
(что делать?) трудиться
(что?) веселье
(какой?) весёлый
(что делать?) веселиться
Задание 3. Допиши подходящие слова, укажи, какая это часть речи.
На обед мама сварила_____________. (Это имя _____________________).
Врач ____________ людей. (Это _________________ ).
По небу плывут ________________ облака. (Это имя __________________ ).
Подчеркни подлежащее и сказуемое во втором предложении.
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах. Проверяй себя
по словарю.
Д_.л._то, _.храна, _.нструмент, ж._лез._, м.талл, сев._р, ф.зкультура, з_.бота.
4. Контрольная работа по теме «Имя существительное» 5 класс
Проверяемые знания и умения обучающихся.
Знать:
определение имени существительного как части речи;
одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
собственные и нарицательные имена существительные;
правописание имён собственных;
число имён существительных;
род имён существительных; правописание слов с шипящей на
конце.
Уметь:
находить существительное в предложении по вопросам;
определять одушевлённое или неодушевлённое, собственное или
нарицательное; писать с большой буквы имена собственные;
определять число имён существительных, изменять
существительные по числам;
определять род имён существительных, правильно писать слова с
шипящей на конце.
Контрольная работа по теме «Имя существительное» 5 класс
Вариант 1
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. Имя существительное – это ________________, которая обозначает
_____________ и отвечает на вопросы ___________? ____________?
2. Имена собственные пишутся ______________________.
3. В именах существительных с шипящей на конце ____________ рода пишется
Ь.
4. В именах существительных с шипящей на конце ____________ рода не
пишется Ь.
Часть 2.
Задание 1. Напиши слова правильно. Определи, собственные или
нарицательные имена существительные).
(М, м)осква, (и, И)рина, (Н, н)овогеоргиевка, (ж, Ж)учка
________________________.
(Д, д)евочка, (к, К)орова, (п, П)тица, (Ж, ж)урнал
_______________________________.
Задание 2. Запиши существительные в два столбика.
Реки, ягода, голуби, озеро, завод, сторож, моря, тарелки,
Единственное число
Множественное число
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
Задание 3. Запиши в единственном числе. Определи род имён
существительных
Спелые яблоки – спелое яблоко (ср.р.)
Старые клёны – ____________________ (____________)
Синие ленты – _____________________ (____________)
Кожаные сумки – _____________________ (____________)
Задание 4. Вставь подходящие по смыслу слова с шипящими на конце.
Укажи род.
Возьми ключ и отопри дверь. ( м.р. )
Принеси дров и затопи _____________. (___________)
Дети играли в ___________ (_____________)
Сад охраняет ______________ (____________).
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Ст_лица, косм_с, б_тинки, г_рой, _дрес, к_нверт.
Контрольная работа по теме «Имя существительное» 5 класс
Вариант 2
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. Имя существительное – это ___________________, которая обозначает
_____________ и отвечает на вопросы ___________? ____________?
2. Ирина, Москва, Жучка, Волга – это имена собственные. Они пишутся
__________________.
3. В именах существительных женского рода с шипящей на конце Ь
_____________.
4. В именах существительных мужского рода с шипящей на конце Ь
_______________.
Часть 2.
Задание 1. Запиши существительные в два столбика.
Реки, ягода, голуби, озеро, сторож, тарелки,
Единственное число
Множественное число
______________
______________
______________
______________
______________
______________
Задание 3. Определи род имён существительных
_______________род
_______________род
_______________род
стол
ручка
дерево
кот
тарелка
окно
пенал
кровать
облако
Задание 4. Вставь подходящие по смыслу слова с шипящими на конце
(печ_, мяч_, сторож_). Укажи род.
Возьми ключ и отопри дверь. ( м.р. )
Принеси дров и затопи _____________. (___________)
Дети играли в ___________ (_____________)
Сад охраняет ______________ (____________).
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах. Проверяй себя
по словарю.
Ст_лица, косм_с, б_тинки, г_рой, _дрес, к_нверт.
5. Контрольная работа по теме
«Первое склонение имён существительных в единственном числе» 5 класс
Проверяемые знания и умения обучающихся.
Знать:
какие имена существительные относятся к 1-му склонению;
окончания имён существительных первого склонения.
Уметь:
определять склонение имён существительных;
определять падеж имён существительных 1-го склонения;
изменять имена существительные 1-го склонения по падежам;
правильно писать безударные падежные окончания;
Контрольная работа по теме
«Первое склонение имён существительных в единственном числе» 5 класс
Вариант 1
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1.
К 1-му склонению относятся имена существительные ________ и
_______ рода, с окончаниями -___, -___.
2.
Имена сущ. 1 скл. в И.п. имеют окончания -___, -___.
3.
Имена сущ. 1 скл. в Р.п. имеют окончания -___, -___.
4.
Имена сущ. 1 скл. в Д.п. имеют окончания -___.
5.
Имена сущ. 1 скл. в В.п. имеют окончания -___, -___.
6.
Имена сущ. 1 скл. в Т.п. имеют окончания -___, -___, -___.
7.
Имена сущ. 1 скл. в П.п. имеют окончание -___.
Часть 2.
Задание 1. Запиши, раскрывая скобки. Определи склонение и падеж.
Цени (дружба, забота). Цени дружбу
, заботу
( 1 скл., В.п.) .
Гнездо (белка, птичка)_______________________________.
Соловей распевал на (ветка, рябина)_______________________________.
Задание 2. Напиши полные ответы на вопросы.
Где сидели птицы? (осина, рябина, липа)
_____________________________________________________________________
__
Над чем пролетел самолёт?
_____________________________________________________________________
__
Задание 3. Составь словосочетания. Определи падеж.
Варенье из чего? (вишня) - варенье из вишни (Р.п.).
Занятие чем? (лепка) - ____________________________________.
Цветы чего? (черёмуха) - __________________________________.
Задание 4. Допиши окончания имён существительных. Определи падеж.
Саша отправил посылку тёт._ Зин._ в деревн._. Мама послала телеграмму
бабушк._ Кат._. Папа сбросил снег с крыш._. Я принёс книги из библиотек._.
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
К_нал, _враг, в_рёвка, пр_рода, _хота, _ст_ств_знание, тв_р_г, грам_та,
св_бода, ст_меска, р_кета.
Контрольная работа по теме
«Первое склонение имён существительных в единственном числе» 5 класс
Вариант 2
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1.
1-е скл
______род ______род
2.
Имена сущ. 1 скл. в И.п. имеют окончания -___, -___.
3.
Имена сущ. 1 скл. в Р.п. имеют окончания -___, -___.
4.
Имена сущ. 1 скл. в Д.п. имеют окончания -___.
5.
Имена сущ. 1 скл. в В.п. имеют окончания -___, -___.
6.
Имена сущ. 1 скл. в Т.п. имеют окончания -___, -___, -___.
7.
Имена сущ. 1 скл. в П.п. имеют окончание -___.
Часть 2.
Задание 1. Определи склонение и падеж.
Цени дружбу, заботу ( 1 скл., В.п.) .
Гнездо белки, птички (____________).
Соловей распевал на ветке, рябине (__________).
Задание 2. Свяжи слова по смыслу с помощью предлогов.
Крылышки бабочка – крылышки у бабочки ,
Подкрался бабочка – ____________________________,
Гонялся бабочка – ______________________________,
Вспоминал бабочка – ____________________________.
Задание 3. Составь словосочетания. Определи падеж.
Варенье из чего? (вишня) - варенье из вишни (Р.п.).
Занятие чем? (игра) - ____________________________________.
Цветы чего? (черёмуха) - __________________________________.
Задание 4. Допиши окончания имён существительных. Определи падеж.
Саша отправил посылку (кому?) тёт_ Зин_ в деревню. Мама послала
телеграмму (кому?) бабушк_ Кат_. Папа сбросил снег (с чего?) с крыш_.
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах. Проверяй себя
по словарю.
К_нал, _враг, в_рёвка, пр_рода, _хота, _ст_ств_знание, тв_р_г, грам_та,
св_бода, ст_меска, р_кета.
6. Контрольная работа по теме
«Второе склонение имён существительных в единственном числе» 5 класс
Проверяемые знания и умения обучающихся.
Знать:
какие имена существительные относятся ко 2-му склонению;
окончания имён существительных второго склонения.
Уметь:
определять склонение имён существительных;
определять падеж имён существительных 2-го склонения;
изменять имена существительные 2-го склонения по падежам;
правильно писать безударные падежные окончания.
Контрольная работа по теме
«Второе склонение имён существительных в единственном числе» 5 класс
Вариант 1
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1.
2-е скл
______род ______род
2. Имена сущ. 2 скл. в Р.п. имеют окончания -___, -____.
3. Имена сущ. 2 скл. в Д.п. имеют окончания -___, -____.
4. Имена сущ. 2 скл. в Т.п. имеют окончания -___, -___.
5. Имена сущ. 2 скл. в П.п. имеют окончание -___.
Часть 2.
Задание 1. Из данных слов выпиши имена существительные второго
склонения.
Лагерь, календарь, север, берег, яблоко, солнце, хозяйка, морковь, картофель,
овёс, рожь, конь, лошадь.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________
Задание 2. Слова в скобках поставь в нужном падеже. Определи падеж.
Купался в (озеро). – Купался в озере
(П.п.).
Увлекался (спорт) ______________________________.
Набросилась на (Колобок)____________________________.
Задание 3. Вставь пропущенные буквы. Определи склонение и падеж
существительных.
Не покажись слов__, а покажись дел__. Ястреб с голуб__ не друзья. Красна
птица пени__, а человек умени__.
Задание 4. Из данных слов составь предложения. Имена существительные
поставь в нужном падеже.
Наша, живёт, семья, в, дом, новом.
Мы, на, путешествуем, большом, пароход.
Класс, наш, лес, отдыхал, в.
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Остр_в, м_трос, с_лат, _тряд, комп_с, п_беда.
Контрольная работа по теме
«Второе склонение имён существительных в единственном числе» 5 класс
Вариант 2
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1.
2-е скл
______род ______род
2. Имена сущ. 2 скл. в Р.п. имеют окончания -___, -____.
3. Имена сущ. 2 скл. в Д.п. имеют окончания -___, -____.
4. Имена сущ. 2 скл. в Т.п. имеют окончания -___, -___.
5. Имена сущ. 2 скл. в П.п. имеют окончание -___.
Часть 2.
Задание 1. Из данных слов выпиши имена существительные второго
склонения.
Лагерь, календарь, север, берег, яблоко, солнце, хозяйка, морковь, картофель,
овёс, рожь, конь, лошадь.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________
Задание 2. Слова в скобках поставь в нужном падеже. Определи падеж.
Купался в (озеро). – Купался в озере
(П.п.).
Увлекался (спорт) ______________________________.
Задание 3. Определи падеж выделенных существительных.
Отец и брат ухаживают за садом. (Т.п.)
К дому вела узкая тропинка.____________
Я написал сочинение о лете.____________
Задание 4. Вставь пропущенные буквы в словарных словах. Проверяй себя
по словарю.
Остр_в, м_трос, с_лат, _тряд, комп_с, п_беда.
7. Контрольная работа по теме
«Изменение имён существительных по падежам» 5 класс
Проверяемые знания и умения обучающихся.
Знать:
какие имена существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му
склонению;
окончания имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
Уметь:
определять склонение имён существительных;
определять падеж имён существительных;
изменять имена существительные по падежам; правильно писать
безударные падежные окончания;
Контрольная работа по теме
«Изменение имён существительных по падежам» 5 класс
Вариант 1
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1-е скл.
______род ______род
2-е скл.
______род ______род
3-е скл.
______род
2. Допиши вопросы падежей.
И.п.___________? ______________? В.п.___________? ______________?
Р.п.___________? ______________? Т.п.___________? ______________?
Д.п.___________? ______________? П.п.___________? ______________?
Часть 2.
Задание 1. Запиши существительные по столбикам.
Дерево, праздник, мать, столица, дядя, иней, мышь, скатерть, зарядка.
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл.
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
Задание 2. Слова в скобках поставь в нужном падеже. Определи склонение
и падеж.
Весной появились листочки на (яблоня). - Весной появились листочки на
яблоне
(1-е скл., П.п.).
Хвоя растёт на (ель). -
_____________________________________________________
Ваза с цветами стояла на (стол). -
___________________________________________
Задание 3. Составь словосочетания с помощью предлогов. Укажи склонение
и падеж.
Готовит, кухня – готовит на кухне (1-е скл., П.п.)
Салат, морковь – __________________________________
Пирог, чай – _______________________________________
Задание 4. Из данных слов составь предложения. Имена существительные
поставь в нужном падеже.
Сова, ночью, рассмотрит, мышка. – Сова ночью рассмотрит мышку.
Автомобиль, на мы, доехали, до, пристань. -
_____________________________________
Мы, сидели, долго, на,
палуба._________________________________________________
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
К_ртон, зап_д, г_р_зонт, орд_н, к_ло_ _а, к_ _ _екция, с_лют.
Контрольная работа по теме
«Изменение имён существительных по падежам» 5 класс
Вариант 2
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1-е скл.
______род ______род
2-е скл.
______род ______род
3-е скл.
______род
2. Допиши вопросы падежей.
И.п.___________? ______________? В.п.___________? ______________?
Р.п.___________? ______________? Т.п.___________? ______________?
Д.п.___________? ______________? П.п.___________? ______________?
Часть 2.
Задание 1. Определи склонение существительных.
____ скл.
____ скл.
____ скл.
столица
праздник
мать
дядя
дерево
мышь
зарядка
иней
скатерть
Задание 2. Определи склонение и падеж выделенных существительных.
Весной появились листочки на яблоне. - (1-е скл., П.п.).
Хвоя растёт на ели. - ____________
Ваза с цветами стояла на столе. - ____________
Задание 3. Вставь пропущенные окончания. Укажи склонение и падеж.
Готовит на кухне – (1-е скл., П.п.)
Салат из морков_ – __________________________________
Блинчики с мяс__ – __________________________________
Задание 4. Исправь ошибки в предложениях.
Сова ночью рассмотрит мышка. – Сова ночью рассмотрит мышку
.
На автомобиле мы доехали до пристань. –
_____________________________________
Мы долго сидели на палуба. –
_________________________________________________
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах. Проверяй себя
по словарю.
К_ртон, зап_д, г_р_зонт, орд_н, к_ло_ _а, к_ _ _екция, с_лют.
8. Контрольная работа по теме
«Предложение» 5 класс
Проверяемые знания и умения обучающихся.
Знать:
главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
второстепенные члены предложения (без конкретизации);
что такое распространённое и нераспространённое предложение;
что такое однородные члены предложения;
правило расстановки запятых при однородных членах предложения.
Уметь:
ставить вопросы к словам в предложении; выделять и называть
главные и второстепенные члены предложения;
составлять предложения, распространять их; устанавливать связь
между словами в предложении; правильно расставлять знаки препинания
в предложениях с однородными членами.
Контрольная работа по теме
«Предложение» 5 класс
Вариант 1
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1.
Главные члены предложения – это____________________ и
___________________.
2.
Все члены предложения кроме подлежащего и сказуемого являются
___________________________.
3.
Слова в предложении, которые отвечают на один и тот же вопрос и
относятся к одному и тому же слову в предложении называются
____________________________________________.
4.
Между однородными членами ставятся ________________________.
Часть 2.
Задание 1. Составь распространённые предложения, используя слова в
скобках. Подчеркни подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя чертами.
Наступило утро (чудесный). - Наступило чудесное утро.
Ребята приехали (лагерь, в).
_________________________________________________
Они разделись и бегут (речка, к).
_______________________________________________
Задание 2. Подчеркни однородные члены предложения. Расставь знаки
препинания.
Запестрели цветами поля пригорки долины. Светлой струйкой ручейки вьются
пенятся и журчат. Чудесные серёжки свисают с веток осины орешника ольхи.
Задание 3. Выделенные словосочетания замени однородными членами
предложения. Расставь знаки препинания.
Ребята посадили в саду фруктовые деревья. –
Ребята посадили в саду
яблони, груши.
В огороде они посадили овощи. –
_______________________________________________
Школьники выращивают цветы. –
______________________________________________
Задание 4. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания.
Начинаются сильные м_розы сн_гопады метели и в_юги. З_мля реки _зёра и
кусты покрылись ровным слоем снега. Ледяной ветер дует в поле и в лесу.
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Б_нзин, в_рстак, ст_нок,
Контрольная работа по теме
«Предложение» 5 класс
Вариант 2
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1.
Подлежащее и сказуемое – это ______________________ члены
предложения.
2.
Все члены предложения кроме подлежащего и сказуемого являются
___________________________.
3.
Слова в предложении, которые отвечают на один и тот же вопрос и
относятся к одному и тому же слову в предложении называются
________________ членами преложения.
4.
Между однородными членами ставятся ________________________.
Часть 2.
Задание 1. Подчеркни подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя
чертами.
Наступило чудесное утро.
Ребята приехали в лагерь.
Они разделись и бегут к речке.
Задание 2. Расставь знаки препинания между однородными членами
предложения.
Запестрели цветами поля пригорки долины. Светлой струйкой ручейки
вьются пенятся и журчат. Чудесные серёжки свисают с веток осины
орешника ольхи.
Задание 3. Выделенные словосочетания замени однородными членами
предложения. Расставь знаки препинания.
Ребята посадили в саду фруктовые деревья. –
Ребята посадили в саду
яблони, груши.
В огороде они посадили овощи. –
_______________________________________________
Школьники выращивают цветы. –
______________________________________________
Задание 4. Вставь пропущенные буквы в словарных словах. Проверяй себя
по словарю.
Б_нзин, в_рстак, ст_нок,
Контрольное тестирование за год
Задачи:
а.) Выяснить уровень знаний учащихся по темам, изученным ими в 5
классе:
Фонетика-задание №1,2
Слово - задание № 4,5
Словосочетание - задание №3
Слова – антонимы - задание №6.
Имя существительное - задание №7,8,9
Предложение - задание №10.
б.) Коррекционная работа по формированию умения пользоваться ИКТ
(компьютером), работать с тестом.
Тест предполагает поле деятельности для каждого ребёнка, так как при
выполнении работы нужно обдумать ответ, а не бездумно подбирать их.
Такой вид работы может быть проведён как в начале урока, так и в конце
урока, и в качестве проверки материала по теме:" Имя существительное,
изучение которой отводится наибольшее количество времени.
1. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков:
а) конь; б)перья; в)ёжик;
2. Вставь Ъ:
а) под...летел; б)с...ёжился; в)об...явление;
3. Найди ошибки в словосочетаниях:
а) с большой мячиком;
б) у любимой мамы;
в) в новая куртка;
4. Подчеркни слова с корнем ЛЕС:
а) лестница; б) лесоповал; в) лесистый;
5. Подчеркни слова с корнем САД:
а) посадка; б) Садовникова; в садочек;
6. Найди слова с противоположным значением (антонимы):
а) большой-огромный; б) молодой-старый; в) сладкий-кислый;
7. Найди ошибку в окончании существительных:
а) в Сибире; б) в поли; в) на лошадке;
8. Подчеркни имена существительные мужского рода:
а) пальто; б) кофе; в) тюль;
9. Найди ошибку в расположении падежей:
Именительный падеж, Родительный падеж, Винительный падеж,
Предложный падеж, Дательный падеж, Творительный падеж.
10.Найди ошибку в предложении:
а) Света играла в куклу и надела на неё новое платье.
б) Рая вышила бисером икону и подарила младшая сестра.